Дидактические материалы

Дзюба Татьяна Алексеевна

универсальные методы и приемы паботы на уроках и внеурочных мероприятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_i_zadachi_vospitatelnyh_meropiyatiy.docx18.67 КБ
Файл shablony_k_uroku.docx278.34 КБ
Microsoft Office document icon obmen_nastroeniem.doc31 КБ
Файл urok_otkrytiya_novyh_znaniy.docx31.76 КБ
Файл raspechatat.docx1.16 МБ
Файл zanyatie.docx51.59 КБ
Файл urok.docx758.39 КБ
Файл urok.pptx888.91 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные цели и задачи

Цели

  • развитие речи, мышления, воображения школьников
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к…….;
  • пробуждение познавательного интереса к …, стремления совершенствовать ……
  • освоение первоначальных знаний о …………….
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема
  • формирование личности, способной к творческой деятельности;
  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
  • формирование умений общаться и работать в команде
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению ………..
  • освоение элементарных представлений о ….
  • развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;
  • освоение основ …… знаний, формирование первоначальных представлений о ……
  • воспитание интереса к ……….., стремления использовать ……………..знания в повседневной жизни.
  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.
  • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
  • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
  • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
  • овладение общеразвивающими  и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
  • воспитание познавательной активности, интереса и инициативы

Задачи

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету………;
  • проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником…)…;
  • создать условия для отработки навыков и умений в …….
  • создать условия для отработки навыков анализа такого явления, как…….;
  • актуализировать знания о…;
  • расширить общий и ……… кругозор учащихся

Развивающие:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать формированию патриотических чувств;
  • содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать развитию интереса  к изучению ………;
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
  • содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции



Предварительный просмотр:

Универсальное приветственное слово учителя

- Доброе утро (здравствуйте), дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Я предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то очень хорошем и улыбнуться. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало.

Универсальная рефлексия «Продолжите предложения»

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было интересно….

- Особенно понравилось….

- Вызывало затруднение…

Универсальное завершение урока:

Урока время истекло…

Я вам,  ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

Универсальная физминутка.

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

Можно использовать на любой теме урока. Хлопать, присесть, покружиться, потопать.

Говорим тематические группы слов, дети выполняют условие.

Если слышите глаголы – приседаете, существительные – хлопаете в ладоши, прилагательные – приседаете.

Если слышите антонимы – приседаете, синонимы – хлопаете в ладоши, омонимы – приседаете.

Если слышите слово с твердым знаком - хлопаете, если слово с мягким знаком - приседаете,

И так далее, можно подтянуть любую тематику.

К уроку можно подготовить карточки разных цветов, на разные этапы, разложить комплектом на парты, потом говорить – возьмите карточку синего цвета, на следующий этап – карточку желтого цвета и тд.

Упражнение «Потерянная буква».

Цель: развитие орфографической зоркости.

Раздаем готовые карточки. В зависимости от возраста на 5-10 слов. Оговариваем время (3-4 минуты).

Проверка: фронтальная (учитель говорит, дети себя проверяют, отмечают ошибки), самостоятельная (карточка с вставленными буквами на экране), взаимопроверка (обмен карточками, правильный вариант на экране) и т.д.

Словарный диктант

Цель: развитие орфографической зоркости.

Пишем слова под диктовку учителя. В зависимости от возраста на 5-10 слов.

Дополнительное задание: поставьте в словах ударения.

Проверка: фронтальная (учитель говорит, дети себя проверяют, отмечают ошибки), самостоятельная (карточка с правильным написанием на экране), взаимопроверка (обмен тетрадями, правильный вариант на экране) и т.д.

Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Цель: развивать умение восстанавливать неполное предложение, вставляя пропущенные слова.

Орфоэпический диктант.

Цель: выявление затруднений учащихся в постановке ударения в словах.

Даем карточки с напечатанными словами, выполняют задание 3-5 минут. Проверка.

Слова здесь сложноватые, просто как пример

балуясь

оптовый

осведомиться

кренится

верба

плодоносить

зимовщик

еретик

сливовый

мозаичный

добела

бухгалтеров (мн.ч.)

опошлят

исчерпать

балуясь

оптовый

осведомиться

кренится

верба

плодоносить

зимовщик

еретик

сливовый

мозаичный

добела

бухгалтеров (мн.ч.)

