Методическая разработка «Капелька в гостях у ребят»

Кравченко Мария Владимировна

Методическая разработка «Капелька в гостях у ребят»

Воспитатель: Кравченко Мария Владимировна

Вид: познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.

Тема НОД: «Капелька в гостях у ребят»

Цель НОД: формирование у детей представление о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • уточнить и обобщить знания детей о воде и её свойствах (прозрачность, запах, вкус, цвет);
  • научить детей проводить несложные опыты с водой;
  1. Развивающие:
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию, доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь, аккуратность при работе с водой.

Методы воспитания: игровая ситуация, поощрения, разъяснение, показ.

Методы обучения:

  • По источнику получения знаний: словесные (вопросы, художественное слово, пояснение), наглядные (показ, прослушивание аудиозаписи), практические (физ.минутки, экспериментирование, проблемная ситуация).
  • По уровню включения в продуктивную деятельность:проблемное изложение изучаемого, разнообразие материала, самостоятельность в выполнении.
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание игровых моментов, проведение не сложных опытов.
  • Методы развития познавательного интереса – формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового сюжета, применение знаний в новой форме, элементы исследования.
  • Методы стимулирования психических функций, творческих способностей, личностных качеств воспитанников: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обобщение, восприятие, речевая активность, внимание.

Словарная работа: 

обогащение словаря: лаборатория, капель, изменят цвет, вкус, запах.

активизация словаря: бесцветная, мутная, безвкусная, сладкая, прозрачная.

Средства:

  • наглядные: демонстрационные: силуэт – девочки капельки (грустной и весёлой), раздаточные: стаканчики на каждого ребенка по 4 штуки, краски, кисточка на каждого, по 2 чайные ложки на каждого, мука в стаканчике на пару, ракушки в подносе, сахар кусочками на каждого.
  • литературные: загадки, стихотворения.
  • музыкальные: аудиозапись голос капельки, аудиозаписьпесенка «Злую тучку наказали…» авт. Ю. Энтин и Д. Тухманов, исп. Непоседы. Музыкально – танцевальный мультик «Капельки прыг –прыг»

Оборудование: мольберт, музыкальная колонка, столы, оборудование для проведения опытов.

Предварительная работа: чтение потешек: «Водичка, водичка», чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», прослушивание записи шума воды - капель, звон веселого ручейка, НОД по аппликации с элементами рисования Тема: «Ручеек бежит, поёт. По ручью корабль плывёт», «Сосульки – плаксы». Наблюдение на прогулке за таянием (капанием) сосулек, ручейком.

Описание содержания образовательной деятельности

Этапы деятельности 

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Психологический настрой.

 

Задача:

Создать атмосферу психологической безопасности, позитивного настроя.

Приглашает детей встать свободно,

поприветствовать друг друга.

 

- Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Раз — два, раз — два

Заниматься нам пора!

Здороваются, проговаривают слова, движения руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на стульчики.

Позитивно настроены к предстоящей деятельности

Вводно -организационный (организация направленного внимания)

 

Задача: заинтересовать и мотивировать детей к предстоящей деятельности.

Эмоционально включает детей в действие

 

- Ребята! Вы любите встречать гостей в нашей группе?

-Интересно, кто же к нам сегодня придет? Попробуйте угадать!

- Отгадайте загадку:

За окном звенит она

И поет: «Пришла весна!»

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!

Слышно с крыши:

«Кап, кап, кап»

Поет весенняя …?

- Что такое капель?

 

 

 

Задаёт вопросы,

слушает ответы.

- Ну-ка гость к нам выходи,

О себе, ты расскажи!

(Воспитатель берет в руки картинку «Капельку» музыку капание воды).

 

- Ой, ребята посмотрите какая капелька грустная. Что случилось?

 

Капелька воды отвечает(звучит звукозапись):

«Здравствуйте. Я КАПЕЛЬКА.

Я только что родилась. С крыши из сосульки к вам спустилась. И я ничего о себе не зная».

 

Задаёт вопросы,

слушает детей.

-Ребята давайте поможем капельке, расскажем о ней все, что знаем?

Сосредотачивают внимание, слушают. Отвечают на вопросы

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Капель.

- Падение капелек оттаявшего снега, когда тепло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте!

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

 

Мотивационно – побудительный.

 

Задача:

Формировать

представления о предстоящей деятельности.

 

 

Задаёт вопросы, рассказывает,

слушает детей.

 

 

 

 

 

 

-Ребята, как вы думаете из чего, состоит капелька?(Воспитатель берет воду и капает ребятам на ладошки)

-Ребята для чего нужна вода?

 

 

 

 

 

- А зачем мы поливаем цветы?

- А кому ещё нужна вода?

 

Физминутка с музыкальным сопровождением «Злая тучка».

Дети сосредоточивают внимание

слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение.

 

 

 

 

- Из воды.

 

 

 

 

 

- Пить, купаться, мыть руки, готовить еду, поливать цветы, стирать.

- Чтобы они росли.

