Родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_deteky_s_roditelyami.doc | 133 КБ |
pamyatki_roditelyam_o_vospitanii_detey.docx | 80.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры всей семьей
ИГРА «ХВОСТИКИ»
Цель. Взаимодействие с членами семьи, улучшение пространственной ориентации, обучение приёмам релаксации.
Содержание. Детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисичек, волчат). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ребёнок сам выбирает понравившийся шарф или ленту и привязывает (сам или с помощью взрослых) его себе и маме, папе, старшей сестре и т.д. Взрослый предлагает всем участникам игры, имитируя движения тигрят, встать на четвереньки и побегать по комнате, стараясь поймать друг друга и схватить за хвостик.
Варианты игры могут быть различными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом; можно бегать за одним из членов семьи; сначала могут ловить тигрят только взрослые, а потом только ребёнок, и наоборот.
В конце игры можно выполнить релаксационные упражнения:
- просто полежать на ковре, на спине, на животе, на боку;
- лёжа глубоко подышать, выдыхая через рот так, как дышат уставшие тигрята, как дышим мы сами, как дышит мышка и т.д.
- лёжа на ковре, потянуться;
- встать на четвереньки, сесть на ноги, руки вытянуть вперёд, не отрывая от ковра, и потянуться;
- опираясь на прямые руки, лечь, вытянув ноги, прогнуться;
- чередовать последние два упражнения.
В заключении можно попрощаться с «хвостиками», отвязав их, превратиться снова в людей.
Примечание. В эту игру можно играть и с группой детей и родителей. В таком случае дети сначала догоняют друг друга, потом взрослых (или наоборот) или все участники догоняют одного из играющих. Если дети неохотно вступают в игру, пусть малыш сначала догоняет только свою маму, а она – только его.
При использовании игры в работе с детьми старше 4 – х лет шарфики можно заменить платочками и не привязывать их, а затыкать за пояс. В этом случае после окончания игры побеждает тот, кто догнал больше всех тигрят и собрал самое большое количество платочков – хвостиков.
«PUZZLE»
Цель. Взаимодействие с членами семьи, развитие восприятия, внимания мышления.
Содержание Дети и взрослые члены семьи участвуют в игре вместе. Отдельные части мозаики делятся между всеми участниками. Количество деталей у каждого должно быть пропорционально его возможностям. Например, если ребёнок совсем мал или не умеет самостоятельно складывать мозаику, можно дать ему только одну деталь, которую он вложит, когда всё изображение будет готово. Если ребёнок самостоятельно собирает картинку, взрослые могут взять
по одной детали, а остальные отдать малышу. Возможен вариант, когда детали следует разделить поровну между всеми играющими.
Совместное складывание мозаик поможет наладить взаимоотношения между детьми, если их в семье двое, трое и больше.
Взрослые после неудачного опыта детей (если те во время игры
поссорятся и даже подерутся), могут спросить у них, почему картинка не получилась. Если дети не могут рассказать об этом сами, взрослые говорят им, что именно помешало работе (плохие слова, жадность, желание всё сделать самому и др.). После такой беседы надо предложить детям ещё раз собрать мозаику и обязательно похвалить каждого из детей, если они проявили какие – либо навыки взаимодействия в повторной игре.
Для того чтобы развивать внимание малышей, можно добавить в комплект мозаики 1 – 2 картинки из другого набора и подождать, когда ребёнок заметит это сам или, если ребёнок ещё мал, показать ему, что деталь не подходит к картинке (для этого надо попробовать вместе с ребёнком приложить её по очереди в разные места готового изображения).
Примечание. Родители могут использовать готовый вариант мозаики, а можно сделать её самим, вместе с детьми, разрезав для этого старые открытки, календарики. Как правило, в самодельные игры, сделанные совместно всеми членами семьи, дети играют с большим удовольствием.
«ЗАЙЧИКИ И СЛОНИКИ»
Цель. Повышение самооценки и тревожных детей.
Содержание. Взрослый говорит: «Давай мы будем с тобой зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся». (Ребёнок и взрослый изображают испуганного зайку вместе).
Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами:
большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребёнок вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны.
Примечание.
В эту игру могут играть мама или папа с ребёнком или все члены семьи.
«ПОМОГИ ЗВЕРЮШКАМ»
Цель. Развитие умения соотносить цвет предметов, слушать и выполнять инструкции.
