Рабочие программы по истории
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Вышневолоцкого района Тверской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по всеобщей истории, истории Новейшего времени, 9 класс
подготовила учитель истории
Лебедева Елена Васильевна
п. Солнечный
2016
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе следующих документов:
• Примерные программы по учебным предметам. История.5-9 классы. М.: «Просвещение» 2011 г.
• Пояснительная записка к ФГОС ООО
• Приказ №1897 от 17.12.10 МО РФ
• Примерная ООП 5-9 классы.
• Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования.
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории. В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Программа соответствует статусу общеобразовательного учреждения – базовая школа сельского округа. Программа разработана в рамках эксперимента - апробации государственного стандарта основного общего образования второго поколения на ступени основного общего образования. Программа 9 класса на практике испытывается первый год. В школе имеется кабинет истории, оснащенный современными техническими средствами и методическими пособиями.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Формулировки личностных результатов во ФГОС |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Формулировкиметапредметных результатовво ФГОС | |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | |
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | |
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | |
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | 8) смысловое чтение; |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
- Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
- Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
- Группировать (не по хронологии)
- Сравнивать
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
- Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
- Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
- При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
- Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
- Толерантно определять свое отношение к иным позициям
Пути достижения личностных и метапредметных результатов освоения предмета «История»
Формулировки личностных результатов во ФГОС | Реализация в программе |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Через задания и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы. |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; | Через жизненные задачи и деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию, через вовлечение школьников в активную деятельность. |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Через систему историко-обществоведческих понятий и заданий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира, через оценочно-толерантные задания и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.). |
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; | Через систему историко-обществоведческих понятий и заданий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира, через оценочно-толерантные задания и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.). |
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | Через систему ролевых игр, работе в группе. |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; | Через ценностно-толерантные задания и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.). Через учебно-исследовательскую, творческую и другие виды деятельности, содержащие задания по работе с документами, текстами хрестоматий, ресурсами интернета. |
8)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | Через задания творческого характера, содержащего материал по истории своей семьи |
9)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Через приобщение к мировой и отечественной культуре (экскурсии в музеи, на выставки); через задания творческого характера (презентации, рисунки) |
Формулировки метапредметных результатов во ФГОС | Реализация в программе |
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | Через проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового знания. Через продуктивные задания, через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями |
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Через овладение владение умениями работы с учебной и внешкольной информацией (анализ и обобщение фактов, составление простого и развернутого плана, тезисов, конспектов, формулирование и обоснование выводов и т. д.), использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) |
8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям. |
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Характеристика содержания основного общего образования по истории
Отбор учебного материала для содержания программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история!
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями.
1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение истории России. Наряду с прочими основаниями при этом учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.
2. В программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.
3. Отбор содержания курса «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно.
Тематическое планирование
Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного (образовательного) плана, отводящего на изучение истории с 5 по 9 классы 11 часов в неделю (в 5—8 классах по 2 часа в неделю и в 9 классе - 3 часа в неделю).
В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.
В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к деятельности школьников изложены в тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом. Элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., не отражены в специальной графе планирования, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории.
История Новейшего времени.
Содержание курса:
Введение(1 ч.)
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Тема 1. Новейшая история. Первая половина 20 века (20 часов)
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война (1914—1918 гг.)
Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.
Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.
Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М. К. Ганди.
Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.
Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и её деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Тема 2.Мир во второй половине 20-начале 21 века (12 часов)
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».
Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.
Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
Международные отношения во второй половине ХХ — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в современном мире.
Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение (1 ч.) | |
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. | Объяснять значение понятий новейшая история. Излагать основания периодизации новейшей истории. |
Новейшая история. Первая половина 20 века (20 часов) | |
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Первая мировая война (1914—1918 гг.) Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны. | Раскрывать значение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия. Объяснять причины усиления монополий в начале 20 века, а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах. Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала 20 века на примерах отдельных стран. Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале 20 века. Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, Латинской Америки в первые десятилетия 20 века. Характеризовать задачи и итоги революций в Турции, Иране, Китае, Мексике. Раскрывать значение понятий и терминов Антанта, Тройственное согласие, блицкриг. Брусиловский прорыв, черный рынок, карточная система. Характеризовать причины, участников, основные этапы Первой мировой войны. Рассказывать о крупнейших операциях и сражениях Первой мировой войны (используя историческую карту). Сопоставлять события на Западном и Восточном фронтах, раскрывая их взаимообусловленность. Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников) Характеризовать итоги и социальные последствия Первой мировой войны. |
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система. Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини. Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании. Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль, Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М. К. Ганди. Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы. Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и её деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты. | Раскрывать значение понятий и терминов Версальская система, Лига наций, репарации. Показывать на карте изменения в Европе и мире, происшедшие после окончания Первой мировой войны. Объяснять предпосылки образования значительной группы новых государств в Европе. Раскрывать значение понятий и терминов стабилизация, фашизм. Высказывать суждения о причинах, характере и последствиях революций 1918-1919 гг. в европейских странах. Объяснять причины возникновения и распространения фашистского движения в Италии. Раскрывать значение понятий и терминов мировой кризис, «новый курс», нацизм, тоталитаризм, авторитаризм, Народный фронт. Систематизировать материал о политических режимах, существовавших в Европе в 1918-1939 гг. ( демократические, тоталитарные, авторитарные). Объяснять, как происходил выбор между демократией и авторитаризмом в отдельных европейских странах (например, почему фашисты пришли к власти в Италии, нацисты - в Германии и т.д.) Рассказывать, используя карту, о ключевых событиях Гражданской войны в Испании, о силах, противостоящих друг другу в этой войне. Представлять характеристики политических лидеров 1920-1930-х гг., высказывать суждения об их роли в истории своих стран ,Европы, мира. Систематизировать исторический материал ,сравнивать задачи и пути модернизации в отдельных странах ,ход революционной и освободительной борьбе(в Китае и Индии). Составлять характеристики политических лидеров стран Азии. Раскрывать значение понятий и терминов модернизм, конструктивизм, (функционализм), авангардизм, абстракционизм, сюрреализм. Характеризовать основные течения в литературе, живописи, архитектуре и др. ,творчество крупнейших представителей художественной культуры( в форме сообщений ,презентаций и др.) Высказывать суждения о месте произведений искусства 1920-1930-х г. г в культурной панораме новейшей эпохи. Раскрывать значение понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. Характеризовать основные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920-1930-е г. г Проводить сопоставительный анализ документов, относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с привлечением материалов из курса отечественной истории). Высказывать суждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира. |
Причины и начало 2 мировой войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны. | Раскрывать значение понятий и терминов «странная война», «битва за Британию», план «Барбаросса», план «Ост», «новый порядок», геноцид, Холокост, антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления, коренной перелом, второй фронт, Нюрнбергский процесс. Характеризовать причины, участников, основные этапы Второй мировой войны (с привлечением материалов из курса отечественной истории). Рассказывать о крупнейших военных операциях (используя историческую карту) Сопоставлять данные о масштабах военных операций на советско-германском и других фронтах войны, высказывать суждение о роли отдельных фронтов в общем ходе войны. Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников) Характеризовать итоги и уроки войны. |
Мир во второй половине 20-начале 21 века (12 часов) | |
