Педагогические материалы

Цындрина Наталья Андреевна

 Информация обо мне

Ф.И.О.              Цындрина Наталья Андреевна

Дата рождения                        17.09.1965г.

Место работы          МКДОУ "ЦРР- детский сад №22"

Сайт детского сада          http://skazka22.ucoz.net/index/vospitatel_goda_ros... 

Должность                     Воспитатель

Квалификация     Учитель начальных классов, воспитатель.

Стаж работы                              29 лет

Категория                                      Высшая квалификационная категория.

Профессиональные интересы    Использование в работе современных педагогических технологий. Развитие познавательных, творческих  способностей дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уголок патриотического воспитания в старшей группе детского сада Автор : Цындрина Наталья Андреевна Воспитатель МКДОУ «ЦРР-детский сад №22»

Слайд 2

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы . Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу". Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство". Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Слайд 3

Планируя работу по патриотическому воспитанию, необходимо решить ряд задач: - формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Слайд 4

Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:  духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);  воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность); культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми); нравственно – трудовом ( продуктивная деятельность, организация труда детей).

Слайд 5

Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы некоторые очень важные условия, одним из которых является создание определенной предметно-развивающей среды. Мышление дошкольника наглядно – образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В старшей группе должен быть оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором содержится материал по ознакомлению с родным селом, краем, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, в уголке худ. творчества собраны предметы народно-прикладного искусства.

Слайд 6

В уголке собран материал по социально-нравственному воспитанию Семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские анкеты на тему « Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Мое имя»,художественная литература нравственной тематики

Слайд 7

Материал по ознакомлению детей с родным селом Левокумское,Ставропольским краем Подбор литературы о селе Левокумское. Тематические папки, содержащие фотографии и рисунки символов нашего села, о знаменитых Левокумчанах, о достопримечательностях села. Детские анкеты: :« Я – Левокумчанин», «Мой край Ставропольский», «Я живу в селе Левокумское» Макеты улиц нашего села. Подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями о селе Левокумское, о Левокумском районе, о Ставропольском крае.

Слайд 8

Материал по ознакомлению детей нашей страной - Россией Подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России. Карта России. Папка-раскладушка «Наша родина – Россия» Тематические папки: «Родина моя –Россия», «Народы, населяющие Россию» «Семь чудес России», «Известные города России». Дидактические игры для детей. Подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями о нашей стране.

Слайд 9

Материал для ознакомления с защитниками Отечества Тематические папки: « Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города –Герои», «Богатыри земли русской». Модели военной техники. Альбом с детскими рисунками русских воинов. Дидактические игры для детей «Защитники Отечества»

Слайд 10

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тематические папки и книги по темам «Как жили люди на Руси», «Русский дом», « Из истории русского народного костюма», «Праздники, традиции и обычаи», «Древняя Русь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства . Элементы русского народного костюма. Собрана медиатека с русскими народными сказками, песенками, былинами.

Слайд 11

Наша планета Земля Карта Солнечной системы, карта Мира, глобус. Художественная литература , тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях , профессиях, характерных для той или иной страны. Детские анкеты: «Символы стран – Чудеса света»

Слайд 12

Это- я и мое имя

Слайд 13

Мой дом, моя семья

Слайд 15

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 Нравственно - патриотическое воспитание детей

                 через ознакомление с родным селом        

                         Консультация для педагогов        

        Подготовила

                                                                                                                 воспитатель

Цындрина Н.А.

с. Левокумское

2020 г.

 Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны - России, в котором они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д. , они всегда готовы помочь друг другу;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.

Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления,  способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края                  

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным селом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей и воспитателей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и парк, где ребенок бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом...

     Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я".

    Расширить круг представлений о родном селе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

     Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного села, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на  автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными... Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного села. Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, - школа, дом культуры, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного села. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть села. Какой объем сведений о родном селе способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?

      С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее: - у каждого человека есть родной дом и  село, где он родился и живет. Каждый человек любит родное село и гордится им; - старший дошкольник должен знать название своего села и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; - знать отдельные достопримечательности и исторические места родного села, главные улицы , архитектурные  памятники; - знать о столице нашей Родине - Москве: это главный город России. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.