Содержание. Взрослый заранее готовит 3 – 4 игрушки (или цветные картинки), например: рыжую лисичку, серую мышку, белого зайку, коричневого медвежонка и такое же количество картонных квадратиков (оранжевый, серый, белый, коричневый).
Разложив квадратики на столе, взрослый говорит, что зверюшки заблудились и ищут свои домики. Он просит ребёнка помочь зверюшкам.
Маленьким детям сначала необходимо помочь сравнить цвет лисички, зайчика и других зверят с цветом их домиков. Для более старших детей можно усложнить задание: взрослый размещает животных, специально перепутав домики (лисичку – в серый домик, зайку – в коричневый и т.д.), и просит ребёнка исправить ошибку.
Можно попросить ребёнка проводить мишку в гости в белый домик, зайчика – в оранжевый домик и др.
«РАЗ ЖУЧОК, ДВА ЖУЧОК»
Цель. Развитие умения классифицировать предметы.
Содержание. Взрослый готовит 20 – 30 маленьких карточек, на которых изображены какие - либо предметы или животные, по 5 –6 одинаковых карточек (можно воспользоваться карточками из
дидактического материала по математике). Например: 5 картинок с изображением мячика, 5 – с изображением машинки, 5 – с изображением жучка и т.д. Ребёнок должен отыскать одинаковые
картинки, разложив их по группам. Более сложный вариант: сначала ребёнок раскладывает карточки в зависимости от того, что на них нарисовано, а затем родители просят его найти и отложить карточки, где изображены только красные (или только круглые) предметы и т.д.
«СЛОЖИ КАРТИНКУ»
Цель. Развитие восприятия, внимания, мышления ребёнка.
Содержание. Взрослый берёт несколько парных цветных картинок (мяч, заяц, дом, кораблик и т.д.). Одна из карточек каждой пары разрезается на 2 – 3 части.
Ребёнку выдаётся карточка – образец и разрезанная карточка. Он должен сложить целое изображение. Когда ребёнок освоит это задание, можно складывать картинку без помощи образца. Кроме того, чем старше ребёнок, тем на большее количество деталей можно разрезать картинку.
Примечание.
Конечно, родители могут воспользоваться и готовыми головоломками, но самодельные разрезанные картинки могут оказаться не менее полезными. Прежде всего они могут быть вырезаны совместно с малышом. Даже если ребёнок держался только за ножницы вместе с вами, он воспринимает это так, что помогает, поэтому совместно изготовленные игры нравятся ему. Кроме того, для этого занятия можно выбрать именно те изображения, которые очень нравятся малышу и привлекают его. Детали покупной головоломки могут быть слишком мелкими для ребёнка. Самодельные же пособия создаются родителями, которые хорошо знают возможности своего ребёнка.
«ПОСТРОЙ ГАРАЖ»
Цель. Развитие умения работать по схеме, пространственной ориентации.
Содержание. Взрослый строит за экраном (за листом бумаги, за
книжкой), чтобы ребёнок не видел, гараж из 3 – 4 деталей крупного конструктора LEGO разного цвета (или из обычных деревянных, пластмассовых кубиков). Затем он показывает ребёнку постройку и ставит в гараж маленькую машинку. Ребёнок должен построить для другой маленькой машинки точно такой гараж.
Если вы играете с девочкой, можно построить не гараж, а домик для пупсика.
ИГРЫ НА ПЛЯЖЕ
«ТРОПИНКА – ДОРОЖКА – ГОРА»
Цель. Развитие координации движений, развитие внимания,
получение новых телесных ощущений, профилактика плоскостопия.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку отправиться в
путешествие и устраивает для этого:
- тропинку – выкладывает камушками извилистую тропинку 20 – 30 см шириной;
- дорожку – ограничивает двумя рядами камушков ровную прямую полосу земли 50 – 60 см шириной;
- горку – насыпает горкой песок.
Затем взрослый объясняет ребёнку, где находится узкая тропинка, прямая широкая дорожка и высокая горка.
По команде взрослого ребёнок отправляется в путешествие. Если взрослый говорит: «Тропинка», - ребёнок должен осторожно, двумя ножками (босыми) пройти по камушкам, не заходя за края обозначенной тропинки.
После слова «дорожка» ребёнок должен проползти на четвереньках по дорожке, не вылезая за её границы. По команде «горка» ребёнок взбегает или вползает (в зависимости от возраста, своих возможностей, высоты горки и материала, из которого она сделана) на горку.
