Конспекты уроков по литературному чтению

Сорокина Кира Александровна

В этом разделе, размещены конспекты по литературному чтению.Надеюсь вы найдёте в них что-то полезное для вашей работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Текст-это 1.Текст - это несколько предложений, который не всегда связаны по смыслу. 2.Текст - два или более предложений, связанных между собой по смыслу. 3.Текст-это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Слайд 3

Текст-это 2.Текст - два или более предложений, связанных между собой по смыслу.

Слайд 4

1.Текст - это несколько предложений, который не всегда связаны по смыслу . Не верно, потому что в тексте предложения связаны между собой по смыслу.

Слайд 5

3…-это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Слайд 6

Текст-это 2.Текст - два или более предложений, связанных между собой по смыслу.

Слайд 7

Типы текста 1.Описание 1.Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. (Почему?) 2.Повествование 2.Описывается внешний вид человека, животного, картины природы, событие (какой? Какая? Какое? Какие?) 3.Рассуждение 3.Рассказывается, сообщается о чём-либо. (Что? Где? Как? Когда произошло?)

Слайд 8

Какая бывает роса на траве

Слайд 9

Лев Николаевич Толстой

Слайд 10

Бархат Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Слайд 12

Стили Черты Употребляется в Разговорный Простота В бытовой речи (устная форма) Художественный Образность, эмоциональность Художественной литературе Официально-деловой Официальность, точность Документах, законах Научный Точность, логичность Научных статьях учебниках Публицистический Призывность , эмоциональность Газетах, журналах, интервью

Слайд 14

Эпитет Это образное определение предмета или действия.

Слайд 15

Куда девается вода из моря?

Слайд 16

Стили Черты Употребляется в Разговорный Простота В бытовой речи (устная форма) Художественный Образность, эмоциональность Художественной литературе Официально-деловой Официальность, точность Документах, законах Научный Точность, логичность Научных статьях учебниках Публицистический Призывность , эмоциональность Газетах, журналах, интервью

Слайд 17

Тучи В ручьи В речки В большие реки В моря Туман Из родников, ключей и болот. Туман

Слайд 19

В учебник по литературе

Слайд 20

В учебник по окружающему миру, энциклопедию.

Слайд 21

Обратить внимание на красоту природы Рассказать куда девается вода из моря

Слайд 22

Какая бывает роса на траве Куда девается вода из моря? Стиль текста Художественный Научный Тип текста Описание Рассуждение Куда можно поместить этот рассказ В учебник по литературе В учебник по окружающему миру, в энциклопедию С какой целью был написан рассказ? Обратить внимание на красоту природы Узнать куда девается вода Есть ли сюжет? + -



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 пробного урока литературного чтения

Учебник «Литературное чтение».

Автор (ы)Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Класс 3 . Часть 1 .  Стр.  162-163

Образовательная система (модель)

Школа России

ТЕМА 

Особенности прозаического лирического текста. «Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря».

 Сравнение рассказов. Сравнение текстов разных видов.

Составила студентка 331 группы

Сорокина Кира Александровна

(ФИО студента)

МОУ СОШ №, класс, каб.

Дата проведения урока

Начало урока

ФИО учителя школы

ФИО преподавателя-консультанта

.

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

_________________, дата ________

(подписьучителя)

Цель урока:

  • Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.
  • Содержательная: познакомиться с рассказами «Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря», сравнить рассказы.

Задачи:

Личностные

  • сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношению к чтению, литературе;
  • - проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;
  • формирование умений оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • испытывать интерес к новой теме и к изучению предмета;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

Коммуникативные

  • умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других

Регулятивные

  • умение прогнозировать предстоящую деятельность
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Познавательные

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
  • умение отвечать на вопросы учителя.

Предметные

  • Закрепить знания о типах текста. 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (1-2 мин)

1 слайд- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку, спинки ровные, на парте ничего лишнего.

