Главные вкладки
Для педагогов
Полезные ссылки.
Сборник | |
Календарь победы | |
Традиции русского народа | |
Для приветственного круга | |
Азбука патриотизма | |
Танцевальная мозаика | |
Музыкально-дидактическая игра | |
Музыкально-ритмическая игра | |
Тематическое мероприятие поклонимся великим тем годам | |
Орф способ | |
Из истории развития ОРФ педагогики | |
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование методик орф-подхода в детском саду.
Данная работа посвящена основным технологиям Орф-педагогики, ее применению в ДОУ. Изучение этой темы является особенно интересным в связи с тем, что Орф-педагогика – одна из самых востребованных методик музыкального развития детей.
Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) разработал поистине уникальную авторскую систему, которая направлена на комплексное музыкальное развитие детей. Данная система относится к числу самых востребованных в современной педагогической практике, в особенности в аспекте развития чувства ритма.
Орф-педагогика является сферой музыкальной педагогики, где совместно с музыкальным развитием решаются важные коммуникативные, социальные задачи. Можно выделить следующие базовые принципы Орф-педагогики:
- Креативность, данный принцип подразумевает процессы сотворчества, созидания, доверительного отношения между взрослым и ребенком в процессе обучения.
Занятие в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие:
- движение и танец (традиционный и художественный);
- ритмические упражнения (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
- пение в синтезе с ритмическими упражнениями, движениями, игрой на музыкальном инструменте;
- речевые упражнения,
- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Орф-занятие предполагает обязательное использование следующих инструментов:
- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
- ксилофоны.
В качестве музыкальных инструментов можно также использовать шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы, издающие те или иные звуки. Многое зависит как от фантазии и креативности воспитателя, так и от самих детей.
Итак, в первую очередь обратимся к такой технологии, как ритмизованная речь. Ритмизированная речь занимает важное место в музыкальных занятиях, стимулирует мотивацию, интерес детей. На занятиях с применением элементов Орф–педагогики ритмованные созвучия и речевой ритм способствуют развитию фантазии, у детей рождается интерес к речи, к звукообразованию, к богатым оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. На занятиях используются детские стишки и считалочки, которые детям легко запоминать. Важно обращать внимание на то, чтобы дети ясно и четко произносили слова, чтобы интонация была естественная.
Развитие чувства ритма речевые игры и упражнения по Орф-технологии служат прекрасным средством развития интонационного слуха, открывают перед ребенком разнообразие динамических оттенков и темпов.
Занятия по методике Орфа обязательно включают в себя ритмические движения под музыку, так реализуется важная задача – развивается динамика
движений, их выразительность. Орф предлагал различные движения под музыку, например, круговые движения, элементы ходьбы, активные движения, прыжки и т.д. Для выработки и становления чувства ритма используется и такой интересный метод, как «вербальный эквивалент». Основой этого метода является усвоение ритма через звучащее слово, например, это может быть ассоциация определенного ритма или ритмической последовательности со словом кошечка и т.п. Главная цель движения под музыку заключается в том, чтобы формировать у ребенка восприятие музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке, как результат, это способствует становлению чувства ритма.
Также интересно и другое упражнение Орфа, которое называется – эхо. Оно основано на том, что ребенок повторяет ритм, заданный педагогом.
Далее переходим к играм с инструментами.
Данному виду деятельности Орф также придавал большую значимость, полагая, что игра на инструменте позволяет ребенку открыть для себя тонкости темпа, ритма, динамики. Кроме того, Орф-педагогика подразумевает, что дети играют в ансамбле, таким образом, они учатся взаимодействию друг с другом, учатся слышать друг друга, импровизировать.
Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности, а также в целом повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах помогает преодолеть многие детские психологические проблемы, такие как излишняя застенчивость, скованность. Наконец, расширение музыкального воспитания ребёнка также невозможно себе представить без обучения игре на детских музыкальных инструментах. Важно отметить, что в процессе игры на том или ином музыкальном инструменте мы получаем возможность творческого самовыражения, ведь в игре ярко проявляются индивидуальные черты исполнителя. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию и совершенствованию творческих и музыкальных способностей детей.