«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»
Цель. Развитие координации движений, умение попадать в цель.
Содержание. Взрослый сажает ребёнка на песок и ставит на
расстоянии 30 – 60 см от него (в зависимости от возраста ребёнка
и навыков ребёнка) пластмассовое ведёрко. Затем взрослый и ребёнок по очереди бросают камушки, стараясь попасть в цель.
Эта простая игра делает пребывание на пляже более безопасным как для ребёнка, так и для окружающих. Взрослый предлагает ему образец приемлемого использования камушков, которые всегда притягивают внимание любого ребёнка. Но если этот интерес не направляется взрослым, ребёнок, как правило, просто набирает полную горсть камней и бросает их, не глядя вокруг.
«КАТАЙ МЯЧ»
Цель. Развитие координации движений, умения катать мяч
в заданном направлении.
Содержание. Взрослый обозначает двумя рядами камушков полоску 50 – 60 см шириной и длиной примерно один метр. С одной стороны полосы он садится сам, а с другой сажает ребёнка. Взрослый и ребёнок по очереди отталкивают от себя мяч, стараясь направить его движения к противоположной стороне полосы. Причём надо постараться, чтобы
мяч не выкатился за обозначенные камушками пределы.
«ДОСТАНЬ РАКУШКУ»
Цель. Развитие внимания, координации движений.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку достать «клад» со дна
моря. Для этого он находит очень красивый камень или большую ракушку, разглядывает их вместе с малышом.
Затем камушек или ракушка опускаются на дно (глубина должна быть не больше 15 – 20 см), и ребёнок должен попытаться достать, отыскав нужную ракушку среди других камней и ракушек. Если это занятие покажется родителям небезопасным, можно провести его, налив воды в большое ведёрко или в детский бассейн и предварительно опустив туда несколько камушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания «клада». Вода колеблется да ещё способствует возникновению зрительной близости предмета, поэтому взрослый на первых порах помогает ребёнку достать камушек или ракушку. Эта простая игра поможет постепенно освоиться в воде тем малышам, которые боятся купаться. В этом случае родители постепенно могут увеличивать количество воды в детском бассейне.
ИГРЫ В ОГОРОДЕ
«ВКУСНЫЙ ЧАЙ»
Цель. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы по форме, цвету и размеру.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку заварить вкусный и
полезный чай. На скамейке или столе он раскладывает 3 – 4 листка разных растений: мяты, смородины, малины,
вишни, шиповника и т.д. Затем он даёт ребёнку один любой листик, например смородины, и просит его найти в огороде такой же (если ребёнок плохо ориентируется в огороде, взрослый сопровождает его). Когда ребёнок принесёт похожий лист, ему дают новое задание и т.д.
Во время игры взрослый рассказывает ребёнку об особенностях растений и объясняет, как правильно срывать лист, чтобы не повредить растение. Затем взрослый вместе с ребёнком может вымыть листики (эта процедура будет способствовать развитию мелкой моторики, а значит и развитию речи), сравнивать их по запаху, цвету, размеру, потрогать шершавый или гладкий лист (это будет
способствовать развитию мышления, речи, зрительного и тактильного восприятия). Собранные листки можно добавить в чай.
Примечание.
Если взрослый захочет продолжить игру, он может приготовить отдельно чай только из листьев смородины, из листьев малины (добавив в него немного ягод), из листьев мяты и т.д., а затем сравнить их по вкусу.
Данную игру можно превратить в ритуал, если каждое утро знакомить ребёнка с одним новым растением.
«БОЛЬШОЙ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ»
Цель. Развитие умения ребёнка сравнивать предметы по величине.
Содержание. Когда придёт время собирать урожай, ребёнок с
удовольствием присоединится к этому процессу, если взрослый
заинтересует его. Чтобы ребёнок принимал активное участие в сборе
овощей и фруктов, но в то же время не попортил грядки и не
повредил растения, взрослый может привлечь его на этапе сортировки урожая. Например, предложив ребёнку разложить ягоды в разные ёмкости: маленькие ягодки – в маленькую мисочку, большие ягодки – в большую мисочку.
Примечание.
Если родители беспокоятся, что ребёнок помнёт ягоды, можно налить в миску воды.
«САМОДЕЛЬНЫЕ РАСКРАСКИ»
Цель. Развитие моторики и координации движений.
