Для сдающих ЕГЭ по обществознанию

Валишева Наталья Вадимовна

Здесь собран материал, для самостоятельной подготовки к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege.pptx938.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полезные ссылки: Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ для школьников и поступающих в вузы - Алихан Динаев https://go.11klasov.net/16082-obschestvoznanie-poleznaja-kniga-o-tom-kak-sdat-egje-dlja-shkolnikov-i-postupajuschih-v-vuzy-alihan-dinaev.html Учебная книга участника ЕГЭ https://vk.com/doc63486832_640193565?hash=RYYLAOosYKpy8PWzZRr80zOQZK0MUq3BZzcS2dsVk58&dl=ZqItRzhDa9bw8Ed9qeb7MqRLLacZkjEqgmSrG2SVvDk

Слайд 2

Виды культур

Слайд 3

234 10-классник Иван готовит исследовательскую работу, посвященную современной культуре. Какие из перечисленных ниже положений свидетельствуют о том, что Иван исследует признаки народной культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Иван утверждает, что данная форма культуры зародилась в середине XX в. 2) Иван установил, что памятники данной формы культуры созданы анонимными творцами. 3) Согласно работе Ивана, в основе данной формы культуры лежат традиции и обычаи. 4) Один из тезисов работы — отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности данной формы культуры. 5) Иван установил, что памятники данной формы культуры являются отражением индивидуальной точки зрения творца. 6) Иван утверждает, что формирование этой формы культуры связано с широким распространением СМИ.

Слайд 4

12 К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод? 1) самовыражение и свобода творчества авторов 2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем 3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. 4) высокая степень обобщения коллективного опыта 5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке 6) ориентация музыки на широкую аудиторию

Слайд 5

146 Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа. 1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект. 2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты. 3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение. 4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус. 5) Телесериал интересен кругу знатоков. 6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.

Слайд 6

134 Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи. 2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. 3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры 4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны. 5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.

Слайд 7

234 Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах. 2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления. 3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих. 4) Мораль требует от человека определённого поведения. 5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

Слайд 8

Искусство Искусство — отражение мира в художественных образах: в словах (поэзия, проза), звуках (музыка), движениях (танцы), красках (живопись) и пр.

Слайд 9

Признаки искусства 1. Субъективность 2.Эмоциональность 3.Образность 4.Эстетическое отражение мира 5. Метафоричность, аллегоричность, гиперболизированность

Слайд 10

Функции искусства Познавательная функция Воспитательная Развлекательная Компенсаторная (психологическая) Гедонистическая (гедонизм – учение, о том что смысл жизни в получении удовольствия) Эстетическая

Слайд 11

динамичная

Слайд 12

2356 Елена учится в музыкальной школе. На занятиях она с интересом знакомится с историей музыкального искусства. Какие еще существуют виды искусства? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) археология 2) архитектура 3) графика 4) философия 5) скульптура 6) хореография

Слайд 13

22121 Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА А) батальное полотно Б) здание театра В) балетная постановка Г) скульптурная группа Д) радиоспектакль ВИД ИСКУССТВА 1) динамический вид искусства 2) статический вид искусства

Слайд 14

123 Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) познание мира с помощью слова, цвета и звука 2) значимость художественного вымысла 3) образность и наглядность 4) получение достоверной картины мира 5) изучение закономерностей развития мира 6) объективность отражения реального мира

Слайд 15

125 Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Искусство является одним из способов познания мира. 2) Искусство направлено на воплощение эстетических ценностей. 3) Понятия «искусство» и «культура» тождественны. 4) Искусство появляется с возникновением производящего хозяйства. 5) В основе искусства лежит образное отражение действительности.

Слайд 16

56 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». 1) архитектура 2) живопись 3) театр 4) кино 5) мораль 6) религия 7) музыка

Слайд 17

134 Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов. 2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве. 3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие. 4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации. 5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.

Слайд 18

Наука Это деятельность по производству знаний обо всем на свете — о человеке, мире, обществе, мышлении и познании и т. п. Цель науки — получение объективных знаний (истины).

Слайд 19

Признаки науки Объективность. Ученые исследуют мир таким, каким он представлен в объективной (не зависящей ни от чьих чувств) реальности. Доказательность Проверяемость Тучность, логичность, последовательность Системность. Полное описание

Слайд 20

Виды наук

Слайд 21

Уровни научного познания?

Слайд 22

Функции науки Познавательная Прогностическая Социальная. наука преобразует общество и отношения между людьми. Производственная Мировоззренческая

Слайд 23

3456 Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.) 1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства. 2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным. 3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития. 4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития. 5) Все более очевидной становится ее социальная функция. 6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

Слайд 24

246 Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) разработал модель экосистемы 2) проводил наблюдения в полевых условиях 3) изучил литературу по проблеме исследования 4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов 5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение 6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

Слайд 25

23 Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная 4) производительной силы 5) прогностическая 6) рекреационная

Слайд 26

234 Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом. 2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества. 3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация. 4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними. 5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.

Слайд 27

356 Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) теорию разработали любители 2) теория не подтверждается практикой 3) выводы разработчиков нелогичны 4) теория опровергает принятые в науке представления 5) основные положения теории не обоснованы 6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

Слайд 28

Образование — это целенаправленный и система­тический процесс по получению и передаче знаний, навыков и умений, воспитанию и развитию в интересах человека, общества и государства. Уровни?

Слайд 29

Функции Познавательная Воспитательная профириенатционная

Слайд 30

Тенденции образования Непрерывность Гуманизация Гуманитаризация ( более глубокое и длительное изучение гу манитарных предметов (истории, экономики, права, языков и др.). Компьютеризация Интернационализация — развитие международных контактов в образовании.

Слайд 31

345 В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) увеличение количества учебных предметов 2) сокращение времени изучения естественных наук 3) ориентация на интересы и склонности ученика 4) применение технологий, сберегающих здоровье 5) уделение особого внимания нравственному воспитанию 6) компьютеризация образовательного процесса

Слайд 32

346 Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы. 2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание. 3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия. 4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер. 5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности. 6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.

Слайд 33

123 Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи. 2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов. 3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам. 4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными. 5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.

