Для коллег

Наталья Валерьевна Рыбина

Авторские методические разработки конспектов уроков, метапредметных занятий и презентаций

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В современноммирекрайневажноуметьбыстро реагировать налюбыеизменения, происходящие внашейжизни,атакжесамостоятельно находить,анализироватьиприменять информацию.Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни идеятельности наоснове прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.

Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как она пригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им в повседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связь математики с их будущей профессией, изменить их эмоционально-чувственное отношение к предмету позволяют задачи прикладного характера.

Поэтому важнейшей задачей, которая ставится перед учителем, является усиление прикладной направленностишкольныхкурсовматематики,т.е. увязка ихсодержания иметодовпреподаванияс практикой. Процесс обучения математике должен строиться не тольконаусвоенииосновнойпрограммы,но инаовладенииприкладнымиаспектамиматематики.

Поставленная задача требует изменений и в содержании деятельности на уроке. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют математическую грамотность учащихся.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.

Например, задача.  Мужчина и его дочь идут навстречу друг к другу, а собака Жучка бегает от одного к другому, пробегая 300 метров в минуту. Какое расстояние пробежит собака, если скорость мужчины 4км/ч, скорость его дочери 3 км/ч, а встретились они через 3 минуты после того как Жучка начала бегать?

Хочу сказать, что эта задача из ВПР для 5 класса. Дети начинают находить скорость сближения и другие ненужные действия. Лишь после поставленного вопроса: «Что нужно знать, для нахождения расстояния Жучки»?   Ученики отвечают: «Скорость и время. Да ведь мы это знаем!»- восклицают они. . А затем после паузы спрашивают: «А зачем в условии даны скорости мужчины и его дочери?  И сами же отвечают: «Эти условия были лишними». Сложная задача оказалась очень простой.

В практическом применении на уроках таких заданий будут навыки и умения школьников, позволяющие им находить информацию и критически её оценивать.

Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи, а такие задачи отличаются от учебных, так как приближены к реальной жизненной ситуации. Учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики.

Все знают, что занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету.Поэтому можно задачу из учебника связать с реальной жизненной ситуацией.И сейчас я Вам предлагаю это сделать.

Практическая часть (3 мин)

Предложите свои варианты формулировки задачи в контексте реальной жизненной ситуации.

Задача № 110. Докажите, что если медиана треугольника является его высотой, то треугольник равнобедренный. (Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.С. Атанасян и др.) (3 мин.).

Выступление

На уроке эта задача была сформулирована: «По дороге из школы Коля пошёл проводить своего друга Ваню. А Катя (его одноклассница) – Аню. Кто пройдёт большее расстояние до дома Катя или Коля?».

C:\Users\HP\Desktop\38e85c957018390da0c2287140f19f07-800x.jpg

Использование практических задачразвивает умение геометрической грамотности, анализа данных задачи, формирует умение пространственного воображенияи осознанного восприятие материала, развивает память и внимание, повышает интерес к изучаемому предмету. Способствует неформальному усвоению знаний по геометрии.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.

В своей работе я применяю технологию проблемного обучения.

Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.

Такими задачами являются задачи РЭШ.

Функции обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование математической грамотности учащихся в контексте становления субъектности подростков Формирование математической грамотности на уроках математики

Слайд 3

2+2 = ? + =

Слайд 4

Какие процессы могут описывать графики?

Слайд 5

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному , заинтересованному и мыслящему гражданину

Слайд 7

Cоздание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты Интеграция знаний: общие методологические подходы, выявление связей, аналогий Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения Оценочная самостоятельность школьников, задания на само и взаимооценку : кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

Слайд 8

Задача . Мужчина и его дочь идут навстречу друг к другу, а собака Жучка бегает от одного к другому, пробегая 300 метров в минуту. Какое расстояние пробежит собака, если скорость мужчины 4км/ч, скорость его дочери 3 км/ч, а встретились они через 3 минуты после того как Жучка начала бегать?

Слайд 9

По дороге из школы Коля пошёл проводить своего друга Ваню. А Катя (его одноклассница) – Аню. Кто пройдёт большее расстояние до дома Катя или Коля ?

Слайд 10

Ресурсы

Слайд 14

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.



Предварительный просмотр:

Конспект – сценария урока

УРОК ПО ТЕМЕ: «Формула» кредита, или как математика позволяет сделать правильный выбор финансовых услуг

Учитель: Рыбина Н.В.

учитель математики, МБОУ СОШ № 15

Пояснительная записка к уроку: выпускникам школы в современном мире необходимы знания финансовой грамотности, экономики, математики, которые могут определить их будущую профессию, успешно сдать ЕГЭ, а также принимать эффективные решения в реальной жизни.

Цель урока: научить с помощью математических методов делать выбор финансовых услуг (кредитов).

Данный урок позволяет повышать уровень финансовой грамотности подростков, от чего зависит как личное благополучие человека, так и благополучие государства. Урок построен так, что учащиеся постоянно осуществляют выбор: выбор алгоритма решения математической задачи, выбор финансовых услуг. Опыт такой деятельности способствует позитивному отношению подростков к задачному восприятию мира, как в учебной деятельности, так и в других жизненных сферах, а также нацеливают на поиск решения проблем и обоснование своего выбора.

Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством применения знаний и умений по финансовой грамотности при решении экономических задач, классификации данных задач по типам и методам их решения.

Планируемые результаты обучения:

- личностные результаты: 

  • умение обосновывать выбор финансовых инструментов для достижения личных целей с помощью математических расчетов.
  • мотивация к обучению через решение практических задач

- метапредметные результаты:

Познавательные. Формировать:

  • умение выбирать алгоритм решения задачи и его обосновывать;
  • умение формулировать выводы на основе математических расчетов;
  • сравнивать различные варианты решения финансовых проблем и делать выбор.