- Повернитесь к соседу по парте, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь,  пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

-Меня зовут Кира Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2.Актуализация знаний, появление темы урока (5 мин)

Ребята, сегодня у нас очень сложная тема урока. Перед тем как к ней приступить, нам нужно вспомнить, что такое текст. Кто-то знает ответ на мой вопрос?

Отвечают

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. ВЫ видите 3 определения, но только одно раскрывает понятие «текст». Я сейчас прочитаю все определения, а каждый из вас должен дать ответ с помощью ваших пальчиков. Если вы считаете, что правильный ответ под цифрой 1, то на правой руке нужно показать 1 пальчик, если под 2, то 2 пальчика, а если ответ под 3, то 3 пальчика.

1.Текст - это несколько предложений, который не всегда связаны по смыслу.

2.Текст – два или более предложений, связанных между собой по смыслу.

3.Текст-это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Отвечают с помощью пальцев

Я должна увидеть ответ каждого, ответы показываем на правой руке.

Те кто показали 2 пальчика, правы. Так как правильный ответ для понятия «текст» скрывается под цифрой 2.

Ребята, а почему ответ под номером 1 не подходит?

Потому что в тексте предложения связаны между собой по смыслу

Подумайте, какое слово можно записать вместо понятия «текст», чтобы определение стало верным.

ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ОТВЕТОВ: (Посмотрите на слайд, ответ зашифрован в ребусе, кто знает ответ, поднимите руку.)

-Предложение

Давайте ещё раз прочитаем правильное определение.

Текст - набор предложений, связанных между собой по смыслу.

Текст –два или более предложений , связанных между собой по смыслу.

А кто знает, сколько существует типов текста?

Перед тем как выслушать ваши ответы, я хочу ввести на нашем уроке одно важное правило. Чтобы ответить достаточно, поднять руку, хоровые ответы или выкрики я не принимаю.

Кто знает, сколько существует типов текста?

3

Всё верно, всего 3 типа текста. А кто знает какие?

Не забывайте правило, про поднятую руку.  

-Повествование, описание, рассуждение

Вы верно назвали типы текста. А теперь давайте вспомним, что обозначает каждый тип текста.

Внимание на экран. В левой части вы видите типы текста, а в правой определения. Ваша задача соединить определения. В этом нам помогут ваши пальчики.

Описание

1.Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. (Почему?)

Повествование

2.Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? Какая? Какое? Какие?)

Рассуждение

3.Рассказывается, сообщается о чём-либо.

(Что? Где? Как? Когда произошло?)

Описание-2

Повествование-3

Рассуждение-1

3.Антиципация чтения

Посмотрите на слайд. Прочитай, пожалуйста.

Какая бывает роса на траве

Как вы думаете,  о чём будет это произведение. К какому типу текста мы можем его отнести

Спасибо за ваши ответы, давайте не будем гадать, перед тем как мы прочитаем этот рассказ, нужно узнать его автора.

Автор этого произведения вам уже знаком. Вы знакомились с его произведением «Акула», «Прыжок», «Лев и собака». Как зовут этого автора?

Лев Николаевич Толстой.

Вы правы. Лев Николаевич Толстой. А кто сможет вспомнить какой-нибудь факт из его биографии?

Называют( Родился в деревне Ясная Поляна. Мамы не помнит, ему было 3 года, когда она скончалась. В семье было 5 детей, он был младшим…)

Спасибо! Вы вспомнили много интересных фактов из жизни Льва Николаевича. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 162.

Открывают

Первичное восприятие текста  «Какая бывает роса на траве» (время зависит от объёма)

Сейчас мы послушаем этот текст. Ваша задача внимательно следить , после прослушивания, я буду задавать вопросы.

А ещё вашей задачей будет подчеркнуть новые вам слова.

Слушают

Проверка первичного восприятия(7-8 мин)

Ребята, какие слова для вас были новые?

-Бархат

А кто из вас знает, к какому словарю нужно обратиться чтобы узнать значение нового слова?

К толковому

Всё верно, я перед нашим уроком заглянула в толковый словарь Ожегова. Давайте посмотрим на слайд и познакомимся с новым словом.

