Развиваем речь дошкольников, играя!

Бартанова Евгения Сергеевна

Дидактические игры и пособия для активного развития речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторское дидактическое пособие "Собери сказку"

Хочу вас познакомить с еще один пособием, которое я изготовила сама.

Наш современный мир хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий, но не всегда они соответствуют нашим требованиям и ожиданиям. Поэтому в работе я практикую изготовление различных игр своими руками. И здесь моя фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на мое усмотрение, оформление - по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы всегда помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.

Дидактическое пособие «Собери сказку» одно их тех, что я изготовила своими руками. Для этого использовался плотный картон, разные виды цветной бумаги, цветной фетр, клейкая лента, скотч, медная проволока, атласная лента, прищепки, шпажки, клей момент, термоклей, краска желтого и зеленого цвета, разные виды декора.

Здесь вы можете увидеть видео обзор пособия https://drive.google.com/file/d/1azxG9aH4J8m_XDY5RFd8fZEc6fknvuOY/view?usp=sharing

Логопедам приходится многократно повторять один и тот же материал, что конечно же утомляет не только ребенка, но и самого педагога. И тогда ему приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективности всей логопедической работы.

Пособие своей красочностью и креативностью позволяет привлечь ребенка к активному участию в процессе коррекции речи, повышает мотивацию к логопедическим занятиям в целом. Позволяет внести разнообразие и интерес в работе над развитием мелкой моторики, которая необходима при становлении речи. Оно предназначено для детей старшего и подготовительного возраста (5-7 лет).

Основная цель данного пособия собрать сказку «Три медведя» из разных элементов – это фигурки животных, людей, домиков, мебели, предметов декора, деревьев и кустарников. Они их прикрепляют к основе на клейкую ленту, вешают на крючки из проволоки, пристегивают прищепками. И как только все готово начинается самое интересной действие - это инсценирование сказки. Здесь дети могут почувствовать себя актерами, проявить свои таланты и способности, выразить положительные эмоции.

Также пособие помогает развивать лексико-грамматический строй речи, совершенствует связную речь, автоматизирует поставленные звуки в словах, предложениях и в свободной речи.

Кроме этого игра помогает развивать память, мышление, фантазию и творческие способности.



Предварительный просмотр:

Авторская дидактическая игра «Наша ферма»

Игра изготовлена своими руками 👋. Для ее изготовления я использовала плотный картон, цветную бумагу, картинки из детской разукрашки, клей, скотч.  Такие игры помогают привлечь внимание детей к работе над развитием речи.

Игра изготовлена своими руками. Для ее изготовления я использовала плотный картон, цветную бумагу, картинки из детской раскраски, клей, скотч. Такие игры помогают привлечь внимание детей к работе над развитием речи.

Цель игры: развитие лексико-грамматический основы речи, закреплять знания о профессиях сельского хозяйства и прививать интерес к ним, развивать мелкую моторику рук.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Боханский детский сад №1»

Методическая разработка

Тема: «Использование в работе учителя – логопеда нетрадиционного, дидактического оборудования, изготовленного своими руками»

Разработала учитель-логопед  

МБДОУ «Боханский детский сад №1»

Бартанова Е. С.

2023 год

Дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками

Войдя в логопедический кабинет, дошкольники попадают в театральный уголок, где есть множество кукол, элементов декораций, которые я изготовила сама или с помощью детей и их родителей. Главный персонаж в театральном уголке клоун по имени Федя.  Федя — это кукла ручной работы, он не похож ни на одного клоуна мира, он очень добрый и красивый. Клоун помогает мне задать положительный настрой на логопедическое занятие, дети с ним здороваются, улыбаются ему. В течении всего занятия стараются выполнять задания клоуна, которые он дал в начале.  А в конце занятия, дети рассказывают Феде о том, как поработали, тем самым подводят итоги своей деятельности.

Здесь же,   есть очень интересная и красочная игра «Собери сказку»

Цель: автоматизировать поставленные звуки; развивать лексико-грамматический строй речи; связную речь; расширять словарный запас; развивать мелкую моторику рук; художественный вкус; фантазию, воображение; творческие способности.

