Эколого-развивающий комплекс как современный инструмент реализации ФОП ДО
Группа детского сада-это коллектив индивидуальностей , поэтому современному педагогу необходимо не только расширять педагогический арсенал, но и научиться удачно комбинировать различные технологии и методики, и тогда этот процесс станет двигателем, обеспечивающим движение вперед и ребенка, и педагога. ФОП предоставляет право выбора способов ОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-развивающий комплекс
как современный инструмент реализации ФОП ДО
Разнообразие обучения и воспитания сегодня не просто имиджевый фактор, а реальное условие обеспечения качества образования.
Современные дети демонстрируют уникальные способности:
- они имеют разносторонний творческий потенциал,
- отличаются инициативностью и целеустремленностью,
- находятся в постоянном поиске новой информации.
Группа детского сада-это коллектив индивидуальностей , поэтому
современному педагогу необходимо не только расширять педагогический арсенал, но и научиться удачно комбинировать различные технологии и методики, и тогда этот процесс станет двигателем, обеспечивающим движение вперед и ребенка, и педагога.
ФОП предоставляет право выбора способов ОД.
Я хочу познакомить вас с эколого-развивающим комплексом, созданным на базе нашего ДОУ.
Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды, поэтому цель нашей работы -создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Задачи:
- учить бережному отношению к природе и всему живому;
- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- формировать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- освоить элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом; сохранять и укреплять здоровье детей;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, к природе во всех её проявлениях.
С точки зрения экологического воспитания среда в дошкольном учреждении способствует
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы); формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Перед вами представлен эколого-развивающий комплекс МБДОУ» Детский сад «Малыш».
Элементы ЭРК | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Сенсорный сад | Развитие эмоциональной сферы, общение с природой оздоровительная, эстетическая, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами | Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа, самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения |
Музей природы родного края «Край мой Смоленский, край мой родимый…» | Краеведческая, познавательная, историческая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая | Создание музеев и мини-музеев в ДОУ, экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами |
Центр экологии (экологическая комната) | Познавательная, краеведческая, семейная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы | Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, знакомство с природными объектами, игры, самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения, исследования |
Территория ДОУ | Познавательная, эстетическая | Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений |
Уголки природы в группе | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы | Исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ |
Ядром нашего комплекса является центр экологии. Остановимся на нем подробнее.
Центр экологии создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении .Он подразделен на ряд функциональных зон, создавали и пополняю которые все участники образовательных отношений.
В зоне обучения размещены столы, сидя за которыми дети могут работать с дидактическими пособиями. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с природными объектами, развития навыков классификации по различным признакам, сенсорных навыков. У нас представлены различные формы коллекций.
При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
- Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка.
- Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.
- Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
- Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций.
Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.
- Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.
- Природоохранный аспект
Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и наколонных детьми и родителями.
Посмотрите, какую коллекцию тканей «Пестрый лоскуток» собрали мы с детьми!
В ней - натуральное сырье(хлопок, лен, шерсть), которое ребенок может рассмотреть, потрогать, и даже понюхать, и произведенные из него виды тканей. Дети знакомятся с процессом производства тканей, одежды.+дидактические игры по теме «Одежда».
В этой же зоне расположены сенсорные мешочки.
Данное пособие представляет собой комплект парных мешочков с разнообразным наполнением. Они помогают в изучении новых фактур, развитии тактильных ощущений, ловкости, координации, мелкую моторику, речь, звуковое восприятие. Ребенок учится сравнивать предметы, « видеть руками».
Зона релаксации (+ дыхательная гимнастика) представляет собой уголок с аквариумом, фонтаном, упражнениями для дыхательной гимнастики.
В экобиблиотеке собраны художественные книги и энциклопедии для чтения воспитателем и самостоятельного рассматривания.
Здесь же находятся куклы - сказочные персонажи экотеатра для игр драматизаций.
Зона экспериментирования создана для развития у детей познавательного интереса и способствует формированию основ научного мировоззрения. К подбору оборудования были привлечены семьи воспитанников(пополняли зону бросовым материалом разной формы и размера: стаканчики, коробочки, ложечки, трубочки для коктейля и пр.) В этом случае сам процесс носил воспитательное значение ( под лозунгом "Отходы - в доходы!").
Цель «Тихого тренажера» из природного материала- развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, координаций движений, пространственного восприятия.
Центр воды и песка.Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Экостол.Комплект различного природного материала, представленный на экостоле, используем для при организации множества игр на развитие мелкой моторики , логики, памяти и творческого мышления.Слева картотека для самомассажа с использованием природных материалов.
Фитостена- элемент вертикального озеленения из живых растений, компактный, красивый и улучшающий внутреннюю экологию помещения.
Идея по созданию фитостены появилась из цикла познавательных, экоориентированных мероприятий. Мы с детьми определились с выбором растений, вместе составили план заполнения.
Дети разделились на группы, ориентируясь на свои личные предпочтения, и в зависимости от агротехники растений.
В процессе работы пришло сознательное принятие технологии по принципу «Научи, я тоже так хочу!»
Данный подход позволил создать условия для взаимообучения детей.
Такая деятельность помогает детям почувствовать себя дизайнерами интерьера, озеленителями, цветоводами. В результате появился новый арт-объект. А дети не просто мечтатели, они-созидатели
Наполняемость фитостены в частности и некоторых других зон может меняться в зависимости от времени года или темы, пополняться.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного похода в обучении и воспитании.Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы, индивидуальных интересов и способностей, развития познавательной мотивации.
В центре экологии представлено много игр разнообразной тематики.
Реализация поставленных задач осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Об основных формах работы с детьми я рассказала вам в ходе обзора зон центра экологии.
Особое внимание мы уделяем работе с родителями, так как только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.
Совместно были проведены ежегодные, ставшие традиционными экологические акции: «Синичкин день», «Уютный домик для скворца»,-
экологический праздник «Берегите первоцветы» ,итогом которого стало изготовление ай-стоппера .Создан арт-бук «Деревья».
Семьи воспитанников приняли активное участие в конкурсах (поделки из семян растений «Волшебная семечка»), фотовыставках («Наш любимый цветок », «Мой питомец»).
Был проведен мастер-класс «Садик в плошке на окошке».
Эколого-развивающий комплекс играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой.
Положительными результатами нашей работы считаю активное участие воспитанников в конкурсах экологической направленности и достижение ими высоких результатов.