Патриотическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Символика Российской Федерации и Республики Башкортостан | 44 КБ |
Защитники Отечества | 247.39 КБ |
Родина моя | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Галиакберова Рафина Акмановна,
ВоспитательРБ Архангельский район МОБУ СОШ д.Тереклы
Конспект НОД в старшей группе по теме «Наше государство - РФ. Символика страны: герб, флаг, гимн»
Цель: Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
Обучающие: углубить знания и представления детей о Родине – о России. Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Расширить представления детей о Москве – главном городе, столицы России.
Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории, уважение к флагу, гербу, гимну.
Оборудование. Карта, картинки – государственные символы России, портрет президента РФ. Контуры флага, краски.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы патриотического содержания, посещение музея, праздники и развлечения в ДОУ.
Ход НОД:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель: Дети, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша страна. Как, вы думаете, что такое Родина? (Где мы живем).
Воспитатель: Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Наша с вами малая родина - наш город Радужный. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (В России).
Воспитатель: Вслушайтесь в это слово - Россия, Русь. Какие слова мы слышим, когда произносим это слово? (роса, рослый, русый, русло, русский).
Наша страна самая большая в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни, моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота. Любить Родину - это значит, беречь её, трепетно относиться к своей любимой земле. У каждой страны есть свои отличительные знаки (Дети показывают и называют: флаг, герб, гимн).
Воспитатель: Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. На государственном флаге России мы видим 3 цветных полосы, одинаковые по размеру, расположенные по горизонтали. (Вверху - белая полоса, означает мир и чистоту совести. В центре – синяя полоса, означает небо, веру и правду. Красная полоса – нижняя, символизирует огонь и отвагу).
Д/игра «Раскрась флаг». Детям даются контуры с тремя полосками.
Воспитатель: Когда вывешивают Государственный флаг РФ? В какие праздники? (В День победы и в День Защитника Отечества, можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада на Красной площади в Москве, в момент возложения венков или цветов к могиле Неизвестного солдата).
Воспитатель: Это флаг Президента России он называется штандартом, у него особая квадратная форма. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома. Кто у нас президент?
(В Москве работает правительство нашей страны и наш президент В.В. Путин).
Воспитатель: А какой главный город в России? (Москва).
Воспитатель: Москву мы называем столицей нашей Родины. Москва очень большой и красивый город, там много достопримечательностей: Кремль, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Большой театр. В Москве много парков и скверов, веселых аттракционов и кафе. Кто покажет на карте столицу нашей Родины город Москва? (Дети показывают столицу нашей Родины город Москва.)
Государственный флаг - важнейший символ государственной и национальной независимости. Поэтому надо быть очень внимательными. Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет. Где можно увидеть флаг? (Флаг поднят на зданиях, его вывешивают в дни праздников. Флаг развевается на мачтах российских кораблей, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях. Дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы многое рассказали о нашем флаге.
Заучивание пословиц и поговорок:
ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.
РОДНАЯ СТОРОНА МАТЬ, А ЧУЖАЯ - МАЧЕХА.
БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ.
ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ СИЛ НЕ ЖАЛЕЙ.
ВЕЛИКА СВЯТОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ, А ВЕЗДЕ СОЛНЫШКО.
КАЖДОМУ СВОЙ КРАЙ СЛАДОК.
РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.
Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц и поговорок? (Ответы детей)
Физкультминутка «Раз и стану я землёй».
РАЗ – и стану я землёй,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА – и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви, пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!
ТРИ – сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ – камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.
ПЯТЬ – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы друзья!
Воспитатель: Второй символ нашего государства - это герб.
Герб - отличительный знак государства. Дети, расскажите, что изображено на гербе России? (Ответы детей)
Воспитатель: Золотой двуглавый орел на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны. У орла две головы, что означает - наше государство очень большое и единое. В нем живут люди разных национальностей. Над головами орла - короны. Это означает, Россия живет по своим Законам. Он держит скипетр - символ власти и державу - золотой шар, знак могущества, единства. На груди орла изображение всадника - это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руке побеждает черного дракона. Черный дракон - это символ зла.
Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу Добра над злом.
Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба? (На знаменах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах,
на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках).
Воспитатель: Молодцы, очень много рассказали о нашем гербе.
