Методическая копилка

Дьячкова Елена Степановна
Олимпиада по русскому языку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

2-й класс ( школьный тур)

  _____________________________________________

  1. Что обозначает старославянское слово око? Подчеркни нужное слово.

глаз                губы             ухо           волосы

2.Закончите фразы:                                                                                    

Голодный  как  ______________________

Грязный как  ______________________

Стройный как  _____________________.    

Упрямый как_____________________________.

3. Объясните выражения:

бежать сломя голову ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

бить баклуши

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вы выполняли фонетический разбор слова ЕЛЬНИК. В какой строке разбор выполнен правильно? Обведи букву  правильного варианта ответа.

А. Ельник – 2 слога, 6 букв, 7 звуков.

Б. Ельник – 2 слога, 6 букв, 6 звуков.

В. Ельник – 2 слога, 6 букв, 5 звуков                                                             

5. Поставь ударение в словах:  

Банты, алфавит, звонит, завидно, торты,  ворота, документ. 

6.Сколько раз  в стихотворении встречается звуки [з] и[с]

«З-З-З!» – звенела пчёлка звонко-
«Напугаю я девчонку.
Знаю, страшен мой укус».
А капризка: «Не боюсь!»

Ответ: [з]……………….., [с]   ……………………                    

7.Из слогов «собери» пословицу:                                                      

        ша      ро     кни     я     га      хо      ший      друг      луч

………………………………………………………………………………………………………………………………………….......................................................

8. Выбери и обведи то слово, которое НЕЛЬЗЯ употребить со словом ГЛАЗА.

А. умные                    Б. карие                   В. удивлённые                 Г. густые            

 9. Вы изучаете правописание имён собственных. Все, кроме одного слова в списке, можно писать как с заглавной буквы, так и с прописной. Какое слово можно писать только с заглавной буквы, иначе оно будет бессмысленным?

 Обведи букву такого слова:

А.  Виктория                 Б.  Роза          В.  Дарья                   Г.  Надежда

10. Как правильно сказать? У домов  нет окнов. В домах нет окон. В домах нету окон. Напишите так, как ты думаешь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Найди общее начало для слов:

________-тина,

________-тошка,

________-та,

________-ман,

________-тон.                                                                                             

12. 8.Разгадай ребусы.                                                                                       

Ви3на   ______________________________________          

100лица  _____________________________________            

По2л__________________________________________    

Р1А___________________________________

О5____________________________________

Ш3Х__________________________________

1ОЧКА________________________________.   

13.Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все

согласные звуки твёрдые, названия блюд подчеркни:

салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу,

булочка, блины.                                                                                          

14.Подумай, что обозначают выражения. Соедини устойчивые словосочетания и их   правильные значения.                                                                      

черепашьим шагом                                              рано

ни свет, ни заря                                                    быстро

нестись как ветер                                                медленно

15.Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. 

Мою бабушку зовут вера Петровна она живет в москве на улице

русакова я часто бываю у Бабушки мы любим ходить в Парк Сокольники

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку  2 класс

2017-2018 учебный год   (школьный тур)

  1. Глаза

1 балл

2.Голодный  как волк

Грязный как свинья

Стройный как  кипарис

Упрямый как осёл

по 1 баллу (за каждое верно написанное слово)

        максимум 4 балла

  1. Библиотека                      горизонт

     автомобиль                  вокзал

    агроном                          возьму

    близко                          костёр

8 баллов (за каждое верно написанное слово)

  1. Бежать быстро

Бездельничать 

По 1 баллу, за каждое верно объясненное выражение.

  1. Б

1 балл

5.Банты, алфавит, звонит, завидно, торты,  ворота, документ. 

7 баллов (по 1 баллу за каждое правильно поставленное ударение).

6. Ответ: [з]-4      [с]-4                    

  1. балла (за каждый правильно определённый звук по 1баллу)

    7.            Хорошая книга - лучший друг.

  1. балла

8.густые

  1. балл

9. Дарья

2 балла

10.В домах нет окон

1 балл

11.кар-

1 балл (за всё задание)

12. Ви3на      -витрина    

100лица    -столица      

По2л  подвал  

Р1А-родина_______________________________

О5_опять___________________________________ Ш3Х_штрих_________________________________

1ОЧКА_одиночка_______________________________.   