Для изготовления игры я использовала картон, цветной фетр, разные виды цветной бумаги, атласные ленты, медную проволоку, термоклей, клей момент, клейкую ленту и разные виды декора.

Дети собирают сказку из разных элементов – это фигурки животных, людей, деревьев, домиков, мебели. Они их прикрепляют на клейкую ленту, вешают на крючки из проволоки, пристегивают на прищепки. Когда все декорации собраны, ребята инсценируют сказку. Это игра стала одним из любимых занятием ребят. Они сами могут управлять сюжетом сказки.

Далее отправляемся в учебную зону моего кабинета. Здесь находится множество игр, которые я использую на этапе автоматизации звука. Этот этап самый длительный и трудоемкий в работе над звукопроизношением. И для того, чтобы он был еще и наиболее эффективным, я стараюсь все задания сделать интересными, веселыми и разнообразными.  Использую дидактические игры и пособия, сделанные своими руками, подручный материал – это декоративные и речные камушки, мелкие игрушки от киндера сюрприза, из деревянных шпателей сделала мольберт для удобства работы с картинками. А хозяйка в этой зоне сова София, которую я связала сама.  Дети ее очень любят и с удовольствием с ней работают.

«Поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация поставленного звука изолированно и в слогах.

 Описание.

Для этой игры предлагаю детям цветные камушки, крышки, крупы, шишки на выбор. Ребятам нужно выложить вряд камушки тогда, когда услышат заданный звук. На следующем этапе игры звук нужно услышать в слогах и выложить уже крышки, но положить их нужно между камушками или сверху, или снизу, тем самым мы еще и развиваем ориентирование в пространстве. Далее все предметы превращаются в волшебные кнопки , нажав на которые дети правильно произносят поставленный звук. В конце игры я предлагаю детям убрать все предметы на свои места, но сделать это нужно одновременно двумя руками, этот прием помогает развивать межполушарные связи, что благоприятно влияет на интеллектуальное развитие.

«Наша ферма»

Цель: знакомство с профессиями села; расширять  словарь, развивать навыки словообразования и словоизменения; развивать связную речь и  мелкую моторику рук.

Описание.

Пособие выполнено из цветного картона, бумаги,предметных картинок овощей, фруктов и животных.  

Можно использовать следующие игровые задания: «Кто чем занимается?», «Где овощи, а где фрукты?», «Раздели животных», «Кто как кричит?» и т.д.

Игра сразу привлекла внимание детей своей красочностью, красивыми картинками животных и фермеров. Она позволяет не только эффективно работать над лексико-грамматической стороной речи, но и непринуждённо автоматизировать звуки всвободной речи.  Особенно игра позволяет проработать звук  [Р] так как больше всего встречаются слова с этим звуком.

«Ходилки, бродилки»

Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, расширять словарь, учить играм с правилами, развивать мелкую моторику рук.

Описание

Для изготовления игры использовала бумагу форматом А3, цветные предметные картинки, цветные маркеры. Здесь дети путешествуют по игровому полю с помощью мелких игрушек, произнося слова с заданным звуком.

Играя в эту игру, я предлагаю им представить, что они путешественники и с помощью карты им нужно пройти в страну правильных звуков. Это игра особенно пользуется популярностью среди детей, посещающих логопедические занятия.

Дополнительно мы с дошкольниками повторяем счет в пределах шести и учимся ориентироваться в пространстве.

  «Паровоз»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков; развитие фонематического слуха; обогащение словаря; учить обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи; развивать внимание, наблюдательность и связную речь.

Описание.

Пособие изготовлено из плотного картона и цветной бумаги.

 Можно использовать следующие игровые задания:«Кто в каком вагончики едет?» (дети распределяют картинки по вагончикам, в каждом вагончике картинки с определенным звуком); «Кто едет в первом вагончики? Кто во втором? Кто в третьем?» (дети распределяют картинки по вагончикам в соответствии с положением заданного звука в слове); «Что сначала, что потом?» (дети раскладывают  картинки по порядку в определенной последовательности и составляют рассказы по картинкам).