Слайд 34

456 В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам 2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося 3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования 4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении 5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний 6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса

Слайд 35

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. ( Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи .) 2) Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? ( Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений) .) 3) Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. ( Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности .)

Слайд 36

пояснение. 1) В условиях постиндустриального общества процесс образования должен проходить на протяжении всей жизни человека, так как постоянно появляются новые технологии и внедряются достижения научно-технического прогресса, которые необходимо осваивать для того, чтобы подстраиваться под требования работодателей и информационного общества в целом. 2) Школы, колледжи, университеты. 3) Примеры возможностей: — Успешное окончание школы дает право на получение среднего профессионального или высшего образования. — Окончание учреждения среднего профессионального образования позволяет человеку устроиться на работу, а также продолжить обучение в университете. — Диплом о высшем профессиональном образовании дает возможность трудоустройства на престижную профессию, а также быстрый карьерный рост.

Слайд 37

Религия— система взглядов, основанная на вере в сверхъестественное Ранние формы религии Тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Фетишизм — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Анимизм — выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.

Слайд 38

Элементы религии Вера — религиозные чувства, настроения, эмоции. Учение — систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий. Религиозный культ — совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п. Церковь — социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.

Слайд 39

Признаки религии Поклонение Богу (богам) и сверхъестественным силам; установление правил поведения для верующих (что можно, а чего нельзя); основы религии записаны в священных книгах (Библия, Коран,Танах ); наличие обрядов и ритуалов (крещение, венчание, похоронные ритуалы).

Слайд 40

Виды религии I. По распространенности: а) мировые. имеют большое число последователей (сотни мил­лионов), распространены по всему миру, проповедуют идею равен ства всех людей (эгалитаризм), их исповедуют народы разных рас. Есть только три мировые религии — буддизм, христианство и ислам б) национальные — их исповедуют представители определенной национальности: большинство индуистов — индийцы, иудеев — ев­реи, синтоистов — японцы.

Слайд 41

2.По числу богов: а) монотеистические — религии единобожия. Это христианство (Единый Бог — Троица), ислам (Аллах) и иудаизм (Яхве, или Иегова, — произносить имя Бога в иудаизме нельзя, а как оно произносилось на древнееврейском, неизвестно); б) политеистические (поли — «много») — религии многобожия. К ним относятся синтоизм, даосизм, индуизм (у них так много богов, что точного их количества, как правило, верующие и сами не знают) и др.

Слайд 42

Основные функции религии: мировоззренческая — задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание ; компенсаторная (терапевтическая) — восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение; коммуникативная — обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.; регулятивная — упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность; интегрирующе -дезинтегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, т. е. способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция); культуротранслирующая — способствует развитию определённых основ культуры: письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению; легитимирующе-разлегитимирующая — узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них ( разлегитимирующая функция).

Слайд 44

136 Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) большое число последователей во всем мире 2) основа религиозной жизни отдельных наций 3) проповедуют эгалитарность 4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами 5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств 6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Слайд 45

235 Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм. 2) Древнейшей мировой религией является буддизм. 3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. 4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность. 5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.

Слайд 46

135 Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом. 2) К мировым религиям относится иудаизм. 3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность. 4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. 5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.

Слайд 47

123 Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) мировоззренческая 2) компенсаторная 3) коммуникативная 4) эстетическая 5) хозяйственная

Слайд 48

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Слайд 49

1. Понятие религия. 2. Религиозные организации: а) церковь; 6) секты; в) религиозные общины. 3. Функции религии: а) мировоззренческая; б) воспитательная; в) регулирующая; г) компенсаторная; д) коммуникативная и др. 4. Виды религий: а) мировые (христианство, буддизм, ислам); б) национальные или региональные; в) локально-племенные (архаичные) и т. д. 5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института религии: а) формальные; б) неформальные. 6. Статусно -ролевая система, действующая в рамках института религии: а) священнослужители; б) монахи; в) миряне и т. д. 7. Свобода совести.

Слайд 50

Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Слайд 51

Содержание морали: Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.) Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.) Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие. Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Слайд 52

Функции морали A. Оценочная — она позволяет нам давать оценки поступкам и словам людей (Вася Пупкин помог бедной семье, он совершил хороший поступок. А Пупа Васькин украл у соседа тетрадку, и это плохой поступок). B. Регулирующая — мораль устанавливает правила и определяет наше поведение на основе общественного мнения и самоконтроля. Она требует от нас определенного поведения. В. Мотивационная — вызывает стремление стать лучше, добрее, справедливее. Мораль мотивирует нас соответствовать определенному идеалу. Наука, которая изучает мораль, называется этикой.

Слайд 53

234 Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика. 2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. 3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм. 4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков. 5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.

Слайд 54

124 Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика. 2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. 3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм. 4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков. 5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.

Слайд 55

34 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль». 1) социальная норма 2) санкции 3) эксперимент 4) гипотеза 5) добрый поступок 6) свободный выбор

Слайд 56

Истина — это правда, это достоверное зна­ние, точно и правильно описывающее что-либо (предмет, явление, процесс). «адекватное отражение действительности, окружающего мира».

Слайд 57

А. Абсолютная истина (АИ) — полное, исчерпывающее знание, которое не может быть опровергнуто и дополнено. АИ — это то, что справедливо и правильно всегда и при любых условиях. Среди абсолютных истин есть и банальные вещи, например дни рождения, «дважды два четыре», «человек смертен». К ним можно отнести и многое другое. Абсолютная истина обычно является идеалом, целью в науке. Б. Относительная истина (ОИ) — неполное, неокончательное и ограничейное знание, которое может быть опровергнуто и дополнено. Еще в древности философы предположили, что все вокруг состоит из атомов — мельчайших частиц. В начале XX в. ученые пришли к выводу, что атомы не только реальны, но, в свою очередь, состоят из про тонов, нейтронов и электронов, — и эти малыши стали претендовать на титул элементарных частиц, кирпичиков, из которых состоит мир. Еще через 50 лет физики доказали, что элементарных (неделимых) частиц несколько сотен, более 350. Являются ли они самыми элемен­тарными частицами — опять вопрос. Возможно, что лет через 30 ока­жется, что самой мелкой неделимой частицы не существует...

