Внеурочная деятельность
Цели и задачи предмета:
- подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка всемирного природного наследия.
Задачи обучения:
- расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережьях, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, об особенностях природных условий и современного состояния;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
- развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;
- развитие творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
- создание условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
- воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
- формирование и воспитание у школьников любви и бережного отношения к своей Родине;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;
- формирование социального опыта школьника;
- осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
- использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krossvord_po_teme.docx | 18.4 КБ |
poznavatelnaya_viktorina.docx | 23.53 КБ |
viktorin_baykal_otvety.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Кроссворд по теме: « Байкал»
1 | ||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
| 6 | 7 |
|
|
|
|
| ||||
|
| |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| 8 |
|
|
|
|
| ||||||||||
5 |
|
| ||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 10 | |||||||
|
| 9 |
|
|
|
|
| |||||||||
|
| |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
| 11 |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
- Розово-белая прозрачная рыбка, не имеющая чешуи. . Голомянка
- Самый большой остров на Байкале. Ольхон
- Ученые, изучающие озера. Лимнологи
- Организмы, не встречающиеся больше нигде. Эндемики
- Крупное озеро на Алтае, младший брат Байкала. Телецкое
- Ученый, изучавший озеро Байкал. Обручев
- Северо-восточный ветер на Байкале. Баргузин
- Коренное население побережья озера Байкал. Буряты
- Река , вытекающая из озера Байкал. Ангара
- Водная жемчужина России. Байкал
- Ураганный ветер на Байкале. Сарма
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «Я ПОЗНАЮ - БАЙКАЛ».
Цели:
- Развитие любознательности, наблюдательности, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
- Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
Задачи: - Познакомить учащихся с природой Байкала;
- Способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли.
План:
- Вступление.
- Легенда о Байкале.
- Викторина: « Знаешь ли ты Байкал»
- Экология Байкала.
- Заключение.
Ведущий: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам немного отдохнуть. Вы любите отдыхать? А где вы отдыхаете? Где самый лучший отдых? Да, мы с вами согласны, действительно, самый лучший отдых на природе озера Байкал. Тысячи любители природы стремятся к нему в любое время года, и совершить увлекательное путешествие на Байкал нам поможет познавательная викторина «Я познаю Байкал»
Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребенком—сказочный и беспечный, с юной девушкой—романтичный, со взрослым—задумчивый, со стариком- мудрый.
Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него , как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них- бурятская: « С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток- не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: «Не нужно счастья от счастья искать». Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли- нет такого места, где все было не так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться».
А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нем снова и снова. Первые жители этих мест-курыкане, а затем и, сменившие их, буряты, считали, что в каждом местечке на Байкале живут духи или Боги. Поэтому вода байкальская, да и земли вокруг нее не слышали ругательств или грубых слов от людей, живущих здесь. Местные люди свято верили в то, что подобного поведения Байкал не простит.
А теперь, ребята, переходим на нашу познавательную викторину.
(Слайдовая презентация Озера Байкала)
- Что такое Байкал?
Байкал- это самое глубокое озеро на земном шаре. Байкал- это самое чистое на земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Байкальская вода воистину живая. В отличие от многих глубоководных озер мира, в которых нижние слои мертвы, так как отравлены сероводородом. В мире больше не сохранилось таких огромных открытых водоемов с пресной водой, пригодных для розлива питьевой воды.
Большинство видов животных и растений, живущих, в озере больше нигде в мире не встречаются.
Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяется учеными в 25 – 30 миллионов лет.
- Откуда название – Байкал?
Наиболее известные названия Байкала пришли к нам из глубины веков: ЛАМУ, ТЕНГИС, БЭЙХАЙ, ДАЛАЙ, БАЙГАЛ, БАЙКУЛЬ, БАЙКЕЛЬ. В названии озера, в истории его происхождения открываются судьбы многих сибирских народов, живущих на берегах Байкала.
Раньше жили якуты, они называли озеро «БАЙКЕЛЬ» - богатое озеро. Буряты и монголы называют «БАЙГАЛ – ДАЛАЙ» или «БАЙГАЛ». Слово «БАЙГАЛ» на русском языке означает «стоящий», «существующий», значит слово «БАЙКАЛ» можно перевести как «вечно стоящее море».
Как устроен Байкал?
Вдоль берегов Байкала протянулись высокие обрывистые склоны Приморского, Байкальского хребтов, так же некоторые части озера окружают хребты ХАМАР-ДАБАН, УЛАН-БУРГАСЫ, БАРГУЗИНСКИЙ.
На Байкале насчитывается 6 крупных заливов. Самый большой из них – БАРГУЗИНСКИЙ. Между БАРГУЗИНСКИМ и ЧИВЫРКУЙСКИМ заливами расположен крупный горный массив – полуостров Святой Нос, который несколько тысячелетий назад был островом.
Самый крупный остров на Байкале – ОЛЬХОН, высшая точка ОЛЬХОНА – гора ИЖИМЕЙ.
- Почему чиста байкальская вода?
В Байкал впадает более 300 рек и речушек, и из атмосферы в течение года попадает очень много осадков. Чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира.
