Комплексные работы по биологии и химии.
На сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) размещены задания по биологии и химии, разработанные на основе межпредметных подходов к изучению русского языка с целью повышения уровня владения русским языком как основы культурного и образовательного единства. Задания развивают предметные умения, читательскую грамотность и коммуникативную компетентность в письменной речи обучающихся по образовательным программам основного общего образования.
Размещены комплексы заданий по предметам естественнонаучного цикла и методические рекомендации для учителей по использованию заданий
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Комплексы заданий по предметам естественнонаучного цикла и методические рекомендации для учителей по использованию заданий: http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov/biologiya-100-zadanii.pdf
- Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol#!/tab/223974643-4
- Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko
- Анализ дидактических и принятых в предметных методиках преподавания, биологии, химии подходов к определению понятий «задача» и «практико-ориентированная задача», построению типологии задач. С учетом глобальных компетенций и задач формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы дано описание круга базовых навыков, компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач по биологии, химии.
Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по ХИМИИ, необходимых для решения практико-ориентированных задач http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metodika-otsenivaniya-bazovykh-navykov/khimiya_metodika.pdf
Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по БИОЛОГИИ, необходимых для решения практико-ориентированных задач
- Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».
В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
•200 заданий для обучающихся 7 классов;
•200 заданий для обучающихся 8 классов;
•300 заданий для обучающихся 9 классов.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий по оценке читательской грамотности обучающихся 5-9 классов, сформированный в рамках выполнения работ по Государственному контракту № Ф-12-кс-2022 «Формирование банка заданий по оценке читательской грамотности обучающихся».
Банк разработан на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественнонаучного цикла (биология, химия и физика) и содержит 900 заданий, в том числе:
- 150 заданий для обучающихся 5 классов,
- 150 заданий для обучающихся 6 классов,
- 200 заданий для обучающихся 7 классов,
- 200 заданий для обучающихся 8 классов,
- 200 заданий для обучающихся 9 классов.
На базе заданий банка сформированы контрольные измерительные материалы для 5-9 классов.
Открытый банк заданий по оценке читательской грамотности обучающихся (V-IX классы)
Для организации работы с банком разработаны Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа
по химии для учащихся 8 класса
по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
Спецификация
1. Назначение диагностической работы
Содержание комплексной работы определялось на основе требований к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и с учетом материалов разделов «Структура планируемых результатов» и «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» Примерной образовательной программы основного общего образования.
Диагностическая работа проводится в конце изучения темы «Изменения, происходящие с веществами» с целью определения уровня знаний учащихся и направления дальнейшей работы учителя над повышением качества знаний учащихся 8 класса по химии в рамках мониторинга достижения планируемых предметных и метапредметных результатов освоения курса.
2. Характеристика структуры и содержание работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 5 заданий.
3. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности:
Задание №1 - повышенный уровень (15 баллов),
Задание №2 - повышенный уровень (12 баллов),
Задание №3 - базовый уровень (3 балла),
Задание №4 – высокий уровень (11 баллов),
Задание №5 – высокий уровень (3 балла).
- Время выполнения работы
Примерное время выполнения заданий составляет:
- для задания №1 - 12 минут;
- для задания №2 - 7 минут;
- для задания №3 - 4 минут;
- для задания №4 - 10 минут;
- для задания №5 - 12 минут;
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
По результатам диагностики можно определить три уровня овладения учащимися спектром проверяемых универсальных учебных действий — высокий, средний и низкий.
Низкий уровень показывает, что учащийся узнает отдельные изученные в рамках основной ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащийся с низким уровнем овладения УУД может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений.
Средний уровень говорит о том, что учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.
Высокий уровень показывает, что учащиеся достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.
