Программа "Наставник"
Программа, справка об участии, Круглый стол "Наставник: диалог поколений", приказ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_kruglyy_stol.pdf | 647.83 КБ |
eds_ssh4_otvet_ob_ispolnenii_prikaza_uo_no399-o_ot_14.10.2022.docx | 43.93 КБ |
prilozhenie_1_spravka.docx | 821.63 КБ |
c_324_1.pdf | 510.95 КБ |
otchet_o_nastavnichestve.docx | 150.4 КБ |
programma_nastavichestvo.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
(МАОУ СОШ №4)
ул. Ленина, д.10, г. Покачи, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628661
Тел:8(34669)7-38-80, 8(34669)7-49-81, е-mail: sch4pokachi@mail.ru; https://pokachi4.gosuslugi.ru
ОКПО 78211620, ОГРН 1058600410560, ИНН 8621005550, КПП 862101001
[Номер документа] [Дата документа] На исх. от 14.10.2022 г. № 399-О | Исполняющему обязанности начальника управления образования администрации города Покачи И.В.Бабаш |
Уважаемая Ирина Владимировна!
Во исполнение приказа управления образования администрации г. Покачи от 14.10.2022 г. № 399-О «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта «Наставничество», администрация МАОУ СОШ №4 направляет Вам справку по итогам проведенного мероприятия.
Приложение на 4 листах.
Директор школы | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН О.Н. Гуржеева ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] |
Исполнитель:
Алынина Екатерина Александровна,
методист школы
Тел. 8(982)2119436
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к письму МАОУ СОШ №4
от 19.01.2023 г. №___
СПРАВКА
по итогам проведения круглого стола
"Наставник: диалог поколений"
В рамках плана мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта «Наставничество» в МАОУ СОШ №4 в 2022 – 2023 учебном году, с целью обобщения опыта методической работы по направлению наставничества «учитель - учитель», 12 января 2023 г. в МАОУ СОШ N4 состоялся круглый стол по теме «Наставник: диалог поколений».
Цель: представление имеющегося опыта и обсуждение актуальных вопросов наставничества по направлению «учитель- учитель».
В мероприятии приняли участие 15 педагогов школы: наставники и молодые (новые) педагоги. С вступительным словом выступила методист школы Алынина Екатерина Александровна. Она отметила, что 2023 год объявлен Президентом России Годом Педагога и Наставника и подчеркнула большое значение работы учителей в наставнических парах.
Доклад «Современный взгляд на наставничество» представила учитель математики Мухамедгалина Роза Рашитовна. Она рассказала о целях и задачах школьного наставничества, отметила большое значение работы с молодым педагогом по индивидуальной траектории и персонализированной программе, описала свой опыт работы с молодым специалистом. В ходе выступления была подчеркнута огромная роль наставничества в рамках современной школы: помогает адаптироваться молодым специалистам, преодолеть дискомфорт, расти и развиваться, работать над ошибками, устранять их и все это благодаря наставнику.
Комарницкая Светлана Григорьевна, учитель начальных классов, ответила на вопрос «Что нужно делать чтобы традицию наставничества в школе сделать массовой?» Педагог – наставник подчеркнула, что для этого нужно запустить постоянно действующий механизм внедрения и реализации системы наставничества педагогических работников, который подразумевает прохождение нескольких важных этапов, а также подчеркнула какие могут быть меры мотивирования и стимулирования работы наставников.
Мастер-класс «Цифровая информационно-коммуникативная среда наставничества» провела учитель английского языка Исхакова Эльмира Раяновна. Она представила опыт работы с молодым специалистом по использованию цифровых образовательных платформ» электронные учебники, You Tube и др.
Тему «Эффективные формы методической поддержки» раскрыла в своём выступлении учитель начальных классов Облядрук Екатерина Михайловна, которая также поделилась опытом работы в паре с молодым специалистом.
Вопрос «Взаимодействие наставляемого и наставника как взаимовыгодный процесс» осветила молодой специалист Шкуропатова Екатерина Александровна.
В ходе круглого стола было отмечено, что сегодня наставничество - это поддержка и вдохновение для молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков. Для наставника оно является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Участники круглого стола отметили эффективность взаимодействия наставнических пар «учитель-учитель». Работа, связанная с наставнической практикой – тщательно сохраняемая традиция. Это позволяет молодым кадрам понять, что они не одиноки в решении тех проблем, с которыми они сталкиваются во время своих первых профессиональных шагов.
Методист школы Е.А.Алынина
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчет о работе в наставнических парах
Наставник: Облядрук Екатерина Михайловна , учитель начальных классов. Стаж работы 14 лет-,
Квалификационная категория –первая.
Наставляемый: Султанова Улькер Мяххадин кызы, учитель начальных классов .
Стаж работы – два месяца. Квалификационная категория: не имеет
Дата | Проведенная работа /мероприятие | Описание |
Акция « Собери ребенка в школу» С 01.09.-15.09 2022 | Все собранный канцелярские принадлежности получили дети из многодетных. Малообеспеченных семей школы. В акции приняли активное участие восемь человек из класса. | |
Посещение уроков еженедельно. | Методические рекомендации по структуре уроков. Составление конспектов урока. Разнообразие форм и методов работы. | |
6 октября 2022 Родительское собрание « Адаптация первоклассников» |
1.Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления. 2.Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей. 3.Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение. Форма проведения: семинар-практикум с элементами тренинга. Участники: родители первоклассников, классный руководитель. Предварительная работа: подбор музыки, составление презентации, оформление ватмана «дерево проблем», изготовление дубовых листьев трех цветов, оформление материалов для индивидуальной и групповой работы, печать бейджиков, оформление буклета для родителей «Трудности адаптации первоклассников в школе». Оборудование: мультимедийная презентация, аудиотреки, ватман «дерево проблем», листы бумаги, ручки, дубовые листья (желтые, зеленые, оранжевые), клубок ниток, свеча, коробок спичек, буклеты для родителей, бейджики - осенние листья. | |
Выставка рисунков « Мой первый день в школе» |
Цель мероприятия: создание атмосферы праздника, знакомство первоклассников с традициями школы и со школой. Задачи мероприятия: формирование учебной мотивации и желания учиться; развитие культуры общения и взаимопонимания; воспитание общечеловеческих ценностей. | |
Спортивное мероприятие участников Профсоюза в рамках празднования дня народного единства « В единстве наша сила» | Формирование патриотического отношения к своей Родине по средствам занятия физической культурой и спортом. Задачи: Популяризация здорового образа жизни среди участников Профсоюза | |
Фото | представлены в приложении к отчету | |
Трудности в работе | Трудностью является дисциплина детей на уроке. Учителю сложно организовать детей на уроке, перемене, в столовой | |
Разработали совместно план профессионального становления с учётом уровня потенциальных возможностей, педагогической, методической и профессиональной подготовки. - помогаю в составлении и заполнении документации .- посещаю учебные занятия наставляемого с последующим совместным анализом - провожу ежедневные консультации (плановые, внеплановые) - оказывают наставляемому индивидуальную помощь практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявляю и совместно устраняю допущенные ошибки. - оказывают помощь в выборе темы самообразования и подборе необходимой методической литературы - составляю отчёт по итогам выполнения программы наставничества, с учётом перспективных задач по дальнейшему профессиональному совершенствованию наставляемого - заполняю анкету по итогам отчетного периода - принимаю участие в обучающих мероприятиях в рамках программы наставничества Уроки стали гораздо интереснее и продуктивней, педагог применяет разные формы работы на уроке. Использует большое количество наглядности. Проводит индивидуальную работу с детьми. |
Приложение 1
Выставка рисунков «Мой первый день в школе» | |
Родительское собрание « Адаптация первоклассников» | |
Спортивное мероприятие участников Профсоюза в рамках празднования дня народного единства « В единстве наша сила» | |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы _________ /Тренина Т.А Протокол № _____ «____»______ 2022г. | СОГЛАСОВАНО: Методист школы ___________/Е.А.Алынина «____»______ 2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________/О.Н.Гуржеева Приказ № ___________ от « » ________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРГАНИЗЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК:
УЧИТЕЛЬ начальных классов Облядрук Е.М.
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство;
- профессиональное самоопределение;
- творческая самореализация;
- проектирование профессиональной карьеры;
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
- Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
- Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
- Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
План работы по организации наставничества.
