Личный вклад в повышение качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mir_dinozavrov_1.pdf | 540.35 КБ |
pasport_mir_dinozavrov_11.pdf | 352.82 КБ |
pasport_gruppy_1.pdf | 602.66 КБ |
pasport_gruppy_11.pdf | 508.43 КБ |
otchet_ikt.pdf | 567.5 КБ |
otchet_ikt.pdf | 753.88 КБ |
otchet_ikt.pdf | 327.86 КБ |
otchet_predmetno-prostranstv.pdf | 658.77 КБ |
otchet_predmetno-prostranstv.pdf | 804.54 КБ |
otchet_predmetno-prostranstv.pdf | 480.73 КБ |
otchet_rabota_s_rodit.pdf | 624.58 КБ |
otchet_rabota_s_rodit.pdf | 701.75 КБ |
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_po_teme_teatralizovannaya_deyatelnost_kak_sredstvo_aktivizatsii_rechi_doshkolnikov.docx | 510.79 КБ |
protokol_zasedaniya_pedagogicheskogo_soveta_mbdou.docx | 442.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №20 «Снегурочка» г.Охи
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ВЫПОЛНИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ЗАХАРЬЯН ИРИНА СЕРГЕЕВНА
2020 ГОД
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.5. Теоретическое обоснование 5
2.1. Ведущая педагогическая идея опыта 7
2.2. Постановка целей и задач 8
2.3. Организация учебно-воспитательного процесса 9
2.5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы 11
2.6. Длительность работы над опытом 12
РАЗДЕЛ 3. Результативность опыта 15
Список используемых источников 16
Раздел 1
1.1 Автор опыта
Захарьян Ирина Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №20 «Снегурочка» г. Охи
1.2. Тема опыта
«Театрализованная деятельность, как средство активизации речи детей младшего дошкольного возраста»
1.3. Условия становления
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
1.4. Актуальность опыта
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми посещающих группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Анализируя современные исследования детской речи, пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в младшем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». А игра - наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.
Особенность театрализованных игр - занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.
Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
1.5. Теоретическое обоснование
В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни, об этом сказано в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Е. А. Флёрина, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и многих других. Вопросами развития речи через театрализованную деятельность занимались такие ученые, как Г. И. Батурина, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, О. И. Соловьёва, Е. И. Радина и др. Они говорили о том, что именно в театрализованной деятельности в высокой степени происходит развитие эмоций, чувств, проявляется творчество ребенка. В трудах В. Г. Ширяевой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской описывается воздействие театрализованной игры на воспитательный процесс в ДОУ, что способствует дальнейшему развитию воображения ребенка. В своей практике я руководствовалась разработками В. В. Гербовой, М.Д. Маханевой, Н.Е. Вераксы. Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных - М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и других. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.
Эти исследования ученых доказывают, что театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры у ребенка пополняется речевой словарь, речь становится более понятной. А дети младшего возраста, накапливают словарный словарь и учатся говорить правильно, а театрализованная деятельность помогает им в этом.
Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, на которые я опиралась для решения поставленных задач:
Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей.
При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Если среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.
Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.
Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.
Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей.
Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я систематизировала и адаптировала уже имеющиеся методики по словарной работе детей младшего дошкольного возраста.
Раздел 2. Технология опыта
2.1. Ведущая педагогическая идея опыта
Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
2.2. Постановка целей и задач
Цель: развитие умения владеть речью как средством общения детей в младшие группы через театрализованную деятельность
Из этой основной цели вытекают следующие задачи:
- развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры – драматизации;
- способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность;
- поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т.п.);
- формировать интерес и положительное отношение к театрализованной деятельности через использование различных видов театра;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
2.3. Организация учебного - воспитательного процесса
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр, который включает в себя разнообразные формы и методы (см. Приложение 1). Подобрала игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованных игр, этюды.
2.4. Содержание образования
В моей работе театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты, включаю её во всю образовательную деятельность, развлечения (досуговые мероприятия, утренники), в деятельность детей в свободное время (инсценировки драматизации, и т.д.). В образовательную деятельность включаю театрализованную игру как игровой приём и форму обучения. Персонажи помогают детям усвоить занятия, умения и навыки. Игровые приёмы, которые я использую, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, а усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий.
Вся работа по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр строится в несколько этапов.
В начале были подобраны художественные литературные произведения в соответствии с возрастом детей (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей, литературные персонажи, в соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики.
