Адаптированная образовательная программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ППк МБДОУ № 9 Дата _______________ № протокола ________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 9 _________________ Ю. С.Н. «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
Ф.И. ребенка
Дата рождения 2018г.
Срок реализации программы:
_____________2022 г. − __________ 2023 г.
Составители программы:
учитель-дефектолог
воспитатель
воспитатель
педагог-психолог
учитель-логопед
Согласовано:
Родитель (законный представитель)
_________ ________________
(подпись) (расшифровка)
г. Канск
2022 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. К. Ю. И.
Дата рождения, возраст ребенка: 2018г. (0 года, 0 месяца)
Домашний адрес: г. Канск, ул.……
Статус: ребенок-инвалид (справка МСЭ № 2036 г.)
Посещение МБДОУ № 9 с 23.03.2021г, в режиме 12-часового пребывания.
Сведения о семье: ребенок воспитывается в неполной семье. Воспитанием ребенка занимается папа. Проявляет заинтересованность в воспитании дочери, рекомендации педагогов выполняет.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы (АОП) является коллегиальное заключение территориальной ПМПК (протокол № 130/7 от 30.11.2021 г.).
ПМПК рекомендовано:
форма получения образования: в образовательной организации;
образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: при подаче программного материала необходимо использовать наглядные и практические методы; материал должен иметь практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, быть максимально связанным с реальной жизнью ребенка.
специальные условия для получения образования:
организация образовательного процесса с учетом актуального интеллектуального состояния ребенка (умственной отсталости легкой степени), обязательное соблюдение медицинских рекомендаций; диагностический материал должен быть крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, силуэту;
специальные технические средства обучения: в соответствии с рекомендацией ведущего врача.
Особенности психофизического развития ребенка
У ребенка ДЦП, общая моторика имеет грубые нарушения: по группе передвигается ползком, с помощью специальных ходунков или при помощи взрослого. Наблюдается перекрещивание ног при опоре, нарушена осанка. Может принять вертикальное положение, держась за опору или мебель. Мышцы слабые, отмечается хаотичность движений. Мелкая моторика развита слабо, движения вялые, замедленные, нескоординированные.
Любит выполнять физические упражнения под музыку, повторяет движения по подражанию, сидя на стульчике или на коленях на полу.
Вступает в непродолжительный контакт с детьми и взрослыми.
В связи с особенностями в развитии ребенка культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с трудом. Ест самостоятельно, но не аккуратно, ложку держит неправильно.
Активная речь представлена отдельными словами и фразами. У ребёнка наблюдается нарушение зрения: взгляд на предмете фиксирует на непродолжительное время или подносит предмет близко к лицу.
Игровая деятельность развита слабо. Самостоятельный интерес к игрушкам кратковременный, часто использует их не по назначению (манипулирует). К игровым действиям со взрослым привлекается, пытается подражать.
Отмечается низкий уровень обучаемости, интерес к занятиям кратковременный, работоспособность низкая, быстро устаёт, отвлекается. Во всех видах деятельности нуждается в обучающей, направляющей и стимулирующей помощи.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы ДОО (АООП ДОО).
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: создание условий для получения образования, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Основные задачи:
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
Осуществлять воспитательно-образовательную работу по основным образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка.
Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы включает задачи АООП ДОО для детей с легкой умственной отсталостью 2 года обучения.
2.2 Результаты усвоения АОП фиксируются в таблицах, разработанных на основе базовых показателей ребенка в соответствии с реализуемой программой.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает группу для детей с легкой умственной отсталостью 2-3 года обучения разновозрастная группа для детей 4 - 5 лет. Воспитательно-образовательная работа осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для данной группы:
Сетка организации деятельности в группе № 1 (II и III год обучения) МБДОУ № 9
День недели | Учитель-дефектолог | Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог | |
I половина дня | II половина дня | ||
Понедельник | Интегрированное занятие Развитие речи и развитие сенсорного восприятия (III год обучения) 09.00-09.25 | Аппликация/Конструирование (II год обучения) 09.00-09.20 Физическое воспитание 09.35-10.00
| Социальное развитие, ознакомление с окружающим (III год обучения) 15.20-15.45 |
Вторник | Интегрированное занятие Математика и сенсорное развитие (II и III год обучения) 09.00-09.25 09.35-09.55 | Лепка (II и III год обучения) 09.00-09.20 09.35-10.00 | Музыкально-ритмическое занятие (II и III г.о.) 15.20-15.40/45 |
Среда | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи и социальное развитие (II и III год обучения) 09.35-09.55 10.10-10.35 | Физическое воспитание 09.00-09.25 Ручной труд/Конструирование(III год обучения) 09.35-10.00 | |
Четверг | Интегрированное занятие Математика и формирование мышления (II и III год обучения) 09.00-09.25 09.35-09.55 | Интегрированное занятие Рисование, ознакомление с окружающим и социальное развитие (II и III год обучения) 09.00-09.20 09.35-10.00 Музыкально-ритмическое занятие (II и III год обучения) 11.25-11.50 | |
Пятница | Интегрированное занятие Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим (II и III год обучения) 09.00-09.20 09.35-10.00 | Аппликация (III год обучения) 09.00-09.25 Физическое воспитание 10.20-10.45 |
Режим дня на теплый период
Режимные моменты/группа | Время |
Прием детей | 7.00-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10-8.40 |
Свободная деятельность детей: музыкальная, физкультурная деятельность, индивидуальная работа, прогулка | 8.40-9.55 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 9.55-10.10 |
Свободная деятельность детей | 10.10-10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.30-10.45 10.45-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.40 |
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 15.10-16.10 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.45-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 |
Режим дня на холодный период
Режимные моменты/группа | Время |
Прием, свободная деятельность детей, дежурство | 7.00-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10-8.40 |
Свободная деятельность детей, игры | 8.40-9.00 |
НОД, занятия со специалистами | 9.00-10.00 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 10.00-10.10 |
Непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальные занятия | 10.10-10.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.35-11.45 |
Возвращение с прогулки | 11.45-11.55 |
Подготовка к обеду, обед | 11.55-12.40 |
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
НОД, индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.10-16.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.00-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 16.30-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учетом базовых ориентиров, соответствующих его образовательным потребностям.
