Продуктивность воспитательной деятельности

Прокопова Елена Владимировна

Аналитическая справка

по результатам мониторинга образовательного процесса

и детского развития
в группе «Солнышко» ДОУ №11 корпус «Ёлочка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам мониторинга образовательного процесса

и детского развития
в группе «Солнышко» ДОУ №11

Воспитатель: Прокопова Елена Владимировна

Сроки проведения:

сентябрь-май 2020 - 2021 гг.( вторая группа раннего возраста )

сентябрь-май 2021 - 2022 гг.(первая группа раннего возраста)

Цель монторинга: посмотреть динамику освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.

Задачи мониторинга:

  • изучение результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования по образовательным областям;
  • определить уровень освоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);
  • проектирование образовательной деятельности на основе результатов педагогической диагностики (мониторинга) по группе в целом.

Методы диагностики:

  • наблюдение;
  • игровые упражнения;
  • индивидуальная беседа;
  • педагогические ситуации;
  • анализ продуктивной детской деятельности;
  • беседа с родителями с учетом анкетирования.
  • статистическая обработка информации

Объектом мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные знания, умения и навыки  воспитанников.

Субъект мониторинга: дети дошкольного возраста, посещающие группы ДОУ.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется по пяти образовательным областям:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно - эстетическое».

Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:

  • знания, умения и навыки сформированы;
  • знания, умения и навыки находятся в стадии формирования;
  • знания, умения и навыки не сформированы.

Дата проведения: сентябрь-май 2020 - 2021 г.г. ( вторая группа раннего возраста )

Характеристика группы.

В группе 22 ребенка раннего возраста ( 2-3 года). Из них 11 мальчиков и 11 девочек .

Результаты диагностики показали:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Начало года:

Низкий -  70% (15) воспитанников

Средний - 30% ( 7 )  воспитанников

Высокий - 0% (0 ) воспитанников

Конец года:

Низкий - 0% ( 0 ) воспитанников.

Средний - 70% (15) воспитанников.

Высокий -30% (7 ) воспитанников.

Образовательная область: «Речевое  развитие»

Начало года:

 Низкий -  65% (14) воспитанников

Средний - 35% (8) воспитанников

Высокий - 0% (0 ) воспитанников

Конец года:

Низкий - 0% (0 ) воспитанников.

Средний - 70% (15) воспитанников.

Высокий - 30% (7) воспитанников

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Начало года:

Низкий - 44% (10) воспитанников

Средний -56% (12) воспитанников

Высокий -0% (0 ) воспитанников

Конец года:

Низкий -  0% (0) воспитанников

Средний - 56% (12) воспитанников

Высокий -44% (10 ) воспитанников

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Начало года:

 Низкий - 52% (12) воспитанников

Средний -48% (10)  воспитанников

Высокий -0% ( 0 ) воспитанников

Конец года:

Низкий - 0%(0) воспитанников

Средний -60% (14)  воспитанников

Высокий -40%( 8 ) воспитанников

Образовательная область: «Физическое  развитие»

Начало года:

 Низкий - 30% ( 7 ) воспитанников

Средний -44% (10)  воспитанников

Высокий -26% ( 5 ) воспитанников

Конец года:

Низкий - 0% (0) воспитанников

Средний - 30%( 7) воспитанников

Высокий -70% (15) воспитанников

Вывод: Таким образом, воспитательно-образовательная деятельность в   ясельной группе реализуется на достаточном уровне. Очевидна положительная динамика проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми практически сведён к минимуму. Знания, умения и навыки детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.

Дата проведения: сентябрь-май 2021- 2022 г.г. (первая группа раннего возраста)

Характеристика группы.

В группе 23 ребенка раннего возраста (1.5-2 года) . Из них 14 мальчиков и 9 девочек.

Результаты диагностики показали:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Начало года:

Низкий -30% (7) воспитанников

Средний -40% (9) воспитанников

Высокий -30% (7) воспитанников

Конец года:

 Низкий  - 0% (0) воспитанников

Средний -34% (8) воспитанников

Высокий -66% (15) воспитанников

Образовательная область: «Речевое  развитие»

Начало года:

Низкий -26% (6) воспитанников

Средний -48% (11) воспитанников

Высокий -26% (6) воспитанников

Конец года:

Низкий - 0% (0) воспитанников

Средний -40% (9) воспитанников

Высокий -60% (14) воспитанников

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Начало года:

Низкий - 21% (5) воспитанников

Средний -53% (12) воспитанников

Высокий -26% (6) воспитанников

Конец года:

Низкий -0% (0) воспитанников

Средний -30% (7) воспитанников

Высокий -70% (16) воспитанников

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Начало года:

Низкий - 13% (3) воспитанников

Средний - 57% (13) воспитанников

Высокий -30% (7) воспитанников

Конец года:

Низкий - 0% (0) воспитанников

Средний -26% (6) воспитанников

Высокий -74% (17) воспитанников

Образовательная область: «Физическое  развитие»

Начало года:

Низкий - 0% (0) воспитанников

Средний -60% 14) воспитанников

Высокий -40% (9) воспитанников

Конец года:

Низкий - 0% (0) воспитанников

Средний -35% (8) воспитанников

Высокий -65% (15) воспитанников

Вывод: воспитательно-образовательная деятельность в  младшей группе реализуется на достаточном уровне, прослеживается  положительная динамика освоения воспитанниками основной образовательной программы  ДОУ.



Предварительный просмотр:

Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста

Сенсорное развитие в  раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального

 развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста  заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

    Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

Оборудование:

1. деревянная  доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Таблица 1. Сентябрь

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1

+-

+

+

+

-

2

-

-

+

+

-

3

+

+-

+

-

+

4

+

-

+-

+

-

5

+

+

+

-

-

6

+

+

+

+-

-

7

+

+

-

+

+

8

+

-

+-

+

+-

9

+-

+

-

+-

+

10

-

+

+

+-

+

11

+

+-

+

+

-

12

-

-

+-

+

-

13

+-

+-

+

-

+-

14

+-

-

+-

+

-

15

+

+

+

+

-

16

+

+-

-

+-

+

Таблица 2. Май

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1

+

+

+

+

-

2

-

-

+

+

-

3

+

+

+

-

+

4

+

+

+

+

-

5

+

+

+

-

-

6

+

+

+

+

+

7

+

+

-

+

+

8

+

-

+

+

+

9

+

+

-

+

+

10

-

+

+

+-

+

11

+

+

+

+

-

12

+

-

+-

+

-

13

+

+

+

+

+-

14

+-

-

+

+

-

15

+

+

+

+

+

16

+

+

-

+-

+

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или  после показа).

Знаком «+-« отмечены задания, выполненые с неточным соответствием.

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком.

Описание.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

2.  Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:

-  большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

Заключение

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.