Консультации для педагогов

Кочкина Наталья Павловна

Полезные консультации и методические рекомендации для дошкольных педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование речевых физкультминуток в логопедической работе с детьми, в группах с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи, согласно исследованиям, наблюдается наличие особенностей состояния двигательной сферы. Она может проявляться в недостаточности координации, неточности, моторной неловкости, отставание от темпа выполнения движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

В научных работах Кольцовой М.И.., Исениной Е.И. доказана взаимосвязь развития речи детей и сформированности мелкой моторики пальцев рук, если движение пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.

Проведение речевых физкультминуток, где сочетаются слова с действием необходимы, при регулярном выполнении корректируются недостатки речи, активизируется словарный запас, развивается мышечная активность ребенка. Кроме этого можно отметить переключаемость с одного вида деятельности на другой, что обеспечивает отдых ребенку, повышает его работоспособность, способствует развитию подвижности нервных процессов, благоприятно влияющее на нервно-психическое состояние.

При организации физкультминуток необходимо учитывать следующие моменты:

•        быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

•        включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

•        эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

•        связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты – быть доступными детям.

Также для эффективности проведения физкультминутки можно включать дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, использовать элементы логоритмики, речевую игру.

Игровой прием стимулирует детей на новые успехи, вызывая интерес у дошкольника. Но необходимо учитывать, что материал для произношения и двигательные упражнения для физкультминутки нужно подбирать с учетом речевых возможностей детей, их возраста  и следовать принципу – от простого к сложному.

Физкультминутки в логопедической работе, исходя из применения их в работе можно разделить следующим образом:

  • Фонетико -фонематические, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков
  • Лексические – на введение в активную речь лексику, по определенной лексической теме.

Согласно принципу последовательности коррекционной работы над звуком, материал можно поделить в соответствии с четырьмя этапами.

1. На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова, слышать составные части слова. Приступая к занятиям, мы в первую очередь уточняем произношение гласных звуков, именно с этой группы звуков и начинаем знакомство с физкультминутками. Затем более легкие в произношении звонкие звуки Б, В, Г, Д, далее звуки  П, Т, К, Х, свистящие, сонорные, йотированные.

2. На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребенка в указанной последовательности. Тексты насыщены словами с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребенком), которые в данной физкультминутке встречаются в разных позициях.

3. На этапе дифференциации звуков используются более  длинные и сложные тексты, сопровождаемые разными по объему движениями. Для детей с нормально развивающейся речью основной целью данного этапа является развитие культуры речи, для ребенка-логопата здесь на первый план выступает коррекционно-развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать ее недостатки). Большое внимание уделяется наиболее часто смешиваемым звукам и группам звуков: с-ц, с-ш, ш-ж, р-л и др.

4. Четвертый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят свое завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребенка. На этом этапе нежелательно ограничиваться разучиванием 1-2 физкультминуток. Необходимо отработать несколько (5-6) текстов с изученным звуком на логопедических и воспитательских занятиях (хорошо, когда физкультминутки не дублируются). Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей, поэтому и речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной и заключительной части логопедического занятия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда и воспитателя, на прогулках, а также для организации коллектива после сна и др.

Речевые физкультминутки могут быть использованы как в вступительной части, в основной и заключительной части логопедического воздействия, во время проведения подгрупповых и фронтальных занятий учителя-логопеда.

Основываясь на опыте педагогов и специалистов, личном опыте  можно сказать, что речевые физминутки очень эффективны в работе специалистов и педагогов. Использование их имеет много преимуществ: они в игровой форме, вызывают у детей интерес и желание, не нужно дополнительного оборудования, не требуют времени, позволяют ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков и общей моторики в целом.



Предварительный просмотр:

В настоящее время большой отклик получает вопрос об обучении и воспитании детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. С каждым годом отмечаются глубокие и стойкие нарушения коммуникации, снижении потребности в общении, что сказывается на адаптации ребенка в социуме.

Для успешного развития и социализации необходимо использовать дополнительные приемы и способы (альтернативные системы) организации общения друг с другом и со взрослыми.