Учитель-дефектолог
Развитие и коррекция основных движений, двигательных навыков, ручной и мелкой моторики.
Формирование способов усвоения общественного опыта: действия по подражанию и по показу.
Формирование сенсорных представлений.
Формирование элементарных количественных представлений.
Создание предпосылок к развитию наглядных форм мышления.
Расширение ориентировки в предметах ближайшего окружения, объектах живой и неживой природы и в некоторых их свойствах и качествах.
Стимулирование активной позиции ребенка в реализации имеющихся языковых способностей.
Обучение сюжетно-отобразительной игре.
Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Педагог-психолог
Формировать познавательный интерес.
Развивать познавательные и психические процессы (восприятие, память, внимание).
Развивать эмоциональную сферу.
Обучать владению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Учитель-логопед
Расширение объема понимания речи.
Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, силы голоса; развитие мимики и артикуляционной моторики; развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса.
Формирование правильного звукопроизношения;
Расширение активного словаря (работа над предметным, глагольным словарем).
Формирование лексико-грамматических компонентов языка.
Формирование навыков связной речи.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Подгрупповое занятие учителя-дефектолога | 4 | Вт. – Пт. |
Подгрупповое занятие воспитателя | 3 | Вт., Ср., Чт. |
Групповое занятие музыкального руководителя | 2 | Вт., Чт. |
Групповое занятие инструктора по физической культуре | 3 | Пн., Ср., Пт. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Вт., Ср., Пт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 1 | Пн.. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | Ср., Чт. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка и физиологическими особенностями возраста (в соответствие с СанПиН). Продолжительность организованных видов деятельности ребенка:
- подгрупповое / групповое занятие – 15-20 минут;
- индивидуальное занятие − 15-20 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
При реализации адаптированной образовательной программы используются следующие методы и приемы работы с ребенком: использование наглядных и практических методов, демонстрация действия педагогом и воспроизведение ребенком действия по подражанию и показу; в продуктивных видах деятельности применяется прием сопряженного действия; упрощенная лаконичная инструкция; игровые и практические ситуации; частая смена видов деятельности; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; повышение мотивации и поддержание интереса ребенка к деятельности; создание ситуации успеха для ребенка.
Материал должен иметь практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, быть максимально связанным с реальной жизнью ребенка.
Использование специального оборудования:
- специальное кресло;
- специальное кресло-ходунки;
- специальный напольный стол;
- мягкая форма.
Реализация АОП предусматривает включение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
План работы с родителями группы № 1 на 2022-2023 учебный год
Месяц | Содержание деятельности | Ответственный исполнитель |
Сентябрь | 1.Досуг «День знаний» 2.Оформление личных дел, семейных паспортов, сведений о родителях 3.Выставка открыток и поздравлений «День дошкольного работника» фотоотчет 4.Выставка поделок из природного материала «Краски осени» (совместное творчество детей и родителей) фотоотчет 5.Инд. консультации «Адаптация ребенка в детском саду» 6.-информационные материалы «Примите наши правила!» 7.Индивидуальные консультации по результатам обследования детей 8.Ознакомление родителей с АОП для ребенка 9. Групповое собрание «Задачи обучения и воспитания детей на текущий учебный год» | Педагоги группы А.В. Загребельная Е.А.Беликова С.С. Гарбарчук Педагоги группы Педагоги группы Пед. гр, психолог Педагоги группы Специалисты А.В. Загребельная Уч.-ль-деф., пед-гр. |
Октябрь | 1.Ознакомление родителей с АОП для ребенка 2.Физкультурное развлечение «Весёлые старты» 3.Выставка рисунков, плакатов «Безопасное движение» (фотоотчет) 4. «Осень, в гости просим» 5.Инструктаж «Безопасность детей в период осенних каникул» | А.В. Загребельная Физрук,педагоги Педагоги группы Муз.рук,педагоги группы Педагоги группы |
Ноябрь | 1.Выставка рисунков посвященных дню матери « Моя мама лучше всех» (фотоотчет) 2.Конкурс - дефиле костюмов из бросового материала «Дети-цветы жизни» 3.Памятка « Пристегни самое дорогое». 4.Праздник «День Матери» (тематические занятия) | Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Муз. рук, пед. гр. |
