Методическая разработка «Капелька в гостях у ребят»
Методическая разработка «Капелька в гостях у ребят»
Воспитатель: Кравченко Мария Владимировна
Вид: познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.
Тема НОД: «Капелька в гостях у ребят»
Цель НОД: формирование у детей представление о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Образовательные:
- уточнить и обобщить знания детей о воде и её свойствах (прозрачность, запах, вкус, цвет);
- научить детей проводить несложные опыты с водой;
- Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию, доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь, аккуратность при работе с водой.
Методы воспитания: игровая ситуация, поощрения, разъяснение, показ.
Методы обучения:
- По источнику получения знаний: словесные (вопросы, художественное слово, пояснение), наглядные (показ, прослушивание аудиозаписи), практические (физ.минутки, экспериментирование, проблемная ситуация).
- По уровню включения в продуктивную деятельность:проблемное изложение изучаемого, разнообразие материала, самостоятельность в выполнении.
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание игровых моментов, проведение не сложных опытов.
- Методы развития познавательного интереса – формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового сюжета, применение знаний в новой форме, элементы исследования.
- Методы стимулирования психических функций, творческих способностей, личностных качеств воспитанников: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обобщение, восприятие, речевая активность, внимание.
Словарная работа:
обогащение словаря: лаборатория, капель, изменят цвет, вкус, запах.
активизация словаря: бесцветная, мутная, безвкусная, сладкая, прозрачная.
Средства:
- наглядные: демонстрационные: силуэт – девочки капельки (грустной и весёлой), раздаточные: стаканчики на каждого ребенка по 4 штуки, краски, кисточка на каждого, по 2 чайные ложки на каждого, мука в стаканчике на пару, ракушки в подносе, сахар кусочками на каждого.
- литературные: загадки, стихотворения.
- музыкальные: аудиозапись голос капельки, аудиозаписьпесенка «Злую тучку наказали…» авт. Ю. Энтин и Д. Тухманов, исп. Непоседы. Музыкально – танцевальный мультик «Капельки прыг –прыг»
Оборудование: мольберт, музыкальная колонка, столы, оборудование для проведения опытов.
Предварительная работа: чтение потешек: «Водичка, водичка», чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», прослушивание записи шума воды - капель, звон веселого ручейка, НОД по аппликации с элементами рисования Тема: «Ручеек бежит, поёт. По ручью корабль плывёт», «Сосульки – плаксы». Наблюдение на прогулке за таянием (капанием) сосулек, ручейком.
Описание содержания образовательной деятельности
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты |
Психологический настрой.
Задача: Создать атмосферу психологической безопасности, позитивного настроя. | Приглашает детей встать свободно, поприветствовать друг друга.
- Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. Сели — встали, сели — встали, Раз — два, раз — два Заниматься нам пора! | Здороваются, проговаривают слова, движения руками.
Садятся на стульчики. | Позитивно настроены к предстоящей деятельности |
Вводно -организационный (организация направленного внимания)
Задача: заинтересовать и мотивировать детей к предстоящей деятельности. | Эмоционально включает детей в действие
- Ребята! Вы любите встречать гостей в нашей группе? -Интересно, кто же к нам сегодня придет? Попробуйте угадать! - Отгадайте загадку: За окном звенит она И поет: «Пришла весна!» И холодные сосульки Превратила в эти струйки! Слышно с крыши: «Кап, кап, кап» Поет весенняя …? - Что такое капель?
Задаёт вопросы, слушает ответы. - Ну-ка гость к нам выходи, О себе, ты расскажи! (Воспитатель берет в руки картинку «Капельку» музыку капание воды).
- Ой, ребята посмотрите какая капелька грустная. Что случилось?
Капелька воды отвечает(звучит звукозапись): «Здравствуйте. Я КАПЕЛЬКА. Я только что родилась. С крыши из сосульки к вам спустилась. И я ничего о себе не зная».
Задаёт вопросы, слушает детей. -Ребята давайте поможем капельке, расскажем о ней все, что знаем? | Сосредотачивают внимание, слушают. Отвечают на вопросы
- Да.
- Капель. - Падение капелек оттаявшего снега, когда тепло.
- Давайте! | Проявляют интерес к предстоящей деятельности
|
Мотивационно – побудительный.
Задача: Формировать представления о предстоящей деятельности.
| Задаёт вопросы, рассказывает, слушает детей.
-Ребята, как вы думаете из чего, состоит капелька?(Воспитатель берет воду и капает ребятам на ладошки) -Ребята для чего нужна вода?
- А зачем мы поливаем цветы? - А кому ещё нужна вода?
Физминутка с музыкальным сопровождением «Злая тучка». | Дети сосредоточивают внимание слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение.
- Из воды.
- Пить, купаться, мыть руки, готовить еду, поливать цветы, стирать. - Чтобы они росли. - Животным, птицам.
Выполняют действия для развития общей и мелкой моторики. | Рассуждают, выражают собственные мысли.
|
Опытно – экспериментальная деятельность
Задачи: формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
| Мотивирует детей на дальнейшую работу. - Ребята, а вы хотите узнать много интересного и полезного о воде, чтобы рассказать об этом нашей гостье Капельке?
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность.
-Тогда я приглашаю вас и Капельку в нашу лабораторию. -Что такое лаборатория?
- Ребята, занимайте места в нашей лаборатории. Опыт № 1 «Вода прозрачная» - Возьмем 2 стаканчика с водой. В один стаканчика опускаем по 1 ракушки (Педагог показывает детям стаканчики). - В другой стаканчик насыпаем 1 ложку муки, Руслан, видно ракушку? - Почему? - А в стаканчике с водой, видно ракушку? Ева, видно? - Андрюша, видно? - Почему?
- Делаем вывод: вода какая? Воспитатель вывешивает на доску картинку «Без цвета».
Опыт № 2 «Вода не имеет запаха» - Перед нами 2 стаканчика. 1 – с соком, другой с водой.
Педагог предлагает понюхать воду, а затем сок. - Алиса, сок имеет запах? - Чем он пахнет?
- А вода пахнет? Федя? - Какой вывод сделаем? Воспитатель вывешивает на доску картинку «Без запаха».
Опыт № 3 «Окрашивание воды» - Дети, сейчас мы узнаем еще кое-что интересное про воду. Выберите баночку с краской, какая вам нравится, наберите кисточкой краску и обмакните в воду. Что произошло с водой, Матвей, какого цвета она стала? - Какой вывод можем сделать? Воспитатель вывешивает на доску картинку со «Окрашивается».
Опыт № 4 «У воды нет вкуса» - Возьмите стаканчик и попробуйте воду. -Алена, какая вода на вкус? - Давайте положим в стакан кусочек сахара и размешаем ложкой. Какая стала вода на вкус? - Какой вывод можем сделать? Воспитатель вывешивает на доску картинку со «Без вкуса».
|
- Да, хотим.
- Это специальное помещение для опытов и экспериментов. Дети садятся за столы.
Ответы по ходу исследовательских действий детей. Индивидуальная работа за столом.
- Нет. - Потому что вода стала белой, мутной.
- Да. - Да. - Вода не имеет цвета, прозрачная.
- Без цвета, прозрачная.
Дети выполняют действия, ощущают, отвечают, делают обобщение.
- Да. - Вкусно пахнет яблоком, потому, что сок яблочный.
- Нет.
- Вода не имеет запаха.
Дети выполняют действия, отвечают на вопросы.
- Синяя.
- Вода может окрашиваться в разные цвета.
- Без вкуса.
- Сладкая.
- Вода безвкусная, но если в неё положить сахар, то она принимает вкус сахара.
| Имеют представление о свойствах воды.
Проявляют познавательную активность в процессе экспериментирования; анализируют, сравнивают и обобщают.
Действуют самостоятельно, наблюдают, проводят первые опыты.
Проявляют интерес к экспериментированию, сравнивают, обобщают, анализируют.
Работают в группе, стремятся помогать друг другу. |
Рефлексия
Задача: Формировать умение делать выводы, оценивать результат своей деятельности, выражать свои чувства и эмоции. | Педагог обращает внимание на Капельку. -Ребята, посмотрите, что произошло с нашей Капелькой?
- Как думаете, почему?
- А что мы делали, чтобы самим-то узнать все о капельке?
- Какие опыты с водой мы провели, что узнавали?
- Ребята, что у вас сегодня хорошо получилось? - Что было сложного? - Ребята, у капельки то хорошее настроение, а какое у вас настроение?
- А давайте подарим наше хорошее настроение нашему младшему воспитателю Елене Алексеевне. - Ребята, капелька хочет вам что-то сказать, послушайте (включает аудиозапись). «Ребята, мне очень с вами понравилось в вашей лаборатории экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали и делали. Я хочу вам подарить маленьких капелек, пусть они живут у вас дома.» - Ребята давайте с капелькой потанцуем. Включает музыкально – танцевальный мультик «Капельки прыг –прыг» |
- Она стала веселой.
- Потому что мы показали и рассказали капельке, какая она.
- Эксперимен-тировали, ставили опыты с водой.
- Мы узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета, но может окрашиваться. Отвечают на вопросы.
Отвечают.
Дети сдувают настроение с ладошки.
Танцуют. | Анализируют, обобщают, делаю выводы, оценивают свое эмоциональное состояние. |