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны». Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества. Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика. Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе. Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона. Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре. Международные отношения во второй половине ХХ — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в современном мире. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в. | Объяснять, какие изменения произошли в Европе и мире после 2 мировой войны (с использованием исторической карты). Раскрывать значение понятий и терминов ООН. Биполярный мир, «холодная война», НТР, постиндустриальное общество, информационная революция. Высказывать суждения о сущности и цене общественного прогресса в современном мире. Характеризовать политическую систему США. Составлять характеристики президентов США, их внутренней и внешней политики ( с использованием информации учебников, биографических и справочных изданий). Высказывать суждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире. Раскрывать тенденции экономического развития стран Западной Европы во 2 половине 20- начале 21 века (государственное регулирование экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов). Характеризовать политические системы стран Западной Европы, ведущие партии и их общественные позиции. Составлять характеристики государственных лидеров послевоенной и современной Европы. Раскрывать предпосылки, достижения и проблемы европейской интеграции. Проводить поиск информации для сообщений о послевоенной истории и современном развитии отдельных стран (в форме путешествия в страну, репортажа и др.) Раскрывать значение понятий и терминов мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, солидарность, «бархатная революция», шоковая терапия, приватизация. Характеризовать основные этапы в истории восточноевропейских стран 1945- начало 21 века, объяснить, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран. Раскрывать значение понятий и терминов крушение колониальной системы, деколонизация, модернизация, «новые индустриальные страны», фундаментализм. Характеризовать этапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости (предполагается использование исторической карты, составление хронологической таблицы). Составлять обзор развития отдельный стран во 2 половине 20-начале21 века (Япония, Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.), используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, интернет- ресурсы. Раскрывать значение понятий и терминов латифундия, импортзамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта. Характеризовать политические режимы, существовавшие в латиноамериканских государствах во 2 половине 20-начале 21 века. Сопоставлять реформистский и революционный пути решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывать суждения об их результативности. Раскрывать значение понятий и терминов информационная революция, неореализм, постмодернизм, массовая культура, поп- арт. Характеризовать достижения в науке и технике 2 половины 20-начале 21 века и их социальные последствия. Составлять тематические подборки материалов о современной зарубежной культуре, выступать с презентациями. Участвовать в работе круглых столов, дискуссиях по актуальным вопросам развития культуры в современном мире. Раскрывать значение понятий и терминов разрядка международной напряженности, движение за безопасность и сотрудничество в Европе, новое политическое мышление в международных отношениях, многополюсный мир. Характеризовать основные периоды и тенденции развития международных отношений во второй половине - начале 21 века. Готовить и представлять сообщения, рефераты по отдельным вопросам истории международных отношений (с привлечением документальных материалов, в том числе относящихся к внешней политике СССР и РФ). Проводить обзор текущих международных событий. Характеризовать основные процессы новейшей эпохи, ее ключевые события. Раскрывать смысл понятия глобальные проблемы человечества, значение этих проблем для государств, народов, отдельного человека (с привлечением информации из курса обществознания). Проводить обзор материалов газет и телевидения по вопросам, связанным с глобальными проблемами современного общества. |
Учебно – тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Новейшая история. Первая половина 20 века | 20 |
3 | Мир во второй половине 20-начале 21 века (12 часов) | 12 |
4 | Резерв | 1 |
Итого: 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Факт | Раздел (тема) | Тип урока | Основное содержание урока | Основные понятия, термины | Источники информации | Д /з |
1 | Введение | Проблем ный диалог (ПД) | Хронологические рамки Новейшего времени. Особенности 20 столетия. Новый этап индустриальной цивилизации. | Вторая промышленная революция. Третья промышленно-технологическая революция. Глобализация. Индустриальное, постиндустриальное общества. | Учебник,с.5-6 | § 1 (читать выб.). | ||
20 часов | Тема 1. Новейшая история. Первая половина 20 века | |||||||
2-3(1-2) | Индустриальное общество в начале 20 века | (ПД) | Страны Европы и Северной Америки в конце 19-начале 20 века. Неравномерность индустриального развития. Понятие индустриального общества. Важнейшие черты развития индустриального общества в начале 20 века. | Промышленно-технологическая революция, модернизация, урбанизация, индустриальное общество, трест, синдикат, картель, антимонопольное законодательство, милитаризация. | Учебник, § 1. | § 2 (читать выб.), выявить новое соотношение сил между державами к 1913 г. | ||