Особую роль в очистке воды играют мельчайшие рачки – ЭПИШУРЫ. В поисках корма они пропускают через собственный организм сотни кубометров воды. Вместе с пищей в теле ЭПИШУРЫ остаются загрязняющие вещества.
- Какие реки Байкала вы знаете?
СЕЛЕНГА, БАРГУЗИН, ВЕРХНЯЯ АНГАРА, КИЧЕРА, МОЛОКОН.
Какие рыбы обитают в озере Байкал
В озере Байкал обитают ценные промысловые рыбы: сиг, таймень, ленок.
Омуль – деликатесная рыба Байкала. В озере живут 4 вида омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская, посольская. Белый и черный хариус. Белый хариус, на нерест идет в реки ДЖИДА, ХИЛОК, ЧИКОЙ. Живет более 10-12 лет. Длина тела достигает 48 см., масса тела 1-2 кг. Это хищная рыба. Она питается мальками, мелкой рыбкой.
- Что такое ГОЛОМЯНКА?
Голомянка – это рыбка, живородящее чудо Байкала. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Голомянка в отличие от всех других рыб, живущих в Байкале, рождает живых личинок, которые сразу же после появления на свет способны питаться эпишурой, мальками рачков.
- Какие животные обитают на берегах Байкала?
Байкальский тюлень или нерпа – единственный представитель млекопитающих, обитающий в озере. Байкальская нерпа – крупное животное, достигающее в длину 160 – 170 см., вес 50 – 140 кг.
Баргузинский соболь – «царь дикой пушнины».
- Что такое «АРШАН»?
Аршанами называют минеральные источники. Это родники с углекислыми, сероводородными, железистыми водами бьют из земли, они бывают горячими и холодными. Их очень много вокруг Байкала и во многих районах нашей Бурятии. Особенно богаты «живой водой» районы ТУНКИ, ОКИ, КУРУМКАНА, СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКА, БАРГУЗИНА.
- Что такое национальный парк или заповедник? Какие парки и заповедники вы знаете на Байкале?
Это охраняемая природная территория. Здесь под особым контролем растения и животные. В национальных парках и заповедниках запрещена любая деятельность человека, доступ людей крайне ограничен. На берегах Байкала создано 3 заповедника и 3 национальных парка. Это:
1.Прибайкальский национальный парк
2.Забайкальский национальный парк
3.Государственный национальный парк «Тункинский»
1.Баргузинский биосферный заповедник
2.Байкало-Ленский заповедник
3.Байкальский государственный заповедник.
9. Что такое Красная книга?
Заключение – вывод:
5 декабря 1996 года в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия.
Это решение начинает новую эпоху в охране озера.
1. Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования.
2. Байкал сейчас может быть единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить.
3.Воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия, чем во всех других водоемах.
Итог познавательной викторины «Я познаю - Байкал».
Предварительный просмотр:
Викторина «Байкал»
1 тур
1. Какой организацией и когда Байкал был признан участком Всемирного наследия? (ЮНЕСКО, 1996)
2. на какие котловины делится ложе озера? (Северная, Средняя, Южная)
3. Чем уникален Байкал? (самое глубокое озеро, древнейшее озеро, 20% мировых запасов пресной воды и тд.)
4. какие озера являются родственниками Байкала? (Хубсугул, Ньяса, Танганьика, Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио, Эри)
5. Чем обеспечивается чистота воды Байкала? (рачком эпишурой, долгим отстаиванием)
6. Назовите 5 крупных притоков Байкала (Селенга, В. Ангара, Кичера, Баргузин, Снежная)
7. назовите живородящее чудо Байкала (голомянка)
8. назовите крупные острова Байкала (Ольхон, Большой Ушканий, Малый Ушканий, Бакланий)
9. Назовите первых землепроходцев, достигших Байкала (протопоп Аввакум, Николай Спафарий)
10. назовите 4 залива озера (Баргузинский, Чивыркуйский, Провал, Посольский сор)
11. какие имена имеются у Байкала? (Ламу, Тенгис, Байгал, Бэйхай, Бахр ал-Бака)
12. Назовите 5 эндемиков Байкала (голомянки, бычки, нерпа, губка, толстун и тд.)
2 тур.
1. Самый теплый залив озера (Чивыркуйский)
2. назовите ученых, внесших вклад в изучние Байкала ( Гмелин, Паллас, Кожов, Георги, Тугарина)
3. назовите самый крупный полуостров (Святой нос)
4. Назовите геологические памятники природы Байкала (Малочеремшанская пещера, Камешек Безымянный, Бурхан)
5. Какие ООПТ расположены на Байкале (Прибайкальский, Забайкальский нацпарки, Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники)
6. Назовите 5 краснокнижников Байкала. (Орлан-долгохвост, лебедь-кликун, нерпа, кизильник блестящий,черный аист)
7. какие народности проживают около Байкала? (эвенки, буряты, русские)
8. назовите проблемы Байкала (ЦБК, сточные воды Селенги, ГРЭС,)
9. Что произошло в новогоднюю ночь в 1831 году? (образование залива Провал)
10. что является излюбленным кормом нерпы? (голомянки, бычок, широколобка)
11. когда празднуют День рождения Байкала? (последнее воскресение августа)
12. сколько лет Байкалу? (35 млн)