опошлят

исчерпать

Упражнение «Раздели на слоги»

Цель: совершенствование навыки слогового анализа; закрепление навыка деления слов на слоги, навыка переноса слов.

Игра «Составь слово». – на определение темы урока

Цель: закрепление навыка звукобуквенного анализа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Работа в парах.

Раздать листочки с картинками, из первых слогов каждого названия картинки нужно составить новое слово.

Например:

  • луна, кошка, колокольчик (лукошко),
  • снежинка, голубь, виктория (снеговик)
  • карандаш, радуга, мельница (карамель),  
  • молоток, лошадь, колос (молоко)

упражнение «Убери лишнее»

упражнение «Найди пару»

Соединить стрелочками определение и термин, например

упражнение «Корректор»

цель: формирование у обучающихся  орфографической  и (или) пунктуационной зоркости.

Исправить ошибки в тексте – по русскому (грамматические, орфографические, пунктуационные), по математике – в примерах, в измерении, в названиях, определениях, на окружающем – в терминах, определениях и тд.

Универсальное упражнение к любой теме урока.

Запишите предложения (по теме) под диктовку (1-3). Определите части речи, напишите над словами (сущ., гл., прил., т.д.). подчеркните подлежащее и сказуемое. Определите род имен существительных. Поставьте ударение в слове __________ .



Предварительный просмотр:

"Обмен настроением".

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
 А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

Беспокойное

Бодрое

Боязливое

Веселое

Возбужденное

Возмущенное

Волшебное

Восторженное

Высмеивающее

Героическое

Грустная радость

Грустное

Добродушное

Жуткое

Загадочное

Задиристое

Заносчивое

Капризное

Ликующее

Любование

Мечтательное

Мрачное

Нежное

Нетерпеливое

Обиженное

Ожидание

Печальное

Поучительное

Прихотливое

Прославляющее

Радостное

Робкое

Светлое

Сердитое

Серьезное

Сказочное

Скорбное

Скрытное

Смешливое

Смешное

Солнечное

Сонное

Сосредоточенное

Сочувствующе

Сострадание

Спокойное

Таинственное

Теплое

Тихое

Тревожное

Уютное

Хвалебное

Хмурое

Шаловливое

Шумное

Шумливое



Предварительный просмотр:

Приёмы работы на уроке «открытия» нового знания

( технология деятельностного метода)

Структура урока «открытия»  нового знания

1.        Мотивирование к учебной деятельности.

2.        Актуализация и пробное учебное действие.

3.        Выявление места и причины затруднения.

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

5.        Реализация построенного проекта.

6.        Первичное закрепление учебного действия.

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.        Включение в систему знаний и повторение.

9.        Рефлексия учебной деятельности.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель – создание условий для возникновения у обучающихся внутренней    потребности включения  в учебную деятельность.

Приёмы работы на этом этапе

•        "Психологический тренинг"

  • «Улыбнитесь:

-как кот солнышку

- как клоун в цирке

- как собака своему хозяину

- как вы улыбаетесь маме

У вас были   хорошие улыбки, которые сделали наш класс светлее»

  • Можно провести приветствие “Удачи вам!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-желаю (соприкасаются большими пальцами);

-успеха (указательными);

-большого (средними);

-во всём (безымянными);

-и везде (мизинцами);

-Удачи тебе! (прикосновение всей ладонью)

Далее учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

  • Девиз урока, эпиграф к уроку, пословицы, поговорки 

(«С малой удачи начинается большой успех» и др.)

  • «Побуждение»

Это приём вызывания исходной мотивации.  Например, актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("Мы хорошо поработали над предыдущей темой и сегодня…»

  • «Театрализация»

Часто применяем на уроках в 1 классе. Урок обучение грамоте. -----

-Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке.

( Учитель одевает шляпку)

Здравствуйте, друзья!

Я – конферансье.

Знают дети меня не все.

Я выступленья в цирке объявляю,

Артистов на арену приглашаю.

Но чтобы номер первый объявить

Должны вы контролёрам билетик предъявить.

Билетом вашим будут ваши знания.

Скажите, мне без напоминания

Что знаете о букве Ч?

Входит ученик в костюме Незнайки.

Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решить задач!

Помогите!

  • «Рифмованное начало уроков»

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Если будете стараться

И усердно заниматься,

То терпение и труд

Вас к успеху приведут.

2. Актуализация знаний  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Прежде всего нужно сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т.е.  «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти, возбудить  интерес  ученика  к  данной  теме  и   к восприятию  нового  материала.

Количество заданий на этом этапе не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Приёмы на этом этапе урока

  • «Столкновение противоречий»

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.

Например, вот как можно применить этот приём на уроке русского языка при изучении темы «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных женского рода единственного числа»

Начинается урок с минутки чистописания. В неё включены буквы: Щ, Ш. Выясняем, чем они похожи (Согласные, обозначают шипящий звук). В эту группу букв можно ещё добавить буквы Ж, Ч.

Затем в подобранные учителем стихотворения-загадки ребята вставляют слова-отгадки с шипящей на конце и слова записывают у доски несколько человек. И оказывается, что одно и тоже слово записано детьми по-разному. Почему? Кто прав? Кто ошибся?  Мы с ребятами решаем выяснить: как правильно писать слова с шипящим на конце?

  • «Согласен – не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

-умение оценивать ситуацию или факты;

-умение анализировать информацию;

-умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся, показать сигнальными карточками или поставить на полях знак Светофорика ( красный- не совпадает, зелёный – совпадает)

  • «Установи сходство и различие».                           

Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить

  • «Лови ошибку»

Объясняя материал, учитель допускает ошибку или обучающимся показывается текст со специально допущенными ошибками.  (Ошибки можно брать из работ учащихся)

  • «Почини цепочку»

Это задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями.  

Например: поставьте правильно этапы работы над задачей или над решением выражения (12+15 : 3 - 9) + 9 . 2

  • «Да-нетка»

Приём способен увлечь и маленьких, и взрослых, ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

-умение связывать разрозненные факты в единую картину;

-умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

-умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Поиграем. Я загадала планету. Отгадайте, какую? Почитать всё о Юпитере, распечатать

- Это планета земной группы? (Нет)

-Это планета – гигант? (Да)

-Эта планета имеет гигантские кольца? (Да)

-Это самая большая планета? (Да)

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

  • «Раздели на группы»

Приём предполагает разделение организмов, процессов, понятий, характеристик. Предлагается провести классификацию определений, которые написаны на карточках. Принцип классификации может быть известен или нет.

  • «Дай информацию»

Задание для обучающихся - извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод, а может быть цифра

Задание для вас: извлеките всю информацию из числа 312.

Число 312  занимает 312 позицию натурального ряда чисел. Составное, имеет соседей 311 и 313, трёхзначное, не круглое. В нём всего 31 десяток, отдельно 3 сотни, 1 десяток, 2 единицы). Делится на 1, 2 и на себя. Обозначается цифрами 3,1,2

  •  «Шаг за шагом».

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Например. Орфограммы, которые узучили

3. Выявление места и причины затруднения.

Приёмы для этого этапа.

  • «Составление алгоритма»

Задание составить алгоритм, записать в виде схемы

  • «Птичий базар»

Индивидуальное проговаривание каждым учащимся нового правила вслух (не хором)

  • «Цепочка»

По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.

  • «Расшифруй!»

Расшифровать схематическую запись,  прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи

  • «Починить цепочку»

Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например, поставьте правильно этапы работы над выражением !!!!(12+15:3-9)+ 9 . 2.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Приёмы на этом этапе

  • «Помощники»

Обучающимся предлагается определить цель урока с помощью слов-помощников:

-Повторим

-Изучим

-Узнаем

-Проверим

Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

  • «Тема в виде проблемного вопроса»

Формулировка темы в виде вопроса. Тема урока может быть сформулирована так "Почему эти животные живут в зоне арктических пустынь?"

  • «Отгадай ребус, загадку, шараду»

Приём предполагает подведение к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду

  • «Проблемная ситуация»

Существуют разнообразные приёмы создания проблемных ситуаций.  Распространённые приемы создания проблемной ситуации:

  • «Подводящий диалог»

Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы

Например, урок русского языка.

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                  мышь

-По какому признаку разбили слова на 2 столбика?

-Что общего у всех слов?

-Чем отличаются?

  • «Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

5. Реализация построенного проекта.

Приёмы на данном этапе

  • «Мини – рассказ»

Задание: составь мини-рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе.

  • «Упрости!»

Упростить предложения без потери смысла (или текст учебника или научно-популярного журнала).

  • «Создай коллекцию»

Задание: собрать, оформить, описать коллекцию

  • «Совмести вопрос с ответом»

         Учитель готовит два вида карточек: карточки – вопросы и карточки – ответы на эти вопросы. После прочтения нового материала каждый обучающийся получает либо вопрос, либо ответ на карточке. Карточки раздаются в случайном порядке. Учитель просит найти ученика с соответствующим вопросом или ответом.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Приёмы на данном этапе

  • «Составь меню»

Составить меню с определенными требованиями, объяснить результаты работы

  • «Чего больше?»

Ведущий (педагог, ученик) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.)

Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод? Насекомых или птиц?

  • «Деловая игра»

Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов.

Так при изучении темы «Площадь фигур» провожу игру «Строители» на уроке математики. (На слайде задание из учебника «Математика», УМК «Планета знаний», 2 часть) Задание: рассчитать стоимость ремонта квартиры. Группы: строители, дизайнеры.

  • «Две правды и неправда»

Класс делится на малые группы по 3 – 5 человек. После изучения материала предлагаю группам написать на листе бумаги 3 утверждения по пройдённому материалу, 2 из которых должны быть правдой, а один – неправдой. Предлагаю каждой группе по очереди зачитать свои утверждения, а остальным группам определить, что является правдой, и неправдой. Когда все утверждения будут зачитаны, делаю обзор и корректировку ответов.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Приёмы работы на этом этапе.

  • «Фактологический диктант»

Диктант проводиться по «Базовому листу» (5-7 вопросов на вариант)

  • «Цифровой диктант»

Можно провести его в письменной форме после просмотра  видеофрагмента или «на слух» письменно (да -1, нет - 0)

  • «Буквенный диктант»

Запишите первые буквы ответов. По первым буквам ответов получилось задуманное слово.

  • «Тренировочная к/р»

Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал идут по желанию учеников

  • «Творческий тест»

Проводится проверка на уровне восприятия, выявляются умения творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Задания:          

 - впиши пропущенное слово;

- закончи предложение и т.п.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Приёмы на этом этапе:

  • «Создай презентацию»

Задание: создай презентацию к изученной теме или создай листовку по теме..

Например, после изучения темы «Животные» даю задание:

- Представьте себя каким- либо животным.

 Подумайте и расскажите

а) что может рассказать людям это животное;

б) о чём оно может разговаривать с другими животными;

в) о чём оно может разговаривать с растениями.

  • «Своя опора» или «Своя шпаргалка»

Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу. Можно провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления»

  • «Вопросительные слова»

Приём, направленный на формирование умения задавать вопросы.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример.

Вопросительные слова        

Основные понятия темы

Что?

Где?

Почему?

Как?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

  • «Повторяем с контролем» или «Ступеньки интеллекта»

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Их количество должно быть не менее 5. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы. В классе можно объявить конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени на составление вопросов регламентируется учителем.

   Оценку результативности работы над вопросами можно осуществить по следующим критериям:

-вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваются «отлично»:

-вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо»;

-вопросы констатирующего характера оцениваются

«удовлетворительно» или совсем не оцениваются.

  • «Интеллектуальный футбол».

Класс делится на две команды. В каждой выбирается вратарь, защитники и нападающие. Нападающие - задают вопросы, защитники – отвечают, на роль вратаря лучше всего выбрать обучающегося, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные не знают ответа.

  • «Свои примеры»

Ученики готовят свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и у каждой свое задание

  • «Составление текста»

Задание: составить текст с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись

  • «Создай паспорт» 

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого объекта или явления по определенному плану.

Например, детям даётся задание извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод. Свои детям я давала задание: составить паспорт слова ( показ проектов)

  •  « Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно

«поврежденный» преподавателем.

Задание:

1. Заполнить «слепой» текст словами или числами

2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе

  • «Тройка»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Выделяют три вида рефлексии:

- рефлексия эмоционального состояния и настроения (используются сигнальные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций);

 -рефлексия деятельности на уроке (на данном этапе фиксируется самооценка учениками собственной учебной деятельности )

- рефлексия содержания учебного материала

Приёмы работы на этом этапе:

  • «Пантомима»

Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам)

  • «Телеграмма»

Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

  • Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
  • Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
  • «Подумай и запиши»

-Запишите одно предложение, суммирующее информацию урока.