«Волшебные салфетки»

Цель: автоматизировать звуки в словах

Одна из самых волшебных и загадочных игр, которая приводит малышей в полный восторг.

Описание.

Детям предлагается опустить чистую салфетку в воду, где на ней начинает проявляться картинка (картинку заранее рисует педагог между двумя слоями салфетки). Это игра позволяет ребятам свободно и непринуждённо автоматизировать поставленный звук.

«Что у кота в мешке»

Цель: автоматизация звуков в словах и предложениях.

Описание.

В игре детям предлагается посветить фонариком на мешок Кота в Сапогах, который сделан из плотной цветной бумаги, и они смогут увидеть, что же он прячет. Во время игры   я предлагаю детям стать детективами и выяснить,  что же прячет хитрый Кот.

«Найди пару»

Цель: автоматизация звуков в словах, развивать мышление, внимание, память.

Описание.

Пособие изготовлено из цветного картона. Картон разрезала на одинаковые квадраты, на одной стороне наклеила предметные картинки по две одинаковых. В начале игры раскладываю квадраты картинками вверх, даю детям время запомнить расположение картинок, затем переворачиваю и предлагаю детям найти парные картинки по памяти.

В зоне «Ловкие пальчики» я изготовила яркие и красочные игры – «Собери по схеме», «Закрой окошко», «Найди такой же рисунок», «Веселые прищепки», «Кто спрятался в крупе?», и т.д.

Цель этих игр: развитие мелкой моторики рук, которая способствует быстрому становлению речи; развитие психических процессов – мышление, память, внимание; развивать ориентирование на плоскости.

Описание

Все пособия изготовлены из подручного материала – это разноцветные крышки, кусочки линолеума, мелкие баночки, декоративные камушки, крупы, прищепки и конечно использовала цветной картон, бумагу, фетр. Играя с этими пособиями, дети закручивают и откручивают крышки, прилаживают, подбирают и сравнивают геометрические фигуры, собирают по схеме или придумывают сами разнообразные узоры.

В зоне развития речевого дыхания и артикуляционной гимнастики мы можем увидеть различные тренажеры для развития дыхания: кораблики из пенопласта – их я помещаю в латок с водой и предлагаю детям подуть на парус из бумаги и наши кораблики отправляются в плавание; баночки наполненные мелкой крошкой из пенопласта, с помощью одноразовой трубочки для коктейля дети раздувают снежную бурю в банке.    Для работы над артикуляцией совместно с родителями был изготовлен лэпбук «Веселые приключения язычка», где главный персонаж Язычок посещает зоопарк, кафе, парк, музыкальный театр и предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения.  Например, в зоопарке Язычок увидел лягушку, и дети выполняют упражнение «Лягушка»

Хозяйка в этой зоне кукла ручной работы, которую зовут Мария. Она помогает в игровой форме настроить ребят на занятие.

Представленный дидактический материал востребован и активно используется в коррекционной практике, так как изготовлен в процессе совместного творчества педагога, детей и их родителей.  Создание таких игр, пособий – это всегда изобретение нового, необычного, оригинального, особенно привлекает ребят то, что из знакомого бросового материала, который лежал без пользы, получается интересная игра или пособие.

Совместная деятельность по изготовлению игр приводит к близкому общению между собою и, конечно, приносит отличный результат логопедической работы.  Дети идут с удовольствием на занятия, сами выбирают картинки для артикуляционной гимнастики, тренажёры для работы над дыханием, игры и активно занимаются, добиваясь отличных результатов.

Презентацию с фотографиями вы можете увидеть по этой ссылке -https://disk.yandex.ru/i/1s-I8dC35Yxj6Q 



Предварительный просмотр:

Игровые персонажи логопедических занятий.

Для того, что бы логопедические занятия были живыми, яркими и проходили на одном дыхании, я ввела игровых персонажей, которых конечно изготовила сама.

