Комплексные работы по биологии и химии.

На сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) размещены  задания по биологии и химии, разработанные на основе межпредметных подходов к изучению русского языка с целью повышения уровня владения русским языком как основы культурного и образовательного единства. Задания развивают предметные умения, читательскую грамотность и коммуникативную компетентность в письменной речи обучающихся по образовательным программам основного общего образования.

Размещены комплексы заданий по предметам естественнонаучного цикла и методические рекомендации для учителей по использованию заданий
 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Комплексы заданий по предметам естественнонаучного цикла и методические рекомендации для учителей по использованию заданий: http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov/biologiya-100-zadanii.pdf
  2. Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов

в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности

https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol#!/tab/223974643-4

  1. Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования

 https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko

  1.    Анализ дидактических и принятых в предметных методиках преподавания, биологии, химии подходов к определению понятий «задача» и «практико-ориентированная задача», построению типологии задач. С учетом глобальных компетенций и задач формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы дано описание круга базовых навыков, компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач по  биологии, химии. 

   Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по ХИМИИ, необходимых для решения практико-ориентированных задач http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metodika-otsenivaniya-bazovykh-navykov/khimiya_metodika.pdf

Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по БИОЛОГИИ, необходимых для решения практико-ориентированных задач

http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metodika-otsenivaniya-bazovykh-navykov/biologiya_metodika.pdf

  1. Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».

     В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

    Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:

•200 заданий для обучающихся 7 классов;

•200 заданий для обучающихся 8 классов;

•300 заданий для обучающихся 9 классов.

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

  1. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий по оценке читательской грамотности обучающихся 5-9 классов, сформированный в рамках выполнения работ по Государственному контракту № Ф-12-кс-2022 «Формирование банка заданий по оценке читательской грамотности обучающихся».
        Банк разработан на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественнонаучного цикла (биология, химия и физика) и содержит 900 заданий, в том числе:
    - 150 заданий для обучающихся 5 классов,
    - 150 заданий для обучающихся 6 классов,
    - 200 заданий для обучающихся 7 классов,
    - 200 заданий для обучающихся 8 классов,
    - 200 заданий для обучающихся 9 классов.

    На базе заданий банка сформированы контрольные измерительные материалы для 5-9 классов.

Открытый банк заданий по оценке читательской грамотности обучающихся (V-IX классы)

                Для организации работы с банком разработаны Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся.

                https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа

по химии для учащихся 8 класса

по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

Спецификация

1. Назначение диагностической работы

Содержание  комплексной работы  определялось на основе требований к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и с учетом материалов разделов «Структура планируемых результатов» и «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования»  Примерной образовательной программы основного общего образования.

Диагностическая работа проводится в конце изучения темы «Изменения, происходящие с веществами» с целью определения уровня знаний учащихся и направления дальнейшей работы учителя над повышением качества знаний учащихся 8 класса по химии в рамках мониторинга достижения планируемых предметных и метапредметных результатов освоения курса.

2. Характеристика структуры и содержание работы

Каждый вариант диагностической работы состоит из 5 заданий.

         3. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности:

Задание №1 - повышенный уровень (15 баллов),

Задание №2 - повышенный уровень (12 баллов),

Задание №3 - базовый уровень (3 балла),

Задание №4 – высокий уровень (11 баллов),

Задание №5 – высокий уровень (3 балла).

  1. Время выполнения работы

Примерное время выполнения заданий составляет:

  1. для задания №1 - 12 минут;
  2. для задания №2 - 7 минут;
  3. для задания №3 - 4 минут;
  4. для задания №4 - 10 минут;
  5. для задания №5 - 12 минут;

На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

По результатам диагностики можно определить   три уровня овладения учащимися спектром проверяемых универсальных учебных действий — высокий, средний и низкий.

Низкий  уровень показывает, что учащийся узнает отдельные изученные  в рамках основной ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащийся с низким уровнем овладения УУД  может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие  занятия по освоению всего  спектра общеучебных умений.

Средний уровень говорит о том, что учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с  целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.

Высокий  уровень показывает, что учащиеся  достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.

Первичный балл

37 - 44

31 - 36

22 - 30

Менее 22

% выполнения

85 – 100%

70 – 84%

50 – 69%

ниже 50%

уровень

высокий

повышенный

средний

низкий

отметка

5

4

3

2

6. Проверяемые результаты обучения

№ задания

Проверяемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

1

     установление причинно - следственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей;

    описывать                             признаки и условия протекания химических реакций;

    классифицировать понятия;

    правильно формулировать основания классификации;

    распознавать и отличать химические явления;

овладение навыками работы с информацией:

самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источников, учитывая характер учебной задачи;

выделять признаки предметов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа;

различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте;

    планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи;

выбор знаково-символических средств для построения модели;

выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

структурирование знаний.

