Творческая предметно пространственная среда
Одним из самых любимых центров детской деятельности – это центр творчества. Из материала вы узнаете, ка организовать творческую предметно пространственную среду группы. Какие материалы можно использовать для центра детского творчества. Что такое места для публикации. Что такое вертикальное и мобильное рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_proektirovaniyu_tvorcheskoy_peredmetno_prostranstvenoy_sredy_dou.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация творческой предметно пространственной среды ДОУ.
Одним из самых любимых центров группы в детском саду является центр творчества. Творчество для детей - отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Продуктивные Виды деятельности для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение. Большое значение для развития творческого начала у детей, являются не только специально организованные занятия, но и организация предметно пространственной среды группы – центра творчества.
Центр «Творчества» позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, побудит к самостоятельным активным действиям ребёнка, где побуждает не взрослый, а предметный мир, т.к. она насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
Перед современным педагогом стоит важная задача превратить предметно пространственную среду своей группы из магазина игрушек в говорящую среду, которая поможет выстроить взаимоотношения с ребенком, обеспечить условия для раскрытия своего творческого потенциала в его самостоятельной деятельности.
Центр творчества целесообразно разместить у окна, что бы было естественное освещение и не далеко от источника воды. К сожалению, не всегда в группе есть возможность разместить центр творчества у окна, поэтому можно всегда добавить искусственное освещение и не переживать из-за этого. Если не получается разместить центр творчества рядом с источником воды, то всегда можно держать воду в пластиковых бутылках или иных тарах, размещенных прям в центрах.
В центре творчества обязательно для удобного размещения детей должны быть столы и стулья. Хочется отметить, что педагоги часто забывают произвести маркировку этой мебели, что не допустимо. Цветная маркировка должна быть в зависимости от роста воспитанников группы.
В центре творчества должно быть много различного материала. Согласно ФГОСТ ДО П. 3.3.4. предметная среда должна быть насыщена. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию программы вашего дошкольного учреждения.
Если в группе место не много, целесообразно в данном центре создать условия для двух центров деятельности. Для настольного конструирования и изобразительной деятельности. Если же в группе места достаточно, то можно развести эти виды деятельности. Все зависит от конкретных условий вашей группы.
Материалов в центре творчества должно быть такое количество, что бы 5-6 детей одновременно могли комфортно работать. Материалы в центре творчества, ложны меняться и пополняться в зависимости от программы и интересов детей.
Очень большую роль играет место размещения детских работ. Автор книги «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? Ю.В. Илюхина, вносит такое понятие – место публикации детских работ. Место публикации носит большое значение для детей, ведь ребенок заявляет о себе миру, фиксирует свое место в этом мире, несет ответственность за результат своего труда, у ребенка создается ситуация успеха, гордости за свою деятельность.
Через публикации с нами «разговаривают» детские голоса. Слышать их – наша профессиональная обязанность. «Голос» ребенка – это фундаментальное понятие для современного дошкольного образования. «Голос ребенка» это та информация, та энергия, тот посыл, что доноситься из «слов» детской деятельности. (Ю.В. Илюхина).
Так же важно в оформлении центра творчества использовать не традиционные принципы организации рисования детей. Такие, как «Вертикальное рисование» и «Мобильное рисование».
Вертикальное рисование – это рисование на стенах. В специально отведённом месте. Такое рисование очень любят дети. Во время вертикального рисования развиваются такие навыки, которые пригодятся детям в школе, когда нужно будет работать с доской.
Мобильное рисование – это рисование там, где захочется, не только за столом, но и на полу. При помощи специальных планшетов. Конечно, многие скажут, что такое рисование вредно для осанки детей. Но при правильной организации все возможно. Если придерживаться следующих правил, то такое рисование возможно организовывать и без вреда для детского здоровья. При организации мобильного рисования педагог должен следить за спиной воспитанников и напоминать детям про правильную позу. Контролировать, что б мобильное рисование не было слишком долгим и слишком частым. Мобильное рисование это лишь вариативность формы, которую мы предлагаем детям.
Ниже приведен примерный список материалов для центра творчества:
- бумага для рисования различного формата, плотности, качества;
- бумага цветная и картон.
- различные коллекции материалов, такие, как: коллекции фантиков от конфет, коллекции камней, ракушек, остатки ткани, кусочки упаковочных материалов, пробки, пуговицы, гербарии, и различные контейнеры для их хранения;
- ножницы;
- клей;
- карандаши и различные мелки для рисования;
- различные кисти;
- тряпки для кистей и рук;
- рабочие фартуки;
- глина, песок,
- картины и репродукции произведений искусства.
- дидактические материалы, карточки, игры, пособия;
- различный природный и бросовый материал.
Список литературы:
- «Говорящий» дом или как самостоятельно смоделировать пространство для жизни в группе детского сада. Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов: учебно – методическое пособие. / Ю.В. Илюхина. - Краснодар: Экоинвест, 2022. – 250 с.: ил.