"Мы знаем родной город"

Казарцева Татьяна Борисовна

 

 

Сценарий детско-взрослого активизирующего общения «Мы знаем родной город»

Образовательное учреждение: Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение», г.Тамбов

Авторский коллектив: Казарцева Татьяна Борисовна,воспитатель Дюкова Нэля Николаевна, музыкальный руководитель

Образовательные области; «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Художественная литература» «Музыка»

 

Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края.

Задачи:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине (знания о достопримечательностях родного города), некоторые исторические сведения (возникновение города Тамбова («Познание»)

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни («Социализация)»

3. Развивать умение конструировать из бумаги, используя ножницы и клей; способность действовать по образцу и самостоятельно (Художественное творчество)

4. Развитие у детей высших психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение;

5. Пополнение словарного запаса; 6. Воспитание дружеские отношения, желание помогать друг другу

Предварительная работа При подготовке мы использовали информационно-коммуникативные технологии, что позволяет снизить трудоемкость подготовки материалов и пособий, расширяет спектр выразительных художественных средств, помогает сделать образовательный процесс более современным.

- Целевые прогулки по близлежащим улицам

- Экскурсии и проведение мероприятий в Тамбовском областном краеведческом музее, областной детской библиотеке 

- Беседа о названиях улиц o Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города".

- Проблемные ситуации.

- Игра "Путешествие по родному городу".

- Игра "Узнай, где я нахожусь".

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер;  экран.

Использованные ЭОРы::

• Мультимедийная презентация «Мы знаем родной город» 

• Дидактическая игра "Мозаика слов"

• Видеозапись песни «Я в Тамбове родился» (О. Егорова - Л. Майская)

• Виртуальная открытка «Наш город Тамбов»

Ход

Пальчиковая гимнастика - «Здравствуйте»

Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

-«Здравствуйте!»- скажем, солнышку, птицам,

-«Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам

-«Здравствуйте!» - девочки!

-«Здравствуйте!» - мальчики!

«Здравствуйте!», «Здравствуйте!» все

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе «здравствуйте» слышно и вечером.

Воспитатель: Дети как Вы считаете, какое слово самое главное на свете? (мир, мама, Родина).

Да, каждое из этих слов по - своему главное: всем людям нужен мир, и детям, и взрослым часто требуется помощь, совет и доброе слово мамы. Не прожить человеку и без Родины. А что такое Родина? (ответы детей)

Все мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которым мы идем.

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем. (В. Степанов)

Мультимедийная презентация «Мы знаем родной город»

Есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная, необъятная страна - Россия (показ на карте)

Малая родина – это место, где мы родились и живём.

Как называется город, в котором мы живем? (ответы детей) ТАМБОВ - наш родной город.

Взгляните на карту великой России,

И в центре найдёте наш город Тамбов.

Душой мы и сердцем его полюбили,

И он нам дороже любых городов (показ на карте)

У каждого города есть свой герб, отражающий его особенности. Есть он и у нашего города.

А кто знает, что изображено на нашем гербе и почему? (золотой улей и три пчелы, потому, что наши предки занимались пчеловодством, а мёд в то время ценился очень высоко) Обратите внимание на цветовую гамму герба: лазоревый означает честность, серебряный – благородство (слайд с изображением герба Тамбова).

Кольцом лугов, кольцом садов

С землёю обручён Тамбов,

Сбежав к реке на водопой.

Теснятся ветлы над водой.

А за рекой - леса, поля ...

Мой край - мой дом - моя земля.

Я много найду для тебя добрых слов.

Как верю в тебя, как люблю свой Тамбов

     Какое красивое стихотворение написал тамбовский поэт Сергей Милосердов, каждая строчка содержит любовь к городу, к людям, живущим в нём.

Подарим красивые, добрые слова нашему родному городу

Дидактическая игра "Мозаика слов"

Цель- систематизация знаний об опорных словах по гербу Тамбова

Задание: Найдите на картинке слова, обозначающие цветовую гамму герба Тамбова

Варианты задания: сосчитать, сколько слов, обозначающих каждое значение цветовой гаммы герба;  какое самое длинное слов. какое самое короткое слов.

 

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. Дети, всегда ли наш город был таким большим, красивым, цветущим? (ответ детей)

На экране слайды со старыми видами Тамбова

История Тамбова неразрывно связана с судьбой русского народа, его горестями и радостями, победами и достижениями. Хотите узнать, как возник наш город?

Память листает былого страницы,

Нас переносит в семнадцатый век…

Всё начиналось с татарского вала….