Слайд 58

134 Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность. 2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта. 3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания. 4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания. 5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

Слайд 59

235 Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта. 2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту. 3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью. 4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты. 5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Слайд 60

234 Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей. 2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины. 3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека. 4) Истина всегда конкретна. 5) Единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям.

Слайд 61

22111 Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки Б) неполное, изменяемое знание о предмете В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта Г) достоверность знания Д) объективность ВИДЫ ИСТИНЫ 1) и абсолютная, и относительная истина 2) только относительная истина

Слайд 62

деятельность — это целенаправленная и сознательная пре­ образовательная активность человека.

Слайд 66

Мышление — процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира. опосредованность — человек получает знания об объекте познания косвенно, опираясь на чувственный опыт и ранее приобретённые теоретические знания; обобщённость — человек в процессе мышления использует разные виды обобщений, связывает воедино различные свойства объектов познания. личностный характер — мышление обладает довольно сильной личностной окраской, поскольку в этот процесс вовлекаются эмоционально-волевые стороны личности; социальная природа — в процессе мышления человек использует чувственный опыт и теоретические знания, уже полученные человечеством ранее; неразрывная связь с речью — в процессе мышления человек использует язык и речь, чтобы выражать мысли, формулировать понятия, выводить суждения и умозаключения.

Слайд 69

Формы мышления Совпадают с рациональным познанием, т.е. ПСУ

Слайд 70

ДОМОЙ! Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Слайд 71

123 Выберите верные суждения о мышлении человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Особенностью мышления является его опосредованный характер. 2) Объективной материальной формой мышления является язык. 3) Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. 4) Синтез — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. 5) Наглядно-образное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Слайд 72

125 Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Особенностью мышления является его опосредованный характер. 2) Объективной материальной формой мышления является язык. 3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему. 4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны. 5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения

Слайд 73

145 Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Деятельность человека имеет сознательный и преобразовательный характер. 2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами. 3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени. 4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями. 5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Слайд 74

345 Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, называют субъектом деятельности. 2) Аффективные действия основаны на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях. 3) Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. 4) Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. 5) Средства деятельности — это используемые в ходе деятельности приёмы, способы действия, предметы и т. п.

Слайд 75

Типы обществ?

Слайд 76

1213 ХАРАКТЕРИСТИКА A) сословная структура общества Б) серийное производство товаров массового потребления B) низкая социальная мобильность Г) ведущая роль информации в жизни общества ТИП ОБЩЕСТВА 1) аграрное 2) индустриальное 3) постиндустриальное

Слайд 77

32121 СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ А) аграрно-сырьевой тип хозяйства Б) появление массовой культуры В) развитие глобальных компьютерных сетей Г) создание конвейера Д) ведущая роль науки в производстве ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 1) информационное 2) индустриальное 3) традиционное

Слайд 78

245 В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами. 2) Большинство населения занято в сфере услуг. 3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства. 4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии. 5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. 6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

Слайд 79

Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству). Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).

Слайд 80

Критерии прогресса: Развитие человеческого разума. Совершенствование нравственности людей. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Прогресс науки и техники. Развитие производительных сил общества.

Слайд 81

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) — задержка общественного развития.

Слайд 82

Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах: 1) Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.). 2) Революция (от лат. revolutio — поворот, возвращение к истокам) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений: 1) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. 2) Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.

Слайд 83

ДОМОЙ НАЙТИ В ВАШИХ ТЕТРАДЯХ ЗАДАНИЯ СВЯЗАННЫЕ С: ПРОГРЕССОМ МЫШЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Слайд 84

Экономика

Слайд 85

экономика Стадии производства? Три главных вопроса экономики

Слайд 86

Экономическая наука Лайфхак . Если в задании идет речь о каком-то гражданине, некоей семье или фирме (ООО «Мать-и-мачеха»), то это всегда микроэкономика. А если речь идет о России, ВВП страны или безработице в Уганде и пр., это всегда макроэкономика

Слайд 87

Какие функции у экономики? Да такие же, как у науки в целом - познавательная (Э объясняет, почему возникает инфляция или начинается кризис). - прогностическая функция — экономисты делают прогнозы о том, какой будет безработица через два года или курс рубля к доллару через месяц. - практическая функция — ученые предлагают, как преодолеть кризис, снизить бедность и инфляцию и др.

Слайд 88

34 Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка. 2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики. 3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами. 4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства. 5) Экономика рассматривается только как наука.

Слайд 89

14 Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов. 2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности. 3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство. 4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. 5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

Слайд 90

236 На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Основы рационального питания дошкольников. 2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе. 3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации. 4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков. 5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера. 6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.

Слайд 91

134 Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах 2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны 3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики 4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества 5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Слайд 92

13112 ПРИМЕРЫ А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов В) в хозяйствах области завершаются посевные работы Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов ФАЗЫ ЦИКЛА 1) производство 2) распределение 3) обмен

Слайд 93

12112 Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ИЗУЧАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ A) безработица Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг B) экономический рост Г) роль государства в экономике Д) экономические отношения между потребителями ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 1) макроэкономика 2) микроэкономика

Слайд 95

246 N — житель современного мегаполиса, участник разнообразных экономических отношений. Какие отношения связаны с получением N доходов от использования собственности? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) N уплатил налог на дарение 2) N получил дивиденды по принадлежащим ему ценным бумагам 3) Соседи возместили N материальный вред, причинённый квартире, собственником которой он является 4) Банк начислил N проценты по вкладу 5) N сделал обеспечительный взнос по договору аренды коттеджа 6) N продал принадлежащий ему легковой автомобиль

Слайд 96

256 Два автопроизводителя объединились для создания нового суперкара. Что из перечисленного ниже относится к основному капиталу этого производственного объединения? Выберите верные положения и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны. 1) сырье 2) оборудование 3) полуфабрикаты 4) топливо 5) здания 6) станки для вытачивания деталей

Слайд 97

24 Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ. 2) Факторный доход от труда называется заработной платой. 3) Рента является факторным доходом от использования предпринимательских способностей. 4) Прибыль — это превышение всех доходов фирмы над её издержками. 5) К факторным доходам относят спрос и предложение.

