Ломачкова Людмила Михайловна

Ломачкова Людмила Михайловна

Веселая ярмарка

Программное содержание: внедрение в жизнь детей устного народного и музыкального творчества через интеграцию различных видов деятельности ( ОО «Познание» Развитие речи, ОО «Познание» Ребенок и окружающий мир, ОО «Музыка», ОО «Мир искусства и художественная деятельность» Художественный труд). Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание сделать что-либо своими руками.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: игровой момент, использование муз. произведений, сюрприз, рассматривание народных поделок, художественное слово.

Материал и оборудование: карта России; ; цветные силуэты народной игрушки для карты; Семёновские матрешки; дымковские игрушки; сувениры с хохломской росписью; самовар; тульские пряники; деревянные ложки; «Карусель»; магнитофон; детские фартуки; тесто для выпечки пряников; влажные салфетки.

Предварительная работа: проведение серий занятий по знакомству с конкретной народной игрушкой, рассматривание иллюстраций, книг; заучивание стихов, пословиц о труде.

Словарная работа: ярмарка, умельцы, сувенир, скоморох, золотые руки, самовар.

Ход занятия:
- Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Поздоровайтесь (дети здороваются). Доброму гостю хозяин рад. - Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
- Как вы думаете, что это такое? (обращаю внимание, на стене висит карта России )
- Да, это карта нашей Родины.
Велика Россия наша
И талантлив наш город.
О Руси родной, мастерах-умельцах
На весь мир молва идет.
- О каких мастерах-умельцах на весь мир идет молва? (ответы детей).
- О людях, которые умеют делать своими руками вещи, вызывающие восхищение, радость, желание любоваться ими.
- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому и изделия получались у них яркими, красивыми. С изделиями разных мастеров, которые проживают на территории нашей страны, можно познакомиться по–разному:
-рассматривать книги, альбомы;
-посмотреть по телевизору передачу «Живое дерево ремесел», « Секреты старых мастеров»;
-если удастся, то поехать в город или в село, где живут и работают мастера;
-побывать на ярмарке, где можно увидеть самый разный товар, познакомиться и поговорить с мастером.
Даже наша карта поможет узнать, где какие мастера живут и что они делают.
Ярмарка. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей).
Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».
-Вот нам бы побывать на ярмарке русские чудес.
(Звучит фонограмма)
-Эй, народ честной, да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
-Что душа не пожелает,
Все на ярмарке найдет!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдет!
Выходит скоморох (взрослый)
Почетные господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Полюбуйтесь на товар
На наш ярморочный базар!
(слышится музыка, смех).
-Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
- Что это за подружки? (ответы детей). Почему вы так решили? (беру в руки матрешку, показываю детям).
- Правильно, это матрешка. Вы с ней знакомы. Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Вспомните, с какой матрешки мастер начинает свою работу?
- Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша (кладем в лукошко).
- Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.
Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде (дети встают в круг, матрешка в руках педагога, который первый говорит пословицу).
- У работящего в руках дело огнем горит.
- Дело мастера боится.
-Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
-Делу время, потехе час.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Без труда нет плода.
-Терпение и труд все перетрут.
-Без труда добра не будет.
-Запевай, а работу знай.
-Глаза страшатся, а руки делают.
-От лени-болезни, от труда – здоровье.
-Добрая работа мастера хвалит.
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Не то дорого, что красно золота,
А то дорого, что мастера доброго.
- Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную Семеновскую матрешку? Подойдем к карте и посмотрим: постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (дети находят).
- Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают семеновскую матрешку.
(дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).
- Настала пора идти на ярмарку и посмотреть, какие чудеса завезены. Что же здесь продают?
Скоморох:
Вот игрушки знатные
Складные да ладные,
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся!
Узнать поможет загадка:
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
(ответы детей)
- Молодцы! Отгадали, это действительно дымковская игрушка.
-Из чего сделаны все эти игрушки?
-Почему они называются дымковскими?
-Чем их покрывают?
-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).
-Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете?
-Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере, «Добрая работа мастера хвалит».
-Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, стихотворения.
Ребенок читает «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной, краской горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
- Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают.
Как много интересного мы увидели и приобрели. На ярмарку ходили не только взрослые, они брали с собой детей, покупали им игрушки, катали на качелях-каруселях. На нашей ярмарке тоже есть карусель. Садитесь на карусель. (дети встают около шеста с ленточками и берут по одной ленточке в руку, идут по кругу под народную музыку)
-Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише карусель остановите.
-Подходим к следующему столу с товаром.
Скоморох:
На наш товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые,
Нет изделий краше,
Хохломы нашей!
-Какие изделия здесь видим? Как вы думаете, из чего они сделаны?
Какими элементами узора мастер расписывает игрушки?
Какие цвета присутствуют в хохломской росписи?
Почему говорят «золотая хохлома»? (ответы детей) (звучит фонограмма)
Скоморох:
Эй, ребята молодцы,
Все берите бубенцы,
Ложки выбирайте,
Играть начинайте.
(дети играют на ложках)
Где же находится эта деревня Хохлома, в которой живут мастера-умельцы?
(по силуэту игрушки находим на карте и прикрепляем цветной силуэт).

Скоморох:
-А вот послушайте мою загадку:
Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо.
(самовар)
Самовары издавна делали в городе Тула. Давайте найдем этот город на карте.
(найти на карте и прикрепить цветной силуэт).
Кто знает, зачем нужен самовар? Чем его заменили в наши дни? (ответы детей)
Самовар кипит, уходить не велит! Хотите чаю попить? С чем пить будем? Город Тула славиться пряниками.
Ванильные и мятные
Снежинки и жар-птицы!
Такие ароматные!
С изюмом и с корицей!
С орехами, с цукатами,
С узором из фисташек!
И беленький барашек!
(рассматривают Тульские пряники)
А давайте, ребята, так же как и тульские мастера попробуем сделать свои пряники.
(дети одевают фартуки, вытирают влажными салфетками руки и садятся за столы)
Возьмите тесто и скатайте из него колобок, затем слегка расплющите между ладонями, положите на стол и при помощи зубочисток и трафаретов украсьте свой пряник.
(дети работают) В процессе работы оказывать детям индивидуальную помощь.
Кто закончил разрисовывать свой пряник, можете выкладывать его на противень.
А потом мы отнесем их на кухню и попросим поваров испечь наши пряники.
(дети вытирают руки и снимают фартуки)
Анализ:
Мастерство передавалось из поколения в поколение: от родителей – детям, от бабушек и дедушек – внукам. И пока мы будем помнить об этом, беречь то, что нам досталось, мастерство народа будет жить и радовать нас.
-Много интересного увидели мы на ярмарке. Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (даю оценку деятельности детей).
-Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (по цветным силуэтам на карте уточняем названия игрушек)
-Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Добавить запись

Защита от спам-роботов