А сейчас мы поговорим о гимне. У каждого государства есть свой Гимн. Где можно услышать гимны государства? (Каждое утро с гимна начинается новый день, его можно услышать на спортивных соревнованиях; Олимпиадах в моменты награждения, в школах в начале учебного года)
Воспитатель: ГИМН - это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине - России, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Дети, а что вы можете рассказать о нашем гимне? (Ответы детей).
Воспитатель: Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения. При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя. Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Дети, а сейчас мы встанем и послушаем главную песню нашей Родины.
ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» муз. А. Александрова слова С. Михалкова
Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы? (Мы граждане большой, красивой и сильной страны. Мы гордимся ее заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней горе и радости. Мы будем стараться сделать Россию еще богаче и сильнее).
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
на тему: «Защитники Отечества»
(старшая группа)
Тема: Наша Армия родная.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Интеграции образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели: Расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления детей о родах войск, военных профессиях.
Задачи: а) образовательные - учить детей навыкам самообразования, умению высказывать собственную точку зрения;
б) развивающие - развивать любознательность, диалогическую речь;
в) воспитательные – воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям военных профессий; бережно относится к своим глазам
Методы и приемы:
- Словесные (объяснения, разъяснения)
- Наглядный (показ демонстрационного материала)
- Игровой (подвижная игра, гимнастика для глаз, психологический настрой на мероприятие).
Предварительная работа: беседа на тему «Наша Армия», «День защитника отечества», заучивание динамической паузы, рассматривание иллюстраций по данной теме.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарный запас детей со словами Отечество, гюйсы, наземные войска.
Материалы и оборудование: презентация (слайды), аудиозапись, разрезные картинки, мешочки для метания, корзинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
Звучит спокойная музыка на военную тематику.
- Дети, к нам сегодня пришли гости, что мы должны сказать гостям? (Здравствуйте.)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
2. Сообщение темы занятия.
- Дети, скоро люди нашей страны будут отмечать очень важный праздник. Кто-нибудь из вас знает, какой?(23 февраля, День защитника Отечества).
А тот, кто не догадался, послушайте стихотворение:
День такой у нас один –
Праздник мальчиков, мужчин.
Отмечает вся страна –
Двадцать третье февраля.
Этот день все знать должны –
День защитников страны
- Кто такие защитники? (Солдаты, военные).
- Кого мы можем поздравить в этот день?
- Дети, кто из вас знает, что такое Отечество? Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Отечеством называют Родину. (Дети повторяют слово «Отечество»)
Давайте мы посмотрим, как выглядели защитники нашей родины раньше и как выглядят сейчас (рассматривание картины).
Воспитатель: (Показ конверта). Нам написали письмо солдаты из военной части. Военные поздравляют мальчиков как будущих Солдатов с праздником, а также поздравляют девочек, которые захотят служить во благо Отечества. Они интересуются, знаем ли мы про армию и приготовили задания для нас. Вы согласны пройти их? (Да)
Воспитатель: Кто защищает Родину?
Дети: Солдаты.
Воспитатель: Какими должны быть солдаты в Армии?
Дети: (сильными, умными, ловкими, находчивыми, хитрыми, сообразительными, выносливыми.)
Гимнастика для глаз с предметом (флажок)
Воспитатель:
Мне солдаты на электронную почту прислали презентацию «Рода войск Российской Армии» Сейчас мы с вами познакомимся с родами войск
Военно–морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.
Военно–воздушные войска.
Военно – воздушные силы защищают Отечество с воздуха (Летчики, дисантники )
Сухопутные войска.
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
Воспитатель: Зачем в Армии так много родов войск?
Дети: (Чтобы защищать нашу Родину со всех сторон и с суши, и с моря, и с воздуха).
Воспитатель: На столе лежат картинки с изображением представителей военных профессий. Выберите каждый картинку, назовите профессию и скажите, что нужно военному этой профессии (летчику – самолет и т.д.)
Воспитатель: Наши солдаты должны быть очень внимательными. Сейчас мы посмотрим внимательные ли вы.
Физкульминутка «Будьте внимательны»
Берем четыре флажка и показываем цвета.
- Синий - хлопать,
- Зеленый – маршировать,
- Желтый – приседать,
- Красный – «ура» кричать.
- А теперь скажите, нужна армия в мирное время? (Да, армия должна быть готова защитить нашу родину от врагов).
- Чем занимаются солдаты в мирное время? (тренируются, учатся стрелять)
Воспитатель: Знаете ли вы, что военные должны быть не только умными, сильными, смелыми, но и меткими.
