Самообразование

Петрова Олеся Васильевна

                                   

Тема : "Нравственно-патриотическое воспитание".

 

 

Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Срок реализации: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023г

Воспитатель : Петрова О.В.

Актуальность:

В настоящее время в системе российского образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса, уважения современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества.

Первые годы жизни ребёнка имеют большое значение в становлении его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель работы:

Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1. Формирование гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, город.

Предполагаемый результат

Ребенок 5–6 лет. :

- Знает свой домашний адрес, название района, города, страны.

- Имеет представление о символике города, страны, называет имя президента.

- Знает название близлежащих улиц.

- Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе.

- Узнает на фотографиях достопримечательности города, района, умеет рассказывать о них.

- Знает профессии своих родителей.

- Знает правила поведения в природе.

- Знает и называет предметы народного декоративно-прикладного искусства.

- Различает некоторые рода войск.

Этапы реализации программы самообразования

Изучение методической литературы:

1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной», 2011г.

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека», 1990г.

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье», 2005г.

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России», 2016г.

5. Арапова-Пискарева Н. А. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, 2004г.

Работа с детьми:

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду.

Беседа «Кто работает в детском саду».

Беседа «Как мы играем в детском саду».

Чтение пословиц и поговорок о дружбе.

Продуктивная изобразительная деятельность.

Выставка рисунков «Я и детский сад».

Октябрь

Беседа «Город, в котором я живу».

Знакомство с символикой нашего города.

Рисование «Герб Нижнего Новгорода».

Беседа «Русские матрешки».

Фотовыставка «Мой город».

Ноябрь

Знакомство с праздниками «Всемирный день ребенка»«День матери».

Мини-проект «Моя семья» :

1. Беседа «Моя семья».

2. Рисование «Мамочка моя».

3. Рисование «Моя семья».

4. Составление рассказов о семье.

Выставка детских рисунков.

Оформление фотоальбома «Моя семья».

Декабрь

Знакомство с традициями празднования нового года.

Знакомство с зимними забавами и развлечениями.

Рисование «Наша нарядная елка».

Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка».

Чтение и заучивание новогодних стихотворений.

Выставка детского творчества.

Январь

Знакомство с народным праздником Рождество, с традициями празднования Рождества.

Беседа «Где я живу, зачем нужно знать свой адрес».

Продуктивная изобразительная деятельность.

Развлечение «Русские святки».

Выставка детского рисунка «Дом в котором я живу».

Февраль

Знакомство с государственным праздником «День защитника Отечества».

Знакомство с военными профессиями.

Чтение художественной литературы.

Продуктивная изобразительная деятельность.

Развлечение «День защитника Отечества».

Выставка детского творчества.

Март

Знакомство с праздником «Международный женский день».

Изготовление открыток.

Знакомство с народной культурой и традициями русского народа. Мини-проект «Профессии моих родителей» :

1. Беседа «Все работы хороши».

2. Д/И «Кому что нужно».

3. Чтение художественной литературы. 4. Продуктивная изобразительная деятельность.

Праздник «8 Марта».

Выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей».

Апрель

Знакомство с достопримечательностями Приокского района.

Рассматривание фотографий.

Беседа «Улица, на которой находится мой детский сад».

Рисование «Мой детский сад».

Конкурс чтецов «День Победы».

Май

Знакомство с праздником «День Победы».

Чтение художественной литературы.

Экскурсия к «Вечному огню» на пл. Жукова.

Изготовление открыток ко дню Победы.

Развлечение «День Победы».

Работа с родителями:

Сентябрь

Знакомство с особенностями образовательной работы на учебный год. Родительское собрание (групповое).

Октябрь

Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.

Анкетирование «Актуальность патриотического воспитания в семье».

Ноябрь

Предложить изготовить кормушки из подручных материалов.

Привлечение родителей к проектной деятельности по теме «Моя семья». Акция «Поможем птицам».

Оформление фотоальбома «Моя семья».

Декабрь

Привлечь к совместной творческой деятельности.

Февраль

Дать советы по формированию патриотических чувств в семье.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

Март

Привлечение родителей к проектной деятельности по теме «Профессии моих родителей».

Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей».

Май

Привлечь родителей к совместной творческой деятельности.