По 1 баллу за каждое слово(максимум 7 баллов)

13. салат, уха, компот, рагу

4 балла

14. черепашьим шагом   -    медленно                                      

ни свет, ни заря  -рано                                                  

нестись как ветер-   быстро                                            

3 балла (по 1 баллу за каждое слово)

15.

Мою бабушку зовут Вера Петровна. Она живет в Москве на улице Русакова. Я часто бываю у бабушки. Мы любим ходить в парк Сокольники.

2 балла - все знаки препинания расставлены верно.

1 балл- верно поставлены 2 точки;

 0 баллов - поставлено менее 2 знаков препинания.

3 балла -все ошибки исправлены.

2 балла -исправлено не менее 4ошибок.

0 баллов-исправлено менее 4 ошибок.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

3-й класс ( школьный тур)

  _____________________________________________

1. С какой частью речи не употребляются предлоги?

А) с именем существительным

Б) с именем прилагательным

В) с глаголом

Г) все ответы верны

2. Найди пару слов, которые не являются антонимами

А) любить – ненавидеть

Б) идти – стоять

В) говорить – молчать

Г) бедный – убогий

3. Есть в реке и в озере, а в воде – нет; есть в огурце и в арбузе, а в дыне – нет. Что это?

А) камни

Б) семечки

В) буква Р

Г) буква Е

4. Найди пару однокоренных слов.

А) смешить – смешать

Б) слеза – слезинка

В) парный – паровой

Г) носатый – носильщик

5. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Какое имя было у мальчика?

А) Денис

Б) Данил

В) Дима

Г) нет верного ответа

6. Сколько раз в отрывке встречается звук Й.

 И вскользь мне бросила змея:

“У каждого судьба своя!”

Но я-то знал. Что так нельзя-

Жить, извиваясь и скользя.

А) 5

Б) 4

В) 7

Г) 6

7. Выбери слово, в котором не пишется буква Т

А) вкус..ный

Б) чес..ный

В) доблес..ный

Г) ярос..ный

 

 

8. Вставь подходящее слово: Не всё …… масленица

А) быку

Б) слону

В) коту

Г) медведю

  1. Прочитайте, объясните значение слова вёдро.


И ветер отвечал мне: будет вёдро;
Деревья подтверждали: будет вёдро;
И только где-то на болоте цапля
Кричала: будет непременно дождь.

                                                          Н. Рыленков

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь слово, если в нём:

Корень из слова « моряк».

Окончание из слова «зимний».

Приставка из слова «прилететь».

Суффикс из слова «русский».

Запиши слово:   ______________________________________________________

  1. У каких имен существительных нет формы единственного числа ?  (Нужное подчеркни.)

Очи, бигуди, носки, жалюзи, усы, перчатки,  санки, лыжи, коньки, каникулы, ножницы.

12. Какими частями речи являются выделенные слова?(надпиши).

1. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.  

2. Снежное покрывало покрывало всё поле.

3. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

13. . Замени устойчивые выражения близким по значению словом.

Писать, как курица лапой ______________________

От зубов отскакивало__________________________

Выходить из себя______________________________

Дать дёру_____________________________________

Золотые руки_________________________________

14. Исправь ошибки (зачеркни и сверху напиши нужную букву)

У подезда школы весит обявление. В суботу наш класс едет в театр. К девяти чесам подехал афтобус и по садил групу рибят.

15.  Из  предложенных слов подбери слова к схемам

Интересная, предгрозовая, чистильщик, золотая, пришкольный, подсвечник, дымоход, близкий заварка, солонка, головушка, теплоход, охотники.

а) приставка + корень + окончание___________________________________

б) приставка + корень + суффикс____________________________________

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку  3 класс

2017-2018 учебный год   (школьный тур)

  

  1. В) с глаголом

 

1 балл

  

  1. Г) бедный – убогий

  1 балл  

  

  1. В) буква Р

 

  1 балл    

4.  

Б) слеза – слезинка

 

   1 балл  

5.  

В) Дима

 

1 балл

 

6.  

Б) 4

 

   2 балла    

 

7.  

А) вкус..ный

 

 

   1 балл  

 8.  

В) коту

 

1 балл  

 9. Летняя, сухая  погода.

  1. балла

10.     приморский

2 балла

 11.  Очи, бигуди, жалюзи,   санки,     каникулы, ножницы.

 1 балл – правильно определено от  3 до 5 слов ,

2 балла – правильно определено 6 слов.  

0 баллов – менее 3 слов.  