Что же такое альтернативная коммуникация?

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

В литературных источниках отмечаются следующие виды альтернативной коммуникации:

  • Тактильно-кинестетическая, которая проявляется в напраление взгляда, мимики, телодвижения и прикосновений;
  • Коммуникация при помощи предметов, данная коммуникация используется на начальном этапе в процессе взаимодействия используются реальные объекты (ложка-есть, кружка-пить)
  • Коммуникация при помощи фотографии и изображения, при использовании данного метода фотографируются реальные объекты или используются наборы картинок.
  • Коммуникация с помощью графических символов, пиктограмм, здесь включаются различные варианты картинок PECS, символы Виджит, коммутативные символы в виде картинок.
  • Система «Макатон» – это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей и взрослых с трудностями общения за счёт использования жестов и символов совместно с речью.
  •  Глобальное чтение. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
  •  Коммуникация с помощью вспомогательных устройств (электронных)

Перед применением с ребенком дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны и особенности его развития. Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации родителям совместно со специалистами необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка.

Применение дополнительной коммуникации возможно с различными категориями детей, что касается детей с тяжелыми нарушениями речи она применяется как дополнительное средство общения, в виде жестов, фотографий и картинок. Данный способ позволяет понять ребенка и помогают ему ответить на поставленные вопросы.  

При обучении ребенка альтернативной коммуникации необходимо развивать предметно - пространственные представления, ощущения собственного «Я».

У детей с ОВЗ понимание и использование речи нарушено, сопровождается аграмматизмами, словарный запас беден и чаще всего представлен обиходными словами, в речи наблюдаются эхолалии. У ребенка наблюдается «каша во рту», что затрудняет гармоничное развитие ребенка и коммуникацию его в социуме. Необходимо признать, с неговорящими детьми вербальные средства общения малоэффективны, так как они не всегда понимают обращенную к ним речь. Поэтому необходимо использовать в работе с такими детьми иные способы, средства коммуницирования, к таким дополнительным средствам относится альтернативная коммуникация.  

«Невербальные компоненты в коммуникации рассматриваются как «информация, считываемая с внешнего облика ребенка, его мимики и пластики, поведенческих реакций и с облика учителя» (И.Н. Горелов).

В литературных источниках можно выделить следующие группы внеречевых средств:

 — фонационные (паузы в речи, молчание);

 — кинетические (мимика, жест, поза);

— проксемические (дистанция).

Основная цель работы с детьми с ОВЗ — повышение их качества жизни, ребенок должен стать более самостоятельным, адаптированным к окружающей среде. У детей данной категории страдает речь, может наблюдаться отсутствие и понимания речи. Отсутствие ее приводит к отставанию в развитии и отсутствии коммуникации с окружающими. В таких случаях возможно применение альтернативной коммуникации, такие как письменная речь, жесты, картинки, символы и фотографии. Выбор данных средств зависит от оптимальных возможностей ребенка, способности понимать изображение или реальный предмет. При использовании альтернативных коммуникаций могут возникнуть следующие сложности:

• Альтернативная коммуникация требует много времени. Многие специалисты слишком быстро бросаю метод, не дожидаясь результата.

 • Дополнительная и альтернативная коммуникация не переносится на другие ситуации. Необходимо чтобы навыки закреплялись в других новых ситуациях, естественных условиях – дома, на улице, школе. Специалисту необходимо донести ближайшему окружению о способе коммуникации, обучить его использовать данный метод в домашних условиях.

• Зависимость от других. На начальных этапах ребенку требуется сторонняя помощь в освоении коммуникации. Возможно возникновение зависимости детей от других людей. Ребенок с ОВЗ не выступает инициатором общения, его обучение должно строится с учетом данной особенности, побуждая его к коммуникации с окружающими людьми.

Необходимо учитывать, что в обучении ребенка нет методов, которые максимально гарантировать успех, но можно подобрать способ, подходящий конкретному ребенку. Овладение ребенком средств коммуникации, позволяет более эффективно социализироваться в обществе, способствуя гармоничному развитию ребенка.

https://youtu.be/IjVaZTjipKI скачать вебинар