Орф отмечал, что творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей искусству различения тембрового звучания инструментов.
Тем не менее, перед началом обучения игре на музыкальном инструменте Орф предлагал обязательно поработать над таким упражнением, как звучащие жесты. Звучащие жесты являются первыми и самыми органичными инструментами человека. Звучащие жесты – это как бы игра с собственным телом (хлопки, постукивания, шлепки, щелчки и т.п.). Затем звучащие жесты становятся аккомпанементом для пения и танцев, то есть, мы снова так или иначе возвращаемся к главному принципу Орф-педагогики – синтезу.
В современной практике ДОУ обучение детей игре на музыкальных инструментах в начале часто проводится в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии). Используя музыкальные инструменты, дети дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки. На данном этапе обучения можно использовать не только попевки, но и русские народные песни, поскольку русские народные песни – это бесценный народный фольклор, роль которого в нравственном воспитании весьма велика. Наиболее музыкально одарённых и физически развитых детей можно начать знакомить с аккордеоном и баяном (данные инструменты можно включить в различные музыкально-дидактические игры).
Правильный подход песенного репертуара дает возможность решения многих задач воспитательного и образовательного характера. При работе с ребятами старшей группы можно выбирать разнообразные песни, направленные на развитие мелодического слуха, певческого голоса, в этом возрасте важно научить детей петь плавно, без напряжения. Соответственно, можно выбрать следующие песни: русская народная «Бай, качи-качи» или «По малину в сад пойдем» А. Филиппенко. Нельзя отказываться и от песен веселых, подвижных, поскольку они помогают вырабатывать легкий, подвижный звук, например, «Песня про елочку» Е. Тиличеевой.
С детьми старшего дошкольного возраста следует уделить большое внимание развитию певческого дыхания, чтобы музыкальные фразы были выстроенными и равномерными. «Гуси-гусенята» Ан. Александрова и т.п. В старшей группе важно дать понять детям, что необходимо точно соблюдать все динамические и темповые изменения, соблюдать указания композитора.
В современной практике ДОУ можно проводить и различные «игры голосом», совместно с ритмизованными движениями.
Наконец, рассмотрим такую технологию, как элементарный музыкальный театр. Данная технология является интегративной игровой формой деятельности, которая базируется на одновременном воздействии музыки, движения, танца, речи, художественного образа в игре.
В практике современного ДОУ используютсяигротренинги, которые помогают не только решать развивающие задачи, но и сделать досуг детей полезным, увлекательным, наполненным музыкой и творчеством.
Например, дети могут попробовать музыкально озвучить сказку «Теремок», используя шумовые инструменты: теремок – ложки, тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился – тутти.
В заключении можно сказать что, популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания. Данная система имеет все необходимые качества, позволяющие успешно ее применять в условиях ДОУ: гибкость, универсальность, синтетичность. Кроме того, огромным достоинством Орф-педагогики можно считать факт возможности ее успешного сочетания с иными музыкально-педагогическими концепциями как отечественных, так и зарубежных педагогов.
_________________________
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие чувства ритма у детей через
музыкально-речевые игры»
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал. Как говорила К.В. Тарасова, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. НО хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов!!!
Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Словесно - ритмические игры:
Игры с именами
* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)
* «Назови и прохлопай своё имя ласково»
* «Угадай своё имя по хлопкам».
* «Назови и прохлопай имя своего друга»
* «Придумай ритмичные движения к своему имени»
Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д.
Ритмическое озвучивание стихов
* Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).
Ритмические игры с предметами
Здесь можно применять игры и упражнения:
- с деревянными палочками, кубиками, картинками;
(прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).
- с музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки; сказки-шумелки; озвучивание песенок-потешек; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов произведений классического и народного репертуара).
Игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении:
Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.
Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения, можно использовать как самомассаж и массаж в парах);
Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.