4(3) | Политическое развитие в начале 20 века | (ПД) | Демократизация политического устройства европейских государств и США. Превращение политических партий в массовые. Идеологические направления партийной борьбы. Либералы у власти. | Демократия, массовая политическая партия; консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм. | Учебник, § 2. | § 3 (читать выб.), выполнить задания на карточке. | ||
5(4) | "Новый империализм". Происхождение Первой мировой войны. | (ПД) | "Новый империализм": характерные черты. Причины Первой мировой войны. Военно-политические блоки. | "Новый империализм", протекционизм, Антанта, Тройственный союз. | Учебник, § 3. | § 4 (читать выб.), выучить схему. | ||
6-8 (5-7) | Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. | (ПД) | Повод к Первой мировой войне. Цели и планы стран-участниц войны. Военные действия на фронтах. итоги войны. Версальско-Вашингтонская система. | Позиционная война, репарации, Версальско-Вашингтонская система. | Учебник, § 4. | § 5 (читать выб.), составить список факторов, предопределивших непрочность Версальско-Вашингтонской системы. | ||
9(8) | Самостоятельная работа. Последствия войны: революции и распад империй. | (ПД) | Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Революции 1918-1919 гг. в Европе и образование новых государств. | Национализм, экстремизм, фашизм, Коминтерн. | Учебник, § 5. | § 6(читать выб.), выполнить задания на карточке. | ||
10-11(9-10) | Анализ самостоятельной работы. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. | (ПД) | Особенности экономического восстановления 1920-х гг. Международные отношения в 1920-е гг. Особенности развития крупнейших европейских стран и США в 1920-е гг. | Инфляция, индустриальное общество, "просперити" (" процветание по-американски"), дегуманизация, "красная угроза", конвейер, экстремизм. | Учебник, § 6. | § 7(читать выб.), разгадать кроссворд. | ||
12(11) | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. | (ПД) | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода из кризиса. Кейнсианство. Типы политических режимов в Европе 20 в.: либерально-демократический, авторитарный, тоталитарный. | Экономический кризис, кейнсианство, политический режим, демократический, авторитарный, тоталитарный политические режимы. | Учебник, § 7. | § 8(читать выб.), выучить схему, сообщение о Ф.Рузвельте. | ||
13(12) | США: "Новый курс" Ф.Рузвельта. | (ПД) | Особенности экономического кризиса в США и политика президента Г.Гувера. Ф. Рузвельт: исторический портрет. "Новый курс" Ф.Рузвельта. | Экономический кризис, кейнсианство, демократический политический режим, "новый курс" Ф.Рузвельта. | Учебник, § 8. | § 9(читать выб.), ответить на вопросы и задания к документу. | ||
14(13) | Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. | (ПД) | Политическая ситуация в Великобритании, Франции в период экономического кризиса. Экономическая политика правительств Великобритании, Франции в условиях экономического кризиса. | Экономический кризис, кейнсианство, демократический политический режим, дирижизм. | Учебник, § 9. | § 10-11(читать выб.), разгадать кроссворд. | ||
15- 16(14-15) | Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия. Испания. | (ПД) | Установление тоталитарных режимов в Италии, Германии, Испании. Особенности фашизма и нацизма. Внутренняя политика фашистских режимов в 1930-е гг. Политические лидеры: Б. Муссолини, А.Гитлер, Ф.Франко. Внешняя политика Италии и Германии в 1930-е гг. | Тоталитарный политический режим, фашизм, национал-социализм (нацизм), франкизм. | Учебник, § 10-11. | § 12-13(читать выб.), выполнить задания на карточке. | ||
17(16) | Восток и Латинская Америка в первой половине 20 века. | (ПД) | Традиции и модернизация. Особенности развития Японии, Китая, Индии в первой половине 20 века. Пути развития стран Латинской Америки в первой половине 20 века. | Модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты. | Учебник, § 12-13. | § 14(читать выб.), заполнить сравнительную таблицу, презентации(по выбору) | ||
18(17) | Культура и искусство первой половины 20 века. | (ПР) | Научная революция на рубеже 19-20 веков. Изменения повседневной жизни и быта. Художественная культура эпохи модернизма. Литература первой половины 20 века. | Неклассическая картина мира, модернизм, символизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный импрессионизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм. | Учебник, § 14. | § 15(читать выб.), закончить проект "Иллюстрированная электронная энциклопедия культуры и искусства первой половины 20 века". | ||
19(18) | Международные отношения в 1930-е гг. | (ПД) | Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Международные отношения в 1930-е гг. Провал идеи коллективной безопасности. | Экспансия, Мюнхенский сговор, политика умиротворения. | Учебник, § 15. | § 16(читать выб.), ответить на вопросы и задания к документу. | ||