Выставка рисунков «Мы – наследники Победы».

Самореализация

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на педагогическом совете.

Вывод: Патриотическое воспитание современных дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Были намечены основные направления деятельности«Моя семья»«Я и детский сад»«Город, в котором я живу»«Моя страна»«Я и природа»«Народная культура и традиции»«Знакомство с трудом взрослых», с использованием разнообразных форм и методов работы. Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и особенностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствуют росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Дети этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. Таким образом, планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и могут стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет посредством чтения художественной литературы»


Актуальность

Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о близких, как дружить, как быть вежливым и т. д.

Цель работы по теме самообразования : способствование формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Предполагаемый результат:

1. Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.

2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.

3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и соучастие.

Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)

Месяц

Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.

Подбор художественной литературы для чтения детям.

Октябрь Барто А. «Шла вчера я по садовой», Прокофьева С. Л. «Сказка о невоспитанном мышонке».

1. Углубление и расширение представлений о вежливости.

2. Развитие интереса к поучительной истории, к книге.

3. Воспитание дружелюбия.

Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»

Ноябрь «Лисичка – сестричка и серый волк»«Лиса и козел»«Про Иванушку дурачка»«Лисичка со скалочкой».

1. Углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

2. Способствование развитию положительных эмоций путём сопереживания сказочным персонажам;

3. Разъяснение сущности моральных норм. Рекомендовать приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Декабрь Л. Воронкова «Хитрый снеговик», А. Барто «Ёлка», З. Александрова «Птичья ёлка».

Продолжение формирования у детей понятий смены времён года;

1. Способствование развитию произвольного внимания;

2. Воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности. Папка-передвижка «Как подружить ребёнка с книгой?»

Январь А. Мусатов «Откуда хлеб пришёл»; Я. Таяц «Все здесь»«Моя мама пахнет хлебом».

1. Ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

2. Способствование развития положительных эмоций путём сопоставления произведений с реальностью;

3. Воспитание желания трудитьсяИндивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».

Февраль Русская народная сказка «Жихарка»; авторская сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

1. Ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;

2. Развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

3. Воспитание культуры поведения с незнакомцами

Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

Март Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

1. Расширение представления детей о празднике 8 марта;

2. Развитие желания помогать своим мамам;

3. Воспитание чувства гордости за свою маму. Оформление выставки книг для родителей.

Апрель В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером».

1. Ознакомление детей с новыми профессиями;

2. Развивать желание трудиться;

3. Воспитание чувства патриотизма. Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Май Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».

1. Ознакомление детей с жизнью животных;

2. Развитие желания помогать и защищать домашних животных;

3. Воспитание бережного отношения ко всему живому. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Чему нас учат сказки».

Алгоритм работы с книгой

1) Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

2) Чтение книги.

3) Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций в книге, повторное чтение значимого отрывка.

4) Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

Итоговое мероприятие: создание альбома совместных детско-родительских рисунков «Страницы поучительных сказок».

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками - М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.

3. Васюкова Н. Е. Художественная литература для детей 3-5 лет : Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, СЕРИЯ «Истоки», 2016г

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет - М. : ТЦ Сфера 1992.

5. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. : Методика приобщения детей к чтению -М. : Линка-Пресс, 2003.

6. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

7. Микляева Н. Р: Социально-эмоциональное воспитание дошкольников - М. : ТЦ Сфера, 2013г.

8. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

9. Торшилова Е. М. Шалун или мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольника. - М. : ТЦ Сфера, 1998.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры «Русская Матрешка»

По теме «Создание педагогических условий для формирования духовно-нравственного отношения к культурному наследию своей Родины»

Дидактическая игра «Собери Матрешку»

Дидактическая задача : закрепить знания детей о матрёшках, учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение. Ход игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением матрешки. Детям предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет.

Дидактическая игра «Матрешки-крошки» с элементами ФЭМП

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о трех основных цветах игрушки – матрешки, знания детей один-много. Совершенствовать умение складывать обе половинки, соединяя детали рисунка так, чтобы передник, руки соединялись ровно и правильно; последовательно вкладывать матрешки друг в друга и, наоборот, с учетом их размера большой - маленький. Упражнять в сравнении матрешек по высоте высокий-низкий. Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленный вопрос. Развивать мышление, внимание. Формировать навыки коллективного труда.