Слайд 98

33124 ХАРАКТЕРИСТИКИ А) факторный доход — рента Б) все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ В) деятельность, связанная с риском, благодаря которой происходит эффективное соединение всех факторов производства Г) факторный доход — заработная плата Д) созданные человеком средства производства ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА 1) предпринимательство (предпринимательские способности) 2) труд 3) земля 4) капитал

Слайд 99

11234 ПРИМЕРЫ A) здания заводских цехов, заводские помещения Б) орудия труда B) запасы минерального сырья Г) численность работников, занятых в производстве Д) умение организовать производство ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА 1) капитал 2) земля 3) труд 4) предпринимательство

Слайд 100

Виды рынков 1.По уровню. A. Мировой — все страны торгуют друг с другом. Б. Национальный — на уровне государства (в ЕГЭ пишут «В госу­дарстве Z»). B. Региональный — в области, крае, республике. Г. Местный — в городе, селе, районе. 2.По объекту купли-продажи (по тому, что продают). А. Р товаров — продают и покупают товары: фрукты, влажные салфетки или гвозди. Б. Р услуг — оказывают услуги, например: укорачивают брюки, меняют колеса, продвигают ваш аккаунт в Инстаграме.

Слайд 101

Конкуренция Монополия (от лот. mono — «один») — Р, на котором есть только один продавец. РЖД Олигополия (от лот. oligo — «несколько») — Р, на котором доминирует несколько крупных продавцов. МТС, Билайн, Мегафон Чистая (совершенная) конкуренция — Р, на котором работает множество крупных и мелких предприятий и про­давцов. Монополистической конкуренции, на котором есть большое количество продавцов, предлагающих схо­жие,но не одинаковые товары. ( Разные марки телефонов)

Слайд 102

Функции рынка Посредническая — Р выступает как посредник между продав­цом и покупателем. Ценообразующая — соотношение спроса и предложения (запросов продавца и клиента) определяет конечную цену. Регулирующая — Р определяет, что, как и для кого производить, регулирует хозяйственную (производственную) деятельность. санирующая (освобождающая от неэффективной хозяйственной деятельности) информационная (сообщающая о размерах производства и удовлетворении потребительского спроса) функции рынка.

Слайд 103

13132 ХАРАКТЕРИСТИКА А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами. Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами. В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию. Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено. Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции. ВИД КОНКУРЕНТНОГОРЫНКА 1) чистая конкуренция 2) монополистическая конкуренция 3) олигополия

Слайд 104

31233 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХОТНОШЕНИЙ А) Вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров для осуществления бизнеса. Б) На рынке действует довольно значительное количество продавцов, предлагающих отличающийся по некоторым характеристикам товар. В) В отрасли действуют несколько крупных конкурирующих фирм. Г) Произведённое благо является уникальным. Д) Фирма или корпорация полностью контролирует ценообразование в отрасли. ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ 1) монополистическая конкуренция 2) олигополия 3) монополия

Слайд 105

32231 СОБЕННОСТЬ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ А) возможность контролировать рыночные цены полностью отсутствует Б) малое количество продавцов В) значительные препятствия для появления на рынке новых фирм Г) продукция однотипная, стандартизированная Д) значительное количество участников рынка, которые предлагают разнообразную продукцию ВИД КОНКУРЕНЦИИ 1) монополистическая конкуренция 2) олигополия 3) совершенная конкуренция

Слайд 106

345 Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рынок услуг 2) совершенная конкуренция 3) региональный рынок 4) рынок товаров 5) олигополия 6) рыночный дефицит

Слайд 107

Спрос(С)—это готовность потребителей приобрести товары и услуги по определенной цене.

Слайд 108

Факторы спроса 1. Сезонный фактор — летом мы покупаем больше мороженого, чем зимой. А зимой чаще приобретаем теплую одежду, чем летом. 2. Мода и вкусы — всегда есть мода на что то, нечто популярное и привлекающее всеобщее внимание. Вспыхнула мода на планшеты, спрос на них резко вырос — и наоборот. 3. Количество потребителей — чем больше клиентов, тем больше спрос. Поэтому, когда в стране растет рождаемость, компании, про изводящие детские товары, процветают. 4. Реклама — двигатель торговли. Удачная рекламная кампания всегда повышает спрос, а неудачная — снижает интерес покупате­лей к товару или услуге. 5. Ожидания потребителей. Если все ожидают чего-то плохого, то начинают массово скупать товары первой необходимости (напри­мер, гречку, рис, тушенку, чай, сахар, соль, футляр для банана). 6. Доходы населения — чем больше у людей денег, тем больше они покупают. И наоборот. Если, например, государство значительно повысило пенсии, у потребителей становится больше денег и спрос увеличивается. 7. Товары-заменители (субституты) — если появляется какой-то (более удобный, красивый и пр.) товар, заменяющий другой товар, спрос на последний снижается. С появлением кондиционеров по­требность в вентиляторах снизилась. Телефоны заменили плееры, из за ноутбуков снижается спрос на стационарные компьютеры. 8. Взаимодополняющие товары — есть товары, которые нужны только как дополнение к другому. Например, бензин для автомоби­лей, а наушники для телефонов. Если растет цена на бензин, спрос на машины снижается.

Слайд 109

Предложение (П) — это готовность произво­дителя (продавца) произвести определенное количество товара по определенной цене.

Слайд 110

К факторам предложения относят: Количество продавцов/производителей - чем их больше, тем больше предложение. Значит, банкротство фирм всегда приводит к снижению П. 2. Увеличение расходов означает, что у компаний меньше денег, следовательно, они будут меньше производить, а П снизится. И на оборот: снижение расходов приводит к росту П. 3. Рост налогов приводит к тому, что у фирм становится меньше денег, поэтому П снижается. 4. Засуха, неурожай - всегда приводит к снижению П. 5. Внедрение новых технологий подразумевает увеличение производства, поэтому и П растет. 6. Увеличение государственной помощи (субсидирования) - у компаний больше денег, значит, П растет. Сюда же можно отнести фактор льготных кредитов - если банки их активно выдают, то у компаний больше денег и они больше производят.