Прочитай нам, пожалуйста, определение.

Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Ребята, давайте вспомним ваши предположения, мы пытались угадать о чём этот текст,  кто был прав, поднимите руку.

Поднимают руку.

Как мало у нас рук. У вас были хорошие предположения, но автор написал совсем о другом. А о чём написал автор, о чём этот текст?

О природе

А о каком природном явлении нам рассказывает автор?

О росе

А с чем автор сравнивает росу? Найдите предложение в тексте и прочитайте. Кто готов?

«Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы».

Вы верно нашли предложение, так с чем сравнивают росу?

С алмазами

Откройте 220 страницу учебника, найдите это определение и прочитайте. Кто уже нашёл и готов нам прочитать?

Читают.

Посмотрите на слайд, вы видите 2 картинки. Это роса и алмаз. Можно ли сравнить их между собой?

Да/нет

А вы бы с чем сравнили росу?

Отвечают

Ребята, а к какому стилю текста относится этот рассказ. Перед тем как ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие стили текста есть.

Разговорный, Художественный, Официально-деловой, научный и публицистический

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/f/fZXGc9Y8CL3UIu7bzoDK6hHBrjEQwtWAJvMqSnxT1R/slide-1.jpg

Давайте посмотрим на слайд и вспомним особенности каждого стиля.

К какому стилю отнесём данный рассказ?

К художественному

А почему?

Потому что в художественном стиле есть образность и эмоциональность, как в нашем тексте.

Ребята, перед прочтение мы предполагали к какому типу текста можно отнести этот рассказ, мнений было много. Давайте сейчас ответим на этот вопрос.

К какому типу текста относится этот рассказ? (Чтобы ещё раз вспомнить типы, посмотрите на слайд)

 Это текст описание.

Вы правы. Но нам нужно доказать почему.

Для этого посмотрите на слайд, давайте вспомним определение текста описания.

2.Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? Какая? Какое? Какие?)

Глядя на определение, объясните, почему это текст описания.

Потому что в нём идёт описание природы.

Вы правы, чтобы это доказать, нам нужно найти средства выразительности.

Возьмите в руки простой карандаш, найдите в тексте эпитеты и подчерните.

Если вы не помните, что такое эпитет, то посмотрите на слайд и продолжите работу. (На слайде: Эпитет- это образное определение предмета или действия На это у вас есть 1 минута. Время пошло.

Какие эпитеты вы нашли

Солнечное утро, Треугольные листы, листок мохнат, листок пушист…

Вы большие молодцы! В начале урока, я говорила, что у нас очень сложная тема. Нам нужно успеть познакомиться со вторым произведение. Внимание на слайд!

Антиципация

Прочитай, пожалуйста, нам.

Куда девается вода из моря?

Как вы думаете,  о чём будет это произведение. К какому типу текста мы можем его отнести

Спасибо за ваши ответы, давайте не будем гадать, а откроем ваши учебники на странице 162.

Первичное восприятие

Сейчас мы послушаем этот текст. Ваша задача внимательно следить, после прослушивания, я буду задавать вопросы.

Слушают

Проверка первичного восприятия

К какому стилю текста относится этот рассказ. Какие есть стили, мы уже вспоминали. Посмотрите на слайд, пробегитесь глазами по таблице и скажите, какой стиль этого рассказа?

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/f/fZXGc9Y8CL3UIu7bzoDK6hHBrjEQwtWAJvMqSnxT1R/slide-1.jpg

Научный

Вы правы! Научный, а почему?

Потому что рассказ похож на научную статью. В нём есть точность и логичность.

Если это научный текст, то куда его можно поместить, где обычно пишут научные статьи?

В энциклопедию, в научный журнал, в учебник по окружающими миру…

Перед прочтением, мы пытались угадать о чём будет этот рассказ. Кто оказался прав, поднимите руку.

Как мало рук, видимо «гадать» на уроке не стоит. Стоит читать!