    Родное село... В каком бы месте вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждое место славно своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины. При ознакомлении ребенка с родным селом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным селом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному селу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами. Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным селом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике села, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном селе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим селом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном селе создадут у ребенка эмоциональное настроение. Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками. Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным селом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет. И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему селу.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

            «Современные формы работы с детьми»                                        консультация для воспитателей

        Составлена воспитателем:

 Цындриной Н.А.

с. Левокумское

           2023 учебный год

     Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен быть подразделен на 4 составляющих:                                                                                                                      · образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);                                                                                          · образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;                                                                                                                                          · самостоятельную деятельность детей;                                                                                   · взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.                                 Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.                                                                                                    В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.                                                                     В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.                             В практике используются разнообразные формы работы с детьми.                   Организованная образовательная деятельность

• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

 • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

 • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

 • изготовление предметов для игр, познавательно- исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

• проектная -деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

• оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

 • викторины, сочинение загадок;

 • инсценирование и   драматизация отрывков   из   сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей   в подвижных играх имитационного характера;

• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций  к  знакомым  сказкам  и  потешкам,  игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

• слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

• подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

• пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

• танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально- ритмических движений, показ ребёнком плясовых движений, совместные действия детей., совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

• физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно – диагностические, учебно- тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.                                                                        Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

 

• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

• социально – личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

• познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

• художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.                                     Самостоятельная деятельность детей

• физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

• социально - личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

• познавательно – речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно - ролевые игры, рассматривание книг и картинок: самостоятельное раскрашивание«умных раскрасок», развивающие настольно – печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки);

• художественно-эстетическое развитие: предоставление возможности детям самостоятельно рисовать, лепить, конструировать(преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукции картин, иллюстраций, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик), слушать музыку.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 22»

      ЛЕВОКУМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                   02-09

         

                     Роль дидактических игр и упражнений

               в сенсорном воспитании детей

           консультация для воспитателей

Разработана

                                                                                                     воспитателем

                                                                                                Цындриной Н.А.

 

                 

                                                                                 

  с. Левокумское

  2023 учебный год                                                                                              

                                         

                                                                         Самые далеко идущие успехи

                                                                         науки и техники рассчитаны

                                                                   не только на мыслящего,

                                                                        но и ощущающего человека”

                                                                                                    Б. Г. Ананьев

   

   Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его  восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

  Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с  восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

  Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

   Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. “Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего”, – говорила Н. К. Крупская.

    Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.            

   Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

  Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

   Одним из основных этапов сенсорного воспитания является организация предметно развивающей среды, так как правильно организованная развивающая среда — это одно из условий развития личности ребенка.

Для формирования знаний детей о предметах нужна такая окружающая среда, в которой ребенок постоянно мог обогащать свои знания.                     

Для этого в группе необходим сенсорный уголок. с дидактическими пособиями и играми:

- мозаики, пазлы, вкладыши, пирамидки,

настольно - печатные игры, игры – шнуровки, игры

с пуговицами и прищепками, кубики, крупный

строительный материал «Лего» и др.);

- любимые игрушки детей, принесенные из дома;

- музыкальные и звучащие игрушки (колокольчики,

барабаны, резиновые пищалки, дудочки,

погремушки и др.)

- сюжетно – образные игрушки;

- театральные игрушки, маски;

- наборы для экспериментирования с водой и песком;

 емкости разной формы, предметы-орудия

для переливания и вылавливания предметов и др.

   При организации развивающей среды в группе учитывается личностно-ориентированное  взаимодействие с каждым ребенком. Игрушки, предметы располагаются  так, чтобы детям было удобно находить и действовать с ними.     При этом подбираются такие предметы, которые соответствовали бы тем признакам и качествам предметов, с которыми знакомим своих малышей.

   Для этого приобретаются готовые дидактические пособия, создаются игры и пособия своими руками и с помощью родителей.

