Моя педагогическая концепция
Тема самообразования:
«Развитие навыков грамотной речи, познавательных способностей и памяти учащихся в УМК «Школа России»
Обоснованность её выбора:
Модернизация образования школы предъявляет новые требования к деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменились политика и концепции образования, изменились и дети, приходящие в школу.
В связи с государственно-политическим переустройством в Российской Федерации востребована творческая личность, свободно владеющая связной речью как орудием интеллектуальной деятельности, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной практики. Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.
Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека.
Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным считаю формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры, познавательных способностей.
«Как же сформировать грамотную устную речь у учащихся начальной школы»?
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.
Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать цель: Формирование умений школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих и индивидуальных способностей ребенка через осуществление деятельностного подхода и переход от совместной с учителем деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.
Перед учителем встают следующие ЗАДАЧИ:
1. Формировать умения владением устной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
2. Развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;
3. Формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
4. Создать систему разноуровневых заданий, повышающих грамотность речи.
При решении данных задач используются педагогические принципы:
1. Систематичность и последовательность – логические связи между пройденным и текущим.
2. Наглядность – восприятие через органы чувств: слуховое, зрительное, моторное, тактильное.
3. Связь теории с практикой.
4. Принцип индивидуализации – обучая всех, учить каждого.
5. принцип доступности – опора на реальные возможности.
Первый шаг на пути обучения речевой коммуникации – показать ученикам, что речью необходимо управлять, её нужно уметь контролировать.
Занятия по развитию речи призваны создать у учащихся мотивацию к использованию выразительной и грамотной речи и обеспечить их инструментами общения: расширить словарный запас, ознакомить со способом реализации языка в звучащей речи.
Таким образом можно сформулировать следующие требования к организации учебных занятий:
· Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
· Деятельностный характер обучения;
· Создание и поддержание у учащихся потребности в совершенствовании собственной речи;
· Коммуникативное поведение учителя на уроке.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. При деятельностном подходе целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.
Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:
На протяжении трёх последних лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества обучения обучающихся по русскому языку и литературе.
Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной, городской олимпиадах, есть призовые места.
Учащиеся принимают участие в различных школьных мероприятиях по русскому языку и литературе (предметные недели, вечера, викторины, интеллектуальный марафон).
Перспективы:
1. Овладеть работой на интерактивной доске, чтобы проводить уроки на современном уровне.
2. Принять участие в городской научно-практической конференции.
3. Повысить интерес учащихся и участие в различных всероссийских конкурсах.
4. Сделать серию своих публикаций на интернет – порталах.
Использование современных инфармационных технологий в урочной деятельности.
В своей педагогической деятельности я широко использую современные информационные технологии (презентации, мультимедийные средства, аудио, видеозаписи) при проведении нестандартных уроков, выступлениях на городских мероприятиях, конференциях.
1 )Занятие по спецкурсу "Математика и конструирование" в 1 классе по теме: "Многоугольники" - презентация.
2) Урок литературного чтения во 2 классе. Рассказы В.А.Осеевой о дружбе, товариществе. "Три товарища", "На катке" - презентация.
3)Урок литературного чтения в 3 классе. Ш.Сильверстайн "Щедрое дерево" - презентация.
4) Городской семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов" - презентация.
В своей педагогической деятельности я использую и другие технологии, такие как технология критического мышления, технология развивающего обучения, которые позволяют вызывать у учеников активную поисковую деятельность в процессе решения или системы проблемно-познавательных задач.
Применение методов диалоговой технологии способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, развитию речи.
В урочной и внеурочной работе использую исследовательскую деятельность, благодаря которой создаётся ситуация поиска научного знания, при которой ребёнок учится осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы и игровую технологию, которая способствует развитию интереса к преподаваемому предмету.
Педагогическое мастерство
Семинары, выступления.
1.Семинар. «Формирование УУД через проектирование» 2011г. город
2.Круглый стол. «Использование компьютерных технологий» 2019 г. город
3.Семинар «Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов» 2020 г. город
4.Семинар «ФГОС и ФГТ. Инклюзивное образование» 2023 г. город