20-21(19-20) | Вторая мировая война. 1939-1945 гг. | (ПД) | Периодизация войны и ход военных действий. Антигитлеровская коалиция. Итоги Второй мировой войны. | Антигитлеровская коалиция, "новый мировой порядок", движение Сопротивления. | Учебник, § 16. | § 17(читать выб.), эссе по высказыванию М. Хастингса. | ||
12 часов | Тема 2.Мир во второй половине 20-начале 21 века | |||||||
22(1) | Послевоенное мирное урегулирование. Начало "холодной войны". Самостоятельная работа. | (ПД) | Последствия Второй мировой войны: распад антигитлеровской коалиции, мирные договоры, образование ООН, Нюрнбергский процесс. Начало "холодной войны": военно-политические блоки, локальные конфликты и гонка вооружений. | Преступления против человечности, "холодная война", гонка вооружений. | Учебник, § 17. | § 18(читать выб.), выполнить задания на карточке. | ||
23(2) | Анализ самостоятельной работы. Завершение эпохи индустриально- го общества. 1945-1970 гг. | (ПД) | Условия экономического роста индустриальных стран в конце 1940-х-середине 1970-х гг. Государство благосостояния. | Экономическая интеграция, смешанная экономика, государство благосостояния, общество потребления, неокейнсианство. | Учебник, § 18. | § 19(читать выб.), выполнить задания на карточке. | ||
24(3) | Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества. | (ПД) | Экономические кризисы 1970-1980-х гг. НТР. Постиндустриальное (информационное) общество. | Экстенсивный и интенсивный типы производства, НТР, постиндустриальное (информационное) общество. | Учебник, § 19. | § 20(читать выб.), составить презентацию (по желанию). | ||
25(4) | Политическое развитие. | (ПД) | Экономическая и социальная политика стран Запада в 1970- 2000-е гг. Идейно-политические течения и партии. Особенности политического развития в мире. | Неоконсерватизм, политика "третьего пути", либерализм, социализм, политический спектр, демократизация. | Учебник, § 20. | § 21(читать выб.), заполнить сравнительную таблицу. | ||
26(5) | Гражданское общество. Социальные движения. | (ПД) | Понятие гражданского общества, этапы его становления и основные институты. Социальные движения: молодёжи и студентов, движение гражданских инициатив, экологическое движение, национальные и этнические движения. Обновленческий процесс в церкви. | Гражданское общество. Волонтёр, демократизация. | Учебник, § 21. | § 22-26(читать выб.), индивидуальные задания. | ||
27-28(6-7) | Капиталистический мир во второй половине 20 в.: США, Великобритания, Франция, Италия, Германия. | (ПД) | Три этапа экономической и социальной политики стран Запада (политический календарь). Функционирование и эволюция гражданского общества. | Постиндустриальное (информационное) общество, гражданское общество, "холодная война", интеграционные процессы в мире. | Учебник, § 22-26. | § 27(читать выб.), заполнить сравнительную таблицу | ||
29(8) | Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2007 гг. | (ПД) | Становление тоталитарного социализма и его кризис. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг. Вхождение стран Центральной и Восточной Европы в Европейский союз. | Тоталитарный политический режим, командная экономика, "бархатные революции", "шоковая терапия". | Учебник, § 27. | § 28-29(читать выб.), записать черты тоталитарного социализма, характерные для стран Восточной Европы и СССР. | ||
30(9) | Латинская Америка, страны Азии и Африки во второй половине 20-начале 21 века. | (ПД) | Общая характеристика стран Латинской Америки во второй половине 20-начале 21 в. Деколонизация. Особенности развития Японии, Китая и Индии. | Модернизация, национал-реформизм, диктатура, деколонизация, японское экономическое чудо, "культурная революция" в Китае. | Учебник, § 28-29. | § 30(читать выб.), выполнить задания на карточке. | ||
31(10) | Международные отношения. | (ПД) | Этапы "холодной войны". Интеграционные процессы в странах Западной Европы во второй половине 20-начале 21 века. Региональные конфликты в современном мире. Американо-российские отношения. | "Холодная война", биполярный мир, гонка вооружений, интеграция. | Учебник, § 30. | § 31(читать выб.), выполнить вопросы и задания к документу. | ||
32(11) | Культура второй половины 20-начала 21 века. | (ПД) | Общая характеристика культуры второй половины 20-начала 21 века. Поворот в искусстве в 1960-е гг. Новое объяснение мира. Постмодернизм и его проявления в литературе, кино, архитектуре. | Поп-арт, гиперреализм, концептуализм, кинетическое искусство, Интернет, постмодернизм. | Учебник, § 31. | § 32, заключение (читать выб.), заполнить таблицу "Основные направления изобразительно- го искусства 1960-х гг." | ||
33(12) | Глобализация в конце 20-начале 21 века. Глобальные проблемы современности. | (ПД) | Понятие глобализации, её компоненты и противоречия. Мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. Глобальные проблемы современности. | Глобализация. Глобальные проблемы современности. | Учебник, § 32. | Повторить материал курса (выб.). | ||
34 | Резерв |
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
(ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ) В КОНЦЕ 9-го КЛАССА
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
- Добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
- Разделять российскую и всеобщую историю Новейшего времени на этапы и объяснять выбранное деление.