Содержание.
Взрослый вместе с ребёнком обводит на листе бумаги
контур листа или плода какого – либо растения, рассказывает
об этом растении, а затем закрашивает его. Можно обвести контур на земле или песке. В этом случае ребёнок заштриховывает контуры палочкой, в то время как взрослый занимается своими делами.
«ЧТО РАСТЁТ НА ОГОРОДЕ»
(Модификация игры «Съедобное – несъедобное»)
Цель. Развитие внимания.
Содержание.
1 – й вариант.. Взрослый бросает ребёнку мяч и
называет любое знакомое ребёнку растение, овощ, фрукт. Если это растение (например, огурец, малина, укроп и т.д.) есть у бабушки на огороде, ребёнок ловит мяч, если взрослый называет, например: «банан», «ёлка» и т.д., ребёнок не ловит мяч Эта игра вполне подходит для детей 2,5 – 3 лет.
2 – й вариант.. Взрослый берёт в руки мяч и называет любое растение, которое растёт на огороде, после этого бросает мяч ребёнку, который должен продолжить игру, назвав следующее растение и т.д.
ИГРЫ В ВАННОЙ КОМНАТЕ
«ВОДЯНЫЕ СТРУЙКИ»
(Г.Д. Черепанова)
Цель. Развитие восприятия.
Содержание. В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и, брызгая из неё водой на
стенку, делать с помощью струи разные узоры: домик, шарик.
сначала «рисует» взрослый, а ребёнок откладывает, а потом наоборот.
«ВОДОМЕРЫ»
(Г.Д. Черепанова)
Цель Развитие восприятия.
Содержание. В большое ведро налить воды и предложить ребёнку померить, сколько стаканов воды содержится в нём, перелить воду ковшиком из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край»
«ШАРИКОВЫЕ БОИ»
Цель. Развитие внимания, координации движений.
Содержание. В тазик с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребёнок держит в руках. Отойдя на расстояние 0,5 – 1 м, ребёнок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если мокрый шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то и сухой шар остаётся в воде. Игра заканчивается тогда, когда таз останется пустым. В дальнейшем ребёнок может совершенствовать свой результат.
« НАПОИ ЗВЕРЕЙ»
Цель. Развитие моторики ребёнка.
Содержание. Взрослый расставляет в ванне пустые ёмкости различной величины, надевает шланг на кран и включает воду. Ребёнок наполняет ёмкости водой из шланга. Для того чтобы это занятие имело игровой характер, ребёнку можно сказать, что в ванной находятся не просто мисочки, а поилки для разных
животных и птиц, у маленьких зверюшек – маленькие поилки, а у
больших – большие.
«ПОЙМАЙ ЛЬДИНКУ»
Цель. Развитие координации движений ребёнка.
Содержание. Взрослый опускает в миску с тёплой водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит, льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Ребёнок достаёт из воды льдинки и складывает в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый может спросить: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? Они превратились в воду и растаяли. Давай вместе сосчитаем, сколько льдинок не растаяло!»
«ПИНГВИНЫ И БЕГЕМОТИКИ»
Цель. Закрепление в сознании ребёнка понятий «тёплый»,
«холодный».
Содержание. Для этой игры необходимо 3 – 4 игрушечных бегемотика и столько же пингвинчиков (желательно, чтобы игрушки были резиновыми или пластмассовыми). Взрослый ставит на пол или скамейку 6 – 8 мисок или маленьких ванночек. Несколько из них наполняет прохладной водой, а остальные тёплой и говорит ребёнку: «К нам в гости пришли звери: бегемоты и пингвины. Они хотят искупаться, но бегемоты любят купаться в тёплой воде, а пингвины – в холодной. Давай искупаем зверей». Ребёнок опускает в тёплую воду игрушечных бегемотиков, а в прохладную воду – пингвинчиков.
«РАСТИ – РАСТИ, ЦВЕТОЧЕК!»
Цель. Снятие у ребёнка страха перед принятием душа.
Содержание. Чтобы ребёнок не боялся мыться под душем, психологи рекомендуют проводить следующую подготовительную процедуру: на лицо и открытые части тела ребёнка капать тёплой водой.
Желательно это делать в игровой форме, например, так.
