Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года - 2023"
Мои разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_dryaevoy_d.a.doc | 91 КБ |
vospitatelnoe_meropriyatie_dryaevoy_d.a.docx | 25.3 КБ |
master-klass_dryaevoy_d.a.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока русского языка в 6 классе
Тема: Разряды имен прилагательных
Тип урока: комбинированный; урок комплексного применения знаний учащихся, призванный привить навыки самостоятельно применять знания и умения, осуществлять перенос их в новые условия.
Цель урока: закрепить знание о разрядах прилагательных по значению; дать понятие о переходе прилагательных в другие разряды, знать морфологические признаки разрядов прилагательных.
Задачи:
образовательные: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; закрепить знания о разрядах прилагательных; дать понятие об употреблении прилагательных в значении других разрядов, показать, как подобные прилагательные употребляются в художественных текстах виде эпитетов;
развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы; развить навык умения работать с текстом;
воспитательные: воспитание патриотизма и любви к Родине; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – прилагательными, для самовыражения и развития творческих способностей личности.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.
Предметные: находить прилагательные в предложении, определять их разряд, использовать в речи, разграничивать степени сравнения качественных прилагательных, наблюдать за использованием разрядов прилагательных в художественной речи, определять их роль в текстах разных типов речи.
Методы: исследовательский, частично-поисковый, здоровьесбережение, ИКТ.
Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение.
Формы деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор, УПК по русскому языку для 6 класса под ред. В.В. Бабайцевой, 2019 г., раздаточный материал, портреты шахматистов, плакат, шахматная доска.
Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения.
Предварительный просмотр:
Тема воспитательного события
«Человек идет к цели дорогою добра!»
Школьники на занятии познакомятся с таким понятиями как «Цель», «Достижение успеха», «Индивидуальность» через обсуждение видеоцитат
Цель:
- Способствовать формированию нравственных качеств: доброта, отзывчивость, целеустремленность;
- Способствовать развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи, умения говорить, рассуждать, проявлять творческую активность;
- Воспитывать уважение к людям, стремление совершать добрые дела.
Задачи:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- воспитывать у детей чувство дружбы, умения находить выход из трудных ситуаций;
- воспитывать стремление совершать добрые дела, воспитывать у учащихся нравственные качества;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
Оборудование: Компьютер, проектор с экраном или интерактивная доска, колонки, мяч, микрофон - по желанию
Звучит фоновая музыка, дети входят в кабинет. Парты убраны. Полукругом стоят стулья. Помощник раздает школьникам по листу бумаги.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, жюри. Я рада Васприветствовать на нашей сегодняшней встрече, которая посвящена однойизважных и актуальных тем . А какая тема, вы, ребята, мне скажете сами.
Я предлагаю вам взять листок бумаги. Ваша задача- поместить этот листок в ладошке. Вы можете его сминать, рвать, сгибать, складывать. Итак, приступим! А теперь откройте свою ладошку и посмотрите на свой листок внимательно. Давайте попробуем сравнить результат с листочком ваших друзей. Есть ли у кого – то точно такой же?
У каждого получилось что – то своё. Вы складывали по-разному, вы разрывали по-разному, вы, даже, сминали листочек по-разному. Так и в жизни: каждый человек неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Послушайте, что об этом говорит артист театра и кино Николай Фоменко (6.45-6,53) «Я хотел бы, что бы вы думали о себе, как об индивидууме. Каждый -это единица, которой больше нет и не будет. Которая больше не повторится никогда».(Видео)
Ребята, вы индивидуальны и уникальны каждый по – своему, поэтому и планы на будущее у каждого свои.
А сейчас поиграем и узнаем о ваших планах и мечтах, я вам будут бросать мяч, а вы его возвращайте мне и одним предложением отвечайте «Я мечтаю о…».
(Учитель берет мяч и бросает учащимся. Участник возвращает мяч с фразой о своей мечте. Далее учитель снова бросает мяч другому ученику и т. д. Рекомендации: Начать лучше игру с тех, кто проявил активность, постараться охватить большинство детей.)
Какие же у вас разнообразные мечты! А чего вы уже доблись?
Учитель: Молодцы! А, теперь еще вопрос: «Что человек должен пред собой поставить, чтобы приблизиться к своей мечте?»
Дети высказывают различные предположения.
Учитель: Итак, тема нашейвстречи–« Человек идет к цели дорогою добра»
Учитель: Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, развитию своего интеллекта и своего таланта.
Посмотрите добрый мультфильм про щенка, который хотел стать собакой-поводырем и помогать людям, которые не могут видеть мир, как мы с вами.