Слайд 111

124 Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель автомобиля. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) банки предоставляют автокредиты на выгодных для клиентов условиях 2) доходы семей выросли за прошедший год 3) производитель сократил выпуск других моделей автомобилей 4) производитель активно рекламирует новую модель автомобиля 5) цены на новую модель автомобиля выше, чем на старую модель 6) налог с продаж был повышен на 1%

Слайд 112

134 Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) цены на сопряженные товары 2) количество продавцов на рынке 3) уровень доходов потребителей 4) предписания моды 5) ставки налогов на производителя 6) импортные таможенные пошлины

Слайд 113

456 Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рост цен на товары 2) повышение налога на добавленную стоимость 3) снижение производства товаров 4) интенсивная реклама товаров 5) доступность потребительских кредитов 6) увеличение доходов семей

Слайд 114

Экономические системы Лайфхак . Очень много вопросов ЕГЭ посвящены рыночной и командной экономике. И есть заме­чательная подсказка, как за мгновение понять, где какая экономика. Если вы видите слово «го­сударство» или «государственный», это всегда плановая система. Централизованный и дирек­тивный — тоже относятся к ней. Центр — это государство. А директивы — это приказы, кото­рые отдает кто? Правильно, государство! А если вы видите слова «свобода» или «свободный» (самостоятельный), то это всегда рыночная экономика. А увидите всякое «старье» (коллек­тивная и общинная собственность, ручной труд, опора на опыт предков и обычаи, натуральное хозяйство, бартер), значит, это традиционная система. 123

Слайд 115

21331 A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1) командная 2) традиционная 3) рыночная

Слайд 116

22111 ХАРАКТЕРИСТИКИ А) централизованное планирование Б) директивное ценообразование В) конкуренция товаропроизводителей Г) свобода предпринимательства Д) защита частной собственности ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1) рыночная 2) командная

Слайд 117

22111 ПРИЗНАКИ A) производство определяют обычаи Б) примитивные технологии B) основная цель — получение прибыли Г) свободное ценообразование Д) преобладание товарного производства ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1) рыночная 2) традиционная

Слайд 118

11212 ПРИЗНАКИ A) цикличность развития Б) свобода производителя B) директивное ценообразование Г) конкуренция Д) государственная собственность на ресурсы ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1) рыночная 2) плановая

Слайд 119

21313 ХАРАКТЕРИСТИКА А) средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом Б) перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны В) повышение качества товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы Г) значительная роль ручного труда во всех отраслях экономики Д) правомочность предприятий в заключении сделок по своему усмотрению ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1) традиционная 2) командная 3) рыночная

Слайд 120

Издержки (затраты)

Слайд 121

234 Фирма «Платочки-носочки» производит трикотажные изделия. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек этой фирмы в краткосрочный период и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) издержки на приобретение сырья 2) арендная плата за офис фирмы 3) издержки на выплату окладов работникам административного аппарата 4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту 5) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам 6) оплата электроэнергии

Слайд 122

125 Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят процент банку за кредит, плату за охрану помещения. 2) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции. 3) Себестоимостью продукции называют сумму постоянных издержек. 4) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы на бизнес. 5) Издержки — это денежная оценка затрат всех ресурсов, задействованных в производстве.

Слайд 123

1222 Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СТАТЬИ ЗАТРАТ А) арендная плата за здание Б) транспортные расходы В) сдельная зарплата рабочих Г) плата за электроэнергию ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК 1) постоянные издержки 2) переменные издержки

Слайд 124

Источники финансирования бизнеса К внутренним источникам финансирования бизнеса относят ресурсы, которыми обладает сам предприниматель. К ним можно отнести: 1. Доходы предпринимателя от других форм деятельности: заработная плата, доходы от собственности, отчисления за авторские права, иные доходы; 2. Прибыль самой компании; 3. Использование средств на амортизацию; 4. Продажа собственности компании для получения средств. К внешним источникам финансирования бизнеса относят: 1. Кредитные средства; 2. Акционирование компании – выпуск и продажа акций для привлечения инвестиций. Таким образом, владельцы компании частично передают компанию в собственность акционерам, которые купят акции. 3. Привлечение прямых инвестиций в разной форме; 4. Получение финансирования от государства; 5. Займы через выпуск облигаций.

Слайд 125

234 Выберите верные суждения о финансировании бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Внешнее финансирование всегда обеспечивает финансовую независимость предприятия. 2) Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств предприятия. 3) В качестве внешних источников финансирования фирмы может рассматриваться получение бюджетных средств для поддержки важных для государства проектов. 4) Под финансированием понимается создание и пополнение капитала фирмы. 5) К внутренним источникам финансирования бизнеса относят заёмный и привлечённый капитал.

Слайд 126

234 Выберите верные суждения об источниках финансирования бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Наращивание объёмов внешнего финансирования бизнеса повышает степень контроля собственника за предприятием. 2) Наиболее распространённой формой внешнего финансирования является банковский кредит. 3) Внутреннее финансирование бизнеса не сопряжено с дополнительными расходами, связанными с привлечением капитала. 4) К внутренним источникам финансирования бизнеса относится сдача в аренду неиспользуемых активов фирмы. 5) Финансирование частного бизнеса не может носить государственный характер.

Слайд 127

12122 Установите соответствие между источниками финансирования бизнеса и типами источников: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА А) чистая прибыль Б) банковский кредит В) амортизационные отчисления Г) средства внебюджетного фонда Д) средства населения ТИП ИСТОЧНИКА 1) внутренние источники финансирование бизнеса 2) внешние источники финансирование бизнеса

Слайд 128

Инфляция – это процесс обесценивания денег, не сопровождаемый увеличением качества или объема товара. Причины: Инфляция спроса – инфляция возникает из-за увеличения спроса на продукцию при сохранении объема предложения на прежнем уровне. Инфляция предложения возникает из- за увеличения стоимости факторов производства, которые используются для создания экономического блага. Инфляция может быть вызвана излишней эмиссией денег – увеличением денег в экономике из-за большого объема напечатанных денег.

Слайд 129

Девальвация – это процесс удешевления национальной по сравнению с валютами других. Расширение объемов кредитования тоже в итоге приводит к инфляции: в данном случае реализуются инструменты инфляции спроса. Монополия крупных компаний – крупные компании имеют пол- ный контроль за стоимостью продукта, могут его произвольно повышать. Увеличение заработной платы – увеличивает объем денег у населения, влечет за собой увеличение спроса. Начинают действовать механизмы инфляции спроса. Рост налогов, пошлин, акцизов – увеличивает расходы производи- телей , что запускает инфляцию предложения.

