Мелешко Наталия Васильевна

.

«Пальчиковая  гимнастика  в помощь учителю-логопеду».

Пальчиковая гимнастика  развивает в детях фантазию и воображение. Руками можно "рассказывать" целую историю.  Ритмичные движения пальцев и кистей рук  повышают речевую активность дошкольников, учат вслушиваться  и улавливать правильную речь, понимать её, повышает речевую активность и создаёт благоприятную эмоциональную  атмосферу

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Упражнения:

- «Резиночки» - ребёнок, ориентируясь на карточки-образцы, надевает поочерёдно на пальцы разноцветные резинки. Необходимо соблюдать последовательность надевания и цвет резинок.

- «Моталки» - используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.

- «Пальчиковые и слоговые дорожки» - проходим по дорожкам и автоматизируем звук изолированно и в слогах, тренируем силу и высоту голоса.

- «Волчки» - развиваем мелкую моторику и автоматизируем изолированный звук.

- Пальчиковый тренажёр «Топотоша слоник» - играем, проходя дорожки и проговаривая слоги, выполняем различные движения «слоником»: «Слоник умеет ходить, бегать, сидеть, стоять на задних ногах, на передних, поднимать хобот вверх, кивать головой». Во время этих действий можно автоматизировать звук слогах и словах и отрабатывать грамматические категории, например, «Слоник видит пять яблок… и т.д.».

- «Трубочка» - растягиваем трубочку, используем для «переговаривания» через неё, игры типа «запомни-повтори», проговариваем слоговые цепочки, цепочки слов. При этом можно слушать свою речь для контроля звука. Затем в конце игр собираем трубочку. Можно использовать как телефонную трубку для контроля собственного произношения.

- «Фигурные скрепки» - развиваем мелкую моторику, при этом автоматизируем звук и учимся согласовывать сущ. и числит.

- «Лягушки – попрыгушки» - нажимаем на лягушку поочерёдно каждым пальцем правой и левой руки. Укрепляем мышцы всех пальцев рук.

Тактильно-кинестетическая стимуляция.

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, одним из проявлений этого является совершенствование речи ребенка. Это обуславливает необходимость при работе над артикуляцией одновременно развивать функциональные возможности пальцев рук. С целью усиления кинестезий некоторые исследователи для увеличения эффекта логопедической работы, предлагают использовать пальцевые движения на специальных тренажерах. В качестве таких тренажеров могут быть использованы резиновые или пластмассовые коврики с игольчатой поверхностью, массажные мячи и другие приспособления.

Упражнения:

- «Пальчиковые коврики» - проходим по дорожкам обычными шагами, затем приставными, затем указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем, потом те же варианты с большим и остальными пальцами с одновременным проговариванием слогов с автоматизируемым звуком. Также можно использовать для дифференциации звуков, чередуя оппозиционные звуки, слоги или слова.

- «Колечки» - произносим слоги или слова со звуком и сжимаем колечки. Можно использовать и при автоматизации и при дифференциации звуков.

- «Ёжики» - также используем для отработки и различения звуков. Также можно дарить картинки со звуками ёжикам.

Су-Джок терапия.

 Это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Упражнения:

- «Колючий ёжик» - массаж подушечек пальцев рук, можно с проговариванием слогов.

- «Пружинки» - одеваем пружинку на каждый палец обеих рук поочерёдно, придумывая слова с заданным звуком.

- «Кочки» - раскручиваем шарик и делаем кочки. Дифференцируем звуки, проходя по кочкам (в слогах и словах).

Кинезиологические упражнения.

 Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• повышают стрессоустойчивость,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания,

• облегчают процесс чтения и письма,

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения:

- «Колечки» - Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками одном направлении, затем в разнонаправленном.

- «Цепочка» - соединяем поочерёдно большой палец с каждым, образуя цепочки. Сначала двигаемся к мизинцу, затем к указательному пальцу.

- «Один – четыре» - поочерёдно каждой рукой показываем один – большой палец, другой четыре – прячем большой под четыре пальца, по команде меняем положение пальцев. Выполняем сначала одно рукой, потом обеими.

- «Прямоугольник» - образуем прямоугольник большими и указательными пальцами обеих рук. И каждый раз меняем стороны прямогольника, то пальцы правой руки снизу, то левой.

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Для автоматизации звуков можно использовать распевки Овчинниковой, логопедические песенки Железновых. Также я активно использую «Артикуляционную аэробику» - выполнение артикуляционной и мимической гимнастики под ритмичную музыку. Фонеритмические упражнения используем для отработки чёткой артикуляции гласных звуков. Выполняем пение гласных под музыку с одновременным движением рук под ритмичную музыку. Затем для развития слоговой структуры можно использовать пропевание слогов как однотипной так и разнотипной структуры, также под музыку сопряжённо с движением рук. Вариативность использования в работе учителя-логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса в целом.

Добавить запись

Защита от спам-роботов