2

     овладение основами химической грамотности;

             определять типы химических реакций;

 составление уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;

   классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

   классифицировать понятия;

    правильно формулировать основания классификации;

           приводить примеры химических реакций в природе;

понимать смысл химических уравнений;

использовать знаково-символические средства для представления информации и создания моделей изучаемых объектов, с выделением значимых компонентов и связей между ними;

      планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи;

3

    использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена, электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей;

распознавать истинные и ложные суждения по заданным критериям;

       планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи;

          обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив;

          структурирование знаний;

4

   классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

   использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена;

   наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основе анализа информации;

выделять признаки предметов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа;

       планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи;

различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте;

переводить практическую ситуацию в учебную задачу;

5

Проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества.

самостоятельно конструировать способ решения учебной задачи, (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее целесообразный и эффективный);

планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи.

ВАРИАНТ 1

Задание 1.

Прочитайте текст №1 по теме: «Физические и химические явления».

Представьте классификацию в виде схемы: (время выполнения – 12 мин.)

Пример явления

Классификация явления

Основание для классификации явления

Текст №1.

Из нефти путем перегонки получили бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другие нефтепродукты. Эти отдельные порции – фракции, - различаются температурой кипения. Трактора и грузовики работают на дизельном топливе (солярке). Топливом для современных самолетов является керосин. Бензин используют в качестве автомобильного горючего: при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с воздухом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах, при сгорании получаются углекислый газ и вода. Если углекислый газ пропустить через известковую воду, то она помутнеет. Вода, выделяющаяся при сгорании топлива, испаряясь, превращается в водяной пар.

Задание 2.

Охарактеризуйте типы химических реакций, указанных на рисунках, и приведите по два примера уравнений реакций на каждый тип.

141.jpg141.jpg141.jpg141.jpg

   

            рис.1                            рис.2                                   рис.3                         рис.4

Задание 3.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Химической реакцией в химии принято считать превращение одного либо нескольких веществ, в другие вещества. (2) При этом состав реагирующих веществ остается неизменным, а меняется только их агрегатное состояние и размер частиц. (3) Мы с вами окружены химическими реакциями, более того мы сами их регулярно осуществляем различными бытовыми действиями, когда, например, зажигаем спичку или кипятим воду в чайнике. (4) Особенно много химических реакций сами того не подозревая, (а может и подозревая) делают повара, когда готовят еду. (5) Разумеется, и в природных условиях проходит множество химических реакций: извержение вулкана, фотосинтез в листве растений, образование облаков в небе, да что там говорить, практически любой биологический процесс можно отнести к примерам химических реакций. (6) Для записи химических реакций используют уравнения, молекулы реагирующих веществ и продуктов изображаются с помощью химических формул.

Задание 4.

Прочитайте текст.

«Петя провел следующие опыты. Он сжег литий, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор фенолфталеина. К полученному раствору он прилил серную кислоту, а затем туда же добавил хлорид бария».

1) Что наблюдал Петя во время проведения опытов?

2) Приведите уравнения реакций.

3) Укажите тип каждой реакции.

Задание 5.

Оксид железа (III) вступает в реакцию обмена с соляной кислотой. Вычислите, какое количество вещества оксида железа (III) потребуется для получения 0,72 моль хлорида железа (III).

ВАРИАНТ 2

Задание 1.

Прочитайте текст №1 по теме: «Физические и химические явления».

Представьте  классификацию в виде схемы: (время выполнения – 12 мин.)

Пример явления

Классификация явления

Основание для классификации явления

Текст №1

 Из железной руды выплавили железо. Из железа изготовили проволоку. Из проволоки сплели сетку и поставили ее в качестве забора. Сетка-рабица – это универсальный материал для ограждения садовых участков. Но под влиянием воздуха и влаги сетка заржавела, после чего ее сдали на металлолом и отправили на переработку в сталь.

Задание 2.

Охарактеризуйте типы химических реакций, указанных на рисунках, и приведите по два примера уравнений реакций на каждый тип.