- В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Новейшего времени: социализм и коммунизм, информационное общество, тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
- Определять основные причины и следствия кризиса капиталистического индустриального общества, социалистических преобразований в нашей стране и их последствия, развитие системы международных отношений в Новейшее время.
- Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей Новейшего времени.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
- Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, мировых войн Новейшего времени.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
- Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей Родины, изменению общественных порядков.
- Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
- Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах Новейшего времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Планируемые результаты обучения.
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о зарубежных государствах в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в зарубежных странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития зарубежных стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов о всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени. | • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие зарубежных государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности; |
Межпредметные связи.
Обществознание, 9 класс: оформление единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей; активный перенос общественно-исторических знаний и умений в ситуации, моделирующие актуальные для подростка жизненные задачи.
Литература, 9 класс: систематический курс развития отечественной литературы, позволяющий прослеживать закономерности отражения общественно-исторических явлений Новейшего времени в произведениях литературы и судьбе писателей.
География, 9 класс: закономерности взаимодействия общества и природы в глобальном контексте мировой экономической системы
Биология, 9 класс: общие закономерности развития жизни на Земле, позволяющие устанавливать взаимосвязи биологических и социальных процессов.
Приложения
Итоговый контроль
Итоговая контрольная работа.
Вариант I
- Пацифизм – это ….
- Какие государства вошли в блок Антанты в начале ХХ века:
А) США, Великобритания, Франция;
Б) Россия, Великобритания, Франция;
В) Германия, Италия, Япония;
Г) Германия, Италия, Австро-Венгрия;
3. Укажите годы Второй Мировой войны:
А) 1 сентября 1941-2 сентября 1945гг.;
Б) 1 сентября 1941-9 мая 1945гг;
В) 1 сентября 1939-2 сентября 1945гг;
Г) 22 июня 1941- 9 мая 1945гг.
4. Вторая Мировая война началась с нападения на:
А) Францию;
Б) СССР;
В) Данию;
Г) Польшу.
5. План «молниеносной войны» на Востоке назывался:
А) «блицкриг»;
Б) «Барбаросса»;
В) «Тайфун»;
Г) «Цитадель».
6. В августе 1945 года СССР объявил войну:
А) Японии;
Б) Италии;
В) Германии;
Г) Финляндии.
7. Противостояние между «западным» и «восточным» блоками, длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:
А) «необъявленной войны»;
Б) «политика сдерживания»;
В) «ядерный диалог»;
Г) «холодная война».
8. В 60-е годы многие американцы стали отрицательно относиться к вовлечению США в любые военные конфликты за рубежом. Это явление получило название:
А) «вьетнамский синдром»;
Б) «холодная война»;
В) «корейский синдром»;
Г) «Карибский кризис».
9. Советские войска в 1980-е гг. участвовали в боевых действиях в:
А) Венгрии;
Б) Афганистане;
В) Корее;
Г) Вьетнаме.
10. Феминистское движение в ХХ веке выступало:
А) против загрязнения окружающей среды;
Б) за депортацию иммигрантов;
В) за полное равенство женщин и мужчин;
Г) за установление диктатуры пролетариата.
11. Дискриминация – это:
А) ущемление прав какой-либо группы населения по расовым или религиозным признакам;
Б) высылка из страны иммигрантов;
В) массовое истребление людей по расовому, религиозному признаку;
Г) карательные меры, наказания.
12. Соотнесите даты и события:
1) 1946 г. 1) Возведение Берлинской стены.
2) 1961 г. 2) Вступление СССР в Лигу Наций.
3) 1934 г. 3) Начало войны в Корее.
4) 1950 г. 4) Речь У. Черчилля в Фултоне.
Вариант II
- Фашизм – это …..
- Укажите годы Первой Мировой войны:
А) 1905 - 1907 гг.;
Б) 1914 – 1917 гг.;
В) 1914 – 1918 гг.;
Г) 1818 - 1920 гг.
- Во Второй Мировой войне приняли участие:
А) 61 государство;
Б) 30 государств;
В) 33 государства;
Г) 51 государство.
- Франция капитулировала:
А) 22 июня 1941 г.;
Б) 22 июня 1939 г.;
В) 22 июня 1940 г.;
Г) 1 сентября 1940 г.