Далее отобранные произведения подвергались дидактической обработке:
- подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием;
- подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом;
- подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал
В последствии театрализованные игры творчески применялись на практике. На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали литературные образы, имитировали характерные движения героев произведений, работали над интонациями, учились работать за ширмой.
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр - занятий заключается в том, что. дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.
В работе используем индивидуальный подход к каждому ребенку, а также к выбору методов и средств воспитания.
Основные направления работы с детьми:
- Артикуляционная гимнастика
- Мимические этюды
- Упражнения на активизацию словарного запаса
- Игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность
- Упражнения на речевое дыхание
- Хороводные игры
- Подвижные игры с героями
- Обыгрывание эпизодов
- Инсценировки сказок, потешек, стихов
- Показ театрализованных представлений.
2.5. Формы, методы и средства учебно – воспитательной работы
Для активизации речевых и коммуникативных умений и навыков дошкольников мы используем в работе следующие методы:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Методические приемы:
- Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Провожу анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
- Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
- •Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
- Игры- драматизации.
- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
- Проигрывание этюдов.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
настольный, плоскостной и объемный,
кукольный (бибабо, пальчиковый).
2.6. Длительность работы над опытом
Опыт нарабатывался в период с 2019-2020 года.
2.7. Диапозон опыта
Вначале показываю детям сказку, используя различные виды театра, сама читаю текст. В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т.п.
После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).
Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например: «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»).
Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия. например: - Покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.
Применяю упражнение: «Расскажи стихи руками».
По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.
Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.
Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски – шапочки различных животных.
Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому – то нравится играть с пальчиками, кому – то импровизировать под музыку. Кто – то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Мы используем театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме.
Элементы театрализации использую в подвижных играх. В группе есть картотека игр, связанных со сказочным сюжетом. например «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка».
Другой вариант: на руку надевают куклу би - ба - бо и играют в подвижные игры «Коза рогатая», «Дети и волк», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и др.
Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях, как групповых, так и музыкальных, физкультурных.
Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого составила план работы с родителями по данной теме.
Консультации: «Воспитание книгой»; «Сказки учат быть добрее»; ««Волшебный мир театра»; «Домашний театр»; «Покажите мне спектакль»; «Развитие детей в театральной деятельности» (см. Приложение 2).
Анкеты «Развитие речи ребенка 3-4 лет», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка» (см. Приложение 3).
В своей практике я использовала творческий проект «Путешествие по сказке Колобок» (см. Приложение 4),
главной целью которого: обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями. На завершающем этапе подготовили утренник, посвящённый к 8 марта «Сказка в гости к нам, пришла». Драматизация сказки «Колобок», где были задействованы все дети (см. Приложение 5).
Театрализованная деятельность неотъемлемая часть праздников и развлечений в детском саду, полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей.
Раздел 3. Результативность опыта
Для проверки результатов своей работы по теме использовала диагностику уровня развития речи детей и оценила результаты театрально – игровой деятельности детей.
Диагностика речи у детей на начало и конец учебного года показала положительную динамику, о чем свидетельствуют результаты (см. Приложение 6). Это обусловлено в свою очередь тем, что в группе созданы необходимые условия для развития детей. Следовательно, уровень театрализованной деятельности детей при соответствующих занятиях значительно возрастает.
Улучшается уровень развития речи детей. Исходя из полученных результатов, считаю работу по театрализованной деятельности очень перспективной. И поскольку тема эта интересна как мне (педагогу), так и детям, то хочется ее продолжать. Единственный минус - это то, что дети в группе меняются каждый год и поэтому невозможно отследить усложнение театрализованной деятельности. Приходится каждый год начинать заново всю работу.
Перспективно применение театрализованной деятельности с детьми младшего возраста и с точки зрения ФГОС, поскольку дает возможность интегрировать различные образовательные области: музыку, здоровье, познание, коммуникацию, социализацию, труд, безопасность, физическую культуру.
Работу по развитию речи детей средствами театра буду продолжать.
Список используемых источников
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада - М., КНОРУС, 2014. – 144 с.
2. Бочкарева, Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. - М.: КНОРУС, 2017. – 112 с.
3. Гербова, В.В. Учусь говорить: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.
4. Горбушина, Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. – 156 с.
5. Домашний театр. Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2016. -118 с.
6. Зинкевич- Евстигнеева, В. С. Практикум по сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2017. – 108 с.
7. Караманенко, Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок, театр игр, театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: Анонс, 2015. – 132 с.
8. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 136 с.