141.jpg141.jpg

141.jpg141.jpg

рис.1                       рис.2                               рис.3                               рис.4

Задание 3.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Химические взаимодействия предполагают перераспределение атомов, входящих в состав молекул исходных соединений. (2) По этому принципу построена классификация, выделяющая реакции разложения, соединения, обмена и замещения. (3) Реакции обмена проходят исключительно между простыми химическими веществами, в ходе которых они меняются своими частями. (4) Примером химической реакции разложения может быть нагревание порошков железа и серы, при которой из них образуется сульфид железа - Fe+S = FeS. (5) Реакция замещения осуществляется при взаимодействии простого вещества со сложным. (6) Приведем пример химической реакции замещения: если опустить стальной гвоздь в раствор с медным купоросом, то в ходе этого простого химического опыта мы получим железный купорос (железо вытеснит медь из соли) –

 Cu + FeSO4  =  CuSO4 + Fe.

Задание 4

Вася провел следующие опыты. Он сжег фосфор, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор лакмуса. К полученному раствору он прилил раствор гидроксида натрия, а затем туда же добавил нитрат серебра.

1) Что наблюдал Вася во время проведения опытов?

2) Приведите уравнения реакций.

3) Укажите тип каждой реакции.

Задание 5.

Обнаружить углекислый газ в исследуемом образце можно, пропуская его через известковую воду. Определите массу осадка, который образуется при пропускании через избыток известковой воды 0,28л (н.у.) углекислого газа.

Запишите подробное решение задачи и ответ.

Ключ к контрольной работе:

Вариант 1

Задание №1

Примерный вариант ответа:

Пример явления

Классификация явления

Основание для классификации явления

Перегонка нефти с целью получения бензина, керосина, дизельного топлива, мазута и других нефтепродуктов

Физическое явление

При перегонке нефти отдельные порции (фракции) выкипают из нефти при различных температурах, при этом не происходит образование новых веществ

Испарение бензина и образование смеси с воздухом при работе автомобильного двигателя

Физическое явление

При испарении бензина и образовании смеси бензина с воздухом не происходит образование новых веществ

Сгорание бензина

Химическое явление

При сгорании бензина образуются новые вещества – углекислый газ (СО2) и вода (Н2О)

Помутнение известковой воды (Са(ОН)2) при пропускании через нее углекислого газа (СО2)

Химическое явление

При пропускании углекислого газа через известковую воду происходит образование новых веществ – углекислый газ с известковой водой образует новое вещество, которое выделяется в виде белого осадка (СаСО3)

Превращение воды в водяной пар

Физическое явление

При переходе воды из одного агрегатного состояния в другое не происходит образование новых веществ

Критерии оценивания

№ п/п

Действия учащихся

Балл

1

Умения классифицировать явления

По 1 баллу за каждый пример (максимальный балл – 5, т.к. 5 примеров в тексте)

2

Умения правильно формулировать основания классификации

По 2 балла за каждое верное обоснование (максимальный балл – 10, т.к. 5 примеров в тексте)

3

Суммарный максимальный балл – 15 баллов

Задание 2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) рис. 1 - реакции соединения, 2 примера

2) рис. 2 - реакции разложения, 2 примера

3) рис.3 - реакции замещения, 2 примера

4) рис. 4 - реакции обмена, 2 примера

3

3

3

3

 Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент)

12

В ответе указаны несколько правильных элементов

За неправильно названные - баллы не снижаются.

1 балл за каждый правильный элемент

Ответ неправильный

0

Задание 3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ошибки допущены в предложениях:

2) в ходе химических превращений состав исходных веществ изменяется;

3) кипячение воды не относится к химическим реакциям, а является физическим явлением, так как меняется только агрегатное состояние воды, а состав вещества остаётся неизменным;

5) образование облаков – пример физического явления, так как меняется только агрегатное состояние воды (конденсируется пар), а состав вещества остаётся неизменным;

В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит

неверной информации.

3

В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них.

За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются.

2

В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из

них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются.

1

Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни

одна из них

0

Задание 4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) 4Li + O2 = 2Li2O, реакция cоединения,

2)  Li2O + Н2О = 2LiOH, реакция cоединения, фенолфталеин становится малиновый,

3) 2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2Н2О, реакция обмена, фенолфталеин обесцветился,

4) Li2SO4 + BaCl2 =  BaSO4  + 2LiCl, реакция обмена, выпал белый осадок

2

3

3

3

 Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент)

11

В ответе указаны несколько правильных элементов

За неправильно названные - баллы не снижаются.