И с небольших городов – крепостей

Тамбов был основан в 1636 году. В те далекие времена жили славяне. Жили они в маленьких селениях, мирно и дружно. Но вот на Русь стали нападать завоеватели – монголо-татарские орды. Тогда царь приказал на пути к Москве построить крепости, чтобы не подпустить врагов к стольному граду. Одна из таких крепостей и была построена по окраине леса и двух рек – Цны и Студенца. Крепость была небольшой, деревянной. Много раз кочевники нападали на крепость, но разрушить ее не смогли. Постепенно около крепости возводили дома, торговые палатки. Люди занимались пчеловодством, охотой, рыбной ловлей, разными ремеслами, торговлей. Так зародился наш Тамбов.

Какой же у нас замечательный город!

И нет его краше, поверьте вы мне!

Красив он, приветлив, достаточно молод!

Тамбов — лучший город в нашей стране!

Сегодня я приглашаю совершить прогулку по нашему Тамбову, и начнем мы её с места, где начал строиться город. Здесь настоящее время расположен Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Рядом - монумент «Огонь вечной славы» (Открывается слайд с изображением памятника). Огонь здесь горит и днём и ночью в память о погибших воинах, поэтому он называется – вечным огнём.

Кому посвящен этот памятник? (воинам, павшим в Великой Отечественной войне).

Есть ли ещё памятники в Тамбове, посвящённые воинам, павшим в Великой Отечественной войне?

(Танк «Тамбовский колхозник», памятник нашей землячке Герою Советского Союза Зое Космодемьянской, есть памятники и в парке Победы)

Как чтят тамбовчане память о воинах, павших в годы великой отечественной войне? (ответы детей).

Никто не забыт и ничто не забыто!

Яркая надпись на глыбе гранита

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом сыпучим венки засыпает,

Но словно, огонь у подножья гвоздика

Никто не забыт и ничто не забыто!

Отправимся дальше.

Физкультминутка «Мы по городу идём»

Дети хором поизносят слова, сопровождая их движениями

 

Мы по городу шагаем,

Шагают

Выше ноги поднимаем.

Высоко колени, маршируют

Через лужи не пойдём,

Жест рукой

Лужу мы перешагнём

Шаг в сторону

Дождь стучит по крыше так:

Согнуть колени, хлопать руками

Кап–кап-кап, кап кап-кап!

Три хлопка справа, три слева

Не промокнем я и ты:

Жест показывают на себя, потом руки вперёд

Открываются зонты.

Руки вверх

Дождик быстро прекратился,

Руки постепенно опускаются

В радугу он превратился.

Руки вверх, встать на носочки

На скамейку мы присели,

Присесть

Там конфет кулёчек съели.

Имитация руками

А когда друзей встречали,

Встать

Мы руками им махали!

Машут рукой

Вот как славно погуляли:

Шагают

Друг за другом мы шагали!

Повернулись направо, шагают за воспитателем

Раз-два, раз-два!

Шагают

Подойдите все сюда!

Подходят к экрану

 

Воспитатель: Мы с вами у памятника Г.Р. Державину. Он жил, работал в нашем городе и был первым губернатором города Тамбова. В его честь названа улица и педагогический университет

Что это за здание, которое находится недалеко от университета? (слайд) Правильно, Тамбовская картинная галерея. Здесь проходят выставки картин и художественных экспонатов.

Какие ещё общественные здания вы знаете? (торговый центр ГУМ, областная детская библиотека, управление внутренних дел, музыкальная и художественная школы, дворец спорта «Кристалл» и ещё очень много красивых и полезных зданий)

Мы прошли мимо зеленого уголка, что на улице Советской. Давайте подойдем к этому месту. Узнаете? Это любимый парк жителей нашего города. Вы бывали здесь с родителями? Катались на каруселях?

И я приглашаю вас покататься на карусели.

Музыкальная игра «Лодочки»

Дети становятся парами, берутся за руки, поочерёдно приседают.

На качелях я лечу-

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Я пою, смеюсь, кричу –

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Воспитатель.

Продолжим прогулку по нашему городу.

В каждом городе есть самая большая, красивая, главная площадь. Есть такая площадь и в г. Тамбове. Как она называется? (площадь Ленина).

Что расположено на Ленинской площади? (драмтеатр, кукольный театр, кинотеатр «Родина», красивое здание областной библиотеки им. А.С. Пушкина.)

Мы на улице Интернациональной – справа кинотеатр «Родина», впереди – железнодорожный вокзал, здесь каждый день в наш город приезжает много гостей.

С каждым годом хорошеет наш город. Поднимаются ввысь многоэтажные дома, строятся новые школы, магазины.