9. Менджерицкая, Д. В. Игра-драматизация. - М.: Астрель, 2017. – 86 с.
10. Поляк, Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. -158 с.
11. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2016. - 198 с.
12. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателей детского сада. – М.: «Пресс», 2017. – 196.
Приложение1
Перспективный план по театрализованной деятельности. Младшая группа.
Месяц | Совместная и самостоятельная деятельность | Цель |
Сентябрь | Чтение сказки русской народной сказки «Репка» | Учить слушать произведение, эмоционально откликаться на события, сопереживать героям сказки. Активизировать словарь. Развивать речь, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к литературным героям. |
Рассматривание иллюстраций к сказке. | Приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. | |
Упражнение на активизацию лексики. | Учить детей правильно произносить отдельные слова и фразы. Активизировать в речи детей лексические выражения (большая-пребольшая, тянет-потянет) | |
Театральная игра: «Ходим кругом» | Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с действиями других детей. Активизировать речь. Учить согласовывать движения со словами. Развивать внимание, фантазию. | |
Дидактическая игра: «Сложи картинку-сказку» | Учить детей самостоятельно составлять целое из частей, называть сказку, персонажей. Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. | |
Музыкальная игра: «Угадай по звуку» | Развивать слуховое внимание детей, умение на слух определять музыкальный инструмент. | |
Октябрь | Игра: «Зверята» | Цель: формировать у детей навыки звукоподражания |
Пальчиковый игротренинг: | Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями. | |
Словесная игра: «Подскажи словечко» | Развивать слуховое внимание, умение подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать интерес к речевым играм, внимание. | |
Чтение ролевых диалогов | Побуждать детей к разыгрыванию ролевых диалогов. Способствовать развитию диалогической речи, эмоционально откликаться на произведения. | |
Игра-этюд: «Угадай настроение» | Учить детей показывать эмоциональные состояния, используя мимику и жесты, угадывать эти состояния. Воспитывать интерес к пантомимике. | |
Драматизация сказки «Репка» | Учить детей разыгрывать знакомую сказку с помощью воспитателя. Развивать диалогическую речь. Формировать умение следить за развитием действия в драматизации. | |
Ноябрь | Чтение сказки «Колобок» | Продолжать учить слушать произведение, эмоционально откликаться на события, сопереживать героям сказки, активизировать словарь. Развивать речь, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к литературным героям. |
Рассматривание иллюстраций к сказке | Приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Развивать связную речь. | |
Игра: «Эхо» | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию. Упражнять в чётком произношении согласных звуков в конце слов. | |
Дидактическая игра: «Чудесный сундучок» | Учить детей отгадывать загадки о домашних животных в повествовательной форме. Развивать диалогическую речь, логическое мышление. | |
Народная игра: «Бабушка Маланья» | Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. Упражнять в умении проговаривать текст игры и согласовывать с ним движения. | |
Словесная игра: «Возьмем Мишку на прогулку» | Развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. | |
Драматизация сказки «Колобок» | Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать. Формировать умение сопровождать движения простой песенкой. Развивать умение произносить ролевые диалоги. | |
Декабрь | Чтение сказки «Заюшкина избушка» | Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку, развивать умение выразительно проговаривать фразы из сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Рассматривание иллюстраций к сказке. | Продолжить объяснять детям, как много интересного можно узнать , если внимательно рассматривать рисунки в книгах, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | |
Коллаж: «Вспомним сказку по коллажу | Учить детей рассказывать сказку с опорой на цветные символы с помощью взрослого. Развивать память, внимание, образное мышление | |
Драматизация сказки | Упражнять в выразительном проговаривании реплик персонажей сказки. Учить координации речи и движений в процессе драматизации. | |
Хороводная игра: «Заинька» | Обогащать эмоции детей. Учить согласовывать движения со словами. Развивать связную речь. | |
Инсценирование потешки: «Идёт лисичка по мосту» | Побуждать детей к активности, к принятию сверстника, как партнёра в игре. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» | Развивать умение выразительно исполнять свои роли, желание действовать с элементами костюмов и атрибутами. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Январь | Чтение сказки «Теремок» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок» Учить слушать произведение, эмоционально откликаться на события, сопереживать героям сказки. Развивать умение выразительно проговаривать фразы из сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. |
Рассматривание иллюстраций к сказке | Приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Развивать связную речь. | |
Чтение ролевых диалогов | Упражнять в выразительном чтении отрывка из сказки. | |