- Животным, птицам.

 

 

Выполняют действия для развития общей и мелкой моторики.

Рассуждают, выражают собственные мысли.

 

 

 

 

Опытно – экспериментальная деятельность

 

Задачи:

формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

 

 

Мотивирует детей на дальнейшую работу.

- Ребята, а вы хотите узнать много интересного и полезного о воде, чтобы рассказать об этом нашей гостье Капельке?

 

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность.

 

-Тогда я приглашаю вас и Капельку в нашу лабораторию. 

-Что такое лаборатория?

 

 

 

 

- Ребята, занимайте места в нашей лаборатории.

Опыт № 1 «Вода прозрачная»

- Возьмем 2 стаканчика с водой. В один стаканчика опускаем по 1 ракушки (Педагог показывает детям стаканчики).

- В другой стаканчик насыпаем 1 ложку муки, Руслан, видно ракушку?

- Почему? 

- А в стаканчике с водой, видно ракушку? Ева, видно? 

- Андрюша, видно? 

- Почему? 

 

 

- Делаем вывод: вода какая? 

Воспитатель вывешивает на доску картинку «Без цвета».

 

Опыт № 2 «Вода не имеет запаха»

- Перед нами 2 стаканчика. 1 – с соком, другой с водой.

 

Педагог предлагает понюхать воду, а затем сок.

- Алиса, сок имеет запах? 

- Чем он пахнет? 

 

 

 

 

- А вода пахнет? Федя? 

- Какой вывод сделаем? 

Воспитатель вывешивает на доску картинку «Без запаха».

 

Опыт № 3 «Окрашивание воды»

- Дети, сейчас мы узнаем еще кое-что интересное про воду. Выберите баночку с краской, какая вам нравится, наберите кисточкой краску и обмакните в воду. Что произошло с водой, Матвей, какого цвета она стала? 

- Какой вывод можем сделать?

Воспитатель вывешивает на доску картинку со «Окрашивается».

 

Опыт № 4

«У воды нет вкуса»

- Возьмите стаканчик и попробуйте воду. 

-Алена, какая вода на вкус?

- Давайте положим в стакан кусочек сахара и размешаем ложкой. Какая стала вода на вкус?

- Какой вывод можем сделать? 

Воспитатель вывешивает на доску картинку со «Без вкуса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, хотим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это специальное помещение для опытов и экспериментов.

Дети садятся за столы.

 

 

 

 

Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Индивидуальная работа за столом.

 

 

 

 

 

- Нет.

- Потому что вода стала белой, мутной.

 

- Да.

- Да.

- Вода не имеет цвета, прозрачная.

 

- Без цвета, прозрачная.

 

 

 

 

Дети выполняют действия, ощущают, отвечают, делают обобщение.

 

 

 

 

 

- Да.

- Вкусно пахнет яблоком, потому, что сок яблочный.

 

- Нет.

 

- Вода не имеет запаха.

 

 

 

 

 

Дети выполняют действия, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Синяя.

 

- Вода может окрашиваться в разные цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Без вкуса.

 

 

 

 

 

 

- Сладкая.

 

- Вода безвкусная, но если в неё положить сахар, то она принимает вкус сахара.

 

Имеют представление о свойствах воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют познавательную активность в процессе экспериментирования; анализируют, сравнивают и обобщают.

 

Действуют самостоятельно,

наблюдают,

проводят первые опыты.

 

 

Проявляют интерес к экспериментированию, сравнивают, обобщают,

анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группе, стремятся помогать друг другу.

Рефлексия

 

Задача:

Формировать умение делать выводы, оценивать результат своей деятельности,

выражать свои чувства и эмоции.

Педагог обращает внимание на Капельку.

-Ребята, посмотрите, что произошло с нашей Капелькой?

 

- Как думаете, почему?

 

 

 

 

- А что мы делали, чтобы самим-то узнать все о капельке?

 

 

 

- Какие опыты с водой мы провели, что узнавали?

 

 

 

 

 

- Ребята, что у вас сегодня хорошо получилось?

- Что было сложного?

- Ребята, у капельки то хорошее настроение, а какое у

вас настроение?

 

 

- А давайте подарим наше хорошее настроение нашему младшему воспитателю Елене Алексеевне.

- Ребята, капелька хочет вам что-то сказать, послушайте (включает аудиозапись).

«Ребята, мне очень с вами понравилось в вашей лаборатории 

экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали и делали. Я хочу вам подарить маленьких капелек, пусть они живут у вас дома.»

- Ребята давайте с капелькой потанцуем.

Включает музыкально – танцевальный мультик «Капельки прыг –прыг»

 

 

 

 

 

 

- Она стала веселой.

 

- Потому что мы показали и рассказали капельке, какая она.

 

 

 

- Эксперимен-тировали, ставили опыты с водой.

 

 

- Мы узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета, но может окрашиваться. 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

Дети сдувают настроение с ладошки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танцуют.

Анализируют, обобщают, делаю выводы, оценивают свое эмоциональное состояние.