Творчество
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Эссе»
«Я – учитель»
Дмитриевой Валентины Львовны, учителя английского языка муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ЗАТО Первомайский
Если утром посмотреть на всех прохожих,
То учителя средь них заметишь сразу:
Вот портфель его, он книгами заложен,
В голове его немыслимые фразы.
Он согнулся под количеством тетрадей,
Но костюм его завидно безупречен.
Ради школы, ради знаний, света ради
Ни погоды он не видит и ни встречных.
Вот сейчас он в класс войдет и улыбнется,
Даже если на душе ужасно грустно,
Даже если ничего не удается, -
Быть учителем - великое искусство!
И. М. Львова
Вы когда-нибудь видели малыша, весело шлепающего по лужам и распевающего песню на английском языке? Какой будет Ваша реакция? Просто улыбнетесь? Удивитесь? Похвалите?.. Точно не останетесь равнодушными, правда?! Это же здорово! А девчушка та в сапожках, пальто и под огромным маминым зонтом, Катюша, моя первая ученица… Иду и радуюсь (как бы самой не запрыгать… по лужам). Улыбаюсь, подхожу ближе… «Вы знаете, она еще гостей «английских» приглашает и концерты с ними разыгрывает!» - радостно начинает беседу ее мама. «Точно! Как на уроке!» - думаю я и нескромно отвечаю: «Еще и не тому научимся, вот увидите!» Откуда такая уверенность?! К концу учебного года наша группа «I Love English», во главе с Катюшей, показывала спектакль на английском языке на большой сцене Дома культуры. Все сбылось!
Теперь уже больше года мы с Катей живем в разных городах. Она взрослее, серьезнее и теперь мечтает стать… стоматологом. А когда-то, как я в детстве, говорила, что будет учителем. Моя мечта, к счастью, сбылась: учитель для меня – не просто любимое увлечение или профессия, это образ жизни, который передается в нашей семье из поколения в поколение.
С самого раннего детства я знала, что обязательно стану педагогом. Все просто, примером моим всегда были бабушка и мама, умные, строгие, справедливые и, конечно, любимые. Они смогли привить мне любовь к детям, заразив жаждой к педагогической деятельности. Они и до сих пор являются моим вдохновением, образцом для подражания. Бабушка Евгения Гавриловна Ивашкина с 1947 по 1988 год работала учителем начальных классов, мама Кирьянова Ирина Викторовна – с 1978 по 2013 год преподавала музыку в Детской школе искусств. Наш общий педагогический стаж – 83 года.
Пройдя путь школьницы, студентки, и теперь следуя по стопам родителей, я все больше осознаю, что работа учителя – это великое искусство. Искусство быть художником, артистом, режиссером, горячо влюбленным в свое дело. Об этом пишет Ирина Михайловна Львова, поэтесса, лауреат конкурса «Учитель года России-95», мой учитель литературы, в своем стихотворении, которое стало эпиграфом эссе. На ее уроках всегда царила атмосфера добра и взаимопонимания. Она часто повторяла, что научиться можно только тому, что по-настоящему любишь. Сегодня я узнала, что автор этой мудрости – Гёте. С истиной не поспоришь!
В английский язык я влюблена с детства. Мне несказанно повезло, ведь учитель, Мисс Элисон, приехала к нам из Уэльса. Тогда казалось фантастикой общение с коренной англичанкой. Тем временем она, магически овладев нашим вниманием, вела нас в увлекательнейшее путешествие по Великобритании. Фильмы, фотографии, книги, журналы все больше приближали к культуре, казалось бы, такой далекой страны. Так, полюбившийся метод погружения в языковую среду, кажется, знаком мне с детства.
Добра, отзывчива, оптимистична, всегда открыта к общению. Такой я встречаю Мисс Элисон и сейчас и не скрываю, что стараюсь быть похожей на нее. Любовь и общение – главные секреты моей работы. Мне всегда интересно, что рассказывают ученики. Я обязательно научу их любить свой предмет, интересоваться, искать, как научила меня Элисон. Задача эта не из легких. Ведь все они такие разные!