Игра-разминка для голоса: «Лягушки на болоте» | Учить детей обращать внимание на высоту интонации. | |
Хороводная игра: «Заинька» | Обогащать эмоции детей. Учить согласовывать движения со словами. Развивать связную речь. | |
Инсценирование потешки: «Идёт лисичка по мосту» | Побуждать детей к активности, к принятию сверстника, как партнёра в игре. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Февраль | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку, развивать умение выразительно проговаривать фразы из сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Рассматривание иллюстраций к сказке | Продолжить объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | |
Коллаж: «Вспомним сказку по коллажу | Учить детей рассказывать сказку с опорой на цветные символы с помощью взрослого. Развивать память, внимание, образное мышление | |
Игра-ситуация: «Жили гуси у бабуси» | Дать детям положительный заряд эмоций; учить следить за ходом изображаемого взрослым сюжета, вовлекать в беседу по его содержанию. | |
Заучивание р.н.песенки: «Весёлые гуси» | Учить детей запоминать текст песенки. Упражнять в проговаривании фраз. Воспитывать интерес к фольклорным произведениям. | |
Драматизация сказки | Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, передавать образы, меняя интонацию, имитируя движения животных. Развивать монологическую речь. | |
Март | Чтение сказки «Маша и медведь» | Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку, развивать умение выразительно проговаривать фразы из сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Рассматривание иллюстраций к сказке. | Продолжить объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | |
Игра-имитация «Покажи героя сказки» | Учить узнавать героев сказки называть их. Пробуждать у детей желание проговаривать фразы из сказки. | |
Разучивание потешки: «Наша Маша маленька» | Учить детей запоминать потешку. Развивать выразительность речи, дикцию, речевое дыхание. | |
Настольная игра: «Расскажи сказку» | Учить детей воспроизводить последовательно содержание сказки с помощью картинок. Способствовать развитию памяти, связной речи, умению эмоционально рассказывать знакомую сказку. | |
Настольный театр: «Маша и медведь» | Учить действовать фигурками настольного театра, с помощью мимики, голоса, жестов передавать особенности характера героев сказки. | |
Музыкальная игра: «На полянке, на лугу» | Побуждать детей импровизировать мелодии. Развивать песенное творчество, умение чётко проговаривать слова, фразы, пропевать их с различной интонацией. Воспитывать интерес к музыкальным играм. | |
Драматизация сказки | Формировать умение следить за развитием действия в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей, действовать с элементами костюмов и атрибутов, как внешними символами роли. Развивать диалогическую речь. | |
Апрель | Чтение сказки «Кот, петух и лиса» | Познакомить детей с содержанием новой сказки, помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. Воспитывать умение выслушивать товарищей, отвечать на вопросы по содержанию сказки. |
Рассматривание иллюстраций к сказке | Продолжить объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | |
Этюд-упражнение: «Ветер» | Развивать слуховое внимание и воображение детей; побуждать к интонационной выразительности; вовлекать в двигательную импровизацию. | |
Этюд: «Лисицы в лесу» | Побуждать детей к вхождению в роль; учить импровизировать, выразительно выполнять движения. | |
Игра-разминка: «Постройка дома для кошки» | Увлечь детей художественно-образным преподнесением материала; побуждать самостоятельно действовать в роли, следить за действиями партнёров. | |
Игра-стихи «Дружный круг» | Поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест | |
Драматизация сказки | Учить разыгрывать знакомую сказку, с помощью выразительных средств: мимики, жестов, интонации, умение двигаться по сценической площадке. Развивать инициативную речь во взаимодействии с детьми. | |
Май | Чтение сказки «Волк и козлята» | Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку, развивать умение выразительно проговаривать фразы из сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Рассматривание иллюстраций к сказке. | Продолжить объяснять детям, как много интересного можно узнать , если внимательно рассматривать рисунки в книгах, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения | |
Коллаж: «Вспомним сказку по коллажу | Учить детей рассказывать сказку с опорой на цветные символы с помощью взрослого. Развивать память, внимание, образное мышление | |
Драматизация сказки | Развивать инициативную речь во взаимодействии с детьми. Упражнять в выразительном проговаривании реплик персонажей сказки |
Приложение 2
Консультация для родителей «Сказки учат быть добрее»
Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей.
Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребёнка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она -универсальный учитель.
Многие родители задаются вопросом:
-Зачем нужна сказка?
Они понимают, что нужна, а чем она полезна малышу оставалось не понятным.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но в нашем случае мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.