Чтоб попасть в цель, давайте наши глазки отдохнут.
Гимнастика для глаз «Ветер дует нам в лицо» проводит Кира Бобович
Подвижная игра «Попади в цель»
Воспитатель: Защитники родины всегда пользуются уважением и любовью всех людей. Нашу армию мы называем родной. Наша – это какая? (российская, непобедимая, защитница родины).
Почему наша армия называется Российской? (Потому что мы живем в России).
-Скажите, хотели бы вы служить в армии? В каких войсках? Почему? (ответы детей).
4.Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось?
- Молодцы, дети, очень хорошо работали.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе
Тема: «Моя Родина – Россия»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
- Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение. Развивать речь, умение анализировать. Обогащение активного словаря детей.(Речевое развитие)
- Продолжать приучать детей внимательно слушать стихи, правильно воспринимать содержание.(Речевое развитие)
- Формировать у детей представление об образе Родины. Знакомить с символикой (Познавательное развитие)
- Продолжать воспитывать любовь к родному городу, стране.(Социально-коммуникативное развитие)
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение вырезать и наклеивать.(Художественно-эстетическое развитие)
- Развивать опыт двигательной активности в физкультминутке. (Физическое развитие)
Методы и приёмы:
-практические-физкультминутка; слушание гимна; изготовление флага
-словесные-беседа; рассказ воспитателя; чтение стихов; вопросы к детям
-игровые –игра «Добрые ладошки»
-наглядные-демонстрация иллюстраций; карта; изображение флага и герба
Материал: карта, небольшие иллюстрации с изображением достопримечательностей города Новокуйбышевска и природы России, гимн России, изображение флага и герба России
Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений детьми. Беседы о нашем городе, крае; рассматривание фотографий, иллюстраций.
Логика образовательной деятельности
1. Оргмомент
Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг. Игра «Добрые ладошки».
— Ребята покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло).
— Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый мой сосед.
Дети садятся на стульчики.
2. Основная Я хочу прочитать вам замечательное стихотворение, внимательно послушайте его:
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
В. : О чем это стихотворение ребята?
Д. : О Родине
В. : Правильно ребята оно о Родине, это стихотворение так и называется «Наша Родина», а написал его замечательный поэт - Георгий Ладонщиков..
Что такое Родина?
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
«Это наша Родина,
Милая Россия,
Нет другой на свете
Родины такой!»
А как вы думаете, что такое Родина?
-Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна. -Ребята, а как называется наша страна? Вот посмотрите какая огромная наша страна-Россия (показ на карте) -Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце.
Мы живём в России, значит мы (россияне)
А как называется самый главный город нашей страны, столица России ? (Москва)
- Верно, ребята, Москва.
В России городов не счесть,
У них особенные лица,
И самый главный город есть:
Москва - прекрасная столица.
Москвы – красавицы наряд
Из многих выполнен узоров,
На солнце золотом блестят
Кресты и маковки соборов.
Девятый век Москва живет,
Столица славная России,
И расцветает каждый год Пышнее, ярче и красивей.
Физкультминутка:
Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову в право)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег по кругу)
В: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге? Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете
Стихотворение о российском флаге.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота.
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов наглядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак, -
Доблестный трёхцветный наш российский флаг
В: Герб – еще один символ России
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад - на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный. В. Степанов
В: А теперь, послушайте музыкальный отрывок и скажите, что это (гимн) --Правильно, гимн прославляет силу и заслуги нашей Родины.
В: Скажите, а кто у нас самый главный человек в стране (президент В. В. Путин)
В.: А давайте смастерим свой небольшой флаг России и у каждого из нас будет свой маленький флажок (мастерят флажок).
В.:А в каком городе живем мы с вами?
Д. : В Новокуйбышевске
В. : Правильно, ребята! Это наш родной город. Сначала наш город был очень маленьким, потом начали строить новые дома, больницы, школы, детские сады, и наш город стал большим и красивым.
Воспитатель показывает иллюстрации старого города. Затем рассматривают иллюстрации современного города. Обсуждают с детьми где они живут, где любят гулять
3.Заключительная часть
В: Дорогие ребята! Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о её людях, историю, берегите её природу, храните её обычаи и традиции!
«Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ»
В.: Давайте будем вместе Родину нашу любить
И для потомков наших бережно ее хранить