Моделирование
Предварительный просмотр:
Метод моделирования как средство формирования компетентности у учащихся при изучении биологии
Коллеги, мы с вами знаем, что для формирования компетентности и достижения результатов учащихся необходимо создание определенной среды и развитие универсальных учебных действий. Школьники должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Вот от слова «МОДЕЛИ» мы и оттолкнемся в нашей сегодняшней беседе, поговорим об использовании метода моделирования на уроках биологии как средства формирования компетентности учащихся.
Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения.
Использование метода моделирования позволяет развивать:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
- способствует развитию у ученика мотивационной сферы, интеллекта, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
- развитию творческого потенциала.
Моделирование находит широкое применение не только из-за того, что может заменить эксперимент. Оно имеет большое самостоятельное значение, которое выражается в целом ряде преимуществ.
- по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования;
- можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;
Какие же модели, и с какой целью можно применить при изучении предмета БИОЛОГИЯ? Приведу конкретные примеры…
Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.
Предметные модели
Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).
При изучении темы «Строение клетки» можно проводить занятия по моделированию растительной и животной клетки с использованием пластилина. Этот прием можно использовать как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Подобные задания возможно применять и на других уроках в 6 классах, что объясняется психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста. Даже становясь старше дети не отказываются от подобной формы игры. Они играют сами и приобщают нас – взрослых. На мероприятии посвященном Дню Учителя дети на шуточном уроке биологии попросили учащихся (в этот день ими были учителя) сделать цепь питания при помощи пластилина.
После «пластилиновых» работ лучше воспринимается и теоретический материал.
При изучении темы «Строение цветка», 6 класс, учащимся предлагается создать модель цветка, опыляемого насекомыми. Для выполнения работы учащимся необходимы различные знания из области морфологии цветка. В ходе моделирования они проходят несколько этапов деятельности.
Другими словами учащиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько ученик понимает предмет.
В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, природные материалы и др. При изучении темы «Рост и развитие животных» аппликацией изготавливаем модели бластулы, гаструлы и нейрулы. Примером предметной модели может послужить модель принципа конструктора - пазлы.
Информационные модели
Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде схем.
В итоге получится структура, которая графически отображает размышления. При построении каждой схемы в неё можно включить следующие аспекты: происхождение понятия; зарождение знания, его развитие, современное состояние; внутрипредметные и межпредметные связи знаний; прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве и т.д.
Данная модель имеет различные названия: схема, интеллект-карта, кластер (прием в технологии развития критического мышления).
Очень эффективно использовать информационные модели при изучении систем и аппаратов органов в 8 классе и Царства Животных в 7 классе, где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются учениками, особенно когда эти символы выбирают и предлагают сами дети.
Игровое моделирование.
Хотелось бы вспомнить еще об одном виде моделирования – игровое. В ходе изучения темы детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Учащиеся анализируют, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.
При изучении Царства Грибы детям присваивается имя гриба. Ведущий должен собрать в «корзину» грибы одной из групп (съедобные или ядовитые, трубчатые или пластинчатые, плесневые, грибы-паразиты).
Игровое моделирование часто используется и в качестве физкультурной минутки.
В восьмом классе при изучении темы «Ткани и органы» учащиеся, с удовольствием выполняя роль, «клеток» моделируют ткани. Традиционно в конце предметной декады проводим конкурсно-развлекательную программу «В королевстве естественно-общественных наук» на которой игровое моделирование является одним из самых любимых конкурсов учащихся.
Использование метода моделирования позволяет развивать:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формировать и развить экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
- а так же другие универсальные учебные действия.
Созданные модели используются на разных этапах урока: при постановке учебной задачи на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.