В сказке ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Эта народная мудрость, как и сказка, идёт к нам из далёкого прошлого. Сказка не только развивает, она учит, воспитывает нас с самого раннего детства. Благодаря сказкам, в которую вложил свою мудрость народ, передавая её из поколения в поколение, дети впитывают в себя не только умом, но и душой, доброту и знания.
Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.
Слушая чётко проговариваемые слова сказки, малыш в дальнейшем избежит проблем с дикцией. Речь ребёнка будет многогранной, витиеватой, что в дальнейшем сослужит хорошую роль в учёбе. Приучая ребёнка к чтению сказок и, в целом, книг мы выработаем у него потребность к чтению. У малыша, которому много читали, будет естественная потребность в самостоятельно получении знаний из книг. Читать, а лучше рассказывать своим малышам нужно с самого раннего детства. Ребёнок, с помощью сказки знакомится с миром природы, предметным миром, межличностными отношениями. Сказка является первым источником познания временных и пространственным представлений. Слушая чётко проговариваемые слова сказки, малыш в дальнейшем избежит проблем с дикцией. Речь ребёнка будет многогранной, витиеватой, что в дальнейшем сослужит хорошую роль в учёбе. Приучая ребёнка к чтению сказок и, в целом, книг мы выработаем у него потребность к чтению. У малыша, которому много читали, будет естественная потребность в самостоятельно получении знаний из книг.
Она помогает детям искать выход из сложившихся ситуаций. Сказка развивает чувственную сторону познания, воображение, речь. Рассказывать сказку необходимо, придавая ей эмоциональный окрас, это поможет ребёнку погрузиться в чувства и переживания героев, уловить нравственный смысл, заложенный в ней.
Сказка-это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Но самое главное-сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.
Очень важно, что в сказках всегда побеждает добро. Так в дальнейшем ребёнку будет легче преодолевать жизненные проблемы. Осознание того, что справедливость всегда окажется победителем над ложью и неправдой, поможет ребёнку справиться с трудностями. Слушая сказки, дети сочувствуют персонажам и у них появляются чувство сострадания, желание помочь. Мир сказки помогает ребёнку фантазировать, мечтать, делать свой внутренний мир богаче.
Для чтения сказки нужно выбрать правильное время, когда ребёнок спокоен и в хорошем настроении. Если читать сказку на ночь, это поможет вашему ребёнку успокоиться, настроится на сон, так как спокойный и родной голос близкого человека придаст малышу чувство уверенности, стабильности и комфорта.
Перечитывая одни и те же сказки, ребёнок понимает и выражает своё отношение к поступкам героев. Переживает за него, как бы идентифицируя себя с ним. Это закладывает определённый алгоритм действий в жизни. На примере сказки ребёнок усваивает правила безопасности, учится анализировать те или иные поступки, таким образом, определяя для себя модель поведения в определённых ситуациях.
Если есть время, обязательно обсудите с ребёнком сказку, поступки героев. Если с детства ребёнок будет пересказывать сказку, это сделает него речь более уверенной, образной. В дальнейшем в школе ему будет легче писать сочинения и изложения. То есть будущее формируется здесь и сейчас. Не забывайте об этом.
Приучить ребёнка помогать своим близким и заботиться о них можно тоже с помощью сказок, например, таких как «Репка» и «Курочка Ряба». Такие сказки, как «Волк и семеро козлят», «Кот, дрозд, петух и лиса», «Колобок» научат малышей безопасному поведению, осторожности и пониманию ситуаций, при которых возникают опасные ситуации.
Читая литературные сказки можно воспитывать в детях чистоплотность и желание ухаживать за собой, своими вещами, наводить чистоту и порядок в своей комнате. Такие сказки К.Чуковского, как «Мойдодыр» и «Федорино горе» как нельзя лучше способствует этому. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним снова и снова, и каждый раз они удивят вас и вашего ребёнка чем-то новым.
Консультация для родителей «Воспитание книгой и сказкой»
Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов - борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух». Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».
Приложение 3
Анкета для родителей по развитию речи детей 3 – 4 лет
Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребёнка?
(Родители, детский сад)
2. Проводите ли Вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет) Какую?
3. Как оцениваете речь вашего ребёнка в целом? (правильное отметьте)
- Имеются незначительные отклонения
- Ребёнок владеет речью в соответствии с возрастом
- Имеются серьёзные нарушения речи
4. Что беспокоит Вас в речи Вашего ребёнка?
5. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребёнок? (Да, нет)
6. Сформирована ли у ребёнка пассивная (понимание) и активная (разговорная речь?