Первичный балл | 37 - 44 | 31 - 36 | 22 - 30 | Менее 22 |
% выполнения | 85 – 100% | 70 – 84% | 50 – 69% | ниже 50% |
уровень | высокий | повышенный | средний | низкий |
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
6. Проверяемые результаты обучения
№ задания | Проверяемые результаты обучения | |
Предметные | Метапредметные | |
1 | установление причинно - следственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей; описывать признаки и условия протекания химических реакций; классифицировать понятия; правильно формулировать основания классификации; распознавать и отличать химические явления; | овладение навыками работы с информацией: самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источников, учитывая характер учебной задачи; выделять признаки предметов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; выбор знаково-символических средств для построения модели; выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); структурирование знаний. |
2 | овладение основами химической грамотности; определять типы химических реакций; составление уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ; классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; классифицировать понятия; правильно формулировать основания классификации; приводить примеры химических реакций в природе; понимать смысл химических уравнений; | использовать знаково-символические средства для представления информации и создания моделей изучаемых объектов, с выделением значимых компонентов и связей между ними; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; |
3 | использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена, электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей; | распознавать истинные и ложные суждения по заданным критериям; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; структурирование знаний; |
4 | классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основе анализа информации; | выделять признаки предметов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа; планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; переводить практическую ситуацию в учебную задачу; |
5 | Проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. | самостоятельно конструировать способ решения учебной задачи, (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее целесообразный и эффективный); планировать и учитывать время, последовательность действий необходимых для решения учебной задачи. |
ВАРИАНТ 1
Задание 1.
Прочитайте текст №1 по теме: «Физические и химические явления».
Представьте классификацию в виде схемы: (время выполнения – 12 мин.)
Пример явления | Классификация явления | Основание для классификации явления |
Текст №1.
Из нефти путем перегонки получили бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другие нефтепродукты. Эти отдельные порции – фракции, - различаются температурой кипения. Трактора и грузовики работают на дизельном топливе (солярке). Топливом для современных самолетов является керосин. Бензин используют в качестве автомобильного горючего: при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с воздухом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах, при сгорании получаются углекислый газ и вода. Если углекислый газ пропустить через известковую воду, то она помутнеет. Вода, выделяющаяся при сгорании топлива, испаряясь, превращается в водяной пар.
Задание 2.
Охарактеризуйте типы химических реакций, указанных на рисунках, и приведите по два примера уравнений реакций на каждый тип.
рис.1 рис.2 рис.3 рис.4
Задание 3.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Химической реакцией в химии принято считать превращение одного либо нескольких веществ, в другие вещества. (2) При этом состав реагирующих веществ остается неизменным, а меняется только их агрегатное состояние и размер частиц. (3) Мы с вами окружены химическими реакциями, более того мы сами их регулярно осуществляем различными бытовыми действиями, когда, например, зажигаем спичку или кипятим воду в чайнике. (4) Особенно много химических реакций сами того не подозревая, (а может и подозревая) делают повара, когда готовят еду. (5) Разумеется, и в природных условиях проходит множество химических реакций: извержение вулкана, фотосинтез в листве растений, образование облаков в небе, да что там говорить, практически любой биологический процесс можно отнести к примерам химических реакций. (6) Для записи химических реакций используют уравнения, молекулы реагирующих веществ и продуктов изображаются с помощью химических формул. |
Задание 4.
Прочитайте текст.
«Петя провел следующие опыты. Он сжег литий, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор фенолфталеина. К полученному раствору он прилил серную кислоту, а затем туда же добавил хлорид бария».
1) Что наблюдал Петя во время проведения опытов?
2) Приведите уравнения реакций.
3) Укажите тип каждой реакции.
Задание 5.
Оксид железа (III) вступает в реакцию обмена с соляной кислотой. Вычислите, какое количество вещества оксида железа (III) потребуется для получения 0,72 моль хлорида железа (III).
ВАРИАНТ 2
Задание 1.
Прочитайте текст №1 по теме: «Физические и химические явления».
Представьте классификацию в виде схемы: (время выполнения – 12 мин.)
Пример явления | Классификация явления | Основание для классификации явления |
Текст №1
Из железной руды выплавили железо. Из железа изготовили проволоку. Из проволоки сплели сетку и поставили ее в качестве забора. Сетка-рабица – это универсальный материал для ограждения садовых участков. Но под влиянием воздуха и влаги сетка заржавела, после чего ее сдали на металлолом и отправили на переработку в сталь.
Задание 2.
Охарактеризуйте типы химических реакций, указанных на рисунках, и приведите по два примера уравнений реакций на каждый тип.