Вот бежит мной долгожданный 2а! Бесконечно милый и немножко смешной! Не устаю восхищаться их любознательностью! Ребята, только переступив порог, словно забывают о русском языке, они с горящими глазами поддержат любую мою инициативу: будь то новый мультфильм, игра или просто очередная история из жизни героев учебника. Сегодня поём песню о рождественской ёлке, нежную, лиричную и мелодичную. Смотрю и ласково улыбаюсь: какие они смешные! Бровки у всех домиком… Как же возможно так проникнуться?! Урок проходит на одном дыхании. Звонок. Тишина. «And now our lesson is over. Good-bye.» И тут загремели стулья – ставят на место, приучены к порядку на рабочем месте. Уходят, как всегда, благодаря за урок. А я уже придумала, чем удивлю их в следующий раз, и снова жду, но, по секрету, знаю, что и они очень ждут!
Теперь медленно, по одному, тянется 4б. Этот класс особенный, в нем обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Здесь всегда нелегко держать дисциплину, поведение часто непредсказуемо. Однако их пристрастие к танцу и физкультуре я уже обнаружила, это всегда спасает. Мальчишки, оказалось, совсем не «лирики», поэтому добрую песню о ёлке пели только девочки. Снова неудача… Нельзя сразу ругаться, ведь дети больше всего нуждаются в нашей любви, когда меньше всего ее заслуживают. А споём озорную! «When Santa Got Stuck Up the Chimney» («Когда Санта Клаус застрял в трубе») им обязательно понравится! Сложно… Добавлю пиктограммы, движения под музыку… Сработало! По-моему, я радуюсь даже больше детей… Радуюсь тому, что они уйдут довольными. Ведь каждому учителю известно, чего стоит хотя бы один удачный урок…
Следующий по расписанию - энергичный и самостоятельный 8б. Ребята признаются, что урок английского языка для них, пожалуй, один из самых сложных, но и самых интересных. Трудно не согласиться, ведь в 8 классе мы учимся думать, объясняться на другом языке, обсуждаем самые разные вопросы, спорим, высказываем свою точку зрения, да и темы для обсуждения далеко не детские. Мы с ребятами работаем только второй год, я узнала их уже взрослыми и даже обращаюсь на «Вы». Это их удивляет и вместе с тем придает серьезность и деловитость нашему общению наряду с открытостью и доброжелательностью. Ребята 8б класса – самые активные участники конкурсов и олимпиад по английскому языку. Жердева София – призер окружного фонетического конкурса, лауреат Всероссийского предметного конкурса «Познание и творчество», Блинова Ксения – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку. Работая с современными подростками, я испытываю необходимость совершенствовать свое мастерство, не останавливаться на достигнутом, быть в русле современного течения жизни. Правит мной непреодолимое желание их удивлять!
Дети, словно прозрачное зеркало, отражающее любовь. Если мы одарим их любовью, они возвращают ее нам многократно.
Вот и подошел к концу еще один год, и мы счастливы в уютном домашнем кругу встретить Новый. Торжественно бьют куранты, гости рассыпаются в поздравлениях, а в голове буря мыслей – впереди важное испытание… Вдруг телефонный звонок раздается, всех заглушая… Катюша! Спешит поздравить и быть первой! Нет! Там, в Оренбуржье, Год начался два часа назад, и она ждала и время считала, чтоб сказать те добрые слова. Спасибо, Катюша! Какой парадокс: неужели нужно уехать, чтоб почувствовать, как дорог! Благодаря тебе я понимаю, что, наверное, все делаю правильно! Правильно, как учат мама и бабушка.
Завершить эссе мне бы хотелось строками Ирины Михайловны Львовой, которых достойны все мы, учителя, призванные находить и воплощать в жизнь все лучшее на Земле.
Потому что знает множество народа:
Круглосуточно работать мне не лень.
Очевидно же, что я - учитель года,
Потому что я учитель каждый день!