Особенности преподавания географии учащимся с ОВЗ
Предварительный просмотр:
«Работа с детьми с ОВЗ на уроке географии: реализация требований ФГОС»
В условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность.
Поэтому, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуально в настоящее время, так как в связи с требованиями ФГОС, указывающих на реальные виды деятельности обучающихся, школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве, социализируя их. Уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.
К данной категории относятся дети с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и дети с психосоциальной запущенностью.
Поэтому, школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.
Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи, чему способствуют ФГОС.
Так что же характеризует детей коррекционных классов?
Высокая эмоциональность, задержка психического развития, быстрая утомляемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, педагогическая запущенность, трудности распределения и переключения внимания, конфликтность, неуравновешенность психики, трудность общения, низкая мотивация, пониженная познавательная активность. Поэтому работа на уроке географии в условиях индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья строится на основе разнообразных методов и приемов, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.
На уроках я применяю технологии, позволяющие правильно и эффективно организовывать работу:
- Объяснительно – иллюстративное обучение
- Личностно – ориентированное обучение
- Развивающее обучение
- Технология опорных сигналов
- Проблемное обучение
- Игровая технология
- Диалоговая технология
- Технология коррекционно – развивающих упражнений.
Все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС.
Учитывая, что эти учащиеся отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.
Для этих детей материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даю простые задания. Обязательно часто переключаю учащихся с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.
Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема, любая технология должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Учебная деятельность обучающихся при такой организации учебного труда ориентирована на самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих для них жизненно важный а учение становится системой видов учебной деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям.
При проведении любой работы обязательно учитываю особенности
физического здоровья. На любом уроке имеет место моменты оздоровления, например, глаза отдохнут если просто сменить на время обстановку или посмотреть в окно или быстрое моргание в течение двух минут улучшит кровоснабжение глазного яблока. Так для детей с гиперактивностью и быстрой утомляемостью планирую смену видов деятельности через 10 минут учебного труда, ввожу физические упражнения. Например, встать и показать стороны горизонта или направление параллелей и меридианов. Мимика и жесты без голосового сопровождения способствуют анализу отличительных черт того или иного географического явления.
Из опыта работы выясняется, что чередование различных видов
деятельности, способствует активизации мыслительной деятельности детей. Так, например, при изучении темы: «Атмосфера» предлагаю учащимся географические загадки на развитие внимания:
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли дети?
Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
Задание «Собери фразу»: ученик получает по абзац из параграфа, читает его и находит основную мысль, выписывает главную фразу на бумажную полоску, и разрезает на определенное количество частей. Это способствует тренировке внимания и памяти.
Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения. Если есть время и возможность, применяю на уроках ребусы по географии.
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.
Таким образом, применение разнообразных форм и методов работы, при индивидуальном обучении детей с ОВЗ в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся. А принятие ФГОС для обучающихся с ОВЗ гарантирует каждому ребенку реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, дифференцируя при этом не только сами уровни образования, но и оценивание результатов обучения.
Литература.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. Просвещение – 2019 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. А.М. Кондаков, Л.П. Кезин. Основная школа. Москва. Просвещение -2018г.
- В.П. Аникина. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС. Научно - методический электронный журнал «Концепт».- 2019г.