Игры и упражнения для развития речи.

Модеева Наталья Ивановна

Уважаемые родители, я очень рада видеть вас на моем сайте. Здесь вы  сможете найти интересную информацию по развитию речи ваших детей, а также задать интересующие вас вопросы.

Веселая артикуляционная гимнастика (Н.В.Нищева )

Если вы хотите, чтоб ваш ребенок научился четко выговаривать все звуки, познакомте его с артикуляционной гимнастикой.

Упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом. Каждое упражнение повторяется 5 раз в медленном темпе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по формированию правильного речевого дыхания.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение для формирования личности ребенка. Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Научиться «речевому» дыханию – т. е. правильно направлять струю воздуха не так просто, как кажется. Поэтому интересная игра – наилучший способ облегчить процесс обучения (во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3-5 минутами).
           Главное: не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное  выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
1. 
«Снежинка». Привяжите на ниточку кусочек ваты (перышко, фантик) и попросите ребенка на него подуть. Губы при этом должны быть округлены и слегка вытянуты вперед «трубочкой». При этом нельзя надувать щеки! Вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч. 
2. 
«Парусник». Принцип тот же: научите ребенка дуть «трубочкой», не надувая щеки, на легкие предметы (самодельные бумажные кораблики, игрушки, пластмассовые яйца от киндер-сюрпризов) на воде в ванной или тазике. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по морю. Дети очень любят эту игру, так что смело можете устраивать регату.
3. 
«Музыкальные игрушки». Разнообразные дудочки, губные гармошки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.
4.
 «Шторм в стакане». Еще один фаворит среди детских дыхательных упражнений. Возьмите два прозрачных стакана, один наполните водой почти до краев, а другой – только на треть. С помощью трубочки для коктейля предложите поиграть в «буль-бульки». При этом в полный стакан нужно дуть слабо, а в неполный – сильно, иначе не получатся «пузырьки». Обязательно обратите внимание ребенка на антагонизмы «слабо-сильно», «много-мало». Не забываем, плечи не поднимать!
5.
 «Воздушные шарики». Тренируем объем и силу выдоха. Выбирайте не очень плотные шары, так как они могут быть не под силу ребенку и вызвать отказ.
6.
 «Мыльные пузыри». Эта полезная игра вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха. Дыхание остается прежним.
А также дыхательные упражнения:
▪  Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
▪  Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
▪  Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
▪  Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов, например порядковый счет на одном выдохе до 3-5 (1, 2, 3), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (10, 9, 8...).

Материал подготовлен учителем-логопедом Модеевой Н.И



Предварительный просмотр:

Советы родителям по проведению мимических упражнений.

«Мама и детеныш»

Цель. Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры. Ребенок играет в паре со взрослым. Один выполняет роль мамы любого знакомого животного, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Взрослый говорит, что мамы могут ласкать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Этот своеобразный диалог сопровождается выразительной мимикой. Животных называет взрослый. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т. п.

«Оживи камешки!»

Цель. Развитие наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно «оживить», если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», а взрослый отгадает с первого раза.

«Сказочные зайцы»

Цель. Развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений и речи.

Описание игры. Взрослый вспоминает сказки, в сюжете которых участвуют зайцы. Ребенок рассказывает, какие это зайцы, или изображает, как они себя ведут, не называя данной сказки. Взрослый отгадывает, из какой сказки этот заяц. Ребенок должен быть знаком со сказками: «Лиса, заяц и петух», «Заяц-хваста», «Сказка про храброго зайца», «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Заяц и еж» и др.

«Колобок»

Цель. Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Описание игры. Взрослый катит ребенку мяч. Это всеми любимый и известный даже самым маленьким Колобок. Ребенок, поймав мяч, должен сказать ему несколько, слов или задать вопрос, сопровождая фразу соответствующей мимикой (выражением лица).  Например:

  • Ты кто? (Удивление.)
  • Колобок, я знаю, из какой ты сказки! (Радость)
  • Колобок, убегай от лисы. (Тревога.)
  • Колобок, я знаю — ты не придешь ко мне в гости. (Печаль.)

«Снежинки»

Цель. Развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.

Описание игры

Вариант 1. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.

Вариант 2. Ребенку дают снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.

«Нарисуй облако»

Цель. Развитие воображения, сосредоточенности.

Описание игры. Ребенку предлагается нарисовать облако, свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка, или придуманным и интересно (сюжетно) обоснованным, например как в стихотворении

Я. Акима «Облака»:

  • Облако за облаком
  • По небу гналось –
  • За облачком-лодкой
  • Облако-лось.
  • Лось шагает ходко,
  • Не хочет отстать,
  • Но рогами лодку
  • Не может достать. (Возможная эмоция — досада.)
  • А ветер гонит, гонит,
  • Торопит облака,
  • То с налету тронет,
  • То шевельнет слегка.
  • Стала меньше лодочка,
  • Вытянулся лось,
  • И от лося облачко
  • Вдруг оторвалось. (Возможная эмоция — радость.)
  • Где же лось прыгучий?
  • Позабудь о нем.
  • Обернулась туча
  • Скачущим конем.
  • А за ним ребенок—
  • Белый жеребенок.
  • Вот какай конница
  • Теперь за лодкой гонится(Возможная эмоция — восторг.)
  • А ветер пуще, пуще
  • Поднялся,
  • И выросли у лодки
  • Паруса.
  • Догоняйте, рысаки,
  • Лодочка вертка... (Возможная эмоция — разочарование.)
  • Я лежу у реки,
  • Я гляжу из-под руки,
  • И бегут надо мной
  • В небе облака.

Материал подготовлен учителем-логопедом Модеевой Н.И.