 за каждый правильный элемент

Ответ неправильный

0

Задание 5

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) Составлено уравнение реакции:

Fe2O3  + 6HCl  =  2FeCl3  +  3H2O

2) Составлена пропорция:

из 1 моль Fe2O3 образуется 2 моль FeCl3

Х моль  Fe2O3 образуется 0,72 моль FeCl3

3) Определено количество вещества оксида железа (III):

Х = 0,72 моль/2 моль = 0,36 моль

Ответ: n (Fe2O3) = 0,36 моль

1

1

1

 Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент)

3

Правильно записаны два из выше названных элемента

2

 

Правильно записан один из выше названных элементов

1

Ответ неправильный

0

Ключ к контрольной работе:

Вариант 2

Задание №1

Примерный вариант ответа:

Пример явления

Классификация явления

Основание для классификации явления

Из железной руды выплавили железо

Химическое явление

Железная руда и железо - это разные вещества. При выплавке железа из руды происходит образование новых веществ

Изготовление проволоки из железа

Физическое явление

При формировании проволоки из железа меняется форма вещества, состав же остается прежним, то есть не происходит образование новых веществ

Из проволоки сплели сетку и поставили ее в качестве забора

Физическое явление

При изготовлении сетки не происходит образование новых веществ

Под влиянием воздуха и влаги сетка заржавела

Химическое явление

При ржавлении железная сетка теряет свои механические свойства, превращается в ржавчину – (Fe(OH)3) красно – бурое вещество, то есть при ржавлении железа происходит образование новых веществ

Переработка в сталь заржавевшей сетки

Химическое явление

При получении стали (сталь – это сплав железа с другими веществами) из металлолома (ржавчины)  происходит образование новых веществ – получается чистое железо.

Критерии оценивания

№ п/п

Действия учащихся

Балл

1

Умения классифицировать явления

По 1 баллу за каждый пример (максимальный балл – 5, т.к. 5 примеров в тексте)

2

Умения правильно формулировать основания классификации

По 2 балла за каждое верное обоснование (максимальный балл – 10, т.к. 5 примеров в тексте)

3

Суммарный максимальный балл – 15 баллов

Задание 2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) рис. 1 - реакции замещения, 2 примера

2) рис. 2 -  реакции обмена, 2 примера

3) рис.3 - реакции разложения, 2 примера

4) рис. 4 - реакции соединения, 2 примера

3

3

3

3

 Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент)

12

В ответе указаны несколько правильных элементов

За неправильно названные - баллы не снижаются.

1 балл за каждый правильный элемент

Ответ неправильный

0

Задание 3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ошибки допущены в предложениях:

3) реакции обмена происходят только между сложными веществами;

4) нагревание порошков железа и серы, при котором образуется сульфид железа является примером реакции соединения;

6) Уравнение химической реакции: Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит

неверной информации.

3

В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них.

За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются.

2

В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из

них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются.

1

Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни

одна из них

0

Задание 4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) 4P + 5O2 = 2P2O5, реакция cоединения

2) P2O5  + 3Н2О = H3PO4, реакция cоединения, лакмус становится красным

3) H3PO4  + 3NaOH = Na3PO4 + 3Н2О, реакция обмена, лакмус становится фиолетовым

 4) Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4  + 3NaNO3, реакция обмена, выпал желтый осадок

2

3

3

3

 Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент)

11

В ответе указаны несколько правильных элементов

За неправильно названные - баллы не снижаются.

 за каждый правильный элемент

Ответ неправильный

0

Задание 5

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) Составлено уравнение реакции:

Ca(OH)2  + CO2  =  CaCO3  + H2O

2) Определено количество углекислого газа и количество карбоната кальция:

n = V/Vm        n (CO2) = 0,28 л/22,4 л/ моль =  0,0125моль; следовательно,

n (CaCO3) = 0,0125моль

3) Определена масса осадка:

M (CaCO3) = 100г/моль

m = n x M.        m(CaCO3) = 0,0125моль x 100г/моль = 1,25г

Ответ: m(CaCO3) = 1,25г.

1

1

1

 Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент)

3

Правильно записаны два из выше названных элемента

2

 

Правильно записан один из выше названных элементов

1

Ответ неправильный

0



Предварительный просмотр:

Комбинированная контрольная работа №1 , 8 класс

Атомы химических элементов

Вариант 1

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение

  1. (2 балла). Сложное вещество — это:         А. Углекислый газ. Б. Медь. В. Водород.
  2. (2 балла). Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:

A. H2S. Б. S02. В. K2S.

  1. (2 балла). Элемент третьего периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева — это:

А. Алюминий. Б. Бериллий. В. Магний.