Слайд 130

По скорости: 1. Ползучая инфляция – увеличение цен до 10 % в год. 2. Галопирующая инфляция – увеличение цен от 10 до 100–200 % в год. Четкие границы галопирующей инфляции не установлены. 3. Гиперинфляция – увеличение цен на экономические блага более, чем в 200 % в год.

Слайд 131

234 Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Повышение цен на сахарный песок при сохранении уровня цен на прочие товары является проявлением инфляции. 2) Инфляция, как правило, выгодна должнику и невыгодна кредитору. 3) Последствием высокой инфляции является сокращение инвестиций в производственный сектор и капитальное строительство. 4) Для определения уровня инфляции используют различные индексы цен. 5) Одной из причин инфляции спроса является рост цен на сырьё и энергию.

Слайд 132

24 Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В периоды высокой инфляции повышается покупательная способность национальной валюты 2) Высокая инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями. 3) Oт инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции ниже процента по депозитам. 4) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране. 5) Экономисты различают фрикционную, структурную и циклическую инфляцию.

Слайд 133

234 Выберите в приведённом списке верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Позитивным последствием сокращения уровня инфляции является рост занятости населения. 2) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства. 3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения. 4) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции. 5) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия.

Слайд 134

246 В стране N отмечается рост инфляции. Какие факторы из перечисленных ниже могли этому способствовать? Цифры укажите в порядке возрастания. 1) сокращение объёмов потребительского кредитования 2) снижение курса национальной валюты 3) рост безработицы 4) дополнительная эмиссия денег для покрытия возросших государственных расходов 5) снижение темпов роста ВВП 6) значительный рост средней заработной платы в стране

Слайд 135

Налог – это обязательный невозвратный безвозмездный платеж в пользу государства, совершаемый физическим или юридическим лицом. 1. Субъект налогообложения – это лицо, которое платит налог; 2. Объект налогообложения – имущество или доход, действие за которые субъект налогообложения должен платить налог в соответствии с законодательством; 3. Налогооблагаемая база – это свойство объекта налогообложения, на основе которого рассчитывается налог; 4. Ставка налогообложения – это процент или твердая сумма, которая используется для расчета размера налога; 5. Налоговый период – это срок, временной промежуток, за который уплачивается срок; 6. Порядок и сроки уплаты налога – правила уплаты налога и период, в который налог должен быть перечислен в пользу государства; 7. Налоговые льготы – это совокупность различных льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством налогоплательщикам по тем или иным основаниям.

Слайд 136

Классификации налогов 1. Классификация по принципу формирования ставки налогообложения: a. Прогрессивная шкала ставки налогообложения – чем выше налогооблагаемая база, тем выше ставка налогообложения. Примеры: транспортный налог (ставка растет по мере увеличения количества лошадиных сил двигателя автомобиля); с 2021 года – НДФЛ: доход до 5 млн – 13 %; доход свыше 5 млн – 15 %; b. Плоская (пропорциональная) шкала налогообложения – ставка не меняется при любом размере налогооблагаемой базы (например, НДС, налог на прибыль и т. д.); c. Регрессивная шкала налогообложения – чем ниже размер налогооблагаемой базы, тем выше ставка налогообложения. Регрессивная шкала практически не используется при формировании системы налогообложения.

Слайд 137

2. Классификация по принципу организации взимания налогов – налоги делятся на прямые и косвенные: a. Прямые налоги – взимаются непосредственно с налогоплательщика путем специального налогового платежа. Налогоплательщик обязан самостоятельно оплачивать прямые налоги, если иное не указано в законодательстве ( НДФЛ, транспортный налог, налог на имущество, налог на при- быль и т. д.); b. Косвенные налоги – включены в стоимость продукции, которую при- обретает покупатель. Косвенные налоги уплачиваются лишь в случае потребления товара или услуги, которые ими облагаются (НДС, акцизы, таможенные пошлины и другие). Считается, что косвенные налоги способны принести больше прибыли государству, так как намного сложнее уклониться от их оплаты – человек вынужден их оплачивать при покупке товара. Государству проще контролировать организации, которые собирают косвенные налоги и взимать их с них.

Слайд 138

. В Российской Федерации налоги делятся на основе уровня взимания a. Федеральные налоги – размеры и принципы взимания едины на всей территории Российской Федерации – независимо от субъекта. К федеральным налогам (статья 13 НК РФ) относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина; 9) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. b. Региональные налоги – размер и принципы взимания определяют- ся субъектами Российской Федерации. Общий список региональных нало - гов определен в Налоговом кодексе РФ (статья 14 НК РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. c. Местные налоги – размеры и принципы взимания определяются муниципалитетами (местными органами самоуправления) Российской Феде- рации. Общий список местных налогов определен в Налоговом кодексе РФ (статья 15 НК РФ): 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор.

Слайд 139

41232 Владимир Александрович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) 1 см 3 рабочего объёма двигателя Б) Владимир Александрович B) легковой автомобиль Г) заработная плата Д) земельный участок ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА 1) субъект налога 2) объект налога 3) источник уплаты налога 4) единица налогообложения

Слайд 140

33132 Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) налог на доходы физических лиц Б) акцизы В) транспортный налог Г) государственная пошлина Д) земельный налог ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ 1) региональные 2) местные 3) федеральные

Слайд 141

11221 Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕР НАЛОГА А) имущественный налог Б) транспортный налог В) налог на добавленную стоимость Г) акциз Д) налог на добычу полезных ископаемых ВИД НАЛОГА 1) прямые налоги 2) косвенные налоги

Слайд 142

235 Экономическая политика государства Z направлена на совершенствование системы налогообложения за счёт сокращения косвенных налогов и сборов. Выберите в приведённом списке косвенные налоги и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) налог на прибыль фирмы 2) налог на добавленную стоимость 3) таможенная пошлина 4) налог на добычу полезных ископаемых 5) акциз 6) налог на имущество фирмы

Слайд 143

135 Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К федеральным налогам и сборам в РФ относят водный налог, сборы за пользование объектами животного мира. 2) При пропорциональной системе налогообложения ставки налога увеличиваются при возрастании размера объекта налогообложения. 3) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета. 4) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость. 5) Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством.

