Тесты по экологии 10 класс


Предварительный просмотр:

Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и охрана

1 вариант

  1. Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры — это важное природоохранное мероприятие.
  2. Как необходимо проводить вспашку почвы (или формирование грядок) на склоне, чтобы предотвратить почвенную эрозию? Выберите правильный ответ:

а) вдоль склона;

б) поперек склона;

в) по диагонали склона.

Обоснуйте выбранный ответ.

  1. Выберите правильное утверждение. Эрозию почвы можно уменьшить при помощи:

а) посадки защитных полос;

б) распашки поперек склона;

в) постоянного поддержания растительного покрова;

г) всех перечисленных факторов.

  1. Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:

1) переход на малоотходные технологии;

2) организация заказников и заповедников;

3) безотвальная и плоекорезная вспашка;

4) вспашка поперек склонов;

5) регулирование снеготаяния;

6) борьба с загрязнением воды, воздуха;

7) создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных полос;

8) обработка почвы с оборотом пласта;

9) плужная обработка почвы;

10) применение тяжелой техники при обработке почвы;

11) строительство противоэрозионных прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;

12) строительство земляных валов;

13) строительство водоотводящих каналов.

Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и охрана

2 вариант

  1. В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самые плодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е гг. XX в: в СССР и Канаде проводилось освоение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Что вам известно об этом? Почему некоторые ученые выступали против распашки степей и использования их для выращивания сельскохозяйственных культур? Какие факторы являются лимитирующими для выращивания сельскохозяйственных растений в степных районах? К каким последствиям может привести частая обработка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?
  2. Ответьте на вопросы: А. Что защищает почву от ветровой эрозии? Какова роль многолетних трав в защите почвы от эрозии? Б. Почему в степных условиях рекомендуется безотвальная вспашка?
  3. Докажите на конкретных примерах связь продовольственной проблемы с проблемой деградации почв.
  4. Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:

1) переход на малоотходные технологии;

2) организация заказников и заповедников;

3) безотвальная и плоекорезная вспашка;

4) вспашка поперек склонов;

5) регулирование снеготаяния;

6) борьба с загрязнением воды, воздуха;

7) создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных полос;

8) обработка почвы с оборотом пласта;

9) плужная обработка почвы;

10) применение тяжелой техники при обработке почвы;

11) строительство противоэрозионных прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;

12) строительство земляных валов;

13) строительство водоотводящих каналов.



Предварительный просмотр:

Тест. Охрана почв, растительности, животного мира.

I вариант

  1. Как называются атмосферные явления, при которых воздух теряет прозрачность от пыли?
  2. Каковы зональные мероприятия по борьбе с эрозией?
  3. Чем определяется плодородие почвы?
  4. В связи с проблемами химического загрязнения среды, какие методы борьбы с вредителями и болезнями растений являются наиболее перспективными?
  5. Какова космическая роль растений на Земле?
  6. Слабое возобновление лесов после рубки часто связано с…
  7. Как называется искусственное расселение вида в сообществах, где он раньше обитал?
  8. Какие запреты предусмотрены законами об охоте?
  9. Почему сохранение каждого вида необходимо для устойчивого существования биосферы?

Тест. Охрана почв, растительности, животного мира.

II вариант

  1. Что такое почва?
  2. Какие почвы являются более плодородными?
  3. Как называется процесс разрушения и выноса плодородного слоя почвы водой и ветром?
  4. Как можно поддержать естественное плодородие почвы?
  5. Каково значение зеленых насаждений в городе?
  6. Какой период существования лесов на Земле предсказывают ученые при современных темпах их вырубки?
  7. Какие леса следует рубить при правильном ведении лесного хозяйства?
  8. Каково значение животных для человека?
  9. Как называются виды животных, численность которых еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может привести к их исчезновению?

Тест. Охрана почв, растительности, животного мира.