Пальчиковые игры, в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению;
Ритмические танцы
Ритмические импровизации, в которых нужно придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке, музыке; придумать комбинацию ритмичных движений)
Игры на развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста
Игра «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хисмитуллиной.
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп! (Показывают ладошки-хлопают)
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ! (Топают)
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх! (Надувают щёчки)
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (Вытягивают губки)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (Стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (Нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет! («передают приветы»)
Игра «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! (Шагают)
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! (Бегут)
Ножки, ножки, танцевали? (Выставляют пяточку «правую»)
Танцевали, танцевали! (Выставляют пяточку «левую»)
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали!
Игра «ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ»
l. Шла коза на каблуках. ( Шагают)
Ах! Ах!
В модных красных сапогах.
Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, (Ускоряется ритм шагов в два раза)
Чок, чок, чок.
Поломала каблучок.
Ох! Топают ногой и останавливаются.
2. Вот коза на одной ножке (Прыгают на одной ножке)
Прыг-скок, прыг-скок,
Поскакала по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок,
Чок,чок, чок, чок .
Вновь сломала каблучок.
Ох! Топают ногой и останавливаются…
З. Вот коза сняла сапожки, (Переменные шлепки ладошек по коленям
Так-так, так-так.
Побежала по дорожке.
Так-так, так-так.
Стала прыгать высоко (Удары обеих ладошек по коленям)
Их- вох! Их- вох!
Как без каблуков легко!
Их- вох!
Игра «ЁЖИК»
Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежик сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, - да, да, да. (Идут по кругу)
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. (хлопки)
Не умел он топать - (качают головой)
Топ-топ-топ. (притопы)
Не умел он прыгать - (качают головой)
Прыг- прыг-прыг. (прыжки на двух ногах)
Только носом шмыгал - (качают головой)
Шмыг-шмыг-шмыг. (показывают пальчиком нос)
В лес ребята приходили, - да, да ,да.
И ежа плясать учили,- да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг .
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг!
Игра «ДОЖДИК»
Игру можно исполнять с колокольчиками - на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных встряхивания погремушки (или колокольчика).
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите –
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите –
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!
А уйду - тогда гуляйте ...
Бом ... Бом ... Бом ...
Источник: https://edu-time.ru/pub/124122
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей (законных представителей)
«Воспитание чувства любви к малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же, как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.
Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?
Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл. А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам детского сада.
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?
Знакомство с родным городом пробуждает у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.
В детском саду ознакомление с малой Родиной осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. Гуляя по улицам своего города можно обращать внимание ребенка на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять?
Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
Где вы бываете с ребёнком в свободное время?
Знакомите ли с достопримечательностями родного города?
Уважаемые родители, помните, что знакомство с родным краем:
- расширяет кругозор детей,
- формирует интерес к прошлому и настоящему,
- развивает воображение и фантазию,
- приобщает к культуре,
- развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира,
- развивает познавательную активность.
Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма.
Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве.
Займитесь практической деятельностью, раскрасьте лист бумаги в цвета Российского флага, в доступной для ребенка форме, расскажите о значении каждого из цветов. Будет интересно раскрасить матрешку и попутно рассказать о том, что это один из главных символов России. Девочкам вместе с мамой можно приготовить какие-то национальные блюда, например – блины. Мальчикам можно рассказать о русских народных ремеслах и предложить что-нибудь смастерить вместе с папой.
В этом возрасте ребенок становится способным к запоминанию стихов. Поэтому следует выбрать и выучить небольшое стихотворение о нашей Родине.
Поощряйте любознательность и интерес! Развивайте чувство любви и уважения у ребенка к своей малой Родине!
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Применение элементов орф-педагогики
в развитии музыкальных способностей детей»
Орф-педагогикой называется особый подход к обучению детей музыке, а точнее к музыкальному развитию детей раннего возраста. Этот подход носит имя своего основателя — немецкого музыканта и композитора Карла Орфа (1895-1982).
Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка.
Суть орф-педагогики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения. Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.
Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые педагогом, позволяют практически решить один из “вечных” вопросов нашей музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Детские импровизации на Орф-уроке являются коллективными. Именно эта их способность позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо, от уровня его музыкальных способностей. Соединение музыки, слова и движения побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
Данный подход подразумевает создание на занятиях особой атмосферы, способствующей развитию увлечённости, внутреннего комфорта, чувства закрепощенности. Один из способов создания такой атмосферы – широкое применение коммуникативно-двигательных игр, которые могут проходить как с музыкой, так и без неё. Эти игры психологические, побуждающие к совместным действиям, сближающие детей, устанавливающие тонкую психологическую связь, желание быть вместе. Дети учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Элементы орф-педагогики направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Это:
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа. У речи и у музыки 10 общих средств выразительности: динамика, темп, тембр, характер, регистр и т.д. В музыке, в отличии от речи есть своё только лад и гармония.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например “Теремок”. Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать сказку. Предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть. Можно сделать список “действующих персонажей”, например: теремок – ложки, тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился – тутти.
Давайте подведём итог, чем же так хорош орф-подход и что он даёт для раннего развития ребёнка.
1) орф-подход имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше
2) орф-подход основан на игре, на импровизации, а значит даёт возможность ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать
3) орф-занятие построено на сочетании ритма, речи и движения, что играет ключевую роль в развитии речи ребёнка
4) орф-занятия помогают развивать и укреплять руки (плечо — барабан, локоть — ксилофон, кисть — фортепиано)
5) орф-подход помогает развивать в ребёнке эстетический вкус, образное мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе
Источник: http://sdetmi.livejournal.com/9909.html/ https://posidpo.ru/ispolzovanie-elementov-sistemyi-karla-orfa-v-razvitii-muzyikalnyih-sposobnostey-detey/
Предварительный просмотр:
«Формирование музыкально-творческих способностей
у детей дошкольного возраста».
(музыкальный руководитель Унтон Л.В.)
Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.
В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б.М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке. Согласно мнению Н.А.
Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.
Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б.Л. Яворского. Основные положения его работ следующие:
— все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;
— важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;
— педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.
Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:
— накопление впечатлений;
— выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных,
речевых направлениях;
— двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;
— создание собственных композиций, которые являются отражением
Художественного впечатления: литературного, музыкального,
изобразительного, пластического;
— собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).
Идеи Б.Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.
Исследуя музыкальное творчество, Б.В. Асафьев писал: «...единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует... потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвлённее, чем кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т.е. на музыкальный материал».
Излагая теоретические положения о творческой деятельности, Б.В. Асафьев дает методические рекомендации, касающиеся развития музыкального творчества детей.
Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:
— оригинальность движений;
— эмоциональность при воплощении игрового образа;
— наличие выразительных средств для воплощения образа;
— гибкость при принятии решений;
— умение находить нестандартные решения творческих задач.
Что же считается основным в обучении творчеству? Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.
Условия формирования детского музыкального творчества
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме.
Развивая творческие способности детей, мы развиваем, индивидуальные способности каждого ребенка.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности.
Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах.
Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее
содержание. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Работу по формированию творческих способностей необходимо вести в системе. При построении системы работы по формированию творческих способностей детей следует учитывать синтетическую природу детского музыкального творчества и этапы его развития.
Цель: Развитие личности дошкольника в совокупности интегративных качеств средствами разных видов искусств, которые выражаются в художественно – эстетическом отношении к окружающему, в потребности проявлять себя в творческой деятельности и в способах творческой самореализации воспитанников.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти творческого воображения, креативного мышления;
• Развитие эстетического сознания, предполагающее творческое отношение к миру, проявляющееся у воспитанника в позиции созидателя, а также осознание элементарных законов художественно-творческой деятельности;
• Развитие эмоциональных, творческих, музыкально – эстетических качеств личности ребенка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.