План наставничества за I четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Сентябрь- октябрь | ||
1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы. | 07.09.2022 | Проведён инструктаж |
2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся. | 04.09.2022 | Проведён инструктаж. Практическое занятие. |
3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы. Организация работы в ГИС «Электронное образование» | 03.09.2022-10.09.2022 | Практическое занятие. |
4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. | 13.09.2022 | Выбрана тема: «Формирование навыка правописания безударных гласных в корне как средство повышения грамотности письма» |
5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя» | 16.10.2022 | Выявлены затруднения в работе. |
6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | 08.10.22- 20.10.22 | Обмен опытом. |
7.Проектирование содержания родительского собрания. | 14..10.2022 | Практическое занятие. |
8.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти. | 21.10.2022 | Практическое занятие. |
План наставничества за II четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Ноябрь-декабрь | ||
1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога. | 06.11.2022 | Беседа с молодым специалистом. |
2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | 16.11.2022 23.11.2020 | Практическое занятие. Анализ урока. |
3. «Современный урок: структура и конструирование». | 02.12.2022 | Консультация – практикум. |
4. Воспитательная деятельность. методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. | В течение четверти | Практическое занятие. |
5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником. | 11.12.2022-17.12.2022 | Практикум. Анализ урока. |
6.Организация работы в ГИС «Электронное образование» | В течении четверти | Систематическое заполнение д/з и выставление текущих отметок. |
7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» | 20.12.2022 | Консультация-практикум. |
8.Тренинг «Учусь строить отношения» | 25.12. 2022 | Тренинг. Анализ педагогических ситуаций. |
План наставничества за III четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Январь-март | ||
1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. | 22.01.2023 | Собеседование |
2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа) | 05.02.2023 | Самоанализ одного из своих уроков. |
3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся. | 13.02..2023 | Собеседование. Консультация. |
4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | 17.02.2023 27.02. 2023 | Выявление затруднений. Консультация. |
5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки. | 05.03.2023 | Практическое занятие |
6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся | 12.03.2023 | Практическое занятие |
7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся | 15.03.2023 | Собеседование |
8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций» | 21.03.2023 | Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций. |
9.Методика проведения внеклассного мероприятия. | 22.03.2021 | Консультация-практикум. |
План наставничества за IV четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
Апрель-май | ||
1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. | 07.04.2023 | Собеседование, консультация. |
2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе» | 15.04.2023 | Анкетирование. Выявление затруднений. |
3. Выступление по теме самообразования на ШМО | 14.05.2023 | Анализ своей работы по теме самообразования |
4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста. | Апрель – май 2023 | Практическое занятие. |
5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации | Май 2023 | Изучение КИМ. |
6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня» | 20.05.2023 | Анкетирование, оценивание. |
7.Правила заполнения «Личного дела учащегося» | 23.05.2023 | Консультация-практикум. |
5. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» | 24.05.2023 | Рейтинговая оценка |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого педагога учителем-наставником
№№ | Показатели | Владеет в достаточной степени | Владеет в средней степени | Не владеет | |
1. Теоретическая готовность к практике преподавания | |||||
1 | Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине | ||||
2 | Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки | ||||
3 | Свободное владение материалом урока | ||||
2. Методическая готовность к практике преподавания | |||||
1 | Умение самостоятельно составлять конспект урока | ||||
2 | Умение вызвать интерес у учащихся к теме урока, к Изучаемой проблеме | ||||
3 | Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос) | ||||
4 | Умение объективно оценивать ответ учащегося | ||||
5 | Умение применять разнообразные методы изложения нового материала | ||||
6 | Умение использовать технологии активного обучения | ||||
7 | Умение поддерживать обратную связь с коллективом учащихся в Течение всего урока | ||||
8 | Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся на уроке | ||||
9 | Умение стимулировать учащихся к |
выполнению домашнего задания | ||||||||||
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности | ||||||||||
1 | Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность | |||||||||
2 | Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке | |||||||||
3 | Владение вербальными и невербальными средствами общения | |||||||||
4 | Наличие чувства уверенности в себе | |||||||||
4. Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к Профессиональной роли учителя | ||||||||||
1 | Положительное отношение к профессии | |||||||||
2 | Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними. | |||||||||
3 | Анализ и самоанализ результатов деятельности | |||||||||
5. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством | ||||||||||
1 | Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность | |||||||||
2 | Умение выделять основные единицы или блоки знаний | |||||||||
3 | Владение навыками организации учащихся для самостоятельного осмысления материала | |||||||||
4 | Владение различными методами и технологиями обучения | |||||||||
5 | Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций | |||||||||
6 | Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства школы | |||||||||
7 | Творческая организация |