  1. (2 балла). Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 8 протонов и 8 нейтронов:

А. 168О. Б. 17 8О. В. 18 8О

5    (2 балла). Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 16 электронов:

А. Кислород. Б. Сера. В. Хлор.

6    (2 балла). Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:  А. Бора. Б. Калия. В. Магния.

7   (2 балла). Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 4 электрона:

      А. Р и С. Б. Si и Са. В. С и Si.

  1.   (2 балла). Наименее электроотрицательный элемент (из перечисленных):А. Кремний. Б. Сера. В. Фосфор.

9 (2 балла). Информацию о числе электронов на внешнем энергетическом уровне атома элемента главной  подгруппы дает: А) Номер периода.Б)Номер группы. В)Порядковый номер.

10(2 балла). Атом или ион, имеющий следующее распределение электронов по энергетическим уровням: 2ё; 8ё; 8ё:   A. Ne. Б. Са2+. В. Mg2+.

11(4 балла). Соотнесите.   Знак элемента:   1. N. 2. А1. 3. Na. 4. Сu.

Название элемента:   А. Азот. Б. Алюминий. В. Железо. Г. Медь. Д. Натрий. Е. Неон.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

12 (5 баллов). Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак > (больше) или < (меньше): Mr(Fe203)*Mr(BaCl2).

13(3 балла). Дополните фразу: «Металлические свойства простых веществ, образованных элементами главной подгруппы, с увеличением порядкового номера (сверху вниз)...»

14(5 баллов). Изобразите схему электронного строения:    А. Атома азота №. Б. Иона магния Mg2+.

15(10 баллов). Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:

А. Кальция и фтора. Б. Водорода и хлора.  Укажите тип химической связи в каждом случае.

Вариант 2

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение

1(2 балла). Сложное вещество — это:   А. Вода. Б. Сера. В. Кислород.

2{2 балла). Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:

А. С02. Б.СН4. В. CS2.

3(2 балла). Элемент второго периода главной подгруппы III группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:    А. Бор. Б. Кальций. В. Литий.

4(2 балла). Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 28 нейтронов:

A.54 26Fe. Б. |58 28Ni. В. 56 26Fe.

5(2 балла). Атом химического элемента, ядро которого содержит 14 протонов, — это:

А. Азот. Б. Калий. В. Кремний.

6(2 балла). Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:   А. Бора. Б. Кальция. В. Серы.

7 (2 балла). Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 6 электронов:

А. О и Mg. Б. N и S. В. О и S.

8(2 балла). Наиболее электроотрицательный элемент (из перечисленных):  А. Азот. Б. Водород. В. Хлор.

9(2 балла). Информацию о числе энергетических (электронных) уровней атома элемента дает:

  1. Номер периода. Б. Номер группы. В. Порядковый номер.

10(2 балла). Ионы калия и хлора имеют: А. Одинаковый заряд ядра. Б. Одинаковую массу.

       В. Одинаковое число электронов.

11(4 балла). Соотнесите. Название элемента:1. Водород. 2. Железо. 3. Сера. 4. Хлор.

Знак элемента:  A. Fe. Б. Ag. В. Н. Г. С1. Д. N. Е. S.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

12(5 баллов). Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак > (больше) или < (меньше): Мг(А1203) * Mr(Ag20).

13(3 балла). Дополните фразу: «Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами одного периода, с увеличением порядкового номера (слева направо)...»

14(8 баллов). Изобразите схему электронного строения: А. Атома фосфора Р°. Б. Иона кислорода О2-.

15{10 баллов). Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:

А. Магния и хлора. Б. Водорода и фтора.   Укажите в каждом случае тип химической связи.

Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:

0-17 баллов – «2» (0-35%)  18-30 баллов –«3» (36-61%)  31 -43 балла –«4» (62-87%) 44-50 баллов- «5» (88-100%)



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Строение электронных оболочек атомов»

Дополните.

1.Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне атома равно....

2.Максимальное число электронов на s-орбитали равно ... .

3.Название структурной части периодической системы, номер которой равен числу электронов на внешнем энергетическом уровне (для элементов главных подгрупп), — ... .        .. .

Установите правильную последовательность.

