Для Вас, родители
Уважаемые родители, на этой странице я подготовила полезную для Вас информацию.
Информация о рекомендуемых к использованию в учебном процессе безопасных сайтах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx | 19.22 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx | 16.42 КБ |
konsultatsiya_dlya_.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Детские исследования - ВАЖНО!"
«Исследовательское обучение» в домашних условиях может выглядеть (для ребенка) и как какое-то специальное действие и как естественное продолжение вашего с ним постоянного общения.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Ваша задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита проекта.
Мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа.
Как выбрать тему исследования.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Учимся выдвигать гипотезы.
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – предположение. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки.
В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «почему светит солнце?», «почему играют котята?», «почему попугаи могут разговаривать?».
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы?» (Почему появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер?).
Какими могут быть гипотезы: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных? А может быть, у них это желание возникает от избытка жизненных сил?
Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая: «Птицы поют потому, что они подают, таким образом, сигналы внеземным цивилизациям».
Поиск и предложение возможных вариантов решения. Исследовательская работа – дело основательное и не любит спешки и суеты. Следует учить ребенка вникать в проблему.
Сбор материала.
- Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в этой роли может выступить любой взрослый).
- Посмотрим справочники и книги.
- Посмотрим специальные телепередачи.
- Можно обратиться к компьютеру.
- Можно понаблюдать.
- Можно провести эксперимент (например, по поводу поведения черепахи, её отношения к человеку: как она реагирует на человеческий голос; обращает ли внимание на резкие движения; влияет ли освещение на ее поведение и др.).
Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно.
Процесс фиксации информации. Обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным. Заготовим листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти «значки-иероглифы» будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить до окончания работы.
Обобщение полученных данных. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.
Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «отчете», «проекте», небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере. И не важно, сколько будет желающих выслушать этот «доклад» или прочитать «рукописную книгу», важно, чтобы они были, хотя бы в единственном числе. Пусть этим единственным слушателем будете вы сами, старший брат или бабушка.
Подготовка проекта. В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга. И вовсе не важно, что в ней может оказаться всего даже не несколько страниц, а несколько слов.
Защита проекта. «Этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». Публикой, как мы уже отметили, могут быть и друзья-сверстники с аналогичными проектами, и бабушки, и дедушки, и, непременно, вы сами.
В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Памятка взрослому:
- подходите к проведению этой работы творчески;
- не сдерживайте инициативы детей;
- поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций;
- помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
- не спешите с вынесением оценочных суждений;
- оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
- обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний: а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.
Предварительный просмотр:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств и получения знаний о родном городе. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Помните, что успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. У ребенка Родина начинается с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность. Семья и детский сад должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Что поможет детям в развитии нравственно-патриотического воспитания:
1. Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. Очень важно ознакомить детей с достопримечательностями нашей страны, городов, поселков и деревень.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в раннем детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Советы родителям по патриотическому воспитанию детей:
• Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Рассказывайте своим детям о великих событиях в истории нашего города!
• Знакомьте детей с родным поселком во время прогулок.
• Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!
• Знакомить дома с фольклором: читать народные сказки, потешки, песенки.
• Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить а нем.
• На своем примере показывайте образец бережливости, заботы, уважения к старшим, толерантности и т. д.
• Учите ребенка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!
Предварительный просмотр:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и нравственно -патриотическое воспитание имеют свои особенности. Младший дошкольный возраст - это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. В этом возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В период дошкольного детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Использование в педагогической деятельности разнообразных жанров устного народного творчества способствует формированию нравственных качеств, понятий о нормах поведения в семье, обществе, закладке основ для развития у дошкольников патриотических чувств.
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В ней ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции. Все эти уроки важны и актуальны, и в младшем дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
В детском саду работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду — это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и обычаями;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности;
• Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Прививая детям, чувство патриотизма используются следующие методы:
1. Наблюдения (за природой родного края, за ближайшим окружением, трудом взрослых).
2. Беседы с воспитанниками о нашей стране, родном городе, важных событиях нашего народа, традициях, народных праздниках.
3. Рассказ взрослого о выбранном объекте, событии с использованием наглядности и ИКТ.
4. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, потешек, песенок, знакомство с народным фольклором, с русским народным промыслом.
5. Вовлечение детей в процесс посильного общественного полезного труда (в группе – уборка, дежурство; на прогулке – уборка участка, уход за зеленой зоной, очистка участка от мусора, снега) и поощрение за добросовестно выполненные поручения.
7. Личный положительный и поучительный пример взрослого. Постоянно с детьми ведутся беседы, пояснения о поступках взрослого и детей, приводятся положительные примеры поступков, дети оценивают свои.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Родная семья.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком-членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях. ( Чаще проводить беседы к пониманию того, что семья - это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит…, папа ремонтирует бытовую технику и т.д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно).
Родной город.
В младшей группе детям ещё трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, прежде всего, знакомить детей с близлежащими улицами (обратить внимание на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес. (Рекомендуем обращать внимание детей на всё положительное, что происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и.т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд
людей по благоустройству города- это работа дворников, мусороуборочных
машин, посадка зелёных насаждений и т.д. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым.
Также можно знакомить детей с достопримечательностями родного города. Это может быть центр города, откуда начинается история, площадь, собор и.т.д. Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Родная природа.
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети младшей группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе.
Родная страна.
Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Дети знакомятся с государственными символами гербом, флагом, гимном. Рассматривают иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим , что наша страна красивая и большая.
Родная культура.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа. Очень важно знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте. (Рекомендуем приобщать детей к культуре, рассказывать им народные сказки ( привлекать их к тому, как одеты герои сказок), послушать народные песни, заучивание народных потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства. Тогда дети получат представления о родине, как о стране большой и красивой. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё необходима всегда! Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста - процесс сложный и длительный и не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.