Ребёнку объясняют, что все растения начинают быстро расти,
если на них капают капли тёплого дождя. Далее взрослый
предлагает ребёнку стать маленьким цветочком. «Цветочек» приседает на корточки, в это время на него начинает капать дождик, то есть взрослый аккуратно посылает с мокрой ладони на малыша капельки тёплой воды: сначала на ноги и руки и только потом на шею и лицо. «Цветочек» медленно начинает расти и становится большим, после этого взрослый и ребёнок меняются ролями.
Первоначально роль «цветочка» может сыграть и сам взрослый. Это делается в том случае, если ребёнку надо показать пример, чтобы тот не испугался новой роли.
ИГРЫ НА КУХНЕ
«СЮРПРИЗ»
Цель. Развитие мелкой моторики руки, речи, создание положительного эмоционального настроения.
Содержание. Взрослый насыпает заранее вымытую и просушенную крупу (перловку, пшено, рис, гречу и др.) в железную банку или глубокую миску и помещает туда же 1 – 2 маленькие игрушки или просто бумажные комочки. Ребёнок должен найти спрятанный в крупе предмет. Если малыш захочет, он тоже может прятать предметы от взрослого.
«РЫБОЛОВ»
(модификация игры Д.Эйнона)
Цель. Развитие координации движений ребёнка, внимания, мышления
Содержание. Взрослый заранее помещает в большую коробку небольшие металлические предметы (пробки, кофейные ложечки). К деревянной ложке (или к палочке) привязывается верёвка 15 – 20 см, на конце которой закреплён магнит. Ребёнок должен «выловить» из коробки всю «рыбу» и сложить её в мисочку. Когда малыш освоит эту игру, можно усложнить её, например, забросав «рыбу» сверху бумажными комочками.
ИГРЫ С ТЕСТОМ
(Д. Эйнон)
Цель. Развитие моторики, координации, восприятия формы, размера
предметов.
Содержание. Когда мама готовит обед для всей семьи, она может предложить малышу приготовить угощение для кукол, например
испечь пирог. Для этого заранее готовится тесто по следующему рецепту: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной воды (можно использовать растворимый напиток «Инвайт» или любой пищевой краситель), 2 столовые ложки растительного масла
Сначала ребёнку предлагается просто мять пальцами полученное
тесто, потом следует обратить его внимание на то, как тесто меняет свою форму в руках. Взяв маленькую скалочку (или наполненную водой небольшую пластиковую бутылочку), ребёнок может раскатывать тесто, а затем резать его пластмассовым ножом, вырезать из него формочками «печенье» и т.д. Всё это будет способствовать тому, что ребёнок постепенно привыкнет к спокойным занятиям. Кроме того, подобные игры способствуют развитию моторики, речи, восприятия. А когда
«КУЛАЧОК НА КУЛАЧОК»
(Е.В. Ларечина)
Цель. Развитие внимания, мышления, установление контакта с
ребёнком.
Содержание. Руководитель кладёт угощение (орешек, сушёный фрукт в бумажной обёртке) на ладонь правой руки и зажимает её в кулак Затем кулак ставится на кулак. Правый кулак постукивает по левому так, что орешек проваливается из одной руки в другую. Родитель произносит при этом слова: «Кулачок на кулачок, где ты спрятался, дружок?» Ребёнок должен угадать, в каком кулаке спрятано угощение.
ИГРЫ «МЕЖДУ ДЕЛОМ»
«ШУРШАЛКИ»
«Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…» - с этими словами взрослый встряхивает большой лист бумаги, газеты; мнёт фантики от конфет, различные бумажки; привязывает спичечный коробок за верёвочку и тянет его за собой; проводит ладонью по любой поверхности.
«ЗВЕНЕЛКИ»
«А сейчас мы будем с тобой звенеть, вот так…» - с этими словами взрослый встряхивает связку ключей; двумя металлическими крышками ударяет друг о друга; встряхивает железную банку с монетами; ударяет ложкой по ложке; потряхивает мешочек, в котором лежит металлическая бижутерия и другие предметы.
«ЧАВКАЛКИ»
«А сейчас мы будем чавкать, вот так…» - с этими словами взрослый надавливает на пустые, но плотно закрытые тюбики из – под крема, пасты; нажимает на сдутые, испорченные резиновые игрушки, мячи; закрывает отверстие в раковине, ванне мокрой тряпкой и открывает его.