После прочтения, вы поняли о чём этот рассказ? Кто готов ответить?

Напоминаю про правило, отвечаем по поднятой руке.

Этот рассказ о воде

Всё верно,о воде. А если ответить правильно, то о том куда же девается вода. Давайте посмотрим на слайд и с помощью слайда и текста постараемся вспомнить, куда же девается вода.

Куда течёт воды из родников, ключей и болот? Ответы принимаются по руке

В ручьи

А из ручьёв?

В речки

А из речек?

В большие реки

А из больших рек?

В моря

Вода из моря куда девается?

Поднимается туманом

А из тумана превращается во что?

В тучи

А к какому типу относится этот текст?

Рассуждение

На слайде представлено определение, с помощью него, объясните свой ответ.

Рассуждение- Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий. (Почему?)

Это текст рассуждение, потому что в тексте рассказывается куда девается вода

Анализ рассказов

Давайте сравним тексты. Сейчас на ваших партах появятся таблицы, мы вместе их заполним, а в конце урока скажем в чём отличия этих рассказов. Мы уже обсудили тип и стиль данных рассказов, поэтому эта часть таблицы уже заполнена.

Куда мы можем поместить рассказ «Какая бывает роса на траве»?

В учебник по литературе

Почему?

Потому что он написан художественным языком

Запишите в таблицу. «В учебник по литературе»

Записывают

Куда мы можем поместить рассказ « Куда девается вода из моря»?

Хорошо подумайте, помните, что это научный текст.

В учебник по окружающему миру ,энциклопедию

Вы правы!

Запишите в таблицу. «В учебник по окружающему миру ,энциклопедию»

Записывают

 «С какой целью был написан рассказ?»

Первый вариант, думает с какой целью, был написан рассказ на странице 162.

Второй вариант думает с какой целью был написан рассказ на странице 163.

На это задание у вас есть одна минута, если вы уже готовы ответить, то сядьте как прилежные ученики и поднимите руку. Время пошло.

Первый вариант, с какой целью был написан рассказ на странице 162?

Он был написан для того, чтобы мы обратили внимание на красоту природы (росы)

А с какой же целью был написан рассказ на странице 163? Кто готов ответить?

Чтобы и рассказать нам куда девается вода

Всё верно! Давайте напишем в таблицу, что цель написания рассказа «Какая бывает роса» обратить внимание на красоту природы. Запишите в таблицу.

Записывают «Обратить внимание на красоту природы»

Запишите, что цель рассказа «Куда девается вода из моря» рассказать нам куда девается вода из моря.

Записывают «рассказать куда девается вода из моря»

Следующий вопрос на который нам нужно ответить звучит так «Есть ли сюжет»

В рассказе «Какая бывает роса», есть сюжет, если да, то какой.

Да, автор рассказывает о красоте росы

Поставьте плюс в таблицу.

В рассказе «Куда девается роса», есть сюжет, если да, то какой.

Сюжета нет, так как это научный текст, тут только объяснение.

Поставьте минус в таблицу.

Мы большие молодцы! У нас получилось заполнить таблицу. Давайте сделаем вывод

« Текст «» написан в «..» стиле. Тип текста «…». Этот рассказ можно поместить в «…». В рассказе «есть/нет» сюжет.

Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, а чем мы сегодня занимались на уроке?

Сравнивали текст описание и рассуждение.

А кто сможет ответить чем отличается текст рассуждение от текста описания?

В тексте описание идёт речь о признаке предмета, а в тексте рассуждение разъяснение какой-нибудь мысли.

А какой рассказ произвёл на вас бОльшее впечатление?

Наш урок подходит к концу, я бы хотела, чтобы сейчас подняли руку те, кому на уроке было всё понятно, те кто принимали активное участие в уроке, и те у кого не возникло затруднений.

Спасибо!

А сейчас поднимите руку если на уроке у вас возникло много затруднений, вы не принимали участие в работе и не узнали ничего нового.

Какие затруднения у вас были?

Спасибо!

Спасибо вам за урок.

До свидания!