Главные вкладки
Родителям
Уважаемые родители, я предлагаю вам ознакомиться с полезной для вас информацией об особенностях общения родителей и детей, которая в дальнейшем поможет улучшить ваши взаимоотношения с ребёнком.
- Застенчивость. Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми.
- Отношение в семье. Ребёнок, который постоянно слышит «молчи, когда взрослые разговаривают!», никогда не научится общаться.
- Отсутствие навыков общения. Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе.
- Неудачный опыт. Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо.
- Неумение постоять за себя. Ребёнок не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки.
- Отсутствие круга общения. Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.
- Интроверсия. У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.
- Регулярное общение с ребенком — это важнейшая составляющая семейного воспитания. Необходимо постоянно находить интересные темы, предлагать отвечать на вопросы, размышлять, рассуждать и интересоваться деятельностью других.
- Важно выбирать понятные ребенку идеи и сюжеты для общения. В актуальные диалоги и пояснения необходимо вводить новые понятия и слова, подробно объясняя их значение.
- Не забывайте искренне интересоваться жизнью ребенка, задавая вопросы о прожитом дне. Поощряйте желание рассказывать подробно. Отдельно обсуждайте спорные ситуации, которые вызывают непонимание или затруднение у малыша.
- При этом не стоит общаться в «режиме интервью». Кратко и понятно рассказывайте о своих дневных событиях. Дополняйте окончание детского рассказа, связывая моменты вашего и детского повествования.
- Если ребенок решил похвалиться своей поделкой, рисунком, выученным стихом, с вниманием отнеситесь к этому. Поинтересуйтесь планами на следующие достижения.
- Совместное чтение, обсуждение — это еще один важный момент. И не важно, что это может быть одна и та же, выбранная ребенком, книга, сказка. Ведь малыш учится понимать действия персонажей, оценивать их поведение. Важно задавать направляющие вопросы, подталкивая взвешивать все «за» и «против».
- К вербальному общению стоит добавить развитие умения общаться языком тела. Объясняйте малышу, что эмоцию, чувства, желания, настроение можно выразить жестом, мимикой, позой. Например: «Я нахмурился — значит, мне что-то не нравится» и т. д.
- Также полезно предлагать детям повторять движения любимых персонажей, которые выражают свои эмоции. Пример: «Покажи, как Заяц радовался, когда удалось выгнать из его домика Лису».
- Стараясь воспитать в ребенке важные коммуникативные навыки, взрослые должны сдерживать негативные эмоции. Вмешиваться в детские конфликты можно только в самых крайних случаях. Это помогает им самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, чем повышает уровень коммуникабельности.
- Еще одна проблема — это общение в виртуальном пространстве. Уже с младшего дошкольного возраста родители позволяют детям пользоваться современными девайсами. Это отрицательно сказывается на коммуникативных способностях личности в дальнейшем. Чтобы у ребенка был достаточный словарный запас, гамма эмоций, чувств, проявлялся интерес к окружающему миру, необходимо дозировано использовать гаджеты.
- Мир меняется, но ничто не может заменить ребенку общение «вживую». Дети могут посещать различные секции, развлекательные мероприятия и заведения, ходить друг к другу в гости. Это также поможет им комфортно взаимодействовать с другими людьми, то есть повысит их коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автор: Ванюкова Галина Леонтьевна | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Если ребёнок имеет проблемы в общении со сверстниками».
Мир ребенка не ограничивается семьей. Значимые для него люди – это другие дети, сверстники. И по мере взросления все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой смене разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в младшем школьном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.
Имеются некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:
1.Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает неинтересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми старше себя или взрослыми.
2.Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.
3.Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.
4.У ребенка высокий уровень тревожности.
5. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.
Существуют основные модели ролевого поведения ребенка в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
- «Клоун» - ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для поднятия своего авторитета ребёнок начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания».
- «Добрая фея» - ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение ребенок чувствует себя нужным.
- «Изгой» - ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.
- «Ябеда» - ребенок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребенка.
Как родителям помочь ребенку с трудностями в общении?
♦Обратите внимания на то, как строятся отношения между членами семьи, ведь, первые навыки общения ребенок получает дома.
♦Помогите ребенку сформировать уверенность в себе, стимулируйте его к общению, в том числе и с незнакомыми людьми.
♦Формируйте положительное отношение к сверстникам.
♦Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Не навешивайте на него ярлыков ("ты - неуклюжий", "ты - невнимательный"). Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
♦Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
♦Не забывайте мотивировать действия ребенка словами, объятиями, улыбкой, походами в интересные для ребенка места, новой игрушкой и т.п.
♦ Не обсуждайте и не осуждайте в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.
♦ Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей.
Главное, о чем стоит всегда помнить родителям - нельзя проявлять невнимание и запускать проблему ребёнка, в надежде что все "само образуется". Чем раньше мама и папа возьмут ситуацию под контроль - тем легче и быстрее придут результаты коррекционной работы. Любовь и поддержка самых близких людей и помощь профессионалов - залог успеха в решении проблем общения.