Дети, кем созданы красота и богатство нашего города?

Да, человеческие руки и ум создали всё, что нас окружает.

В городе Тамбове

Люди дружные живут,

Любят город, берегут.

Нам пора возвращаться в детский сад, по дороге споём песню о Тамбове, которую написана тамбовским автором О. Егоровой

Дети поют песню «Я в Тамбове родился» (О. Егорова - Л. Майская) и смотрят видеосъемку исполнения

А сейчас я приглашаю занять места за компьютерами.

Мы немножко поиграем

Свои знанья проверяем

Пальчиковая гимнастика

Соберите пальцы горкой,

И Маришка и Егорка,

Указательный согните

И немножко поднимите.

Начинайте им стучать

И при этом напевать:

«тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Вышли звери за плетень,

Похвалялися весь день!»

Стоит потренироваться,

Чтобы с мышкой управляться!

  1. Дидактическая игра «Отгадай здание в Тамбове по загадке»

Дети сидят за компьютерами, где размещены фотографии с изображением достопримечательностей нашего города. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны определить, какое это общественное здание Тамбова и с помощью компьютерной мышки щелкнуть по нему. Чтобы перейти к следующему экрану с другими памятными местами Тамбова, щелкают по зелёной стрелке.

1.Здесь куклы чудные живут,

Тебя здесь в сказку унесут,

Здесь волшебство свой правит бал

Ну, угадай, куда попал?! (Кукольный театр)

2.Папа и мама, не грустите

И на спектакль сюда идите.

Артисты – чудо мастера!

Им дружно мы кричим УРА! (Драматический театр)

3. Если хочешь ты всё знать

Про животных и людей,

Ты сюда иди скорей!

Здесь экспонаты стоят ровно в ряд

И очень о многом тебе говорят! (Музей)

4.Плавать, бегать, в мяч играть,

От других не отставать,

Сюда стремится стар и млад,

Дружить со спортом каждый рад! (Дворец спорта)

5.Артисты песни здесь поют,

В ответ все громко хлопают.

Пугачева, Киркоров здесь выступали,

Вы с папой и мамой здесь не бывали? (Концертный зал)

6.Музыку любишь?

Скорее сюда!

Гармонь, пианино

С тобой навсегда? (Музыкальная школа)

7.Красиво хочешь рисовать?

Чудо полотна создавать?

Тебе придется походить,

 Где учат с кисточкой дружить (Художественная школа)

8.Качели, карусели и игра,

Вся детвора бежит сюда!

Здесь можно людям отдохнуть

И аромат цветов вдохнуть! (Парк культуры и отдыха)

10.Здесь фильмы смотрят все подряд,

Сюда прийти так каждый рад,

Уютный, новый кинозал,

Ты рад, что фильм здесь увидал! (Кинотеатр)

  1. Дидактическая игра «Что лишнее»

У ребят имеется изображение герба, улья, пчёл в различных цветовых решениях. Ребятам нужно сложить герб и определить цвет каждой детали герба.

         Воспитатель Молодцы, вы все справились с заданием.

На свете много стран больших и малых.

Но Родина  она всегда  одна.

В какие не забросило б нас дали.

Для нас незабываема она.

Сегодня мы с вами много говорили о Тамбове. Что вам запомнилось? Что понравилось? Что хотели бы посмотреть ещё раз? Я предлагаю вам вечером сделать коллективную виртуальную открытку «Наш город Тамбов».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Авдошенко Е.В. Поэт Г.Р. Державин в Тамбове. - Тамбов, 1962.

2. Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. Изд. 3-е.-Тамбов, 1999.

3. Грот Я.К. Жизнь Державина. - М., 1997.

4. Дорожкина В.Т. Неисчерпаемый серебряный век: очерки о поэтах серебряного века, связанных с

5. Тамбовским краем. - Тамбов, 1997; Литературная жизнь. Прошлое и настоящее: фрагменты истории

6. Дорожкина В.Т., Полякова J1.B. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков.

7. Справочник. - Тамбов. 2006.

8. Евгений Абрамович Баратынский. Биобиблиографический указатель. - Тамбов, 1989.

9. Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст. - Тамбов -Елец, 2004.

10. Илѐшин Б.И. И Голубые небеса: краеведческие очерки. - М.. 1981; Река золотых зорь: книга очерков. - Воронеж, 1984; Литературные тропинки отчего края: очерки. - М., 1986.

11. Истоки. Программа по краеведению для детских библиотек: 1-9-е классы / Сост. Т.П. Ушакова. - Тамбов, 2001.