рис.1 рис.2 рис.3 рис.4
Задание 3.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Химические взаимодействия предполагают перераспределение атомов, входящих в состав молекул исходных соединений. (2) По этому принципу построена классификация, выделяющая реакции разложения, соединения, обмена и замещения. (3) Реакции обмена проходят исключительно между простыми химическими веществами, в ходе которых они меняются своими частями. (4) Примером химической реакции разложения может быть нагревание порошков железа и серы, при которой из них образуется сульфид железа - Fe+S = FeS. (5) Реакция замещения осуществляется при взаимодействии простого вещества со сложным. (6) Приведем пример химической реакции замещения: если опустить стальной гвоздь в раствор с медным купоросом, то в ходе этого простого химического опыта мы получим железный купорос (железо вытеснит медь из соли) – Cu + FeSO4 = CuSO4 + Fe. |
Задание 4
Вася провел следующие опыты. Он сжег фосфор, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор лакмуса. К полученному раствору он прилил раствор гидроксида натрия, а затем туда же добавил нитрат серебра.
1) Что наблюдал Вася во время проведения опытов?
2) Приведите уравнения реакций.
3) Укажите тип каждой реакции.
Задание 5.
Обнаружить углекислый газ в исследуемом образце можно, пропуская его через известковую воду. Определите массу осадка, который образуется при пропускании через избыток известковой воды 0,28л (н.у.) углекислого газа.
Запишите подробное решение задачи и ответ.
Ключ к контрольной работе:
Вариант 1
Задание №1
Примерный вариант ответа:
Пример явления | Классификация явления | Основание для классификации явления |
Перегонка нефти с целью получения бензина, керосина, дизельного топлива, мазута и других нефтепродуктов | Физическое явление | При перегонке нефти отдельные порции (фракции) выкипают из нефти при различных температурах, при этом не происходит образование новых веществ |
Испарение бензина и образование смеси с воздухом при работе автомобильного двигателя | Физическое явление | При испарении бензина и образовании смеси бензина с воздухом не происходит образование новых веществ |
Сгорание бензина | Химическое явление | При сгорании бензина образуются новые вещества – углекислый газ (СО2) и вода (Н2О) |
Помутнение известковой воды (Са(ОН)2) при пропускании через нее углекислого газа (СО2) | Химическое явление | При пропускании углекислого газа через известковую воду происходит образование новых веществ – углекислый газ с известковой водой образует новое вещество, которое выделяется в виде белого осадка (СаСО3) |
Превращение воды в водяной пар | Физическое явление | При переходе воды из одного агрегатного состояния в другое не происходит образование новых веществ |
Критерии оценивания
№ п/п | Действия учащихся | Балл |
1 | Умения классифицировать явления | По 1 баллу за каждый пример (максимальный балл – 5, т.к. 5 примеров в тексте) |
2 | Умения правильно формулировать основания классификации | По 2 балла за каждое верное обоснование (максимальный балл – 10, т.к. 5 примеров в тексте) |
3 | Суммарный максимальный балл – 15 баллов |
Задание 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) рис. 1 - реакции соединения, 2 примера 2) рис. 2 - реакции разложения, 2 примера 3) рис.3 - реакции замещения, 2 примера 4) рис. 4 - реакции обмена, 2 примера | 3 3 3 3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) | 12 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. | 1 балл за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный | 0 |
Задание 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ошибки допущены в предложениях: 2) в ходе химических превращений состав исходных веществ изменяется; 3) кипячение воды не относится к химическим реакциям, а является физическим явлением, так как меняется только агрегатное состояние воды, а состав вещества остаётся неизменным; 5) образование облаков – пример физического явления, так как меняется только агрегатное состояние воды (конденсируется пар), а состав вещества остаётся неизменным; | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации. | 3 |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. | 2 |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. | 1 |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них | 0 |
Задание 4
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) 4Li + O2 = 2Li2O, реакция cоединения, 2) Li2O + Н2О = 2LiOH, реакция cоединения, фенолфталеин становится малиновый, 3) 2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2Н2О, реакция обмена, фенолфталеин обесцветился, 4) Li2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2LiCl, реакция обмена, выпал белый осадок | 2 3 3 3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) | 11 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. | 1б за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный | 0 |
Задание 5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) Составлено уравнение реакции: Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O 2) Составлена пропорция: из 1 моль Fe2O3 образуется 2 моль FeCl3 Х моль Fe2O3 образуется 0,72 моль FeCl3 3) Определено количество вещества оксида железа (III): Х = 0,72 моль/2 моль = 0,36 моль Ответ: n (Fe2O3) = 0,36 моль | 1 1 1 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) | 3 |