12.  . Стою на нашем берегу (сущ.), покой границы берегу(гл.),.  

Снежное покрывало (сущ.),  покрывало(гл.),  всё поле.

Посадила мама в печь (сущ.), пироги с капустой печь(гл.) 

1 балл за каждую правильно определенную пару слов в предложении.

(максимум 3 балла)

 

13. . Замени устойчивые выражения близким по значению словом.

Писать, как курица лапой – писать неразборчиво, неряшливо, некрасиво. неаккуратно.

От зубов отскакивало – говорить  чётко , правильно   , ясно  излагать  мысли.

Выходить из себя - Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования, возбуждения от чьего либо...

Дать дёру - стремительно, поспешно убежать.

Золотые руки – умение, способность очень хорошо делать что либо.

По 1 баллу за каждое определение (максимум 5 баллов)

 

14.  

У подЪезда школы вИсит обЪявление. В субБоту наш класс едет в театр. К девяти чАсам подЪехал аВтобус и пОСадил груПпу рЕбят.

 3- балла -все ошибки исправлены.

2- балла -исправлено не менее 5ошибок.

0- баллов - исправлено менее 5

 

15.  Из  предложенных слов подбери слова к схемам

  .

а) приставка + корень + суффикс + окончание – предгрозовая,  пришкольный,  подсвечник,  заварка

б)   корень + суффикс + окончание -

Интересная,  близкий,  солонка,  головушка,  охотники

1 балл – правильно определено 3 слова,

2 балла – правильно определено 6 слов.    

3 балла – правильно определено 9 слов.



Предварительный просмотр:

 Олимпиада по русскому языку

4-й класс ( школьный тур)

 

1. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

2. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
Б) о, е, а, и
В) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

3. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
Б) сорвать с сирени
В) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

4. Поставь ударение в словах:

          красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты

5. Подчеркни  3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Снегирь,  кафе,  шоколад, дверь, кофе, телевизор,  пальто, деревня, портфель.

6. Перед вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Запишите  три  предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л  й' а  в  л' э с // н а  й' о л к у  в л' э с  //с и ж у  н а  й' э л' и /  

ш т о б  в о л к' и  н' и  с й' э л' и ]

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 7 Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

Лёд, колоть -_____________________

Пешком, ходить -____________________

Падать, звёзды  -________________________

8. Отметь знаком «+» верное высказывание

«Не трудиться, так и хлеба не добиться»

    1.  Пять мягких согласных звуков;

    2.Семь мягких согласных звуков;

    3.Девять мягких согласных звуков.

9. Объясни смысл выражений:                                                                

задирать нос-___________________________________________________;

перебивался с хлеба на воду- _____________________________________;

плясать под чужую дудку - _______________________________________;

язык до Киева доведёт - __________________________________________.

                                                                                                                   

10.  Как называют жительниц разных стран? Заполни пропуски

 по   образцу:  Япония – японка

Франция -___________________________

Россия -______________________________

Узбекистан -_________________________

Чехия -  _____________________________

Дания - ______________________________

Швеция -____________________________

Индия -_____________________________

Германия -_________________________

11. Составь словосочетания, в которых слово мягкий употребляется в различных значениях. Значения не должны повторяться. Запиши по 1 слову.

а) Мягкий___________________________ - (нежёсткий).

б) Мягкий___________________________ - (нерезкий).

в) Мягкий___________________________ - (уступчивый).

г) Мягкий___________________________ - (буква).

д) Мягкий___________________________ - (тёплый).

12. Употреби числительные «два», «две» и «двое» с существительными:

Подруга, министр, очки, носки, огурец, сани,     утка, брюки, руки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Исправь речевые ошибки и запиши предложения правильно.

Света всегда ложит свои книги на место.

______________________________________________________________

Маша одела пальто и пошла гулять.

______________________________________________________________

Деревья росли по обоим сторонам дороги.

______________________________________________________________

14. Отгадай и запиши слово.

 А) корень в слове снежинка                             Б) приставка в слове посмотрел

     приставка в слове подъехали                           корень в слове дороженька

     суффикс в слове лесник                                      суффикс в слове лыжник       

    окончание в слове ученики                   _______________________

   _______________________

15. «Наборщик». Из букв слова «Делопроизводитель» составьте как можно больше слов:

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку  4 класс

2017-2018 учебный год   (школьный тур)

 1.  Б) клеют

1 балл

 2.  Б) о, е, а, и

 1 балл

 3.  Г) рассуждать о совесте

 1 балл

 4.   красИвее, звонЯт, зАвидно ,    слИвовый, балОванный, бАнты

  1 балл – правильно определено от  3 до 5 слов ,

2 балла – правильно определено 6 слов.  