- Подумайте о том, о чём вы только что узнали. Если бы вы объясняли

основную мысль кому – то ещё, что бы вы сказали? Запишите ваше

объяснение в одном – двух предложениях.

- Подумайте, как вы можете использовать эту информацию. Запишите  два – три способа практического применения того, что вы только что узнали.

- Подумайте, какой вопрос у вас по – прежнему остался по этой информации. Запишите этот вопрос и передайте его мне. Если у вас нет вопросов, напишите самое важное из того, что вы узнали.

- Если бы вы составляли тест по изученному материалу, то какой бы вопрос вы в него включили. Запишите его на лист и прикрепите к доске.

- Напишите контрольный вопрос по материалу на карточке. Напишите ответ на обратной стороне карточки. Теперь обменяйтесь карточками с соседом вопросом вверх. Напишите ответ на вновь полученный вопрос и проверьте его правильность на обратной стороне карточки.

  • «Шкатулка»

 Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому ученику, фломастеры.

-У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те знания и умения, которые для нас являются важным приобретением на этом занятии.

На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку

Например, на уроках литературного чтения даю задание: «Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?»

  •  
  •  «Дартц».

На импровизированной мишени в центре написано «Все было понятно», дальше от центра «Остались вопросы», на периферии мишени «Много непонятного». Дети выбирают место для своей импровизированной стрелы и учитель получает объективную информацию о прошедшем уроке.

  • «Последнее слово»

Материал: карточки из цветной бумаги красного и зелёного цвета на каждого ученика и карандаши.

Учащиеся на карточке зелёного цвета записывают, что дал им урок, причём запись должна быть максимально короткой: одно слово или предложение. Это должно быть действительно самое важное, что они получили на уроке, обязательно только одно. На красной карточке ученики пишут то, что не поняли, не получилось. Затем карточки группируются по цвету на листе ватмана и все учащиеся могут ознакомиться с мнением одноклассников.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФИО участника

Дзюба Александра Александровна

Тема мероприятия

Я – гражданин России

Цель мероприятия

Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к Родине.

Задачи мероприятия

1.Формировать умение определять роль гражданина России для государства.

2.Развивать умение выражать свои мысли, рассуждать.

3.Воспитывать любовь к своей родине.

Формы проведения

Классный час

Методы, средства, используемые в мероприятии

Словесный, наглядный, практический

Ход внеклассного мероприятия

Этап планируемого результата

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся

Подготовительный этап

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Александра Александровна.

Я очень рада вам видеть.

Давайте поздороваемся друг с другом   с помощью разминки наших рук: «Удачи вам!».

-желаю (соприкасаются большими пальцами);

-успеха (указательными);

-большого (средними);

-во всём (безымянными);

-и везде (мизинцами);

-Удачи тебе! (прикосновение всей ладонью)

Приветствуют учителя и друг друга.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят слова.

Основной этап

Предлагаю прослушать стихотворения, это может нам понять, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Как думаете, как звучит тема мероприятия?

Какую цель мы перед собой поставим?

Слайд «Определи значение слова»

В Конституции сказано, кто является гражданином России.

Ребята, вам предлагается 3 варианта определения слова «гражданин», нужно  выбрать одно - наиболее полное и верное. (2)

1.        Гражданин - это человек, проживающий в государстве, имеющий права и обязанности и поступающий в соответствии со здравым смыслом.

2.        Гражданин - это человек, проживающий в государстве, имеющий права и обязанности и поступающий в соответствии с этими правами и обязанностями.

3.        Гражданин - это человек, проживающий в государстве, имеющий права и обязанности и поступающий по своему усмотрению.

Каждый настоящий гражданин должен знать  государственные символы своей страны - герб, флаг и гимн.

Слайд с гербом на щите.

Ребята, а вы знаете определение слова герб?

Рассмотрите герб нашего государства и послушайте о его символике. Фон герба - красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита - золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. Правой лапой (показать указкой) сжимает орел скипетр  - жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава (показать)  - золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны (показать). В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита (показать). Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.