«СТУЧАЛКИ»
«А сейчас мы с тобой будем играть в «стучалки», вот так…» - и взрослый потряхивает бумажный пакет с небольшим количеством крупы, гороха, фасоли, бобов; деревянными ложками постукивает по твёрдым предметам, друг об друга; постукивает рукой, деревянной ложкой о донышко металлической кастрюли; постукивает ложечкой по стенкам стакана или кружки.
«ДРЕБЕЗЖАЛКИ»
Взрослый натягивает пальцем и опускает нить, проводит палочкой по ней как по струнам; оттягивает и опускает щепку или линейку.
«СКРИПЕЛКИ»
Взрослый проводит пальцем по стеклу; покачивается на стуле; прыгает на диване; ходит по скрипучему полу.
«ТЕЛЕФОН»
В пустую спичечную коробку помещают спичку, привязанную за ниточку. Другой конец нитки закрепляют подвижной петлёй на пустой катушке от ниток. Ребёнок держит возле уха катушку. В результате этих действий получается скрипящий потрескивающий звук.
ИГРЫ «В ДОЖДЛИВУЮ ПОГОДУ»
«РЕСТОРАН ДЛЯ ХОМЯЧКА»
Цель. Развитие моторики руки, формирование позитивных
личностных качеств.
Содержание.
Мама говорит ребёнку: «Наш хомячок (попугай, кошка) каждый день ест одну и ту же еду. Наверное, ему надоело. Давай приготовим ему сегодня праздничный обед, например вкусный салат. Я буду давать тебе продукты, а ты кроши их в мисочку». Мама даёт ребёнку кусочки хлеба, булки, печенья, а ребёнок крошит их пальчиками. Если это – обед для кошки, можно попросить малыша налить молоко в плошку (и это тоже будет способствовать развитию координации движений). Если мы готовим угощение для попугая, ребёнок может перемешать пальчиками зёрна в кормушке и добавить несколько крошек хлеба, раскрошить или размять кусочек яйца Для того чтобы ребёнок воспринимал это не просто как интересную игру, а как нужное и полезное занятие, желательно приготовленным обедом угостить питомца и посмотреть, нравится ли хомячку или котёнку приготовленная ребёнком еда.
«МАЛЕНЬКИЙ КОТИК»
(А.А. Слухова)
Цель. Развитие мелкой моторики руки и координации движений.
Для этой игры необходим лист бумаги и несколько игрушек:
домик и два маленьких зверька.
Содержание. Взрослый ставит игрушечный домик на лист бумаги и говорит ребёнку: «В этом доме живут кошка и собака». Затем он рисует дорогу к домику и говорит: «Эта дорога ведёт от дома к речке.
Давай посыпем её песком, чтобы было красиво и удобно». Ребёнок посыпает дорожку сахарным песком или любой мелкой крупой (манкой, пшеном). Затем кошка и собака выходят из дома и идут по этой дорожке. Взрослый говорит: «А вот и речка. Как же они перейдут через неё? Ведь моста – то нет…Давай построим мост». Ребёнок выкладывает мост из более крупной крупы (из риса, перловки) или чечевицы. Причём каждую крупинку он должен взять и положить на контур, указанный взрослым, отдельно, используя большой и указательный пальцы. «Вот и мост получился», говорит взрослый и предлагает ребёнку провести по построенному им мосту кошку и собаку.
Взрослый рисует на бумаге цветы: ромашки и колокольчики и говорит: «Какая красивая поляна! На ней растут ромашки (показывает). Кошке понравились колокольчики, а собаке – ромашки.
Пусть кошка понюхает колокольчики, а собака – ромашки». Ребёнок подносит игрушки к нужным цветам: кошку – к колокольчикам, а собаку – к ромашкам.
Если ваш ребёнок не устал и ему доставляет удовольствие
эта игра, можно продолжить её, придумывая всё новые и новые
события. Если ребёнок устал, можно завершить игру, поместив игрушки в домик, а через несколько часов (или дней) по желанию
ребёнка игру можно возобновить.
«ВЕСЁЛАЯ ДЕВОЧКА»
(Г.Д. Черепанова)
Цель. Развитие зрительного восприятия ребёнка, мышления,
эмоциональной сферы ребёнка.
Содержание. Для этой игры необходимо иметь картинку с изображением девочки (а если играет мальчик, то изображение мальчика) и набор вырезанных из картона (цветной бумаги) мешочков: в форме слоника, кошки, чайника, яблока.