0 баллов – менее 3 слов.

5.     Кафе    , кофе,    пальто,  

1 балл за правильно определенные 3 слова.

6.  

Пошел я в лес. На  ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

 2 балла. 1 балл, если допущены ошибки в пунктуации.

  7.

Лёд, колоть -ледокол

Пешком, ходить - пешеход

Падать, звёзды -  звездопад

1 балл

     8.  

    3.Девять мягких согласных звуков.

  1. балл  

9. Объясни смысл выражений:                                                                

задирать нос-  зазнаваться, загордиться.

перебивался с хлеба на воду-  Жить очень бедно, терпеть нужду, лишения. 

плясать под чужую дудку -  действовать не по собственной воле, а по воле  другого.

язык до Киева доведёт - Кто умеет спрашивать -дорогу найдет 

  1. балл за каждое правильно данное определение. 4 балла максимум.

 10.  

Франция -француженка

Россия -россиянка

 Чехия – чешка

Дания – датчанка

Индия - индианка

1балл за каждое правильно данное определение. 5 баллов максимум.  

 11.  Возможны различные варианты, подходящие по смыслу.

1 балл за каждое правильное слово.

Максимум 5 баллов

12.  

Две подруги,  два министра, двое очков, двое носков, два огурца, двое саней,    две  утки, двое брюк , две руки .

 

1 балл  –   3  словосочетания.

2 балла – правильно образовано от  5 до 7 словосочетаний ,

3 балла – правильно образовано 8 словосочетаний.  

 

13   Света всегда кладет свои книги на место.

 Маша надела пальто и пошла гулять.

 Деревья росли по обеим сторонам дороги.

По 1 баллу за каждое слово(максимум 3 баллов)

 

14.  подснежники

подорожник

2 балла ( по 1 баллу за каждое слово)

 15. «Наборщик». Из букв слова «Делопроизводитель» составьте как можно больше слов.

По 0, 5 балла за каждое придуманное слово.

Ключи ( 4 класс- max 28 баллов)

№1. Пошёл я в лес. На ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

1предложение   – 1 балл. (За пунктуацию в 3-ем предложении балл не снимается)

Max – 3 балла

№2.БАнты, щавЕль, завИдно, красИвее, повторИм, Ожил.
4 балла – задание выполнено полностью верно.
3 балла –4- 5 слов
2 балла –  2-3 слова

1 балл – 1 слово

Max – 4 балла

№3.1.  Пять мягких согласных звуков; - 1 балл

Max – 1 балл

№4.ПримИрять друзей -   мир

ЗапЕвать в хоре -   петь

ЗалИзать раны - лижет

СпЕшите видеть - спешка

ПолАскать ребёнка -  ласка

ПримЕрять платье – примерка (мерить)

6 баллов  – задание выполнено полностью верно.

1 балл-  верная запись  слова+  проверочное слово

0 баллов  - верная запись, но не записано проверочное слово или записано проверочное слово, но не верная запись

Max – 6 баллов

№5.Француженка , россиянка, узбечка,  чешка, датчанка , шведка,  индианка, немка.

4 балла – 8 слов
3 балла – 6 – 7 слов
2 балла – 3 – 5 слов
1 балл – 1–2 слова

Max – 4 балла

№6.  Два министра, двое очков, двое носков, двое саней, двое щипцов, два огурца, двое суток, две утки, двое брюк, две руки.

4 балла -задание выполнено полностью верно.

3 балла - 8-9 слов

2 балла – 5-7 слов  

1 балл –     2-4 слова

0 баллов -другой вариантMax – 4 балла

№7.   Света всегда кладёт свои книги на место.

Маша наделапальто и пошла гулять.

Деревья росли по обеим сторонам дороги.

    3 балла - задание выполнено полностью верно.

1 балл – за каждую правильную замену.

Max – 3 балла

№8.

Тут соседи беспокоить стали старого царя.

3 балла- задание выполнено верно

Max – 3 балла

За работу без грамматических  и орфографических ошибок+1 балл.

За работу сграмматическими и (или) орфографическими ошибками- 1 балл.