Конспект занятия по познавательному развитию «Символы моей Родины» в подготовительной группе.
Тема: Символы моей Родины.
Цель: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Задачи:
1.Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Упражнять в отгадывании загадок. Познакомить детей с русской традицией чаепития. Закреплять у детей понятия Родина, символ. 2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
Словарная работа: Упражнять в словообразовании. Активизировать в речи детей прилагательные. Пополнять словарный запас детей: толстобокая, приземистая, полая, чаёвничать, белоствольная.
Материалы и оборудование: клубок ниток, магнитная доска, макет берёзы, картинки с изображением деревьев (берёза, пальма, баобаб), самовар, чайная посуда, угощения (баранки, конфеты, печенья), конверт с загадками, ленточки, разрезные карточки с изображением матрёшек, проектор, экран, ноутбук.
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Ход НОД
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо. Давайте, посмотрим его. (На экране медвежонок в жаркой стране)
Ребята, я потерялся!
На наш дом налетел ураган.
И все смел на своем пути.
Меня унесло далеко-далеко.
И я теперь не знаю,
Где моя мама и как к ней вернуться.
Я даже не знаю, в какой стране я живу…
Воспитатель: Ребята, что же будем делать? (Поможем медвежонку)
Правильно, нам надо найти Родину медвежонка, где живет его мама и помочь им встретится.
- А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей)
- Родина – это та страна, где мы родились. Как называется наша Родина? (Россия).
- Правильно, ребята. А еще у каждой страны есть символы. А вы знаете, что это? Символы – это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину.
- Ну что, в путь на помощь медвежонку! Давайте вместе с медвежонком отправимся в путь, искать его маму. А поможет нам в этом непростом деле вот этот клубок. (Воспитатель показывает детям клубок). Он не простой, а волшебный! Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Да)
Давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок.
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель берет в руки клубок. Пока дети говорят слова, воспитатель катает клубок между ладонями. Как только слова сказаны. Дети открывают глаза, воспитатель легонько рукой толкает клубок в сторону экрана. Подводит детей к экрану, там дом с закрытыми ставнями.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? (Ответы детей) Интересно, кто же здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская….. (Матрешка)
На экране появляется матрешка
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите (воспитатель просит повторить 3-4 детей). Матрешки помещаются одна в другую.
По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад (на экране появляется Сергиево - посадская матрешка), и город Семеново (появляется семеновская матрешка) Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель подводит итог:
- Правильно, ребята, они отличаются по форме: одна матрешка широкая, толстобокая, приземистая- это значит низкая. (Воспитатель повторяет с детьми эти слова); другая – вытянутая, сужается книзу. Отличаются по цвету: одежда у одной матрешки красная, а у другой синяя.
- А чем матрешки похожи? (У обеих есть фартук, сарафан, платок). У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.
Воспитатель: Вот такая она русская матрешка! Как Родина наша Россия красивая, так и матрешка удивляет и греет нас своей красотой.
- А теперь давайте-ка поиграем с нашими матрешками.
Игра «Собери матрешку»
Работа в подгруппах
Дети делятся на 2 команды, каждая команда собирает свою матрешку. Кто быстрее и правильно соберет, та команда и победила. (или вызвать желающих)
Воспитатель: Молодцы, ребята, весело и интересно поиграли с матрешкой. Но нам пора дальше отправляться в путь. Медвежонок ждет нашей помощи.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Ты катись, катись клубок.
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Перед детьми мольберт с изображением деревьев: береза, баобаб, пальма. ( За мольбертом стоит накрытая береза).
Дидактическое упражнение «Что не так?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш клубочек привёл нас в лес. А вы знаете, что такое лес?
- А что в этом лесу не так? (Здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)
- Почему они не могут расти рядом? (Потому что пальма, баобаб – это деревья жарких стран, а береза растет у нас в России)
Воспитатель убирает с мольберта изображения пальмы, баобаб. Остается береза.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что с давних пор на Руси береза являлась самым почитаемым деревом, с которым связано множество обрядов и песен. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. О берёзе сочиняли стихи.
Наш земляк, поэт Сергей Есенин, родился в России и как все русские люди любил природу, берег ее, нежно и по-доброму относился к ней. Он написал стихотворение «Белая береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(Воспитатель открывает макет березы и отодвигает на задний план мольберт).
