Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников

Дорофеева Наталия Александровна

Развитие речи дошкольников – одна из основных задач образовательной деятельности.  Для развития связной и выразительной речи детей, педагогу необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Дети очень любят играть в театральные игры, с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаются в полюбившиеся образы.

Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.

Свою работу по театральной деятельности начала с младшей группы. В группе я оборудовала театральный уголок, где ребёнок может прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. В уголке разместила различный театр: кукольный, настольный, пальчиковый, а так же маски, куклы, декорации. Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр и упражнений:

  1. Упражнения на снятия мышечного напряжения.
  2. Пальчиковые игры и логоритмика.
  3. В своей театральной деятельности я использую упражнения для развития выразительной мимики, жестов: ем лимон; тепло-холодно; горькая ягода; злая кошка; мне грустно и тд.
  4. Для развития дикции мы с детьми используем различные чистоговорки. Так же предлагаю детям произносить слова или словосочетания с разной интонацией.

Подобрала настольные игры по возрасту: «Сказка за сказкой», «Составь сказку» и тд.

С младшими детьми отрабатываем небольшие театральные этюды.

С детьми старшего дошкольного возраста часто использую игры с разными видами театра, игры-пантомимы.

Виды театра:

  • Пальчиковый театр
  • Маски-шапочки
  • Конусный театр
  • Театр мягкой игрушки
  • Театр-экспром
  • Театр с переодеванием

 

Для театрализации различных сказок, в своей работе я использую следующий план:

  1. Чтение сказки, беседа с детьми по содержанию.
  2. Обсуждение того, кто из детей будет персонажем сказки, рассказывание сказки по ролям
  3. Индивидуальная работа с детьми: игровые движения, мимика, выразительное чтение.
  4. Репетиция спектакля.
  5. Премьера спектакля.

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается  постоянно  в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогической деятельности театрализованных игр.