Правильно записаны два из выше названных элемента | 2
|
Правильно записан один из выше названных элементов | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Ключ к контрольной работе:
Вариант 2
Задание №1
Примерный вариант ответа:
Пример явления | Классификация явления | Основание для классификации явления |
Из железной руды выплавили железо | Химическое явление | Железная руда и железо - это разные вещества. При выплавке железа из руды происходит образование новых веществ |
Изготовление проволоки из железа | Физическое явление | При формировании проволоки из железа меняется форма вещества, состав же остается прежним, то есть не происходит образование новых веществ |
Из проволоки сплели сетку и поставили ее в качестве забора | Физическое явление | При изготовлении сетки не происходит образование новых веществ |
Под влиянием воздуха и влаги сетка заржавела | Химическое явление | При ржавлении железная сетка теряет свои механические свойства, превращается в ржавчину – (Fe(OH)3) красно – бурое вещество, то есть при ржавлении железа происходит образование новых веществ |
Переработка в сталь заржавевшей сетки | Химическое явление | При получении стали (сталь – это сплав железа с другими веществами) из металлолома (ржавчины) происходит образование новых веществ – получается чистое железо. |
Критерии оценивания
№ п/п | Действия учащихся | Балл |
1 | Умения классифицировать явления | По 1 баллу за каждый пример (максимальный балл – 5, т.к. 5 примеров в тексте) |
2 | Умения правильно формулировать основания классификации | По 2 балла за каждое верное обоснование (максимальный балл – 10, т.к. 5 примеров в тексте) |
3 | Суммарный максимальный балл – 15 баллов |
Задание 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) рис. 1 - реакции замещения, 2 примера 2) рис. 2 - реакции обмена, 2 примера 3) рис.3 - реакции разложения, 2 примера 4) рис. 4 - реакции соединения, 2 примера | 3 3 3 3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) | 12 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. | 1 балл за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный | 0 |
Задание 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ошибки допущены в предложениях: 3) реакции обмена происходят только между сложными веществами; 4) нагревание порошков железа и серы, при котором образуется сульфид железа является примером реакции соединения; 6) Уравнение химической реакции: Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации. | 3 |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. | 2 |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются. | 1 |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них | 0 |
Задание 4
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) 4P + 5O2 = 2P2O5, реакция cоединения 2) P2O5 + 3Н2О = H3PO4, реакция cоединения, лакмус становится красным 3) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3Н2О, реакция обмена, лакмус становится фиолетовым 4) Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NaNO3, реакция обмена, выпал желтый осадок | 2 3 3 3 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) | 11 |
В ответе указаны несколько правильных элементов За неправильно названные - баллы не снижаются. | 1б за каждый правильный элемент |
Ответ неправильный | 0 |
Задание 5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) Составлено уравнение реакции: Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O 2) Определено количество углекислого газа и количество карбоната кальция: n = V/Vm n (CO2) = 0,28 л/22,4 л/ моль = 0,0125моль; следовательно, n (CaCO3) = 0,0125моль 3) Определена масса осадка: M (CaCO3) = 100г/моль m = n x M. m(CaCO3) = 0,0125моль x 100г/моль = 1,25г Ответ: m(CaCO3) = 1,25г. | 1 1 1 |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы (1 балл за каждый элемент) | 3 |
Правильно записаны два из выше названных элемента | 2
|
Правильно записан один из выше названных элементов | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Предварительный просмотр:
Комбинированная контрольная работа №1 , 8 класс
Атомы химических элементов
Вариант 1
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение
- (2 балла). Сложное вещество — это: А. Углекислый газ. Б. Медь. В. Водород.
- (2 балла). Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:
A. H2S. Б. S02. В. K2S.
- (2 балла). Элемент третьего периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева — это:
А. Алюминий. Б. Бериллий. В. Магний.
- (2 балла). Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 8 протонов и 8 нейтронов:
А. 168О. Б. 17 8О. В. 18 8О
5 (2 балла). Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 16 электронов:
А. Кислород. Б. Сера. В. Хлор.
6 (2 балла). Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом: А. Бора. Б. Калия. В. Магния.
7 (2 балла). Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 4 электрона:
А. Р и С. Б. Si и Са. В. С и Si.