II вариант

  1. Что такое почва?
  2. Какие почвы являются более плодородными?
  3. Как называется процесс разрушения и выноса плодородного слоя почвы водой и ветром?
  4. Как можно поддержать естественное плодородие почвы?
  5. Каково значение зеленых насаждений в городе?
  6. Какой период существования лесов на Земле предсказывают ученые при современных темпах их вырубки?
  7. Какие леса следует рубить при правильном ведении лесного хозяйства?
  8. Каково значение животных для человека?
  9. Как называются виды животных, численность которых еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может привести к их исчезновению?


Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: «Современное состояние и охрана атмосферы»

I вариант

  1. Выберите правильное утверждение. В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота;                 г) углеводородов;

б) кислорода;         д)аргона.

в) углекислого газа;

  1. Какова причина возникновения «озоновых дыр»? Выберите правильный ответ:

а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;

б) увеличение выбросов в атмосферу пыли;

в) увеличение выбросов в атмосферу фреонов;

г) уменьшение в атмосфере доли кислорода.

  1. Назовите газ атмосферы Земли, доля которого увеличивается вследствие деятельности человека.
  2. Выберите правильные утверждения. На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе следующих процессов:

а) горения;                 г) дыхания;

б) брожения;                 д) разложения;

в) окисления;         е) восстановления.

  1. Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.

Проверочная работа по теме: «Современное состояние и охрана атмосферы»

II вариант

  1. Выберите правильные утверждения. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит:

а) к понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) к повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

г) к отравлению организмов;

д) к увеличению радиационного фона на Земле.

  1. Доля какого газа атмосферы Земли по вине человека уменьшается? Выберите правильный ответ:

а) аргона (Аг);                 г) диоксида азота (N02);

б) кислорода (02);                 д) диоксида серы (S02).

в) диоксида углерода (С02);

  1. Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности.
  2. Выберите правильное утверждение. Озоновый слой находится:

а) в нижнем слое атмосферы;       в) в верхнем слое океана;

б) в верхнем слое атмосферы;      г) на глубине океана.

  1. Накопление в атмосфере парниковых газов (углекислого и др.) является опасным для всех стран. Выберите из списка одну первоочередную природоохранную задачу для экономически развитой Германии (А) и другую — для экономически слабо развитой Эфиопии (Б), выполнение которой будет способствовать ослаблению парникового эффекта:

а) запретить охоту;

б) прекратить строительство промышленных теплиц по выращиванию овощей;

в) прекратить уничтожение лесов;

г) уменьшить сжигание нефтепродуктов;

д) уменьшить поступление в атмосферу фреонов;

е) противостоять процессу роста городов.

Объясните свой выбор.

Заполните таблицу «Основные загрязнители воздуха и их воздействие на природу и человека». В центральную колонку впишите основные источники, выделяющие атмосферные загрязнители (выбрать из списка), в правой колонке опишите опасность, которую представляют эти вещества для природы и человека.

Источники, выделяющие атмосферные загрязнители: транспорт; цементные заводы; аварии на атомных реакторах; производство, на котором сжигаются уголь, сланцы, нефтепродукты, торф; производство атомного оружия; производство железа, меди, серной кислоты, азотной кислоты; тепловые станции и электростанции, работающие на угле, торфе и мазуте; взрывы атомных и водородных бомб.

Основные загрязнители воздуха и их воздействие на природу и человека

Вещества, загрязняющие атмосферу

Основные источники загрязнений

Воздействие загрязнителей на природу и человека

Оксиды углерода (СО, С02)

Оксиды серы (S03, S02)

Оксиды азота (NO, N02)

Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.)

Радиоактивные вещества

Заполните таблицу «Основные загрязнители воздуха и их воздействие на природу и человека». В центральную колонку впишите основные источники, выделяющие атмосферные загрязнители (выбрать из списка), в правой колонке опишите опасность, которую представляют эти вещества для природы и человека.

Источники, выделяющие атмосферные загрязнители: транспорт; цементные заводы; аварии на атомных реакторах; производство, на котором сжигаются уголь, сланцы, нефтепродукты, торф; производство атомного оружия; производство железа, меди, серной кислоты, азотной кислоты; тепловые станции и электростанции, работающие на угле, торфе и мазуте; взрывы атомных и водородных бомб.