4.Составление схемы строения электронной оболочки атома алюминия:

А - подсчитать число электронов на первом энергетическом уровне по формуле N = 2n2, где п = 1

В - определить общее число электронов по порядковому номеру элемента

С— определить число электронов на третьем энергетическом уровне по номеру группы

D  — определить число энергетических уровней по номеру периода

Е — подсчитать число электронов на втором энергетическом уровне по формуле N = 2n2,' где n = 2

Установите соответствие.

5.Электронная формула:  1) ls22s22p63s1; 2) 1s22s22p2;

 химический элемент:  а)        фтор;        в) углерод;  б)        натрий;        г) фосфор.

6.Химический элемент:

1) литий;        2) фосфор;        3) кальций;

число электронов на внешнем энергетическом уровне:

а)        6;        в) 1;        д) 3;   б)5;        г) 4;        е) 2.

7. Общее число s- и р-электронов в атоме:  1) 1 и О;            2) 4 и 1;

химический элемент:

а)        литий; б)        водород;   в)неон;  г)        бор.

Выпишите номер правильного ответа.

8.Пара химических элементов с завершенным внешним энергетическим уровнем:

1)гелий и фосфор;  2) фосфор и алюминий; 3) алюминий и неон; 4) неон и гелий.

9.В атоме с увеличением порядкового номера элемента в периоде периодической системы:

  1. возрастает число энергетических уровней и число электронов;
  2. возрастает число электронов и не изменяется число энергетических уровней;
  3. не изменяется число энергетических уровней и убывает число электронов;
  4. убывает число электронов и возрастает число энергетических уровней.



Предварительный просмотр:

Разноуровневая контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

Вариант 1

ЗАДАНИЕ 1

1-й        уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1)возрастания неметаллических свойств — Р, S, Si;    2)возрастания металлических свойств — Ga, Al, Zn.

2-й        уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1) возрастания неметаллических свойств — Р, Cl, Mg;   2)возрастания металлических свойств — Ga, В, Т1.

3-й        уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1)возрастания металлических свойств — Р, Na,Al;   2)возрастания неметаллических свойств — Ga, В, In.

ЗАДАНИЕ 2

1-й уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: Na, NaCl, Cl2, SC12. Запишите схему образования связи для какого-либо одного из соединений.

2-й        уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: Na, NaCl, Cl2, SC12. Запишите схему образования связей для двух любых соединений.

3-й        уровень. Определите тип связей и запишите схемы образования для веществ, формулы которых CaF2, F2, Са, OF2.

ЗАДАНИЕ 3

1-й уровень. Заполните таблицу.

Элементарные

Изотопы

частицы

 

 35 17С1

 

37  17 С1

1 +

2) п°

3)е

2-й уровень. Заполните таблицу.

Элементарные

частицы

Изотопы

 

 

 39  К

40R

1 +

2) п°

3)е

3-й уровень. Определите число р+, п°, е для изотопов аргона.

ЗАДАНИЕ 4 (дополнительное)

Запишите не менее трех частиц (атомов или ионов), расположение электронов у которых соответствует ряду чисел: 2, 8, 8.

Вариант 2

Задание1

1-й        уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке: 1)возрастания неметаллических свойств —

  N, О, С;  2) возрастания металлических свойств — Rb, Na, К.

2-й        уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке: 1) возрастания неметаллических свойств — F, О, Li;  2)возрастания металлических свойств — Sr, Be, Са.

3-й        уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1) возрастания металлических свойств —

 С, Li, Be; 2)возрастания неметаллических свойств — Sb, As, N.

ЗАДАНИЕ 2

1-й        уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: К, КВг, Вг2, НВг. Запишите схему образования связи для какого-либо одного из соединений.

2-й        уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: К, КВг, Вг2, НВг. Запишите схему образования связей для двух любых соединений

3-й        уровень. Определите тип связей и запишите схемы образования для веществ, формулы которых Mgl2, I2, Mg, Р13.

ЗАДАНИЕ 3

1-й уровень. Заполните таблицу.

Элементарные

частицы

Изотопы

16О

8

18О

8

1 +

2) п°

3)е

2-й уровень. Заполните таблицу.

Элементарные

частицы

Изотопы

20Ne

21Ne

1 +

2) п°

3)ё

3-й уровень. Определите число р+, п°, е для изотопов фосфора.

ЗАДАНИЕ 4 (дополнительное)

Запишите не менее трех частиц (атомов или ионов), расположение электронов у которых соответствует ряду чисел: 2,8.

Система оценивания

Выполнение заданий 1-го  уровня –«3»

Выполнение заданий 2-го  уровня –«4»

Выполнение заданий 3-го  уровня –«5»


Предварительный просмотр: