Лето - время отдыха с пользой
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя за столом, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке, походе по магазинам и т.д.
Работа над произношением.
Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения.
Иначе «недоавтоматизированные»; звуки могут «потеряться» (исчезнуть из речи).
Упражнения для развития слоговой структуры слова.
- Определение количества слогов в слове и их последовательности (Сколько слогов в слове «слон», «молоток»? и т.д. Какой 1? 2? 3?).
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных в разбивку (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро- во, ка-сум).
- Выделение гласных звуков (Столько слогов в слове, сколько гласных) и определение ударных гласных в словах.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка.
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенные слова.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «назови слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».
- Объясняйте переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи.
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много садов, гулял в саду; много это глаза – а один …; много это уши – а одно …; одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Игра «Подбери подходящее по смыслу слово»: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая … .
- Игра «Закончи предложение»: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
4. Игра «Назови детенышей животных»: Кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных:Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Неверно построить фразу, попросить ребенка найти ошибку: «В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт».
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на развитие связной речи.
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений из заданных слов и т.д.