Мультфильм «Пип» (2 мин)
Учитель: Ребята, понравился вам мультфильм?
Как вы думаете, что помогло Пипу достичь свою мечту и стать собакой-поводырём? Знал ли Пип, что так произойдет и ему нужно будет спасти человека?
(Дети высказывают различные предположения и среди них будет:«Пипу помог случай!».
Правильно! Жизнь, вообще – это цепь случайностей. Случай дается каждому! Весь вопрос в том, насколько вы готовы к этому случаю! Готовы или не готовы! Случай дается каждому и не один раз!
Как вы думаете, если бы Пип не прилагал усилий в учебе, не придумывал выходы из различных ситуаций, не преодолевал трудности, он был бы готов проявить себя в тот момент, когда ему представился такой случай-спасти человека от опасности?
(идет обсуждение про доброту и старания, которые Пип проявлял при обучении).
Друзья, а как вы думаете, каким нужно быть человеку, что бы он мог преодолевать трудности? Вам нужно назвать его черты и качества. (Учитель дает мяч участникам). Например: добрый …… 10 человек опросить!!!!!
Молодцы! Отлично! Как много физических качеств и чёрт личности вы назвали!
А теперь мы с вами встанем полукругом и поиграем:
Хлопают только те, кто любит игру в шахматы;
Топают только те, кто любит бегать наперегонки;
Хлопают только те, кто любит петь;
Топают только те, кто любит танцевать;
Хлопают только те, кто любит готовить
Топают только те, кто любит вышивать;
Хлопают только те, кому нравится играть в футбол;
Топают только те, у кого прекрасное настроение.
Отлично! Сколько здесь талантливых детей!
Учитель: «Ребята, не надо быть первым! Надо быть лучшим! Потому что первый-это случай! Но, когда – нибудь придут не к первому, а к лучшему и выберут, все равно, лучшего! Потому что первый-это было и ушло, а лучший -это навсегда!»
Наш классный час подходит к концу! Что вы сегодня интересного узнали? Давайте вспомним! Появляются слайды, и дети ДОПОЛНЯЮТ ФРАЗЫ:
- Каждый человек………-индивидуальность!
- Каждый человек……….личность!
- Чтобы добиться успеха, нужно …………быть готовым к случайности!
- Чтобы чему-то научиться, нужно………. не бояться делать ошибок!
- Нельзя научить! А Можно……… научиться!
- Под лежачий камень…………… вода не течет!
- Не надо быть первым! А Надо…………..быть лучшим!
Заключение
Учитель: Ребята, достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к ней, хотя бы, один шаг. Выбирая цель, помните, человек идёт дорогою добра.
Я очень рада сегодняшней встречи с вами. Спасибо, что поделились со мной своими мечтами.
А сейчас я приглашаю вас выйти ко мне, давайте встанем полукругом.
Наша встреча прошла в теплой дружеской атмосфере. Я получила от вас много добрых эмоций и хочу ими с вами поделиться. Для этого нужно собрать нашу энергию и поделиться ею друг с другом. Повторяйте за мной.
А теперь передайте друг другу. Сомкните круг и поделитесь друг с другом.
Я почувствовала ваше тепло и положительную энергию. А что вы почувствовали?
Я благодарю вас за прекрасную встречу. У нас получилось всё, что мы задумали. Давайте поаплодируем друг другу. Всего вам доброго!!
Пожалуйста, займите свои места.
Предварительный просмотр:
Тема мастер- класса «Всем в мире правит красота.
Приемы работы на уроках изучения лексикологии»
Оборудование : На столе: роза в вазочке, репродукция картины «Портрет неизвестной» И. Крамского, жемчужные бусы, презентация
- Вопрос к присутствующим: Что, по-вашему, объединяет эти предметы? Если вопрос вызывает затруднение или даются разнообразные ответы, то задать ещё один вопрос: Вам нравятся эти предметы? Чем? Надо постараться, чтобы ответ сводился к красоте данных предметов. (Они красивые.) Если же слушатели сразу дадут ответ «красота» на первый вопрос, то всё-таки надо спросить, нравятся ли они. Вывод: эти предметы объединяет красота, которая привлекает в них.
- «Да, красота – это великая сила. Она привлекает, притягивает. Оноре де Бальзак писал: «Всегда следует стремиться к прекрасному». А Фёдор Михайлович Достоевский верил, что именно «красота спасёт мир». Даже простой народ был убеждён в силе красоты. Туркмены создали пословицу: «Видеть прекрасное – это кусочек рая». А персидская пословица гласит: «Красивое лицо отрывает двери и исцеляет сердца». К красивому подчас относимся несколько снисходительно: «Красивому яблоку червоточинка не укор», - так утверждает русская пословица.