Взрослый говорит: «Это девочка Таня (называет имя ребёнка, с которым играет). Она пошла с мамой в магазин с пустым мешочком (показывает фигурку девочки и прикладывает вырезанный мешочек). В магазине она что – то купила и положила в мешочек». Взрослый прикладывает мешочек другой формы и просит ребёнка отгадать, что купила девочка. Ребёнок отгадывает по контуру мешочка, что лежит внутри. Мешочек без определённой формы можно показывать последним, чтобы развивать фантазию ребёнка.
ИГРЫ С РЯЖЕНЬЕМ
(Г.Д. Черепанова)
В каждом доме найдётся множество вещей (одежда, головные уборы, обувь, бижутерия, старые платки, ленты, кружева), которые можно использовать в домашнем театре.
Дети очень любят примерять на себя мамины и папины вещи, ходить в них по квартире, фотографироваться, рассматривать себя в зеркале. Это хорошее занятие для развития воображения, творчества. Кроме того, дети гораздо быстрее приобретают и навыки самообслуживания. Примеряя на себя взрослые пояса, юбки, блузы, малыши сами, без понукания взрослых, учатся застёгивать и расстёгивать пуговицы, другие застёжки, шнуровать обувь и т.д. А ещё они расширяют свой словарный запас, знакомятся с названиями новых для них предметов.
Взрослые обязательно должны принимать в таких ряженьях участие, показывая, как при помощи смены одежды можно выражать своё состояние и характер.
Пусть мама или папа покажут малышу, как одет:
- солдат; клоун, веселый человек, принцесса,
- опаздывающий, прогуливающийся огорченный человек.
ИГРЫ «ПЕРЕД СНОМ»
«ЗАЙЧИК»
(Л.А. Булдакова)
В гости зайка к нам пришёл, (Шагают, подставляют ладошки к голове,
Длинненькие ушки. как ушки.)
Он пушистый, мягкий весь, (Делают легкие, воздушные движения
Как моя подушка. руками сверху – вниз.)
Иногда сердитый он, (Сдвигают брови,
Хмурит глазки строго. Хмурятся.
Говорю я: «Не сердись, (Грозят пальчиком.)
Зайка – недотрога!»
Лобик глажу я ему, (Лёгкими движениями гладят лоб от
Пухленькие щёчки, переносицы к ушкам, щечки круговыми
движениями.)
Понарошку начерчу (Всеми четырьмя пальчиками чертят на лбу
и щёчках клеточки, затем легко бьют кон-
чиками пальчиков по лбу, щекам, подбо-
родку.)
Ручка – плюх, другая – плюх! (Попеременно падает сначала одна рука,
Бедные, упали, затем – другая.)
Словно ниточки висят, (Легко встряхивают руки, усталое выраже-
Как и я, устали. ние лица, вялое – всего тела.)
Снова зайка прыг да скок (Прыгают, как зайки.)
Скачет по дорожке,
Вместе с ним мы отдохнём, (Встряхивают попеременно то правую, то
Прополощем ножки. левую ногу, как будто полощут в воде.)
Так трудились с зайкой мы, (Говорят вялым голосом, расслаблены
Что устали сами. мышцы тела. В конце садятся на коленки
Отдыхать теперь пойдём к маме, обнимают её.)
На коленки к маме.
«Мишка»
Цель. Развитие способности подражать движениям взрослого,
координация движений, развитие речи, памяти.
Содержание. Игра выполняется сидя на полу (или на кровати). Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет за ним (когда ребёнок запомнит последовательность движений и слова, взрослый и ребёнок вместе рассказывают стихотворение и показывают движения.)
Мишка косолапый Похлопывание ладонями правой и левой руки по ногам
По лесу идёт.
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Вдруг упала шишка Правая рука зажимается в кулак и прикасается ко лбу
Прямо мишке в лоб
Мишка рассердился Ладони хлопают по ногам (или ножки топают по полу)
и ногою – топ.
Больше я не буду Ребёнок «грозит» указательным пальчиком.
Шишки собирать.
Сяду я в машину Ладошки соединяются и прикладываются к щеке, имитируя сон
И поеду спать.
«ПОМОГИ ЖИРАФУ»
(И.Я. Рыбкина)
Цель. Развитие тактильной чувствительности, координация
движений, обучение детей соотносить фигуры с контуром, развитие коммуникативных навыков.
