Главные вкладки
5. Обучение, самообразование
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию:
«Развитие поисково-исследовательской деятельности
дошкольников в процессе экспериментирования».
Срок реализации- 1 год
Дата начала работы над темой 01.09.2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2023 г.
Актуальность темы:
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать..
В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: экспериментирование в системе дошкольного учреждения.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
В начале учебного года был проведен мониторинг детей, который показал, что проблемный компонент: познавательное экспериментирование - ниже среднего у 7 детей из 30.
Занятия по экспериментированию в старшей группе длится 20-25 минут и имеет свою логическую структуру:
1.Организационный этап- мотивирующее начало в игровой форме ( до 5 минут)
2. Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает в себя:
-проведение опытов;
-дидактические игры;
-физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
3. Заключительный - итоговый этап (до 5 минут) – выводы, уборка рабочих мест.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовались следующие методы и приемы:
- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- работа с таблицами, схемами;
- опыты;
- наблюдения на прогулках, эксперименты;
- чтение художественной литературы
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети: - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - развивают исследовательские умения; - развивают системное мышление; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камни, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т.д.;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, кукуруза, бобовые зерна, пищевые красители;
-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
-литература и карточки- схемы;
-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т.д.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
План работы по самообразованию
на 2022 – 2023 учебный год
Сроки | Методы и приемы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в Интернете. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей. | ||
Октябрь | Изучение методической литературы. | Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя. | ||
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. 1. Вода. 2.Свойства воды? 3.Вода растворитель. Очищение воды. | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». Буклет | |
Декабрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой, льдом и снегом. 1.Вода при замерзании расширяется. 2.Волшебные льдинки. 3.Тающий лед. 4.Твердая вода. Почему не тонет айсберг? | Консультации для родителей на темы : «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» | |
Январь | Наблюдение детей за свойствами воды, качества материалов, действия с водой и предметами. | Опыт с водой и бумагой «Кувшинки» | Посещение занятий коллег | |
Февраль | Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение». | Научить играть с солнечными зайчиками (отражать свет зеркалом). 1.Разведчики (зеркало) 2.Солнечные зайчики. 3. Ткани. 4. Пластмасс. | Папка – передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | |
Март | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты с воздухом. 1.Воздух. 2.Воздух сжимается. 3.Воздух расширяется. | Выступление на педсовете «Познавательно-исследовательская деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» | |
Апрель | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом 1.Фокусы с магнитом. 2.Испытание магнита «волшебный магнетизм» 3.Компас. 4. Мир металлов. | Открытый показ образовательной деятельности на День открытых дверей. | |
Май | Работа с памяткой для анализа процесса самообразования. | Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. | Фотовыставка «Юные исследователи». | Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации). |