Эколого-развивающий комплекс как современный инструмент реализации ФОП ДО

Фокина Светлана Анатольевна

Группа детского сада-это коллектив индивидуальностей , поэтому современному педагогу необходимо не только расширять педагогический арсенал, но и научиться удачно комбинировать различные технологии и методики, и тогда этот процесс станет двигателем, обеспечивающим движение вперед и ребенка, и педагога. ФОП предоставляет право выбора способов ОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-развивающий комплекс

как современный инструмент реализации ФОП ДО

Разнообразие обучения и воспитания сегодня не просто имиджевый фактор, а реальное условие обеспечения качества образования.

 Современные дети демонстрируют уникальные способности:

  • они имеют разносторонний творческий потенциал,
  • отличаются инициативностью и целеустремленностью,
  • находятся в постоянном поиске новой информации.

Группа детского сада-это коллектив индивидуальностей , поэтому

современному педагогу необходимо не только расширять педагогический арсенал, но и научиться удачно комбинировать различные технологии и методики, и тогда этот процесс станет двигателем, обеспечивающим движение вперед и ребенка, и педагога.

ФОП предоставляет право выбора способов ОД.

Я хочу познакомить вас с эколого-развивающим комплексом, созданным на базе нашего ДОУ.

Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды, поэтому цель нашей  работы -создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

Задачи:

 - учить бережному отношению к природе и всему живому;

- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам;

-  развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

-  формировать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

 -  освоить элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом; сохранять  и укреплять здоровье  детей;

-  воспитывать эстетическое отношение к действительности, к природе во всех её проявлениях.

        

С точки зрения экологического воспитания среда в дошкольном учреждении способствует  

  • познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
  • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
  • оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  • формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы); формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

Перед вами представлен  эколого-развивающий комплекс МБДОУ» Детский сад «Малыш».

Элементы ЭРК

Функциональная роль

Формы и методы работы

Сенсорный сад

Развитие эмоциональной сферы, общение с природой оздоровительная, эстетическая, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами

Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа,

самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения

Музей природы родного края «Край мой Смоленский, край мой родимый…»

Краеведческая, познавательная, историческая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая

Создание музеев и мини-музеев в ДОУ, экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами

Центр экологии

(экологическая комната)

Познавательная, краеведческая, семейная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы

Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, знакомство с природными объектами, игры, самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения, исследования

Территория ДОУ

Познавательная, эстетическая

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений

Уголки природы в группе

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы

Исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ

 Ядром нашего  комплекса является центр экологии. Остановимся на нем подробнее.

Центр экологии  создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении .Он  подразделен на ряд функциональных зон, создавали и пополняю   которые все участники образовательных отношений.

В зоне обучения размещены столы, сидя за которыми дети могут работать с дидактическими пособиями. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с природными объектами,  развития навыков классификации  по различным признакам, сенсорных навыков. У нас представлены различные формы коллекций.

При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты: 

  • Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка.
  • Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.
  • Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
  • Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций.

Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

  • Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.
  • Природоохранный аспект

Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и наколонных детьми и родителями. 

Посмотрите, какую коллекцию тканей «Пестрый лоскуток» собрали мы с детьми! 

В ней  - натуральное сырье(хлопок, лен, шерсть), которое ребенок может рассмотреть,  потрогать, и даже понюхать, и произведенные из него виды тканей. Дети знакомятся с процессом производства тканей, одежды.+дидактические игры по теме «Одежда».

В этой же зоне расположены сенсорные мешочки. 

Данное пособие представляет собой комплект парных мешочков с разнообразным наполнением. Они помогают в изучении новых фактур, развитии тактильных ощущений, ловкости, координации, мелкую моторику, речь, звуковое восприятие. Ребенок учится сравнивать предметы, « видеть руками».

Зона релаксации (+ дыхательная гимнастика) представляет собой уголок  с аквариумом, фонтаном, упражнениями для дыхательной гимнастики.

В экобиблиотеке собраны художественные книги и энциклопедии  для чтения воспитателем и самостоятельного рассматривания.

Здесь  же находятся куклы - сказочные персонажи экотеатра для игр драматизаций.

Зона  экспериментирования создана для развития у детей познавательного интереса и способствует формированию основ научного мировоззрения. К подбору оборудования были привлечены  семьи воспитанников(пополняли зону бросовым материалом разной формы и размера: стаканчики, коробочки, ложечки, трубочки для коктейля и пр.) В этом случае сам процесс носил воспитательное значение ( под лозунгом  "Отходы - в доходы!").

Цель «Тихого тренажера» из природного материала- развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, координаций движений, пространственного восприятия. 

Центр воды и песка.Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают  неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Экостол.Комплект различного природного материала, представленный на экостоле,  используем для  при организации множества игр на развитие мелкой моторики , логики,  памяти и творческого мышления.Слева картотека для самомассажа  с использованием  природных материалов.

Фитостена- элемент вертикального озеленения из живых растений, компактный, красивый и улучшающий внутреннюю экологию помещения.

Идея  по созданию фитостены появилась из цикла познавательных, экоориентированных мероприятий.    Мы  с детьми  определились с выбором растений, вместе  составили план  заполнения.

Дети разделились на группы, ориентируясь на свои личные предпочтения, и  в зависимости от агротехники растений.

В процессе работы пришло сознательное принятие технологии по принципу «Научи, я тоже так хочу!»

Данный подход позволил создать условия для взаимообучения  детей.

Такая деятельность  помогает детям почувствовать себя   дизайнерами интерьера, озеленителями, цветоводами. В результате появился новый арт-объект. А дети не просто мечтатели, они-созидатели

Наполняемость фитостены в частности и некоторых других зон может меняться в зависимости от времени года или темы, пополняться.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного похода в  обучении и воспитании.Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы, индивидуальных интересов и способностей, развития познавательной мотивации. 

В центре экологии представлено много игр разнообразной тематики.

Реализация поставленных задач осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Об основных формах работы с детьми я рассказала вам в ходе обзора зон центра экологии.

Особое внимание мы уделяем работе с родителями, так как только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.

Совместно  были проведены ежегодные, ставшие традиционными  экологические акции: «Синичкин день», «Уютный домик для скворца»,-

экологический праздник «Берегите первоцветы» ,итогом которого стало изготовление ай-стоппера .Создан арт-бук «Деревья».

Семьи воспитанников приняли активное участие в конкурсах (поделки  из семян растений «Волшебная семечка»),   фотовыставках («Наш  любимый цветок », «Мой питомец»).

Был проведен  мастер-класс «Садик в плошке на окошке».

 Эколого-развивающий комплекс играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой.

Положительными результатами нашей работы считаю активное участие воспитанников в конкурсах экологической  направленности и достижение ими высоких  результатов.