   В работе с детьми используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

  В ходе реализации работы по сенсорному воспитанию нужно разработать систему дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел?», «Что, каким бывает?», «Тяжелый -легкий», «Теплый -холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Подбери заплатки для коврика», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке». », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

   Дидактические игры  используются на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.

  Для возникновения интереса у детей специально организовывается игра. Стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми ведется на протяжении всего дня, включаясь в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»); умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», при одевании («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»); во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке».  В экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы»). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложняются. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаются задания в облегченном варианте.

Ну и конечно же, реализация поставленных задач не может быть полноценной без участия родителей. С родителями проводятся индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.  Оформляются папки – передвижки, а также родители привлекаются к изготовлению и приобретению дидактического материала.

   Именно использование дидактической игры помогает повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети знакомятся с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей формируется умение точно, полно и расчлененно воспринимать свойства предметов, учатся анализировать, сравнивать предметы. Ребята  уделяют больше внимания дидактическим играм, у них появляется желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

  Кроме того, родители также узнают и расширяют свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

  Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

  Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

«Развитие творческих способностей детей

средствами изобразительной деятельности»

                                  Консультация для воспитателей

Составлена

воспитателем:

 Цындриной Н.А.

             с. Левокумское                                                                          

                                                       2024 год

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие в всех видах деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности  дошкольника.

     Проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

Во всех определениях творчество - это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства.

     Детское творчество совершенно в своем роде. Детская продукция является конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин «творчество»,  ограничивая его словом «детское».

      Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим.  При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматриваются как непременные составляющие творчества.

     Известный психолог Г.Г.Кравцов рассматривает творчество  в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни.  Развитие – это способ существования личности.

Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

1.Отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве.

2.Способы творческих действий

3. Качество детской продукции.

    В первую группу входят:

- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

- развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;  способность «вхождения» в изображенные обстоятельства, в условные ситуации;

- увлеченность, захваченность деятельностью;

- специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);

- видоизменение мотивов деятельности;

- возникновение потребностей, интересов к творчеству.

      Вся группа предоставленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развитие и реализация, восприятие и анализ конечного продукта. Очень важно для педагога заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накоплении эмоционально-интеллектуального опыта.

      Необходимо развивать творческие «устремления» детей на уровне «хочу» и «могу». Без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка откликаться на своеобразие окружающего мира – основа таких устремлений. На этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого мировосприятия – возникновение у ребенка желание поделиться своим чувством.  Если у ребенка отсутствует своеобразие восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в его художественной деятельности. Большое влияние на развитие ребенка-дошкольника оказывают взрослые.

     Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят:

- дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях;

- самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

- нахождение новых, оригинальных приемов творческих заданий;

- быстрота реакции, находчивость в действиях.

    Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности. Это требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания их внутреннего состояния, сопереживания, содействия им, если в этом есть необходимость.

    Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества.

- нахождение соответствующих изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

- индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

     Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как – выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

     Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.

    Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.

Условия развития творчества.

       Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество – стиль жизни). Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, а поэтому  взрослый, не должен спешить давать ребенку ответы не поставленные вопросы в повседневной жизни. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

      Другое важнейшее условие проявления творческой художественной деятельности – это организация интересной, содержательной жизни ребенка в детском саду и семье: обогащение его яркими впечатлениями, которые послужат основой возникновения замыслов и будут материалом, необходимым для работы воображения.

     Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.

Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка необходим.

Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа. Непременным условием организованной взрослым творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Имеется ввиду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадование достижениям.

      Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

Мотивация задания, предложение действенных методов и подведение ребенка к принятию задачи, поставленной взрослыми – существенное условие творческой активности ребенка. Безусловно, что материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность.

     Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действий, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем возрасте появляется  «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

      Для стимулирования развития творческих способностей ребенка важно обеспечить следующее:

-благоприятную окружающую атмосферу;

-доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом);

- отсутствие критики в адрес малыша;

- поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации;

- здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем;

- предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме;

- возможность давать высказаться в процессе обучения, игр;

- отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

    Все условия для развития творчества ребенка необходимо создавать в детском саду и дома.