консультации для родителей и педагогов
По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать –не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
(из опыта работы)
Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольника, что является хорошей подготовкой ребенка к обучению в школе. Внимание, умение выслушивать задания или объяснения до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы ученику начальной школы. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы как на протяжении школьного обучения, так и всей дальнейшей жизни.
Для реализации данной цели нами был разработан календарно - тематический план работы на год с детьми старшей группы и обозначены следующие задачи: обучающие:
• познакомить с основными понятиями в оригами – условными обозначени- ями, базовыми формами оригами «книжка», «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «двойной треугольник», « двойной квадрат»;
- познакомить с элементами квадрата - основными геометрическими понятиями, применяемыми в оригами;
- помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
- обучить навыкам складывания фигур оригами с использованием схем («чтение инструкционных карт»);
- обучить навыкам работы с бумагой: приемам складывания бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата;
- обучить рациональному, эффективному использованию бумаги, способам изготовления необходимых для работы бумажных квадратов;
развивающие:
- развивать мелкую моторику рук и пальцев ребенка, глазомер;
- развивать произвольность познавательных процессов детей;
- формировать логическое мышление: развивать творческое мышление, исследовательскую деятельность, приводящую к собственным открытиям;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; воспитывающие:
- формировать у ребенка принципы коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием таких качеств, как самостоятельность, саморазвитие, самоопределение;
- формировать навыки культуры труда;
- воспитывать жизнеутверждающее, положительное отношение к окружающему миру;
- воспитывать эстетическое восприятие детей;
- воспитывать экологическое восприятие детей;
- создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в
группе.
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с детьми:
- занятия по ручному труду, интегрированные занятия;
- индивидуальная форма работы;
- свободная деятельность;
- совместная деятельность.
Разработан цикл интегрированных занятий с использованием оригами: по познавательному развитию и ручному труду, по ФЭМП и ручному труду, по развитию речи и ручному труду; по рисованию и ручному труду, по ручному труду и аппликации.
Нами также были обозначены методы, используемые на занятиях для работы с детьми данной возрастной группы:
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово: стихотворения, поговорки, пословицы, художественные произведения русских и зарубежных писателей);
-наглядный метод (показ иллюстраций, показ (выполнение) поделок педагогом, наблюдение, работа по образцу);
- практический метод (выполнение работ но инструкционным картам, схемам и др.);
- игровой метод (игровой персонаж, сюрпризный момент).
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный метод (дети спрашивают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный метод (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый метод (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский метод (самостоятельная творческая работа
дошкольников).
• методы, в основе которых лежит форма организации детей на занятиях:
- фронтальный метод (одновременная работа со всеми детьми);
- индивидуально- фронтальный метод (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- подгрупповой метод (организация работы в подгруппах);
- индивидуальный метод (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Календарно-тематический план разработан с учетом возрастных особенностей детей, доступен по содержанию, систематизирован по темам («В осеннем лесу», «Веселый аквариум», « О чем грустят кораблики», «В гостях у сказки» и др.) на основе общего приема складывания, с последовательным «наращиванием» сложности заданий.
Календарно-тематический план предусматривает знакомство детей старшей группы с оригами и обучение складыванию основных базовых форм, умение ориентироваться в условных обозначениях.
Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами и умение ориентироваться в условных обозначениях - это основное, что дети должны были усвоить в этом учебном году. На основе знаний базовых форм мы строили всю последующую учебную деятельность.
Специально подобранный перечень тем, позволил дошкольникам познакомиться с различными приемами и технологией работы с бумагой.
Обучение детей оригами предусматривало подачу материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Давая знания в порядке нарастания сложности, мы постоянно учитывали оптимальную нагрузку для ребенка и тем самым создавали благоприятные условия для его творческого роста. На занятиях по оригами для создания непринужденной и творческой атмосферы мы использовали музыкальное сопровождение, запись звуков живой природы.
В работе с детьми мы учитывали, что между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, а также важно не перенасыщать досуг складыванием - достаточно заниматься один раз в неделю.
Очень важное место в обучении оригами отводилось развитию и совершенствованию мелкой моторики рук, четким движениям пальцев. Дети на занятиях учились складывать поделку оригами, используя основные базовые формы. Дополняя поделку с помощью аппликации и рисования, пользовались ножницами, карандашами, красками. Во время занятий и в свободной деятельности регулярно проводилась пальчиковая гимнастика, игровые упражнения с пальцами, массаж.
Особое место отводилось работе с родителями по привлечению к участию в совместном творчестве с детьми по данной теме. Использовались следующие формы работы: консультации, семинары - практикумы, выставки - конкурсы, совместное творчество.
В начале и конце 2018-2019 учебного года было проведено диагностическое обследование детей. На основе диагностических данных и сравнительного анализа на начало и конец года был сделан следующий вывод:
на начало учебного года дети старшей группы не знали основных базовых форм и условных обозначений оригами, не умели создавать изделия, выполненные в данной технике;
69 % детей имели низкий уровень развития мелкой моторики;
31 % детей имели средний уровень развития мелкой моторики;
высокий уровень развития мелкой моторики на начало учебного года не имел никто.
На конец учебного года дети познакомились с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, линия, диагональ, центр), базовыми формами «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник», « двойной квадрат»; научились создавать изделия оригами, следуя наглядному показу и словесной инструкции педагога, пользоваться условными обозначениями, инструкционными картами, научились создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Многие дети сознательно используют знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в плоскостных композициях. Дети научились ориентироваться в многообразии специальных терминов и умеют применять их в работе:
23% детей имеют низкий уровень овладения техникой оригами;
46 % имеют средний уровень овладения техникой оригами;
31% имеют высокий уровень овладения техникой оригами;
Изменились показатели сформированности уровня развития мелкой моторики:
отмечается положительная динамика:
23 % детей с низким уровнем развития мелкой моторики;
46 % детей со средним уровнем развития мелкой моторики;
31 % детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.
Дети познакомились со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества, овладели основными приемами работы с бумагой: складыванием, сгибанием, вырезанием, научились сгибать бумагу в нужных направлениях в определенной последовательности, при складывании фигур оригами - определять и намечать в бумажном квадрате диагональные и средние линии, находить центр квадрата.
Движения пальцев стали более точными, четкими, уверенными, что говорит об эффективности использования оригами для развития мелкой моторики у детей дошкольников.
Поскольку анализ диагностических данных показал положительный результат в развитии мелкой моторики пальцев рук у детей старшей группы, работа была продолжена в летний период, которая включила в себя индивидуальную и совместную формы работы по созданию коллективных композиций.
На начало 2019-2020 учебного года диагностическое обследование детей показало положительную динамику развития, что говорит о результативности работы в летний период :
8 % детей с низким уровнем развития мелкой моторики;
46 % детей со средним уровнем развития мелкой моторики;
46% детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.
Таким образом, результаты диагностического обследования доказывают, что систематическая работа по использованию оригами, включенная в различные формы работы с детьми, дает положительные результаты в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста, что позволяет сделать вывод об эффективности влияния оригами на развитие моторных функций рук
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании ребенка"
Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.
Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.
Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.
Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.
Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.
Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.
Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.
Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.
С чего же начинается физическое воспитание?
Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие - либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Толь правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.