- Только пассивная
- Только активная
- в полной мере пассивная и активная
7. Достаточно ли сформирована и развита у ребёнка диалогическая речь монологическая сторона речи?
- Достаточно развита
- Частично развита
- Не развита совсем
8. Вы исправляете ошибки в речи своего ребёнка? (да, нет)
9. Читаете ли вы вместе со своим ребёнком?
10. Любит ребёнок слушать, когда ему читают?
11. После чтения произведения может ли ребёнок его рассказать?
12. Какие игры для развития речи есть у вас дома?
13. Как, по Вашему мнению, родители могут повлиять на овладение ребёнком правильной речи?
14. Какая форма методической помощи Вас бы устроила?
- Обзорная консультация специалиста
- индивидуальная консультация
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В связи с тем, что в настоящее время мы анализируем проблему по вопросу эффективного и планомерного использования театрализованной деятельности с детьми 2-3 лет, просим Вас ответить на следующие вопросы и подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.
1.Сколько лет вашему ребенку?
(3 года, нет еще 3 лет)
2. В каких формах у ребенка проявляется творчество?
(в рисовании, в лепке, в музыке, в театрализованной деятельности)
3. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?
(да, нет)
4. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
(да, нет)
5. Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
(да, нет)
6. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
(иногда, постоянно, нет)
7. Были ли вы со своим ребенком в театре?
(да, нет)
8. Любит ли ребенок смотреть сказки?
(очень любит, не любит)
9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь из прочитанного Вами с ребёнком?
(всегда, иногда, нет)
10. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную деятельность в семье?
(да знаю, не много, не знаю вообще)
11. Хотите ли Вы приобрести знания о том, как организовать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях?
(да, нет)
12. Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила?
(собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?
13. Какие знания по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Вам необходимы?
Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в семье.
Спасибо Вам огромное!
Приложение 4
Проектная деятельность с детьми 3-4 г. «Путешествие по сказке Колобок»
Паспорт проекта
Срок: 02.03.2020 – 06.03.2020
Вид проекта: творческий
Группа: младшая
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Актуальность: Сказка «Колобок» – одна из самых любимых сказок у детей младшего возраста. Сказка несёт в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поиграли.
Цель проекта: Развитие творческих способностей детей на примере сказки «Колобок»
Задачи проекта:
Образовательные: Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь. Расширять представления о диких животных. Формировать предпосылки для последующей самостоятельной театрализованной деятельности.
Развивающие: Развивать артистические способности посредством участия в инсценировке сказки, образное мышление, творческие способности. Способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Создавать условия для бережного отношения к книгам. Воспитывать любовь к чтению книг и желанию неоднократно воспроизводить их содержание в разных видах деятельности.
Этапы проекта:
Подготовительный этап: Изучение литературы по теме. Консультация для родителей. Подбор наглядно - дидактических пособий. Подбор различных видов театра.
Основной этап: Чтение русской народной сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций. Прослушивание звукозаписей. Проведение дидактических, настольно - печатных игр Участие в театрализованной деятельности
Завершающий этап: Организация и проведение утренника, посвящённого к 8 марта «Сказка в гости к нам пришла». Драматизация сказки «Колобок».
Ожидаемый результат: Заинтересованное участие детей в игровом проекте. Развитие познавательных и творческих способностей детей. Самостоятельное объединение детей (или с небольшой помощью воспитателя) проигрывание сказки с использованием различных видов театра. Заинтересованное участие родителей в проекте
Материал: Книги, сюжетные картинки по сказке «Колобок». Виды театра (настольный, пальчиковый, театр би-ба-бо). Шапочки - маски к игре-драматизации. Настольные игры., аудиозапись сказки «Колобок»
Виды деятельности
Восприятие художественной литературы и фольклора:
- рассказывание сказки «Колобок»;
- загадки про персонажей сказки;
- прослушивание сказки «Колобок» в аудиозаписи;
- просмотр мультфильма;
- инсценирование сказки совместно с воспитателем.
Игровая деятельность: Игра-драматизация по сказке «Колобок» Дидактические игры: «Назови ласково», «Угадай по цвету», «Кто ушел?», «Будь внимательным», Мир эмоций «Колобок веселый и грустный», «Превращение». Пальчиковая игра «Колобок». Настольно – печатные игры: «Герои сказок», «Что сначала, что потом», кубики «Дикие животные», разрезные картинки (4- 6 штук),
Изобразительная деятельность: Рисование «Катится, катится Колобок…» Лепка «Колобок в лесу». Аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке».