Регулятивные: формировать:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные: 

  • умение планировать учебное сотрудничество;
  • умение работать в паре и группе;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение обосновывать свою позицию и аргументировать ее.  

- предметные результаты: 

  • умения по решению задач, связанных с кредитами в рамках подготовки к ЕГЭ на профильном уровне;
  • овладение типологией задач с экономическим содержанием, основные способы их решения;
  • знание особенностей моделирования экономических процессов, умение реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием;

Воспитательные результаты данного урока можно оценить по трём уровням.

Первый уровень – знания: развитие экономических знаний  в области выбора финансовых услуг (кредитов) для достижения собственных целей, знание математических способов решения экономических задач.

Второй уровень – ценности:  получение школьником опыта стремления к росту социальной ответственности, к ценности выбора финансовых услуг.

Третий уровень – программа действий: получение опыта решения экономических задач, сравнение финансовых услуг в банках и микрофинансовых организаций, прогнозирование рисков экономического выбора.

Оборудование урока: раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

Технологическая карта урока

№ n/n

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

Организационный момент

1 мин

Вступительное слово

Слушают

Умение самоконтроля

2

Этап целеполагания. Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

4 мин

Организовывает погружение в проблему, подводит к актуальности умения решать экономические задачи

Учащиеся смотрят видео фрагмент

(с 0:21 до 2:31)

https://youtu.be/3IjWnQYuHu4

Обосновывают проблему. Формулируют цель урока.

 

Умение определять проблему,  ставить цель занятия

3

Открытие нового знания

Информационный блок

8 мин

Аналитический блок

7 мин

Указывает на два типа решения задач по расчету кредита

Комментирует  работу консультантов, организует проверку понимания материала учащимися, корректирует работу консультантов.

Организует парную работу с задачами. Инструктирует. Организует совместную проверку выполнения задачи.

Вступает в дискуссию по поводу выбора финансовых услуг на основе сделанных расчетов

Слушают, фиксируют

2 консультанта объясняют способы решения задачи

В парах знакомятся с задачей, выбирают способ решения задач, решают задачу, представляют решение и участвуют в обсуждении. Делают вывод о выборе финансовых услуг.

Анализ вариантов решения задачи

Умение взаимодействовать с учителем  сверстниками

Умение выбирать алгоритм решения задачи и его обосновывать,

Умение давать оценку решению задачи

Умение формулировать  вывод на основе математических расчетов

Сотрудничество в парах

4

Закрепление

14 мин

Организует индивидуальную  работу с задачами из открытого банка заданий ЕГЭ. Инструктирует. Организует совместную проверку выполнения задачи.

Организует групповую работу по  сравнению кредита в банке и займа в микрофинансовых организациях. Обсуждает риски выбора займа.  

Индивидуально решают задачи. Два учащихся решают у доски.  Проверяют решение,  оценивают правильность выполнения и участвуют в обсуждении

Делают вывод о выгоде дифференцированных платежей

На основе устного решения задачи в группе  сравнивают финансовые услуги в банках и микрофинансовых организациях.

Анализ

Умение корректировать собственную учебную деятельность,

Оценивать выполнение задачи

Умение формулировать  вывод на основе математических расчетов

Умение решать задачи в группах

Сравнивать варианты и делать выбор

Прогнозировать риски выбора финансовых услуг

5

Рефлексия

3 мин

Предлагает продолжить предложения. Задает вопросы, комментирует  затруднения, с которыми столкнулись ребята

Продолжают незаконченные предложения,  

Формирование адекватной самооценки учебных достижений.

6

Подведение итогов

2 мин

Организует обсуждение цитаты и выслушивает мнения учащихся

Анализируют цитату, высказывают собственное мнение

Оценка важности выбора финансовых услуг

7

Домашнее задание

1 мин

Инструктирует по выполнению задания

Фиксируют задание, задают уточняющие вопросы

Умение видеть учебную задачу

Приложения:

  1. Презентация.
  2. СПРАВОЧНИК «Методы решения экономических задач каждого типа»
  3. Задания для учащихся.
  4. В помощь учителю (решение заданий для учащихся).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формула» кредита, или как математика позволяет сделать правильный выбор финансовых услуг Долгосрочный кредит означает, что ты платишь тем меньше, чем больше ты платишь Маршалл Маклюэн

Слайд 2

1 тип . Выплаты кредита производятся равными платежами . Также к этому типу относятся задачи, в которых есть информация о платежах. Эта схема еще называется «аннуитет» 2 тип. Выплаты кредита подбираются так, что сумма долга уменьшается равномерно . А также относятся задачи, в которых есть информация об изменении суммы долга. Типология задач

Слайд 3

Решение задач на кредиты первого типа ( аннуитетные платежи) Пусть S – сумма кредита, n – количество платежных периодов, р – процент по кредиту, начисляемый банком. Коэффициент показывает, во сколько раз увеличивается сумма долга после начисления процентов. Сумма погашения кредита: ((( S⋅k−X )⋅ k−X )⋅ k−X )...⋅ k−X = 0 X - очередная выплата, n - число платёжных периодов. Раскроем скобки: S⋅k n − X⋅ (k n−1 +k n−2 +...+k 2 +k+1)=0 Для выражения в скобках можем применить формулу суммы геометрической прогрессии .

Слайд 4

Схема с дифференцированными платежами

Слайд 5

Продолжите фразу Я получил пользу от занятия, потому что .... Я принес пользу на занятии тем, что ... Я планирую решать экономические задачи на экзамене, потому что ... Я хочу поблагодарить сегодня ... за ...

Слайд 6

Всегда помните бессмертное высказывание: Берете вы чужие деньги и на время, а возвращать придется свои и навсегда .