- Какое государство приняло закон о ленд-лизе, согласно которому предоставлялась помощь государствам, сражающимся против фашизма:
А) США;
Б) Франция;
В) Великобритания;
Г) СССР.
6. Какое государство, и в каком году участвовало в войне с Финляндией:
А) Германия, 1941 г.;
Б) СССР, 1939 г.;
В) Япония, 1940 г.;
Г) США, 1939 г.
7. Какое из приведенных названий использовалось в международных отношениях для обозначения границы между «западным» и «восточным» («капиталистическим» и «социалистическим») блоками:
А) «невидимый фронт»;
Б) «прозрачная граница»;
В) «ядерный щит»;
Г) «железный занавес».
8. В каком году произошло испытание первой в СССР ядерной бомбы:
А) 1945 г.;
Б) 1949 г.;
В) 1955 г.;
Г) 1964 г.
9. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970 – е гг.:
А) Введение войск ОВД в Чехословакию;
Б) война в Корее;
В) Карибский кризис;
Г) ввод советских войск в Афганистан.
10. Образование Содружества Независимых Государств провозглашено:
А) Новоогаревским договором в 1992 г.;
Б) Решением Верховных Советов Украины, России, Белоруссии в 1993 г.;
В) Беловежским соглашением в 1991 г.;
Г) Алма-атинской декларацией в 1990г.
11. Геноцид – это:
А) ущемление прав какой-либо группы населения по расовым или религиозным признакам;
Б) высылка из страны иммигрантов;
В) массовое истребление людей по расовому, религиозному признаку;
Г) карательные меры, наказания.
12. Соотнесите даты и события:
1) 1965 г. 1) Объединение Северного и Южного Вьетнама.
2) 1959 г. 2) Начало Мирового экономического кризиса.
3) 1976 г. 3) Победа революции на Кубе.
4) 1929 г. 4) Война между Индией и Пакистаном.
Ключ
Вариант I: 2) – Б; 3) – В; 4) – Г; 5) – Б; 6) – А; 7) – Г; 8) – А; 9) – Б; 10) – В; 11) – А;
12) 1) – 4, 2) – 1, 3) – 2, 4) – 3.
Вариант II: 2) – В; 3) – А; 4) – В; 5) – А; 6) – Б; 7) – Г; 8) –Б; 9) – Г; 10) – В; 11) – В; 12) 1) – 4, 2) – 3, 3) – 1, 4) – 2.
Система оценивания:
Учебный реферат
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Специфика реферата (по сравнению с курсовой работой):
• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,
•дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.
Виды рефератов
По полноте изложения | Информативные (рефераты-конспекты). |
Индикативные (рефераты-резюме). | |
По количеству реферируемых источников | Монографические. |
Обзорные. |
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии | Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов | - актуальность проблемы и темы; |
2. Степень раскрытия сущности проблемы | - соответствие плана теме реферата; |
3. Обоснованность выбора источников | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность Макс. - 15 баллов | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Критерий оценивания учебного проекта
Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:
2 – выше среднего
1 – средний
0 – ниже среднего.
Матрица оценивания проектов. Показатели проявления компетентности
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
3.Знание источников информации
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
5.Умение формулировать цель, задачи
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее
13.Умение оценивать достоверность полученной информации
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство
ИТОГО:
Максимально возможное количество баллов: 28
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)
В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:
какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
на каком уровне он его усвоил;
каковы его умения и навыки;
какова оценка его творческой деятельности;
в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
2 .Оценка «4»ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Литература
Основная литература (для педагога)
1.А.О. Сороко-Цюпа М.Л.Несмелова Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. М, "Просвещение" 2015г.
2. Л.Н. Алексашкина. Всеобщая история 9 класс. Методическое пособие . ФГОС. М, "Мнемозина" 2014 г.