Воспитывающие:
• Формирование музыкального вкуса, эстетического осознания шедевров мировой классики;
• Воспитание интереса к разным видам музыкального творчества.
Обучающие:
Обучение приемам творческой деятельности;
Формирование знаний о средствах художественной выразительности; Формирование знаний о видах музыкально – творческой деятельности
и специфических для каждого из них изобразительных средствах.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
• восприятие:
- восприятие музыки, специально созданной для слушания;
- восприятие музыки в связи с ее исполнением;
- музыкально-дидактические игры.
• исполнительство:
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах.
• творчество:
- песенное творчество;
- музыкально-игровое и танцевальное творчество;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
• музыкально-образовательная деятельность:
- знания общего характера;
- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Наиболее приспособлены для приобщения к миру прекрасного дети дошкольного возраста. Каждый вид искусства, будь то музыка или живопись, несет в себе ценность художественно- эстетического воспитания. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать – тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.
«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»- говорил Бетховен. Чередование различных видов деятельности с музыкальной деятельностью требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и способности проявления волевых качеств, творческой индивидуальности.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Существует хорошо апробированная традиционная структура занятий, как по музыкальной деятельности, так и по другим видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, развитию речи и т.д.
Наряду с этим в последние годы появилась тенденция к интеграции в педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами интеграции, музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены работы таких заслуженных педагогов, как Т.Н. Доронова, А.И.Буренина,
Н.А.Ветлугина, Л.Н.Алексеева, М.Л.Петрова, О.П.Радынова, Т.Г.Рубан, К.В.Тарасова, Л.В.Школяр, Т.Э.Тютюнникова и др.
Существует множество методик музыкально- эстетического развития детей, их художественных способностей. Однако на практике приоритет отдается не сочетанию разных видов художественной деятельности, а какому-то одному виду. В преодолении названных тенденций видную роль в формировании интегрированных принципов сыграли зарубежные композиторы: Б.Бриттен, К.Орф, З.Кодай, П.Хиндемиш и отечественные: Ц.Кюи, А.Гречанинов, М.Красев, М.Коваль, Д.Кабалевский, М.Минков и др.
В последнее время появилось много нового, увлекательного и доступного музыкального материала, который может поднять на новый уровень творческое развитие детей.
Таким образом, развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
______________________________
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Музыка тела» или телесная перкуссия»
Body percussion – телесная перкуссия или «музыка тела». Это вид творчества, где музыка и ритм создаются без каких-либо инструментов: лишь с помощью голоса, хлопков, щелчков и ударов ногами.
Чем же она нам полезна?
- Открывает новое и неизведанное о своем теле.
- Помогает раскрепоститься и снять напряжение в теле. А как известно, телесные зажимы вызываются эмоциональными переживаниями (не выраженными, «замороженными» в теле).
- Развивает чувство ритма (специальное музыкальное образование при этом не требуется).
- Повышает настроение, а как следствие, сопротивляемость организма неблагоприятным факторам среды.
- Повышает самооценку и уверенность в себе (опосредовано, конечно).
- Сближает и обучает новому способу общения — невербальному (бессловесному) контакту и т.д.
Жизнь современного человека, особенно городского жителя, насыщена стрессовыми ситуациями. Как проявляется стресс в теле? Мышечными зажимами. Что происходит с телом, когда мы начинаем хлопать в ладоши, топать ногами или выкрикивать? Догадались? ДА!!! Оно расслабляется!!! Боди перкуссия — один из способов помочь своему телу быть расслабленным, а значит ЗДОРОВЫМ!
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф.
Так родилась система "Body Percussion" (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей. Данная техника помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя.
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки) :
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». (Примеры BodyPercussion мы видим в детской игре «Ладушки»).
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
Речевые игры в технике "Body Percussion"
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
2. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучИцы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (качают руками)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)
А скорее догоняет! (Убегают от дождика)
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-body-percussion-bodi-perkusija-v-muzykalnoi-dejatelnosti-doshkolnikov.html