Музыкальная деятельность: Слушание детских песенок про Колобка
Познавательно – исследовательская деятельность: Опыты со снегом «Лепим Колобка»
Взаимодействие с родителями:
Изготовление кукол для конусного театра.
Изготовление масок для инсценирования.
Выставка творческих работ родителей - «Колобок».
Консультация на тему: «Театрализованная деятельность младших дошкольников в детском саду», Папка – передвижка «Как и что читать ребенку дома», «Сказку прочитаем, слепим и сыграем»
Драматизация сказки «Колобок»
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Драматизация сказки «Колобок», посвящённый международному женскому дню
Продукты проекта:
Выставка творческих работ родителей «Колобок».
Детские рисунки и поделки из пластилина.
Изготовление масок для сказки.
Приложение 5
Сценарий 8 марта для младшей группы «Колобок»
Цель: создать благоприятные условия для сотрудничества (общения) детей с родителями посредствам совместной музыкальной деятельности, посвященного Международному женскому дню.
Задачи:
1. Закреплять умение детей выступать публично, чувствовать себя уверенно;
2. Развивать певческие навыки, навыки коллективного исполнения танцев и песен;
3. Воспитывать внимательное отношение к мамам и бабушкам в семье;
4. Привлекать родителей в игровую деятельность.
Ход праздник:
Под музыку дети входят в зал, становятся лицом к зрителям.
Ведущая:
Милые женщины, добрые, нежные! С новой весной вас, с капелями первыми,
Много вам ласки, тепла, доброты, пусть исполняются ваши мечты!
Поздравления наши примите, выступление детей посмотрите.
Песня: «Очень люби маму».
(Дети садятся на стулья)
Ведущая: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Ведущая: Предлагаю отправиться в сказку. Согласны?
Дети: Да!
Ведущая: У меня есть волшебная палочка. Нужно только взмахнуть ею и сказать волшебные слова, и мы окажемся в сказке. (дети закрывают глаза).
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю колдовать.
Палочкою я взмахну
Сказку в гости позову.
Пять, четыре, три, два, раз
В сказке с вами мы сейчас!
(За ширмой появляются куклы дедушка и бабушка под музыку)
Ведущий: Жили, были дед и баба. Жили дружно, счастливо.
Дед: Бабка, а не испечь бы нам колобок?
Бабка: - а почему бы и нет. По сусекам поскребу, по амбару помету, колобочек испеку.
Ведущий: Пошла бабка по сусекам поскребла, по амбару помела, тесто замесила, поставила колобок в печь. Славный, румяный получился колобок. Положила бабка колобок на окошко остужаться.
Лежал, лежал колобок, скучно стало ему на окошке лежать. (Выход колобка на сцену)
Колобок (Варвара): Как солнышко светит! Здорово! Так много ребят! Как у вас красиво!
Ведущая: Потому что сегодня праздник! Международный женский день!
Колобок(Варвара): Надо поздравить бабушку. А что же ей подарить? (задумывается)Придумал! Пойду в лес и нарву для своей милой бабули весенние цветы!
Ребята поможете мне? Я же лес не знаю. Да и вместе веселей!
Дети: Да!
(Открывается занавес. Декорация леса. Колобок под музыку идёт по лесу навстречу ему заяц)
Заяц (Рустам): Здравствуй Колобок!
Колобок(Варвара): (дрожащим голосом) Здравствуй заяц.
Заяц (Рустам): Куда спешишь?
Колобок(Варвара): Сегодня праздник, вот хочу для своей бабушки цветов собрать!
Заяц (Рустам): а я тебя сейчас съем!
Колобок(Варвара): Не ешь меня!
Ведущая: Ребята! Неужели зайчик съест колобка? Мы же этого не допустим?
Дети: Нет!
Ведущая: Зайчик не ешь нашего колобка. Ты лучше послушай, как наши дети стихи читают.
Заяц (Рустам): Ну хорошо.
Стихи
(София)
Тает снег, уже весна,
И повсюду красота,
С женским днём всех поздравляем,
От улыбок ваших таем.
(Аня)
Мы желаем нашим мамам
Много счастья и тепла,
Женский праздник — это радость,
Ведь для вас пришла весна!
(Максим)
Маму, бабушку, сестру,
Очень сильно я люблю.
С 8 Марта поздравляю,
Много нежности желаю.
Заяц (Рустам): Ой какие красивые стихи! Пойду девочек своих поздравлю.
(Звучит музыка, колобок идёт дальше, навстречу ему волк.)