Слайд 144

36 Ниже приведён перечень налогов и сборов в Российской Федерации. Все они, за исключением двух, относятся к федеральным налогам и сборам. 1) налог на доходы физического лица; 2) налог на прибыль организаций; 3) транспортный налог; 4) налог на добычу полезных ископаемых; 5) водный налог; 6) налог на имущество организаций.

Слайд 145

13213 Установите соответствие между объектами налогообложения и видами налогов. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ А) доходы физических лиц Б) земля В) имущество организаций Г) добыча полезных ископаемых Д) имущество физических лиц ВИД НАЛОГА 1) федеральные 2) региональные 3) местные

Слайд 146

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не имеет работы, но стремится ее найти. 1. Фрикционная безработица – возникает по причине увольнения человека с работы из-за сложившихся жизненных ситуаций, не связанных с со- стоянием экономики. 2. Структурная безработица – возникает в случае несоответствия пред- ложения и спроса на рынке труда: работник не соответствует своей квалификацией, специальностью, профессией изменившемуся на рынке труда спросу. 3. Циклическая безработица – возникает в ситуации экономического кризиса, когда спрос на рабочую силу падает из-за сокращения производства. Многие люди остаются без работы после увольнения из-за экономических сложностей у работодателя. Им сложно найти новую работу из-за общего спада спроса на рабочую силу. 4. Сезонная безработица – возникает в некоторых отраслях экономики из-за разницы в спросе на рабочую силу в разные времена года. Например: туристический сектор – пляжный отдых – спрос зимой намного ниже.

Слайд 147

235 Выберите верные суждения о видах безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Поиск работы выпускником колледжа является примером структурной безработицы. 2) Экономический кризис приводит к спаду производства и росту циклической безработицы. 3) Безработицу, которая возникает из-за непостоянного количества рабочих мест в разное время года, называют сезонной. 4) Фрикционная безработица непосредственно связана с научно-техническим прогрессом и внедрением новых технологий. 5) В условиях структурной безработицы лица, потерявшие работу, заинтересованы в профессиональной переподготовке и получении новой специальности.

Слайд 148

346 Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сезонная 2) скрытая 3) фрикционная 4) добровольная 5) циклическая 6) открытая

Слайд 149

11212 Установите соответствие между видом безработицы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ А) возникает при спаде производства Б) охватывает все сферы производства В) вызывается изменениями в структуре спроса и технологии производства Г) не формирует естественный уровень безработицы Д) ведет к необходимости появления новых профессий ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ 1) циклическая 2) структурная

Слайд 150

Функции ЦБ 1. Регулирование финансовой системы государства – ЦБ являетсяодним из главных инструментов влияния государства на экономику; 2. Лицензирование финансовых организаций – ЦБ предоставляет лицензии на право деятельности финансовым организациям. Также ЦБ имеет право отзывать соответствующие лицензии; 3. Установление учетной ставки (ставка рефинансирования) – ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты финансовым организациям. Чем ниже ставка, тем ниже ставки на кредиты коммерческих банков и выше уровень деловой активности; 4. Установление нормы банковских резервов – суммы, которую банки должны сохранять на своих счетах, чтобы иметь запас ликвидности в случае появления тех или иных финансовых проблем;

Слайд 151

5. Установление курса валют – ЦБ определяют текущие курсы валют на основе сложившейся экономической ситуации; 6. Операции на фондовых рынках – ЦБ покупает и продает ценные бумаги, иностранную валюту с целью обеспечить стабильность экономики, оказать влияние на экономические процессы; 7. ЦБ выступает в качестве банка Правительства , осуществляя денеж-ные его операции. 8. Эмиссия денег – ЦБ обеспечивает выпуск денежных знаков страны в обращение.

Слайд 152

22121 ФУНКЦИЯ БАНКА А) посредничество в кредитовании Б) создание кредитных денег (векселей и чеков) В) надзор за деятельностью кредитных организаций Г) аккумуляция денежных средств граждан Д) установление правил бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы РФ УРОВЕНЬ БАНКОВСКОЙСИСТЕМЫ 1) Центральный банк 2) коммерческие банки

Слайд 153

234 Выберите верные суждения о Центральном банке РФ. 1) Центральный банк РФ входит в структуру Правительства РФ 2) имеет исключительное право на эмиссию денег 3) предоставляет кредиты коммерческим банкам 4) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций 5) обладает правом законодательной инициативы по вопросам финансового регулирования

Слайд 154

Финансовые институты Банк Страховые компании Пенсионные фонды Фондовые биржи Инвестиционные фонды

Слайд 155

12 Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите номера, под которыми они указаны. 1) Финансовыми институтами называют организации, участвующие в финансово-кредитной системе. 2) Коммерческие банки занимаются привлечением сбережений домохозяйств. 3) Центральный банк осуществляет денежные расчёты между гражданами и организациями. 4) Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию денег. 5) Коммерческие банки устанавливают учётную ставку.

Слайд 156

Функции денег 1. Средство обмена – с помощью денег можно получить любой другой товар взамен. 2. Средство платежа – деньги выступает как способ платежа в экономических операциях. Это могут быть налоговые платежи, выплаты долга и т. д. В этой ситуации субъект экономики не получает взамен экономическое благо. 3. Средство накопления – деньги удобны для накоплений и инвестиций, существует множество механизмов, обеспечивающих эти процессы. 4. Мера стоимости – деньги отражают ценность экономического блага. Через деньги проще всего отразить ценность, сравнить ценность разных эко- номических благ. 5. Мировые деньги – деньги выступаю как способ осуществления между- народных платежей. К мировым резервным валютам относятся доллар США, Евро, фунт стерлинга, швейцарский франк, китайский юань.