 Слайд с двуглавым орлом. Задание: «Дорисуй герб».

Перед этим необходимо повторить правила работы в парах.

Посмотрите внимательно на экран и на изображение герба у вас на столах. На ваших изображениях не хватает какой-то детали. Постарайтесь сообща, дорисовать недостающие детали.

Российский флаг очень часто называют «триколором». Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, есть еще флаги, состоящие из трех цветов? А из цветов нашего флага?

Посмотрите на экран. Все флаги состоят из трех цветов. Флаги каких стран представлены здесь? Под каким номером флаг России?

Кто ответит, каково значение цветов российского флага?

Сейчас возьмите наборы для аппликации на ваших столах, вам необходимо составить модель государственного флага России.

Включается Гимн России.

У каждого государства есть свой государственный гимн.

Ребята, а для чего нужен гимн?

Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Посмотрите, что изображено на слайде?

Мы с вами живем …где?

Герб Ханты-Мансийского автономного округа.

Перед вами один большой конверт.

Вам необходимо собрать пазл, на котором изображен герб ХМАО.

Вы отлично справились с этим заданием.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который навеет на вас теплые чувства гордости и патриотизма.

Просмотр видеоролика на песню "Дорогою добра" музыка Марк Минков, слова Юрий Энтин.

Дорогие ребята, наше мероприятие подходит к концу. На слайде изображено солнце и туча. Если вам было интересно, поднимите руки вверх. Если вам было скучно и неинтересно, опустите руки. Расскажите о своих впечатлениях.

Хочу вам сказать такие слова: сколько бы вам ни было лет, в каком краю вы бы ни жили, мы бы хотели, чтобы вы были достойными гражданами своей страны, своей Родины, нашли свой верный путь в жизни, как в этой замечательной песне.

Ученики читают стихотворения:

1-й ученик:

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре –зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН своей страны!

2-й ученик:

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик

С границы до границы!

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится

Я – гражданин России

Понять, кто такой гражданин РФ и вспомним символы России и родного края.

Ученики рассуждают, приходят к выводу, что наиболее верным является второе  определение.

Герб - это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Рассматривают герб.

Повторяют правила работы в парах.

Ученики выполняют задание, дорисовывая недостающие детали.

В этом слове соединились два слова – три - это количество полос.

Да

Да

Белый означает мир, благородство и чистоту совести, синий - небо, верность и правду; красный – мужество,  отвагу и героизм.

Выполняют самостоятельно творческое задание.

Выставляют на выставку.

Поют гимн.

Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях:  во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы.

Выполняют задание,

Собирают пазлы с изображением герба ХМАО.

Смотрят видеоролик.

Рассказывают о своем впечатлении после мероприятия. Какой фрагмент понравился больше всего.



Предварительный просмотр:

1этап

Здравствуйте, ребята! меня зовут Александра Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 давайте сядем правильно, стуличики подвинули, спины ровно.

посмотрим на словарь настроений,  и   вспомним, что за часть речи перед нами? прилагательное, а на какие вопросы прилагательное?

«какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?»

Давайте ответим какое у нас сегодня настроение сегодня  

У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА.

Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе.

2 этап

Какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка?( Состав слова)

 -Без какой части, слово не может существовать? (без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные  слова)

- А что такое окончание? (изменяемая часть слова)

- Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)

чтобы понять, о какой части слова мы будем говорить на сегодняшнем уроке, вам необходимо соотнести цифры к буквам. отгадать шифр

 17, 18, 10, 19, 20, 1,3, 12, 1.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2022/12/46061_b537d353eb46efb436b42bb15a47944c.jpg.jpg

Как будет звучать тема нашего урока? (Приставка) слайд.

Какую цель мы перед собой поставим? (узнаем,  что такое приставка)

Зная тему и цель урока, какие задачи необходимо выполнить:

  1. Узнаем, где она находиться, как обозначается приставка.
  2. Научимся  находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок.

3 этап

Отлично, мы знаем как называется часть слова которую сегодня будем изучать, а чтобы узнать почему она так называется, нам нужно открыть учебник на странице 84 и прочитать правило.

- так почему приставка  так называется? (Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка)

– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.)