Основные загрязнители воздуха и их воздействие на природу и человека

Вещества, загрязняющие атмосферу

Основные источники загрязнений

Воздействие загрязнителей на природу и человека

Оксиды углерода (СО, С02)

Оксиды серы (S03, S02)

Оксиды азота (NO, N02)

Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.)

Радиоактивные вещества



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

I  вариант

  1. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды.
  2. Зимой для таяния ледяной корки на дорогах используют соль. Это способствует значительному сокращению дорожно-транспортных происшествий. Опишите, какие изменения происходят в водоемах и в почве рядом с дорогой. Как и почему может измениться состояние деревьев и травы в придорожной зоне?
  3. Укажите, где накапливаются уносимые с полей химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве.
  4. Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных.
  5. Опишите, в чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений.
  6. Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги; использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т. д.). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Почему в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы?

Тест по теме: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

II вариант

  1. Перечислите отрасли хозяйства — основные потребители пресной воды.
  2. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. до н. э., содержится 0,0004 мкг свинца на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше, а образовавшиеся в 1969г. содержат 0,2 мкг свинца на 1 кг льда, то есть в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает во льды Гренландии. Объясните, почему содержание свинца во льдах растет.
  3. Объясните, почему химические вещества, используемые для обработки полей, обнаруживают в рыбе, вылавливаемой в ближайшем пруду (озере, реке).
  4. Озеро находится в сельской местности. Промышленных предприятий вокруг нет. Можем ли мы быть уверенными, что вода этого озера не содержит вредных веществ?
  5. Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая экономические и экологические последствия) этот снег? Выберите правильный ответ:

а) на поле;                         в) в специально вырытый котлован;

б) в реку или озеро;                 г) в любое место.

Обоснуйте выбранный ответ.

  1. Океан — обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему бы в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения: принимаете вы это предложение или отвергаете его.



Предварительный просмотр:

Тест 10 класс 1 вариант

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

  1. Под охраной природы понимают:

а)        науку о закономерностях защиты природы от антропогенного фактора;

б)        науку о законах, связанных с глобальными экологическими проблемами выживания человека на планете;

в)        систему мероприятий, обеспечивающих возможность сохранения ресурсо- и средовоспроизводящих функций природы, генофонда, а также невозобновимых природных
ресурсов;

г)        систему контроля (наблюдения) за состоянием природной среды.

  1. Наиболее важными проблемами охраны природы являются:

а)        соблюдение населением противопожарных требований и санитарно-гигиенических норм общежития;

б)        соблюдение и контроль за состоянием среды своего края, района;

в)        охрана экосистем и ландшафтов, охрана атмосферы и вод, глобальный мониторинг антропогенных загрязнителей;

г)        охрана лугов и пастбищ, лесов и рек.

  1. Отходы подразделяют на следующие группы:

а)        производственные, сельскохозяйственные, строительные, бытовые, производственного потребления;

б)        горнопромышленные, медицинские, пищевые, сырьевые:

в)        оборонные, радиоактивные, городские, энергетические:

г)        естественные, искусственные, вторичные, третичные.

  1. К неисчерпаемым относят ресурсы:

а)        нефть, каменный уголь, различные руды;

б)        почву, растительность, минеральные соли;

в)        водные и климатические;

г)        животный и растительный мир.

  1. Биологическую очистку сточных вод в искусственных условиях производят при помощи:

а)        полей орошения;

б)        полей фильтрации;

в)        отстойников, сит, решеток и других фильтров;

г)        аэротенков.

  1. Природными загрязнителями атмосферы могут быть действующие вулканы, выбрасывающие такие газы, как:

а)        хлор, угарный газ, меркаптан;

б)        метан, углекислый газ, сероводород, сернистый газ, аммиак;

в)        фтор, бром, озон, радон;

г)        хлорфторуглерод, инертные газы.