Слайд 158

22121 Установите соответствие между примерами и типами экономического роста к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕР РОСТА А) увеличение объёма выпускаемой продукции за счёт привлечения дополнительной рабочей силы Б) рост ВВП за счёт увеличения добычи и экспорта сырья В) увеличение объёма выпускаемой продукции за счёт повышения квалификации работников Г) увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счёт ввода в оборот ранее неиспользуемых земель Д) увеличение объёма продаж за счёт внедрения новых технологий по транспортировке и хранению

Слайд 159

1 . Валовый внутренний продукт (ВВП) – объем конечных товаров и услуг, произведенный на территории государства любыми субъектами экономики. Под термином «конечные товары или услуги» понимаются те экономические блага, которые произведены непосредственно для потребления конечным потребителем, а не для переработки в другое экономическое благо. 2. Валовый национальный продукт (ВНП) – объем конечных товаров и услуг, произведенный в любой точке земного шара гражданами государства или компанией, зарегистрированной в данном государстве. 3. ВВП и ВНП на душу населения – высчитывается путем разделения размера ВВП или ВНП на численность населения страны. Эти показатели косвенно отражают благосостояние населения страны. 4. Национальный доход – общая сумма первичных доходов, полученных всеми хозяйствующими экономическими субъектами, являющимися резиден - тами страны. Включает в себя: заработную плату, арендную плату, процен - тные платежи, прибыль корпораций.

Слайд 160

134 Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП). 1) ВВП включает в себя все конечные товары и услуги, произведённые на территории страны. 2) При расчёте ВВП Российской Федерации учитываются товары, произведённые в других странах, если предприятия, на которых они были произведены, принадлежат российским гражданам или российским организациям. 3) ВВП рассчитывается за календарный год. 4) При расчёте ВВП учитываются только товары и услуги, произведённые для продажи. 5) ВВП включает финансовые операции с ценными бумагами.

Слайд 161

25 Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) оплата труда домохозяйки 2) покупка нового компьютера 3) подарок внуку от бабушки 4) пенсия шахтера 5) оплата коммунальных платежей

Слайд 162

134 Выберите верные суждения об измерителях экономического роста и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход. 2) ВВП называют количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды. 3) Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост. 4) Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, улучшении благосостояния граждан страны. 5) ВВП рассчитывается только на душу населения.

Слайд 163

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 164

Социальная стратификация (виды, примеры) Социальная мобильность (виды) Социальный статус (классификация) Брак, семья (функции) Брак, семья ( виды) Социальная группа ( виды)

Слайд 165

Право Право — система общеобязательных формаль­но определенных правил поведения, установ­ленных государством и охраняемых им силой принуждения, за нарушения которых предусмо­трена юридическая ответственность.

Слайд 166

основ­ные признаки права общеобязательность; формальная определенность — право имеет писаный характер, оно за фиксировано в законах и других официальных документах; государственный характер — государство издает эти нормы и заставляет нас силой принуждения соблюдать их; - юридическая ответственность — если мы их не соблюдаем, то нас подвергают наказанию в виде увольнения, штрафа, лишения свободы и т. д.

Слайд 167

145 Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) формулируется и поддерживается государством 2) существует в устной форме 3) за нарушение правовых норм следуют только меры общественного порицания 4) относится к нормативной системе общества 5) определяет границы должного поведения людей

Слайд 168

Норма права (от лат. norma — мера, правило, образец, стан­дарт) — это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Слайд 169

Структуру нормы права составляют три элемента: 1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права. 2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения. 3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

Слайд 170

235 Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) совокупность представлений о добре и зле 2) общеобязательность выполнения 3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства 4) форма общественного сознания 5) многократность применения

Слайд 171

Юридические факты (ЮФ) — это действия (бездействие) или со­бытие, которые имеют юридические последствия и вызывают правовые отношения. Виды: Действие совершается сознательно, по воле человека Событие происходит независимо от воли человека.

Слайд 172

235 Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) гражданка М. купила в магазине кефир 2) по достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта 3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг 4) супруги К. купили загородный дом в кредит 5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

Слайд 173

По функциям нормы права: Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия. Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Слайд 174

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют: Формы регулирования норм права — дозволение, предписание, запрет. Управомочивающая норма — это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать. Обязывающая норма — это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать. Запрещающая норма — это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Слайд 176

По методу регулирования: — императивные — нормы имеют строгий, категоричный характер, определяют только один возможный вариант поведения. — диспозитивные — нормы, которые дают право самостоятельно решать спорные моменты.

Слайд 177

35 Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». 1) установлена государством; 2) имеет письменную форму; 3) представление о добре; 4) содержит в нормативно-правовых актах; 5) внутреннее побуждение; 6) охраняется и защищается государством

Слайд 180

12313 ПРАВООТНОШЕНИЯ А) гражданин был принят на работу в должности механика Б) суд установил опеку над несовершеннолетним В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы ОТРАСЛИ ПРАВА 1) трудовое право 2) семейное право 3) уголовное право

Слайд 181

43124 СИТУАЦИИ A) супруги открыли семейный ресторан Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака Д) родители подарили сыну легковой автомобиль ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ 1) уголовные 2) семейные 3) административные 4) гражданские

Слайд 182

12312 ПРАВООТНОШЕНИЯ A) заключена сделка Б) приняты поправки в федеральный закон B) подписан коллективный договор Г) гражданин вступил в права наследника Д) президент подписал указ о помиловании ОТРАСЛИ ПРАВА 1) гражданское право 2) государственное право 3) трудовое право

Слайд 184

24 Найдите в приведенном ниже списке отрасли частного права и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) финансовое 2) трудовое 3) конституционное 4) предпринимательское 5) уголовное 6) административное

Слайд 185

Конституционные обязанности граждан 1. Соблюдать Конституцию РФ и законы. 2. Уважать права и свободы других граждан. 3. Защищать Отечество. 4. Получить основное общее (9 классов) образование — 5. Платить налоги и сборы. 6. Сохранять и беречь историческое и культурное наследие, па­мятники истории и культуры (так что больше не рисуйте на памят­никах!). 7. Беречь и сохранять природу и окружающую среду. 8. Заботиться о несовершеннолетних детях и нетрудоспособных родителях.

Слайд 187

Основы конституционного строя РФ РФ — это республик РФ — это демократия Россия — федеративное государств Государственный суверенитет Разделение властей на три независимые ветви Многообразие форм собственности Политический плюрализм — нет го­сударственной идеологии Светское государство Социальное государство правовое государство