Дидактическая игра «Расставь по росту»

Задачи: упражнять соотносить по величине матрешки; познакомить с промежуточными размерами - большой, поменьше, самый маленький, побольше, самый большой.

Ход игры:Детям предлагаются матрешки разного размера. Необходимо расположить матрешки от самой большой до маленькой и наоборот. При расположении матрешек вместе с ребенком проговаривайте размер матрешки.

Дидактическая игра «Подбери платочек по цвету»

Задачиучить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; развивать мелкую моторику рук; учиться группировать предметы по цвету.

Ход игры:Детям предлагаются матрешки разного цвета. У каждой матрешки белый платочек. Нужно подобрать платочек такого же цвета как сама матрешка.

Дидактическая игра «Укрась матрёшку»

Задачи: учить украшать силуэты матрешек различными орнаментами. Воспитывать интерес к эстетическому восприятию искусства и народного орнамента.

Ход игры:Детям предлагаются силуэты матрешек разного цвета и различные орнаменты. Нужно красиво украсить матрешку.

Дидактическая игра «Найди такую же»

Задачи: учить сравнить матрёшек, находить одинаковых.

Ход игры:Детям предлагается картинка с изображением различных матрешек и силуэты таких же матрешек, нужно найти одинаковые.

Дидактическая игра «Собери матрёшку»

Задачи: закреплять умение составлять картинку матрешки из 3-4 частей.

Ход игры:Детям предлагаются картинки матрешек, разрезанные на несколько частей, нужно собрать из частей целую матрешку.

Дидактическая игра «Подбери сестричку»

Задачи: закреплять умение сравнивать узоры сарафана, цветовую гамму.

Дидактическая игра «Найди недостающую матрёшку»

Задачи: учить сравнивать матрёшек по строчкам или по столбцам, найти недостающую.

Дидактическая игра «Найди матрёшке домик»

Задачи: упражнять детей находить соответствие между размером матрёшки и трафаретом домика.



Предварительный просмотр:

Искусство гжели и разновидность программ по нравственному воспитанию дошкольников

Искусство гжели и разновидность программ по нравственному воспитанию дошкольников

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Использование гжельского народного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно - прикладного искусства.

Одной из важных задач, стоящих перед каждым педагогом, является задача патриотического воспитания обучающихся. Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы. Как отмечает отечественный педагог Т. С. Комарова, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему». Народный художественный промысел Гжель лаконичен, но при этом — праздничен, композиция совершенна и очень узнаваема. Произведения русского народного искусства, его форма выражения и отношения к реальности, воспринимаемой через богатство тем, уникальное содержание, влияют на ребенка и могут научить образно думать. Они способны через творческое восприятие обычных предметов или явлений заложить основы нравственной культуры, сформировать уважение к результату деятельности многих поколений. Посредством образцов народного искусства, педагог формирует в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт. Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей. Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.

В последнее время в условиях вариативности образования, закрепленной в ФЗ-№ 273 «Об образовании в Российской Федерации», появилось много разнообразных программ, которые предусматривают различные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Отметим некоторые программы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народной культуры:

• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Программа направлена на становление личности ребенка, его индивидуальных особенностей; развитие общечеловеческих и духовных ценностей, разнообразных видов деятельности. Культуросообразие — это принцип программы, который обеспечивает учет традиций в образовании и национальных ценностей, восполняет недостатки эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей.

• «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук. Программа нравственно-патриотического воспитания, направленная на приобщение детей к национальной культуре, формирование любви и уважения к России, как к своей родине, и социализации личности дошкольников. Направления работы по программе : воспитание любви к семье, дому, малой родине, к своему краю и большой Родине - России; развитие межличностных отношений, приобщение к основам национальной культуры и быта; развитие желания и потребности в творческом, активном преобразовании окружающего пространства в духе народных традиций.

• «Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Парциальная программа патриотического воспитания направлена на восстановление преемственности в воспитании, освоении традиционной отечественной культуры; приобщение дошкольников к традиционной русской культуре; формирование дружбы и уважения между людьми разных национальностей, основ национального самосознания и любви к Родине.

• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. Целью программы является ознакомление с жизнью и бытом родного народа, присущими ему нравственными ценностями, особенностями и традициями, формирование у дошкольников «базиса культуры». Авторы программы сделали акцент : на предметы, которые окружают ребенка, должны быть национальными, соответствовать культуре народа, быть направлены на использование фольклора, народных традиций и праздников.

• «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» под редакцией Н. Б. Кутьиной, науч. ред. В. В. Селиванов. Целью программы является развитие и воспитание у детей дошкольного возраста интереса к объектам мировой и национальной культуры, способности воспринимать их в музейном пространстве, воспитание начал толерантности и патриотизма, развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Проанализировав цели данных программ, направленных на нравственное воспитание дошкольников, можно сделать вывод - во многих программах разработана модель нравственного воспитания посредством народной культуры. Однако, воспитание нравственности не приведет к желаемому результату, если не затрагивать переживания, эмоции ребенка, не обращаться к его душе. Поэтому в работе с детьми необходимо использовать культурологический подход, т. е. рассматривать воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур. Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день — это осознание детьми, какой культуре мы принадлежим, где мы живем.



Предварительный просмотр:

«Влияние патриотического воспитание на развитие личности дошкольника»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков

Любовь к своей Родине, знания о неповторимости и богатстве её культурных традиций, бережное отношение к ним играют огромную роль в становлении личности ребенка. Для каждого человека важно любить свою семью, свой родной город, гордиться Родиной.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками, т. е. неразрывно связаны с воспитание у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирает бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающегося от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

Вехи истории- это три угла: вчера, сегодня, завтра.

«Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.

«Сегодня» - возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры.

«Завтра» - гармонично развитая личность.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Кроме того, патриотическое воспитание в детском саду – это первый этап патриотического воспитания, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способного успешно выполнять свои гражданские обязанности, на формирование и развитие социально значимых ценностей. Следовательно, патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности народа.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование у него бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к трудуразвитие интереса к русским народным традициям; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн, воспитание преданности и любви к своему Отечеству, своему народу, гордость за их прошлое и настоящее. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые с рождения связывают его с родным домом и ближайшим окружением.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной, духовной пищей, в которой он так нуждается. Ребёнок учиться восхищаться тем, что его окружает, проявляет заботу к окружающему, постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личностиразвитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизнивоспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенкаразвитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине является одной из главных задач, которая стоит перед дошкольными учреждениями в современном мире.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» – вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья - важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

• развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

• формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

• формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

• развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Система работы по патриотическому воспитанию детей :

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;

воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

-воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

воспитание любви к природе родного края;

воспитание бережного отношения к родной природе;

воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

• занятия в соответствии с темами;

• увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

• работа с родителями;

• экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Одним из главных факторов при формировании патриотического воспитания является сотрудничество педагогов образовательных организаций и родителей. Такими формами сотрудничества могут быть: посещения семьи ребенка, в рамках этой формы, перед педагогом открывается уклад семьи, традиции, взаимоотношения между членами семьи и исходя из полученных данных педагог планирует свою работу. Так же широко используются семинары - практикумы, где молодые родители делятся своим опытом, получают новые знания.

Условиями воспитания патриотических чувств в ДОУ является использование игровой деятельности, народной культуры, литературы.

Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста во многом формируется через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- знакомства детей с сюжетно - ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.

- приобщение дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность.

Человек живет в определенной окружающей среде. Все быстрее и быстрее становится ритм жизни. Все больше общается человек с миром машин. И вот он уже не замечает тоненькую березку под окном, наступает на первые весенние цветы, не слышит журчанье речки. Он не видит красоты вокруг, он черствеет душой. Как избежать этого, как научить наших детей умению жить среди людей, сделать их более устойчивыми к нежелательным влияниямпатриотический воспитание образовательный дошкольник

Перед педагогами стоит множество задач: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Воспитатель, который в своей работе затрагивает вопросы патриотического воспитания детей, напрямую воздействует на формирование полноценной личности, любовь к Родине и родным местам, способность защищать и беречь мир в любимой стране, возможность свободно выражать свою гражданскую позицию. Воспитатель также выполняет важнейшую роль в формировании личности ребенка, способного бескорыстно защищать и страстно любить Родину.