Содержание: Из двух листов цветной бумаги (один лист – глянцевый, гладкий, другой – бархатистый, шершавый) вырезаны две фигурки жирафов. На теле каждого жирафа обозначены контуры следующих геометрических фигур: круга, овала, квадрата, ромба, треугольника, двенадцатиугольника и др. Размер и цвет геометрических фигур и вырезанных жирафов могут быть как одинаковыми, так и разными.
Такие же геометрические фигуры вырезаются из глянцевой бумаги и из бархатной бумаги. Взрослый говорит, что жирафы играли друг с другом, баловались, решили поменяться «пятнышками» (геометрическими фигурами). А потом перепутали их и не могут найти каждый свои «пятнышки». Ребёнку предлагается помочь жирафам и разложить на них «пятнышки» так, чтобы они совпали по контуру и по качеству
материала, из которого вырезаны жирафы и геометрические фигуры.
Во время игры можно поговорить с ребёнком о том, какой жираф ему больше нравится на ощупь, для этого попросив его потрогать фигурки рукой, щёчкой.
Примечание. В эту игру можно играть с группой детей, раскладывая по очереди и описывая их. Можно устроить соревнования, кто быстрее найдёт нужные «пятнышки». Конечно, вариант «соревновательной» игры не подойдёт, если вы собираетесь укладывать ребёнка спать.
Предварительный просмотр:
Памятка Родителям о воспитании детей
Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
- Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ
Правила, которые помогают наладить
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину
- Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка.
- Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).
- Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
- Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
10 заповедей родителям
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок твой: он Божий. Он личность.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по
силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
- Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Влияние семьи на развитие ребенка
Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда, где он растёт и развивается. Она определяет в жизни ребенка очень многое. Недаром говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает", "Родители трудолюбивы и дети не ленивы". Одна из наиболее сильных человеческих связей - это связь между родителями и детьми.
Ребёнок будет благополучен, если в семье доброжелательная атмосфера и такие семейные отношения, которые дают чувство защищенности, любви и принятия.
Это стимулирует и направляет его развитие.
Незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его
нравственных качеств, чувства уверенности в себе и позитивного восприятия мира
- родительская любовь. Народная мудрость гласит: "У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло", "Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать". Не забывайте говорить своим детям, что вы их любите, им важно слышать это. Не бросайтесь
словами: "Всё - я тебя не люблю. Если ты не сделаешь то, что я тебя прошу - я тебя любить не буду". Эти слова заставляют ребёнка сомневаться в вашем отношении к нему и зарождают в нем страх потерять вашу любовь, что ведет к невротизации,
неуверенности в себе, возникновению различных страхов.
Семья должна обеспечивать чувство безопасности - это одно из основных
условий нормального развития ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Поощряя или осуждая
определенные поступки, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка, родители формируют и влияют на его поведение.
Общение в семье формирует мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.
В настоящее время всё больше внимания, в том числе и на государственном уровне, стали уделять семье. 2008г. был объявлен годом семьи, появился
своеобразный праздник семьи - День Петра и Февронии. На телевидении всё больше становится социальной рекламы, программ и передач, направленных на то, чтобы люди задумались о семейных ценностях. Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является взаимодействие с семьёй.
Советы родителям первоклассников
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и
разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
У вас Событие – ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся
взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима
«кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь (использовать навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).
И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание,
почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры «в компьютер» знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую и любимую практически всеми детьми часть нашей жизни способом поощрения за успехи и
достижения. Тем более что обязанности школьника требуют много сил, времени и здоровья.
Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик»,
необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному,
серьезному шагу ребенка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые,
серьезные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в
компетентности каждого родителя), но все же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своем мироощущении, почувствовать себя старше.
У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место – письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом – учиться. Это хорошо и с точки зрения
соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.
Отдельного внимания заслуживает режим дня. К сожалению, многие дети (по статистике, порядка 40-50 %) обладают синдромом минимальной мозговой
дисфункции (ММД) или, как следствие, вегетососудистой дистонией. Эти «легкие» неврологические заболевания могут скомпенсироваться к 10-12 годам при условии соблюдения общей гигиены жизни (нормальная продолжительность сна – 9-10
часов, прогулки – 2-3 часа, подвижные игры и занятия спортом, посещение бассейна, полноценное питание) Именно для этой категории детей важно
правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с учебой, поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительно концентрации внимания.
Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв е менее 15 минут. Количество не всегда переходит в
качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.
Еще всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям
дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще стучать
кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо
сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помните, ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.