Декабрь | 1.Индивидуальные беседы консультативно-рекомендательного характера: ориентация на соответствующую уровню развития ребенка коррекционно-развивающую работу и вид обучения 2.Выставка поделок «Новогодняя карусель» (фотоотчет) 3.Акция «Покормите птиц зимой» 4.Наглядно-информационные материалы «Новогодние праздники. Безопасно и с пользой» 5.Праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год» 6.Инструктаж для родителей «Безопасность детей в период зимних каникул» 7.Памятка «Осторожно, гололёд!» 8.Наглядно-информационные материалы «Методы профилактики детской заболеваемости» | А.В. Загребельная Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги гр. Пед-ги группы Педагоги группы Педагоги группы |
Январь | 1.Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы 2.Физкультурно-музыкальное развлечение «Зимние забавы» 3.Групповое собрание: «Родители – активные участники образовательного процесса» Консультация «Развитие навыков самообслуживания» , освещение темы по пожарной безопасности 4.Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» 5.Санбюллетень для родителей «Организация прогулок в зимний период» | Специалисты, педагоги группы Муз.рук, инстр. ФК, педагоги гр. Педагоги гр., специалисты Пед. группы, ст. воспитатель Мед. работник |
Февраль | 1.Коллаж «Профессии настоящих мужчин» 2.Физкультурно-музыкальное развлечение «День защитников Отечества» 3.Мастер-класс изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр 4.Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Педагоги группы Муз.рук-ль, инстр. ФК, педагоги гр. Педагоги группы Мед.раб., пед. гр. |
Март | 1.Выставка рисунков, плакатов, открыток «Всем женщинам мира» 2.Праздник «Ах какая мама – загляденье прямо» 3.Санбюллетень «Воспитание привычек здорового образа жизни» | Педагоги группы Муз.р-ль, п-ги группы Мед.работник |
Апрель | 1.Театральная неделя: «Мы расскажем о весне» по мотивам сказок 2.Посещение городского драматического театра | Муз.р-ль, п-ги группы Педагоги группы |
Май | 1.Выставка рисунков к «Мы этой памяти верны» (фотоотчет) 2.Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период» 3.Групповое собрание: устный журнал «Итоги работы за учебный год» 4.Индивидуальные консультации по результатам обследования детей на конец учебного года 5.Индивидуальные беседы консультативно-рекомендательного характера: ориентация на соответствующую уровню развития ребенка коррекционно-развивающую работу и вид обучения 6.Наглядно-информационные материалы «Безопасное лето вашего ребенка» 7.Общее родительское собрание: «Анализ за год» | педагоги группы педагоги группы Педагоги группы Специалисты, пед. группы А.В. Загребельная Педагоги группы Заведующий, ст. вос-ль |
Июнь | 1.Организационное собрание для родителей вновь поступивших воспитанников | Заведующий |
Работа с родителями в течение года
Содержание деятельности | Ответственный исполнитель |
1. Санбюллетень: «Взрослый на дороге – пример для детей», «Обучение дошкольников ПДД в семье», «Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников ПДД», «В машине ребенок!», «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» | Педагоги группы |
2. Участие в конкурсах, выставках на разных уровнях | Уч.-дефектолог, педагоги группы |
3. Оформление наглядной информации по правилам безопасного поведения на дороге . | Педагоги группы |
4. Участие родителей в совместной подготовке и проведении экскурсий, целевых прогулок, выставках рисунков и поделок и т.д. | Уч.-дефектолог, педагоги группы |
5. Наглядно-информационные материалы в приёмных групп: Оформление стендов «Опасные ситуации дома и в детском саду» Выпуск папки-передвижки «Пожарная безопасность» Плакаты на противопожарную тематику. | Педагоги группы |
6. Консультации: • Экстремальная ситуация «Пожар» • Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей • Пожарная безопасность в дни новогодних каникул • Первая помощь при ожоге | Педагоги группы |
7. Наглядно-информационные материалы в приёмных групп: Оформление стендов «Права и обязанности родителей» Выпуск папки-передвижки «Жестокое обращение с детьми» Плакаты «Противодействие экстремизму и терроризму» | Педагоги группы |
8. Консультации: • «Создание благоприятной семейной атмосферы» • «Воспитание толерантности у детей» | Педагоги группы |
9. Оформление наглядно-информационных материалов, папок-передвижек по разным направлениям работы ДОО. | Уч.-дефектолог, педагоги группы |
10. Акции для привлечения родительской общественности по благоустройству территории детского сада. | Педагоги группы |
11. Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях. | А.В. Загребельная |
12. Проведение плановых и внеплановых инструктажей по созданию и обеспечению безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, во время пребывания детей вне ДОО. | Педагоги группы |
3.3 Формы контроля
Мониторинг динамики развития ребенка осуществляется педагогами и специалистами сопровождения два раза в год (январь, май). Данные динамического наблюдения отражаются в листе фиксации результатов коррекционно-развивающего обучения.