  1. Химическая очистка сточных вод означает:

а)        использование различных фильтров, сит и отстойников;

б)        добавление различных реагентов, способных образовать осадок, в который переходят загрязняющие вещества из коллоидных и истинных растворов;

            в) использование аэротенков;

        г)        использование полей орошения.

  1. Наиболее сильное обострение легочных и сердечных заболеваний, вызванных смогом, было зафиксировано в городе:

а)        Чикаго в 1970 г.;

б)        Берлине в 1930 г.;

в)        Лондоне в 1952 г.;

г)        Нью-Йорке в 1962 г.

  1. К методам борьбы с загрязнением водной среды, которое вызвано разливом нефти, нельзя отнести:

а)        химическое рассеивание нефтяного пятна;

б)        оседание нефти на дно;

в)        ограждение пятна нефти;

г)        посыпание нефтяного пятна одноклеточными водорослями с целью его поглощения.

  1. Уменьшение стока рек и понижение уровня грунтовых вод в средних широтах, как правило, вызвано:

а)        резким изменением климата;

б)        вырубкой лесов и осушением болот;

в)        изменением глобального круговорота воды;

г)        забором воды на нужды промышленных предприятий.

  1. Тепловые выбросы в атмосферу происходят во время:

а)        потребления энергии;

б)        получения энергии;

в)        извержения вулканов;

г)        потребления и получения энергии.

Тест 10 класс 2 вариант

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

  1. Важными принципами охраны природы являются:

а)        профилактичность, комплексность, повсеместность;

б)        историзм, системность, воспитательность;

в)        познавательность, практичность, всеобщность;

г)        необходимость, наглядность, познаваемость.

  1. Сэкономить сырье и снизить загрязнение среды на 25 гс можно путем:

а)        получения стали и чугуна искусственным образом (синтезом);

б)        получения стали и чугуна из обогащенных руд;

в)        получения стали из металлолома;

г)        получения бумаги и картона из древесины.

  1. Наибольшей способностью к поглощению атмосферных загрязнителей антропогенного происхождения (газов и пыли) обладают:

а)        луга и пастбища;

б)        поля и полупустыни;

в)        реки и другие наземные водоемы, кроме болот;

г)        леса.

  1. Главным химическим загрязнителем атмосферы является

а)        цементная пыль;

б)        сернистый газ;

в)        углекислый газ;

г)        угарный газ.

  1. Система экологической безопасности, кроме технических и медицинских мер, также включает образование, воспитание и экономические мероприятия, но это не полный перечень компонентов — еще необходимо назвать:

а)        меры по технике личной и общественной безопасности;

б)        законодательные меры;

в)        организационные меры;

г)        производственные меры.

  1. Поля ассенизации, орошения и фильтрации являются формами очистки сточных вод:

а)        механическими методами;

б)        химическими методами;

в)        биологическими методами;

г)        физико-химическими методами.

  1. Выпадение кислотных дождей в основном связано с наличием в атмосфере таких соединений, как:

а)        оксиды металлов и серы;

б)        диоксид серы и оксиды азота;

в)        угольная и фосфорная кислоты;

г)        углеводороды и фреоны.

  1. К природным загрязнениям относят выбросы:

а)        тепловых станций;

б)        машин;

в)        фабрик;

г)        вулканов.

  1. Причиной выпадения кислотных дождей является поступление в атмосферу выбросов промышленных предприятий и тепловых электростанций, которые содержат следующие соединение:

а)        азотную кислоту;

б)        сернистый газ;

в)        углекислоту;

г)        фосфорную кислоту.

  1. Разливы нефти в океане представляют опасность для птиц потому, что:

а)        перья начинают задерживать тепло, и животные гибнут от перегрева;

б)        животные становятся слишком заметны для хищников и теряют способность хорошо видеть;

в)        перья перестают удерживать тепло, и животные гибнут;

г)        нефть вызывает удушение, и в результате животные тонут.

  1. Основным загрязнителем природных вод является:

а)        бытовой мусор;

б)        биологические отходы;

в)        нефть и нефтепродукты;

г)        твердые промышленные отходы.