Волк (Ваня): Привет колобок! Куда путь держишь?
Колобок(Маша): (испуганно) Привет! Сегодня праздник, хочу для бабушки цветов нарвать.
Волк (Ваня): Не получится колобок.
Колобок(Варвара): Почему?
Волк (Ваня): Так я ж тебя сейчас съем (рычит)
Колобок(Варвара): Ой! Ой! Ой!
Ведущая: Ребята надо колобка выручать. (обращается к волку).
Уважаемый волк, не ешьте, пожалуйста, колобка.
Волк (Ваня): Это ещё почему? Съем!
Ведущая: Лучше с нами поздравь веселым танцем бабушек и мам.
Волк (Ваня): Танцы? Это я люблю! Давно не танцевал.
Танец «Шаг назад, шаг вперед»
Волк (Ваня): Молодцы ребята! Учись колобок.
Колобок(Варвара): Спасибо вам ребята! (появляется медведь)
Колобок(Варвара): (испуганно) Ай!
Медведь (Богдан): Что колобок не ожидал?
Колобок(Варвара): (дрожащим голосом) Не ожидал.
Медведь (Богдан): Ну, тогда я тебя съем (ревёт)
Колобок(варвара): Не ешь, меня, Медведь мы с ребятами для мамочек пирожки испечём и тебя угостим.
Медведь (Богдан): Пирожки я люблю!
Песня «Пирожки».
(Колобок отдает корзину с пирожками медведю)
Медведь (Богдан): Ух, как здорово! Спасибо! Пойду своих девочек поздравлю.
(Колобок идёт дальше, навстречу ему лиса)
Колобок(варвара): (удивлённо) Ой! Лиса!
Лиса (Алиса): Да! Это я! Ну приветик колобок! Куда собрался?
Колобок(Варвара): Иду за цветами для бабушки, ведь сегодня праздник: «Международный Женский День!»
Лиса (Алиса) Да ты что! (радостно) Это значит мой сегодня праздник!
Колобок(Варвара): - С праздником тебя Лиса!
Лиса (Алиса) Ну давай колобок, сделай для меня подарок. Садись мне на нос, пой песенку. Давай скорей!
Колобок(Варвара): Ишь, ты, хитренькая какая. Знаю я тебя, я сейчас сяду тебе на нос, песенку спою, а ты меня потом съешь.
Ведущая: Какие нынче колобки пошли догадливые. Уважаемая лиса! Ну зачем вам есть нашего колобка у нас сегодня мамы в гостях, а как они у нас красиво поют. Ребята вы хотите, чтобы ваши мамы песню для вас спели? Уважаемые родители приглашаем вас в круг.
Игра «Самая музыкальная группа»
Лиса (Алиса) (хлопает) Ой, как весело у вас! Пойду дальше обед себе искать. (машет лапкой)
(Колобок идёт дальше. Ведущая разбрасывает по залу цветы)
Колобок(Варвара): Вот она поляна с цветами! Какие красивые!
Ведущая: Колобок! Разреши нам тебе помочь, собрать цветы?
Колобок(Варвара): Конечно! Я буду только рад!
Игра: «Найди свой цветок».
(дети отдают цветы колобку)
Колобок(Варвара): Ой, спасибо ребята. Вот бабушка обрадуется! Побегу скорей домой!
(Колобок под музыку идёт по лесу. Появляется бабушка и дедушка)
Колобок(Варвара): Дорогая бабушка поздравляю тебя с женским днём! (дарит цветы)
Бабушка: Вот спасибо! Ай, да колобок, порадовал бабушку! Спасибо и вам ребята, что помогали колобку. До новых встреч ребятишки!
Ведущая: - а у нас для вас и для всех бабушек тоже подарок есть.
Стихи
1.Поздравляю с праздником (Дима)
Мамочку и бабушку
Подарю им по букету,
Пожелаю жить сто лет им!
(дети дарят подарки для мам)
2. Мы девочек сегодня (Слава)
Поздравить поспешим,
Желаем им здоровья,
И счастья от души!
(Мальчики дарят девочкам цветы из шаров)
Ведущая:
Пели мы и танцевали, как могли вас развлекали.
На прощанье ещё раз от души поздравим вас!
Но, а нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю колдовать.
Палочкою я взмахну
В детский сад всех позову.
Пять, четыре, три, два, раз
В детском саду мы сейчас!
Ведущая:
А сейчас всех приглашаем на общий танец.
Танец «Арам - зам - зам»
Приложение 6