Воспитатель: Помните, я говорила, что береза всегда считалась счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. А давайте сейчас подойдем к нашей березоньке, возьмемся аккуратно за ветку и тихонько про себя загадаем желание самое заветное, и завяжем свою ленточку на ветку. И вот увидите, ваше желание обязательно сбудется. (Воспитатель раздает ленточки детям, дети загадывают желания
Воспитатель: Вот ребята, каким добром и нежностью нас одарила наша березонька. Но нам пора дальше в путь – искать Родину медвежонка.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Ты катись, катись клубок.
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Перед детьми стол. На столе самовар, чашки, угощения.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? (Мы попали в чей-то дом).
- А почему здесь накрыт стол? (Здесь ждут гостей) Мы так долго шли с вами. Может мы и есть те гости, которых здесь ждут. Давайте присядем за стол. Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет» Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей). Правильно, ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать- это значит пить чай и всегда любили принимать гостей. К чаю всегда подавали пироги, бублики, варенье, конфеты (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе) Очень интересна традиция русского чаепития. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо». Давайте и мы попробуем передать друг другу чашку так как раньше это принято было делать.
Дети и воспитатель двумя руками передают одну чашку по кругу, произнося слова.
Воспитатель: Дети всегда пили чай со взрослыми, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы студить его и звенеть ложечкой, размешивая сахар. Существует традиция завершения чаепития. Нужно было положить ложечку в чашку. Чайная ложка в пустой чашке, была знаком того, что гость больше не хочет чая.
Главное в русском чаепитии – это общение. Много чая, угощений и приятная компания. Не принято было молчать за столом. Молчание расценивалось как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Часто за чаем русские люди любили разгадывать загадки. Давайте и мы с вами отгадаем загадки – уважим хозяев этого гостеприимного дома.
Воспитатель загадывает детям загадки:
ЗАГАДКИ
1. Стоит толстячок,
Подбочинивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит (Самовар)
2.Сладкий, белый
В чай попал и пропал. (Сахар)
3.Маленькое, сдобное, колесо съедобное. (Бублик)
4.Цветом жёлт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
А зовут его? (Лимон)
Воспитатель:
Все сегодня молодцы, все сообразительны и загадки отгадали просто восхитительно! Вот так русский самовар и правда всех гостей примет и объединит, как и наша страна, Россия – гостеприимная! Отдохнули мы в гостях пора уже нам в путь-дорогу, Родину медвежонка искать.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Дети останавливаются полукругом около экрана. На экране ворота и черные силуэты матрешки, березы, медведя, самовара.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие большие ворота, может мы уже пришли и там, за ними, и есть Родина медвежонка, где живет его мама медведица. Но ворота закрыты. Как же открыть их? (Ответы детей) Надо найти ключи. (Воспитатель из-за экрана достает конверт с загадкой).
Воспитатель: Посмотрите, здесь подсказка, может она поможет нам узнать, в какой же стране живет медвежонок и его мама и открыть туда ворота(читает, на экране появляются поэтапно изображения из загадки):
Велики ее просторы
И поля здесь есть и горы
Здесь в лесах стоят неброски
Белоствольные…. (березки)
А вокруг них круглый год
Водят дружный хоровод
В сарафанах ярких крошки
Деревянные … (матрешки)
Здесь всегда нас в гости ждут
И к столу скорей зовут
На столе тут пыл и жар
Раскрасавец….(самовар)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие же ключи от этих ворот! Это же уже знакомые нам предметы: матрешка, березка, самовар. Что общего у этих предметов? (Это символы нашей страны России). Значит, в какой стране живет медвежонок и его мама? (В России). Правильно, ребята, получается, что за этими воротами находится Родина медвежонка – Россия. Но посмотрите, ворота все еще не открылись. Какого символа России еще не хватает? (Дети по силуэту узнают, что не хватает медвежонка). Правильно, ребята!
Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.
Охраняет сей простор
И ведет в лесу дозор
Кто же это, ты ответь Бурый батюшка….. (Медведь)
На экране закрывается последний силуэт – изображение медведя.
Ворота открываются, а там картина просторов России, на заднем фоне медвежонок бежит к медведице.
Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Вот и помогли медвежонку найти его Родину и вернуться к маме – медведице. А теперь и нам пора вернуться в детский сад.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Становитесь в круг.
- Что мы искали сегодня? (Родину медвежонка)
- Какая Родина у медвежонка? (Россия)
- Какие предметы помогли нам найти Родину нашего медвежонка? (Эти предметы – матрешка, березка, самовар и сам медведь)
- А что это за предметы? Как можно их назвать одним словом? (Символы России).
Ребята, вы сегодня были такие умницы, так старались и у вас все получилось. В благодарность за вашу помощь, медведица и медвежонок передали вам корзинку с угощениями. Воспитатель раздает угощения детям.