Для того, что бы логопедические занятия были живыми, яркими и проходили на одном дыхании, я ввела игровых персонажей, которых конечно изготовила сама.  Это клоун Федя.

Это клоун Федя.

Он «живет» в театральном уголке моего кабинета и первый встречает деток на занятии своей весёлой улыбкой.

Для его изго использовала фоамиран разного цвета.

Фоамиран - это эластичный материал, который при нагревании принимает любую форму и работать с ним одно удовольствие. Именно им я оформила основу куклы. Она состоит из пенопластовых шаров соединённых деревянными палочками. Акриловыми красками разрисовала лицо и очаровательный клоун готов поиграть с детьми в любую игру.

В зоне развития артикуляционной и мелкой моторики «поселилась» кукла Настя.

Для того, что бы логопедические занятия были живыми, яркими и проходили на одном дыхании, я ввела игровых персонажей, которых конечно изготовила сама.  Это клоун Федя.-2

У нее золотые локоны, красивое розовое платье, что очень привлекает малышей.

Кукла изготовлена так же как клоун. Вообще меня привлекает это техника изготовления кукол. На них можно одеть любую одежду, нарисовать любое выражение лица. В моей домашней коллекции есть еще несколько кукол.

Но вернемся в кабинет.

В учебной зоне «живет» сова Соня.

Для того, что бы логопедические занятия были живыми, яркими и проходили на одном дыхании, я ввела игровых персонажей, которых конечно изготовила сама.  Это клоун Федя.-3

У нее припасено для дошкольников много интересного, познавательного, красочного и разнообразного дидактического материала для развития речи.

Сову я связала крючком из цветной шерсти и набила специальным наполнителем.

Итак, я познакомила вас с игровыми персонажами своего кабинета. Надеюсь это информация была полезна для вас. В дальнейшем я планирую пополнить коллекцию персонажей и обязательно вас с ним познакомлю.



Предварительный просмотр:

Новый игровой персонаж для логопедических занятий, сделанный своими руками

 Вы уже видели игровые персонажи, которые я использую на своих логопедических занятиях. Это клоун Федя, кукла Настя и умная сова Соня. Они помогают мне повысить эффективность логопедических занятий. Все куклы яркие, красивые и непохожие на других так как я их изготовила сама. В новом учебном году я изготовила нового героя, который обязательно понравиться деткам.

Это корзина в виде мишки, сплетенная из бумажной лозы.

Такая корзина не оставит равнодушным ни одного малыша, я думаю им будет интересно посмотреть что же внутри мишки. И здесь подходит игра «Что принес нам Мишка?», игра по типу «Чудесный мешочек», «Кого спрятал Миша?» и т.д.  Все эти игры подходят для запуска речи, для автоматизации поставленных звуков.  

Еще можно использовать такую необычную корзину для развития речевого слуха.  Например: предложить малышам угощать Мишку только тогда, когда услышите заданный звук; прячем у Мишки те картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д.

Кроме игр такая корзина может служить для хранения игрового и дидактического материала и, конечно, украсит ваш кабинет.

Подробный видео обзор вы можете посмотреть по ссылке https://dzen.ru/video/watch/64d45869beb0815414df94f6   



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Жираф»

Увидев на просторах интернета интересную идею для новой нейроигры, я, тут же решила воплотить ее в жизнь, но преобразить ее по своему усмотрению.  

Для изготовления данной игры я использовала втулку от бумажных полотенец, фоамиран, картон и цветные крышки. Весь использованный материал прост и легко доступен.

Цель данной игры: укрепление межполушарных взаимосвязей, развитие сенсомоторных навыков, развитие речи.

Данное пособие получилось ярким, красивым, многофункциональным и очень полюбилось деткам. Использовать его можно на разных этапах коррекционного занятия и с разным контингентом дошкольников.

Небольшой видео обзор этой игры вы можете увидеть по  ссылке

  https://dzen.ru/video/watch/65dec85c5a38283b36bf192d?share_to=link