- Каким значком будем обозначать эту часть слова? (приставку выделяют  прямым уголком)

– какой вывод мы можем сделать, что вы знаете о приставке. (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается  вот этим значком НА СЛАЙДЕ) 

Давайте откроем тетради,  запишем число классная работа

Сегодня у нас Пятнадцатое июня

классная работа

https://urok.1sept.ru/articles/414058/img2.jpg

Посмотрите на слайд, перед нами схема, основа схемы в большом овале слово шёл, а вокруг в маленьких овалах  как вы думаете что?приставки.

 Задание: образовать новые слова с помощью приставок и записать 4 из  них получившееся в тетрадь  и выделить приставки.  Сколько слов у нас получиться? 10 слов, Давайте вместе с вами проговорим какие слова получатся, а затем вы запишите и выделите приставки у оставшихся пяти слов.

Начнем с приставки при.

Как вы считаете, вы справились с этим заданием? какой вывод мы можем сделать исходя из этого задания? что  в русском  языке очень много приставок. Вы справились с этим заданием отлично и готовы приступить к следующему.

следующее задание предлагаю вам выполнить в парах

но сначала вспомним правила работы в парах

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/02/05/k_5a789593770be/454971_8.jpeg

Задание на карточке с номером 1 , обратите внимание, перед вами два цветка, вам необходимо написать все приставки которые подходят к данным словам, чтобы образовать новые слова.

https://img1.labirint.ru/rcimg/8fa44f5d7b8bb8902c8091b13b142cab/1920x1080/books17/164111/ph_1.jpg?1563550425

Отлично, какие слова у вас получились? по одному слову от пары

ФИЗМИНУТКА

я вижу, что вы устали, давайте встанем немного разомнемся

https://ukovskaya.ru/800/600/https/ds02.infourok.ru/uploads/ex/051f/0002761e-a7536dfa/img5.jpg

Мы размялись и  с новыми силами готовы приступить к работе.

Я предлагаю вам индивидуально  выполнить упражнение  на карточке номер 2

Задание звучит так: необходимо подобрать Противоположное значение  для каждого слова, изменяя при этом приставку.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/04/s_59d51339e3ed6/img10.jpg

Давайте прочитаем по два слова от пары какие слова у вас получились. обменяйтесь своими карточками с соседом, давайте проверим друг друга

отлично, вы справились с этим заданием.

А теперь  с одним из этих слов составьте  и запишите простое предложение, выделите подлежащее и сказуемое и в выбранном слове выделите приставку.

для закрепления знаний правила  о приставках я предлагаю вам поработать в группе, всем вместе выполнить задание из конверта номер 3.

перед вами пазл с правилом..

вам необходимо всем вместе собрать пазл  и еще раз прочитать правило.

3 этап.

Наш урок подходит к концу, самое время подвести итоги.

Какую тему мы сегодня изучали?

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

выполнили задачи?

Давайте вернемся к нашему словарю настроения, как у вас СЕЙЧАС настроение?

 Вы плодотворно поработали, я благодарю вас за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

17, 18, 10, 19, 20, 1,3, 12, 1.

Слайд 3

Тема урока: ПРИСТАВКА

Слайд 4

Цель урока: Узнаем, что такое приставка

Слайд 5

Задачи урока: Узнаем , где она находиться, как обозначается приставка . 2. Научимся находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок

Слайд 9

Тема урока: ПРИСТАВКА

Слайд 10

Цель урока: Узнаем, что такое приставка

Слайд 11

Задачи урока: Узнаем , где она находиться, как обозначается приставка . 2. Научимся находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок

Слайд 12

Беспокойное Бодрое Боязливое Веселое Возбужденное Возмущенное Волшебное Восторженное Высмеивающее Героическое Грустная радость Грустное Добродушное Жуткое Загадочное Задиристое Заносчивое Капризное Ликующее Любование Мечтательное Мрачное Нежное Нетерпеливое Обиженное Ожидание Печальное Прихотливое Прославляющее Радостное Робкое Светлое Сердитое Серьезное Сказочное Скорбное Скрытное Смешливое Смешное Солнечное Сонное Сосредоточенное Сочувствующе Сострадание Спокойное Таинственное Теплое Тихое Тревожное Уютное Хвалебное Хмурое Шаловливое Шумное С Л О В А Р Ь Н А С Т Р О Е Н И Й