- (2 балла). Наименее электроотрицательный элемент (из перечисленных):А. Кремний. Б. Сера. В. Фосфор.
9 (2 балла). Информацию о числе электронов на внешнем энергетическом уровне атома элемента главной подгруппы дает: А) Номер периода.Б)Номер группы. В)Порядковый номер.
10(2 балла). Атом или ион, имеющий следующее распределение электронов по энергетическим уровням: 2ё; 8ё; 8ё: A. Ne. Б. Са2+. В. Mg2+.
11(4 балла). Соотнесите. Знак элемента: 1. N. 2. А1. 3. Na. 4. Сu.
Название элемента: А. Азот. Б. Алюминий. В. Железо. Г. Медь. Д. Натрий. Е. Неон.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
12 (5 баллов). Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак > (больше) или < (меньше): Mr(Fe203)*Mr(BaCl2).
13(3 балла). Дополните фразу: «Металлические свойства простых веществ, образованных элементами главной подгруппы, с увеличением порядкового номера (сверху вниз)...»
14(5 баллов). Изобразите схему электронного строения: А. Атома азота №. Б. Иона магния Mg2+.
15(10 баллов). Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:
А. Кальция и фтора. Б. Водорода и хлора. Укажите тип химической связи в каждом случае.
Вариант 2
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение
1(2 балла). Сложное вещество — это: А. Вода. Б. Сера. В. Кислород.
2{2 балла). Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:
А. С02. Б.СН4. В. CS2.
3(2 балла). Элемент второго периода главной подгруппы III группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: А. Бор. Б. Кальций. В. Литий.
4(2 балла). Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 28 нейтронов:
A.54 26Fe. Б. |58 28Ni. В. 56 26Fe.
5(2 балла). Атом химического элемента, ядро которого содержит 14 протонов, — это:
А. Азот. Б. Калий. В. Кремний.
6(2 балла). Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом: А. Бора. Б. Кальция. В. Серы.
7 (2 балла). Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 6 электронов:
А. О и Mg. Б. N и S. В. О и S.
8(2 балла). Наиболее электроотрицательный элемент (из перечисленных): А. Азот. Б. Водород. В. Хлор.
9(2 балла). Информацию о числе энергетических (электронных) уровней атома элемента дает:
- Номер периода. Б. Номер группы. В. Порядковый номер.
10(2 балла). Ионы калия и хлора имеют: А. Одинаковый заряд ядра. Б. Одинаковую массу.
В. Одинаковое число электронов.
11(4 балла). Соотнесите. Название элемента:1. Водород. 2. Железо. 3. Сера. 4. Хлор.
Знак элемента: A. Fe. Б. Ag. В. Н. Г. С1. Д. N. Е. S.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
12(5 баллов). Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте вместо звездочки знак > (больше) или < (меньше): Мг(А1203) * Mr(Ag20).
13(3 балла). Дополните фразу: «Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами одного периода, с увеличением порядкового номера (слева направо)...»
14(8 баллов). Изобразите схему электронного строения: А. Атома фосфора Р°. Б. Иона кислорода О2-.
15{10 баллов). Запишите схемы образования соединений, состоящих из атомов химических элементов:
А. Магния и хлора. Б. Водорода и фтора. Укажите в каждом случае тип химической связи.
Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:
0-17 баллов – «2» (0-35%) 18-30 баллов –«3» (36-61%) 31 -43 балла –«4» (62-87%) 44-50 баллов- «5» (88-100%)
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Строение электронных оболочек атомов»
Дополните.
1.Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне атома равно....
2.Максимальное число электронов на s-орбитали равно ... .
3.Название структурной части периодической системы, номер которой равен числу электронов на внешнем энергетическом уровне (для элементов главных подгрупп), — ... . .. .
Установите правильную последовательность.
4.Составление схемы строения электронной оболочки атома алюминия:
А - подсчитать число электронов на первом энергетическом уровне по формуле N = 2n2, где п = 1
В - определить общее число электронов по порядковому номеру элемента
С— определить число электронов на третьем энергетическом уровне по номеру группы
D — определить число энергетических уровней по номеру периода
Е — подсчитать число электронов на втором энергетическом уровне по формуле N = 2n2,' где n = 2
Установите соответствие.