- Задание залу (группам): сложить пословицу и объяснить её смысл.
- Красота сердца дороже красоты лица. (русская пословица)
- Красота не нуждается в украшениях. (индийская пословица)
- Красота лица – в красоте характера. (арабская пословица)
Проверка групп.
- «Красота человека проявляется во всём – в одежде, лице, речах. Этот ряд можно продолжать. Но главное, как показали нам пословицы, - это красота души. Нередко красивое внешне оказывается безобразным внутренне, а неприглядное снаружи – прекрасным изнутри. Об этом написал Николай Михайлович Заболоцкий. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Демонстрация видеоролика)
- «Красивой должна быть и речь. «Красота – от глаз и уст» - это туркменская пословица. Понимать её можно по-разному. Но разве красота, идущая из уст, это не красота языка?
А что такое для нас красота речи? Это её стройность, правильность, грамотность, соответствие нормам».
- «На уроках мы часто говорим о красоте и богатстве русского языка. И нередко, иллюстрируя это утверждение, обращаемся к … Впрочем, я предлагаю вам самим назвать этот термин».
На доске:
СНОИМИНЫ
- Слова, близкие или одинаковые по значению
- Слова, противоположные по значению
- Разные слова, одинаковые по звучанию
- Какое слово зашифровано? Что оно обозначает? (Синонимы - слова, близкие или одинаковые по значению.)
- Я предлагаю вам подобрать синонимы к слову «красивый». А поможет нам в этом головоломка. В ней зашифровано 9 синонимов к слову «красивый» (само слово отсутствует в табличке). Посмотрим, какая группа за 1 минуту найдёт больше нужных нам слов.
Двигаться можно не только слева-направо и сверху-вниз, но и наоборот. Нельзя – только наискосок.
Группы приступают к работе.
о | ч | а | р | о | с | к | о | у |
л | у | р | п | в | ф | е | ш | р |
х | д | е | р | а | л | ч | н | ы |
д | е | к | е | т | в | у | ч | й |
и | с | р | м | е | и | д | н | ы |
в | н | а | и | л | ь | н | ы | й |
н | ы | с | б | ы | о | ы | ц | ь |
ы | й | н | л | й | т | й | к | й |
ж | й | ы | е | с | т | я | щ | и |
Зашифрованные слова.
- Очаровательный
- Роскошный
- Прекрасный
- Чудесный
- Чудный
- Дивны й
- Премилый
- Блестящий
- Видный
Проверка работы групп. Поблагодарить за работу. Высветить слайд, проверить, все ли синонимы найдены.
- «Нередко речь наша становится некрасивой, если мы часто повторяем одно и то же слово. Этот речевой недочёт мы называем повтором.
Я предлагаю вам изменить текст, заменив повторяющееся слово синонимом».
Работа совместная.
Читаем текст. Какое слово повторяется? Давайте постараемся его заменить синонимами. Участники говорят, а учитель записывает, потом читаем получившийся текст.
Исходный текст.
Передо мной развернулась красивая картина. Красивое поле расстилалось на несколько километров. Цветы, уже немного поблекшие, но всё ещё красивые, расцвечивали его поверхность. Яркие лучи солнца золотили луг, и от этого он казался ещё красивее. А над всем этим великолепием в высоком небе стройными рядами летели красивые лебеди.
Вариант изменённого текста.
Передо мной развернулась чудная картина. Красивое поле расстилалось на несколько километров. Цветы, уже немного поблекшие, но всё ещё очаровательные, расцвечивали его поверхность. Яркие лучи солнца золотили луг, и от этого он казался ещё прелестнее. А над всем этим великолепием в высоком небе стройными рядами летели прекрасныелебеди.
- «Мы начали наш разговор с красоты. Вы совершили чудо: сделали текст красивым. На уроках мы с детьми тоже стремимся создавать красоту.
И при этом никогда не следует забывать – и обязательно убеждаем в этом наших воспитанников – красота везде и всегда с нами – в нас самих или рядом – в других людях, в мире вещей, в природе». Учитель читает стихотворение.
Живёт повсюду красота,
Живёт ни где-нибудь, а рядом.
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке,
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
Живёт повсюду красота,
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.
(Михаи́л Спарта́кович Пляцко́вский)
Всем в мире правит красота! Этими словами я хочу закончить наш мастер-класс. Спасибо за внимание!