3. А.К. Соловьев. Разработка уроков по курсу «Новейшая история 20 – начало 21 века, М., «Просвещение», 2012
4.Д.М.Креленко. Тесты по истории новейшего времени. Часть 1 – 2., Саратов, «Лицей», 2004
5.О.С.Сороко – Цюпа. Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9класс. М., «Просвещение», 2012
6.О.В.Савинова. Новейшая история в опорных конспектах, схемах, таблицах. Методическое пособие для учителей истории общеобразовательных школ. Тверь, ТОИУУ, 2004
7.И.Н.Окороков. Новейшая история. 9 класс. Часть 1 – 2. Поурочные планы. Волгоград, 2003
8.К.А.Соловьев. Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран 20 – начало 21 века. 9 класс, Москва, «ВАКО», 2010
Дополнительная литература (для педагога)
1.А.Т.Степанищев. Опорные конспекты по истории России. 6 – 11 класс. Пособие для учителя, М.,»Владос»,2001
2. 3.А.Ф.Кузьменко. Тематические схемы по истории России.. 20 век. М, «Владос», 2002
Основная литература (для обучающихся)
1.Учебник: О.С.Сороко-Цюпа А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. ФГОС. "Просвещение" 2014 г.
Дополнительная литература (для обучающихся)
1. А.А.Вагин. Художественная литература в преподавании новой истории (1640 – 1917). Хрестоматия М. «Просвещение»,2003
2.Всемирная история: энциклопедия в 14 т. Под ред.А.О.Чубарьяна.-М.:ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование,2007;
3. Энциклопедия «Новая и новейшая история»
Таблицы
1. Основные периоды мировой и отечественной истории
2. Синхронистическая таблица. 1914-1933 гг.
3. Синхронистическая таблица. 1934-1945 гг.
4. Синхронистическая таблица. 1945-1958 гг.
5. Синхронистическая таблица. 1959-1968 гг.
6. Синхронистическая таблица. 1969-1990 гг.
7. Синхронистическая таблица. 1991-2000 гг.
Интернет - ресурсы
http://www.tiuu.ru/library/pages/29.htm - инновационный педагогический опыт ТОИУУ
http://www.edu.ru/
http://ist.uroki.org.ua/course1.html
http://www.proshkolu.ru
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Настенные исторические карты:
Комплект настенных карт. Новейшая история (XX - начало XXI в.). 9 класс (13 карт)
1. Мир в начале ХХ в.
2. Первая мировая война 1914-1918 гг. Военные действия в Европе и на Кавказе.
3. Образование независимых государств. Территориальные изменения в Европе после Первой мировой войны в 1918 - 1923 гг.
4. Европа в 1920-е - 1930-е годы. Гражданская война в Испании.
5. Индия и Китай в 20-е - 30-е годы XX века (Индия в 1919 - 1939 гг. / Революция и Гражданская война в Китае 1924 - 1927 гг.).
6. Вторая мировая война в Европе (1939 - 1945 гг.) Военные действия в Европе.
7. Вторая мировая война. Военные действия в Северной Африке и на Дальнем Востоке.
8. Западная Европа после Второй мировой войны . Европа во второй половине XX - начале XXI века.
9. Страны Африки во второй половине XX - начале XXI века.
10. Ближний Восток и страны Южной Азии во второй половине XX - начале XXI века.
11. Мир во второй половине XX века- началеXXI века.
12. Восточная и Юго-Восточная Азия во второй половине XX - начале XXI века.
13. США и страны Центральной и Южной Америки во втор пол. XX - нач. XXI в.
Ссылки
Коллекция исторических карт: http://www.lib.utexas.edu/Libs/PCL/Map_collection/historical/history_main.html
Коллекция исторических карт: http://www.geocities.com/Athens/Acropolis/6200/
Картография: http://www.iag.net/~jsiebold/carto.html
Исторические карты: http://www.cvm.qc.ca/carrefour/profs/glaporte/carte.htm
Итоговая контрольная работа( авторский материал Осипян Кристины Вячеславовны, учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 23 г. Армавира)
А.О. Сороко- Цюпа М.Л.Несмелова Новейшая история Поурочные разработки М, Просвещение, 2014.
Список экскурсий
1.Государственный Эрмитаж- 5-9 класс.
2. Филиал Тверского объединенного музея в г. Вышнем Волочке (отдел, посвящённый 2 мировой войне) -9 класс.
Примечание: в данную позицию могут быть внесены коррективы в связи с совершенствованием методико-технологических подходов преподавания истории.
Список использованной литературы
Примерные программы по учебным предметам. История.5-9 классы. М.: «Просвещение» 2011 г.
• Пояснительная записка к ФГОС ООО
• Приказ №1897 от 17.12.10 МО РФ
• Примерная ООП 5-9 классы.
• Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://pedsovet.su/load/128-1-0-14130