5.Электронная формула: 1) ls22s22p63s1; 2) 1s22s22p2;
химический элемент: а) фтор; в) углерод; б) натрий; г) фосфор.
6.Химический элемент:
1) литий; 2) фосфор; 3) кальций;
число электронов на внешнем энергетическом уровне:
а) 6; в) 1; д) 3; б)5; г) 4; е) 2.
7. Общее число s- и р-электронов в атоме: 1) 1 и О; 2) 4 и 1;
химический элемент:
а) литий; б) водород; в)неон; г) бор.
Выпишите номер правильного ответа.
8.Пара химических элементов с завершенным внешним энергетическим уровнем:
1)гелий и фосфор; 2) фосфор и алюминий; 3) алюминий и неон; 4) неон и гелий.
9.В атоме с увеличением порядкового номера элемента в периоде периодической системы:
- возрастает число энергетических уровней и число электронов;
- возрастает число электронов и не изменяется число энергетических уровней;
- не изменяется число энергетических уровней и убывает число электронов;
- убывает число электронов и возрастает число энергетических уровней.
Предварительный просмотр:
Разноуровневая контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»
Вариант 1
ЗАДАНИЕ 1
1-й уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1)возрастания неметаллических свойств — Р, S, Si; 2)возрастания металлических свойств — Ga, Al, Zn.
2-й уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1) возрастания неметаллических свойств — Р, Cl, Mg; 2)возрастания металлических свойств — Ga, В, Т1.
3-й уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1)возрастания металлических свойств — Р, Na,Al; 2)возрастания неметаллических свойств — Ga, В, In.
ЗАДАНИЕ 2
1-й уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: Na, NaCl, Cl2, SC12. Запишите схему образования связи для какого-либо одного из соединений.
2-й уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: Na, NaCl, Cl2, SC12. Запишите схему образования связей для двух любых соединений.
3-й уровень. Определите тип связей и запишите схемы образования для веществ, формулы которых CaF2, F2, Са, OF2.
ЗАДАНИЕ 3
1-й уровень. Заполните таблицу.
Элементарные | Изотопы | |
частицы |
35 17С1 |
37 17 С1 |
1 )р+ | ||
2) п° | ||
3)е |
2-й уровень. Заполните таблицу.
Элементарные частицы | Изотопы | |
39 К | 40R | |
1 )р+ | ||
2) п° | ||
3)е |
3-й уровень. Определите число р+, п°, е для изотопов аргона.
ЗАДАНИЕ 4 (дополнительное)
Запишите не менее трех частиц (атомов или ионов), расположение электронов у которых соответствует ряду чисел: 2, 8, 8.
Вариант 2
Задание1
1-й уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке: 1)возрастания неметаллических свойств —
N, О, С; 2) возрастания металлических свойств — Rb, Na, К.
2-й уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке: 1) возрастания неметаллических свойств — F, О, Li; 2)возрастания металлических свойств — Sr, Be, Са.
3-й уровень. Расположите перечисленные элементы в порядке:1) возрастания металлических свойств —
С, Li, Be; 2)возрастания неметаллических свойств — Sb, As, N.
ЗАДАНИЕ 2
1-й уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: К, КВг, Вг2, НВг. Запишите схему образования связи для какого-либо одного из соединений.
2-й уровень. Определите тип связи для веществ с формулами: К, КВг, Вг2, НВг. Запишите схему образования связей для двух любых соединений
3-й уровень. Определите тип связей и запишите схемы образования для веществ, формулы которых Mgl2, I2, Mg, Р13.
ЗАДАНИЕ 3
1-й уровень. Заполните таблицу.
Элементарные частицы | Изотопы | |
16О 8 | 18О 8 | |
1 )р+ | ||
2) п° | ||
3)е |
2-й уровень. Заполните таблицу.
Элементарные частицы | Изотопы | |
20Ne | 21Ne | |
1 )р+ | ||
2) п° | ||
3)ё |
3-й уровень. Определите число р+, п°, е для изотопов фосфора.
ЗАДАНИЕ 4 (дополнительное)
Запишите не менее трех частиц (атомов или ионов), расположение электронов у которых соответствует ряду чисел: 2,8.
Система оценивания
Выполнение заданий 1-го уровня –«3»
Выполнение заданий 2-го уровня –«4»
Выполнение заданий 3-го уровня –«5»