Технология экологического воспитания
Развивать экологическое сознание, мышление у детей дошкольного возраста.
1. Выявление проблемы, подбор технологии и постановка цели.
2. Работа по технологии:
- тематическое планирование;
- подбор материала (иллюстративного, дидактического, наглядного, презентации);
- практические методы (опыты, эксперименты);
- наглядные методы (наблюдения презентации);
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- проведение консультаций для педагогов и родителей.
3. Проведение открытых показов для воспитателей и родителей.В результате реализации данной технологии у детей дошкольного возраста:
- систематизированы и конкретизированы представления об условиях жизни растений и животных;
Привиты экологические навыки уважительного отношения к природному окружению;
- сформированы навыки и умения действовать с природоведческими дидактическими играми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной группе
№ п/п | Тема недели | Тема ООД | Цели и задачи | Материалы и оборудование | Литература |
СЕНТЯБРЬ | |||||
1. | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | Начинаем читать книгу «Экология в картинках» | Цели:
| Книга «Экология в картинках», картинки с изображением слона, обезьяны, крокодила | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 31 |
2. | Спортивная семья | «Дары осени» | Цели:
| Блюда из овощей и фруктов | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 327 |
3. | В стране Изобреталии | «Путешествие колоска» | Цели:
| Колосья зерновых культур, модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур), игровые персонажи, системный оператор, модель «Машина времени» | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 323 |
раньше | |||||
4. | Детский вернисаж | Обитатели уголка природы | Цели:
| Комнатные растения в уголке природы, фишки для оценивания правильных ответов | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 46 |
ОКТЯБРЬ | |||||
5. | В гостях у сказки | Как растения готовятся к зиме | Цели:
| Иллюстрации об осени, семена и плоды растений, стихи и художественная литература об осени | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 329 |
6. | Я живу... | Путешествие в осенний лес | Цели:
знания детей об осени;
| Системный оператор, иллюстрации, дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», модели приспособления животных к зиме, силуэтные изображения зверей, два симметричных пятна, фишки | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 340 |
7. | Мои любимые игры | Путешествие капельки | Цели:
| Игровой персонаж - Капи- тошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; маленькие человечки (ТРИЗ); спиртовка, штатив, колба, стекло, картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага, ножницы, цветные карандаши | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 347 |
8. | Важные даты календаря | Для чего растению нужны семена | Цели:
наблюдательность | Картинки с изображением разнообразных растений (знакомые детям травы, кусты, деревья) | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 343 |
НОЯБРЬ | |||||
9. | Музыкальная шкатулка | «Унылая пора! Очей очарова нье!..» | Цели:
| Модели признаков осени, «Для чего дереву листья?», репродукция картин, кроссворд для каждого ребенка | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 335 |
10. | Неделя сочи- нялок | Беседа о лесе | Цели: • уточнять и расширять представление детей о лесе; | Репродукции картин на тему «Лес», картины из пособий для детского сада и школы, | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в |
| на которых изображены лес и лесные животные, тексты стихотворений, игровой персонаж старичок - лесовичок. | старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 78 | |||
11. | Мы - одна большая се мья | Беседа об осени | Цели:
| Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А.С.Пушкина «Осень» и другие стихи, репродукции картин на тему «Золотая осень», аудиозаписи произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года» | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 69 |
12. | Не болей! | Зачем человеку желудок | Цели:
| Модель строения пищеварительной системы человека | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 351 |
ДЕКАБРЬ | |||||
13. | Безопасный мир детства | Для чего человек ест | Цели:
| Игрушечный Незнайка, схема пищеварения | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 359 |
14. | Юные мастера | Клуб знатоков леса | Цели:
| Вырезанные из картона красные и зеленые жуки, 2 конверта с письмами; посылка- коробочка | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возрас- |
выделять существенные признаки, понимать простейшие причинноследственные связи | та. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 353 | ||||
15. | Волшебный мир книги | «Приключения Мамонтенка» | Цели:
| Мягкие игрушки - слоненок, морж, обезьянка, картинки диких и домашних животных | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 356 |
16. | Я все могу! | Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку - красавицу наших лесов» | Цели:
| Плакат о природе, листы белой и тонированной бумаги, краски и карандаши, фломастеры, несколько красочных трафаретов елки, 25-30 экземпляров текста, игрушка старичок-лесовичок | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 82 |
ЯНВАРЬ | |||||
17. | Активный образ жизни | Как и для чего человек дышит | Цели:
| Схема с изображением дыхательной системы человека, стаканы с водой, трубочки для коктейля, ненадутые воздушные шарики | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 338 |
18. | Моя Родина | Лес как экологическая система | Цели:
| Картины - «Лес», «Ельник», «Березовая роща» и др., карточки с цифрами от 1 до 5, пятиэтажный дом, макеты де- | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию |
ниями и местом обитания, питания животных; • развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле» | ревьев, кустов, мелкого кустарника, травы, грибы, лишайники. Животные - звери, птицы, насекомые | экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 376 | |||
19. | Красота спасет мир | «Север - царство льда и снега» | Цели:
| Картина- модель «Север», модели приспособления животных к зимним условиям, модель термометра, модель «береза», карточки с заданиями к игре «Кто лишний?», силуэты зверей северных и жарких стран, фланелеграф, глобус, картина «Северное сияние», картина «На севере», модели «пищевые цепочки» | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 365 |
20. | Буквоград | Снежинки очень красивы | Цели: • развивать эстетическое восприятие природы | Картинки с изображением разных видов снежинок | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 101 |
ФЕВРАЛЬ | |||||
21. | Дружные ребята | Как живут наши пернатые друзья зимой | Цели:
| Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 360 |
22. | Сильные, смелые, ловкие | «Если хочешь быть здоров» | Цели:
зимним условиям жизни;
нии средств народной медицины при простудных заболеваниях;
поведения при простудном заболевании | Модели приготовления человека к зиме, причин возникновения простудных заболеваний, мероприятий по закаливанию, правил поведения при заболеваниях, цветик- семицветик | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 389 |
23. | Люблю тебя, Воронеж | «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» | Цели:
края, пробуждать желание побывать в этих местах | Книги, фотоальбомы, слайды, заметки из журналов и газет о заповедных местах края | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 175 |
24. | Жанры всякие важны | Пищевые цепочки в лесу | Цели:
пищевой зависимости обитателей леса;
| Карточки с изображениями животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу, натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бичевки для дидактической игры «Пищевые цепочки», стрелки для составления «цепочек», фланелеграфы, пособие «Напоминающее знаки», модели неживой природы | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 381 |
МАРТ
25. | В стране разных слов | Как поссорились март и февраль | Цели:
дня, появление проталин, капели, кучевых облаков
| Костюмы марта и февраля, декорации: подснежники, ручей, ветки с почками. Для игры «На что похоже?» нарисованные кучевые облака разной формы, размера, похожие на разные предметы, пособие «Модель увеличения светового дня», иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?» | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 393 |
26. | Я люблю свой детский сад | Комнатные рас тения - спутники нашей жизни | Цели:
растениями, любовь к ним;
умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода - моделирования;
| Комнатные растения, посадочный материал, горшочки с землей, палочки, стаканчики с водой, ящик для горшочков, покровное стекло для ящика, клеенки, фартуки, конверт с письмом, карточки - модели, игровой персонаж - божья коровка | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 401 |
27. | ЗОЖ | «Колыбельная из двух слов» | Цели: • дать простейшие знания о самом важном органе человека - сердце; • воспитывать любознательность, | Картинки с изображением сердца человека | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у |
бережное отношение к своему организму | детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 374 | ||||
28. | Планета Земля | «Планета Земля в опасности!» | Цели:
| Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков, плакат SOS, флажок SOS, бледно-зеленая и желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, карандаш, клей | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 26 |
АПРЕЛЬ | |||||
29. | В мире разных звуков | Что мы знаем о птицах | Цели:
| Картинки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, два листа бумаги, два бумажных голубя, веер, набор маховых и пуховых перьев (на каждого ребенка) | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр.137 |
30. | Творческая мастерская | «Зеленая служба» Айболита - весенний уход за комнатными растениями | Цели:
| Игрушки - кукла Айболит, большая грузовая машина с зелеными крестами, в кузове лежит мешок с хорошей землей; чемоданчик доктора. В котором лежат палочка для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики или пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр.150 |
31. | Неделя вежливых наук | Через добрые дела можно стать юным экологом | Цели: • раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие по- | Книги-сказки «Лиса, заяц и петух», «Золушка», кукла в костюме доброй феи, клей, пластилин, ручка, модель | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского |
ступки; • показать, что юный эколог - это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах, создает для них хорошие условия жизни | «сухое дерево» с набором зеленых листьев из бумаги, которые лежат в сумочке феи | сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 74 | |||
32. | Такие разные виды спорта | Экологический поход | Цели:
листья;
| Физкультурные атрибуты для проведения игр | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 163 |
МАЙ | |||||
33. | Мир вокруг нас | Беседа «Весенние заботы птиц» | Цели:
| Игрушка Карлсон, игры «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы», книги о птицах, картинки с изображением птиц. Календарь прилета птиц | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. стр. 425 |
34. | Г ород мастеров | Строим экологический город | Цели:
вать последствия своих действий;
| Кукла - инопланетянин, панно и предметные картинки к нему, фотографии с изображением разных уголков Земли, дерево без листьев, бумажные листочки и цветы, пособие «Напоминающие знаки» | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 - 512с. |
к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы | стр. 430 | ||||
35. | Неделя Почемучек | Праздник посвящения в юные экологи | Цели: • воспитывать бережное отношение к природе | Атрибуты для проведения развлечения | Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.- 192 с., стр. 171 |
36. | Педагогическая диагностика |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет
(«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада»)
Актуальность:
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей- то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Цель:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Задачи:
Формы и методы работы с детьми 5—6 лет разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Дети 5—6 лет уже много знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже, чем у 4-летнего. На данном этапе воспитатель начинает на занятиях формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др. В группе старшего дошкольного возраста на протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения В. Бианки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (5-6 лет) по экологическому воспитанию | ||||
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Источник (пособие, стр.) |
Сентябрь | 1 | Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября? Какие они - цветущие растения?» | Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.5) |
2 | Наблюдение «Сто сначала, что потом? Соберем семена садовых цветов» | Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.6) | |
3 | Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» | Нахождение семян созревающих трав(подорожник, вьюн и т.д.). Установка , что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.7) | |
4 | Образовательная ситуация «Как заполнять календарь природы?» i | Ознакомление детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учение рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскашивать квадратики, обозначающие дни недели; развитие интереса к наблюдениям за природой | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.8) | |
Октябрь | 1 | Образовательная ситуация «Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»» | Ознакомление с людьми, создающих книгу, - писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями), объяснение, что книгу можно сделать самим | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.13) |
2 | Образовательная ситуация «Овощи и фрукты на нашем столе» | Уточнение представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закрепление представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; формирование умения готовить салат. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр. 15) |
3 | Экскурсия в библиотеку | Познакомить детей с библиотекой - учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих, книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следит и выдает их библиотекарь; он может посоветовать , какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр. 18) | |
4 | Образовательная ситуация «Растения в нашем уголке природы» | Уточнить представление детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях и учить распознавать их. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.20) | |
Ноябрь | 1 | Образовательная ситуация «Корова и коза - домашние животные» | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза - домашние животные (живут у человека - в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботиться о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.25) |
2 | Образовательная ситуация «Для чего животным хвосты?» | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.27) | |
3 | Образовательная ситуация «Как лесные жители белка и медведь готовятся к зиме?» | Дать детям представление о том, что лес - это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год ( они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.31) |
Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных животных - от лета к зиме. | ||||
4 | Образовательная ситуация «Лошадь и овца - домашние животные» | Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца - домашние животные; закреплять представление о том, что корова и коза - домашние животные. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.34) | |
Декабрь | 1 | Образовательная ситуация «Письма заболевшим детям» | Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям - взрослым и детям; подсказать , что больному ребенку бывает очень приятно получать письма от ребят из группы - оно помогает ему выздороветь; научить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.39) |
2 | Образовательная ситуация «Станем юными защитниками природы» 1 | Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветки. Ели можно помочь : прикопать к стволу снег, бережно с ней обращаться. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.42) | |
3 | Образовательная ситуация «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму в лесу?» | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима - для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.45) | |
Январь | 1 | Наблюдение «Какие птицы летают? Когда птицы бывают заметны?» | Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья: хвост, шея и ноги вытянуты. Познакомить детей сявлениямзатаивания птиц, с их маскировочной окраской. | «Юный эколог» С.Н Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.51) |
2 | Образовательная ситуация «Лес - | Дать детям первоначальное представление о том, | «Юный эколог» |
это дом многих животных» | что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории, жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. | С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.53) | ||
Февраль | 1 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Вызвать познавательный интерес ввыращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.55) |
2 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать ее с тем, что все луковицы находятся в разных условиях. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.58) | |
3 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; отмечать истекшую неделю в календаре «плоской времени». | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.64) | |
4 | Образовательная ситуация «Праздник, посвященный творчеству Виталия Бианки» Образовательная ситуация «Прошла зима холодная» | Повторить инсценировку «Хвосты», разучить подвижную игру-сказку «Лис и мышонок» Уточнить представления детей о зиме как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растения и животных в природе; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр. 59) (стр.66) | |
Март | 1 | Образовательная ситуация «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке» | Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.71) |
2 | Образовательная ситуация «Наши четвероногие друзья» | Формировать у детей представления о том, что собака -умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах - для | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.69) |
охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними. | ||||
3 | Образовательная ситуация «Как люди заботятся о своем здоровье весной» | Уточнить представления детей о человеческом теле, о названии отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.73) | |
4 | Образовательная ситуация «Мать - и - Мачеха - первые цветы на участке», «Где можно найти мать- и-мачеху?» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названиями, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку. Развивать наблюдательность - умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно-следственные связи. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.76) | |
Апрель | 1 | Наблюдение «В каких местах растет мать-и-мачеха? Мать - и- мачеха - что за цветы?» А | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр. 100) | |
2 | Образовательная ситуация «Сравним кошку с собакой » | Уточнить представления детей о кошке как домашнем животном. Кошка отличается от собаки : она по-другому ведет себя и по-другому общается с хозяином | «Юный эколог» С.Н Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.77) | |
3 | Образовательная ситуация «Весна в жизни лесных зверей» | Уточнить и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные. | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.82) | |
4 | Образовательная ситуация «Люблю березку русскую» | Заучивание хороводных песен, стихотворение С.Есенина «Береза» | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.85) |
Май | I | Праздник юных любителей природы | Рисование на тему «Земля - наш дом». Заучивание песен, чтение Б. Заходера «Про все-все на свете», С.Маршака «Праздник леса» | «Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» (стр.91)) |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по экологии
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о
природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,
лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о
природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в
детском саду?
Анкеты для родителей
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Анкета для родителей
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
- Ф.И.О.
- Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
- Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
- Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Примерная тематика бесед и консультаций
с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах , рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить
наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Примерная тематика ширм
для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья — насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар — это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы — земной красы начало.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Руская природа».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
(К. Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
Интеллектуально-творческая игра
«В гармонии с природой».
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)
Конкурс 2. « Урожай плодов».
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.
Музыкальная пауза.
Конкурс 3. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей
«Известное об известном»
- Самый крупный:
-из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
-из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
-из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину
3.Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота
– 36 метров.
5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.
6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.
Конкурс 4. «Угадай мелодию».
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1.Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2.Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4.О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони вцвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс 5. «Домашнее задание».
Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.
Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С.А.Маршак.«Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
( Х.К.Андерсен.«Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев.«Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.Т.Аксаков.«Аленький цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица
Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н.Н.Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»)
Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.
Игра для болельщиков «Перевертыши».
Конкурс 8. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.
1.В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2.Деревья покрылись инеем – к теплу.
3.Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4.Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6.На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7.Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8.Много сока в березах – к дождливому лету.
9.Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10.Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11.Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12.зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13.Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14.Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 70 «Золотая рыбка»
Конспект проведения викторины
«Знатоки природы»
по экологическому воспитанию для детей
старшей и подготовительной к школе групп.
Выполнила: Курс Е.В.
Мытищи, 2021 г.
Задачи:
- Образовательные: активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях;
- Воспитательные: пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, воспитывать заботливое отношение к ней, желание беречь и защищать природу.
- Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, речь.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, листьев, картинки диких и домашних животных, эмблемы для команд, медали «Знатоки природы», мультимедийная презентация, проектор, экран.
Предварительная работа: наблюдения за птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, заучивание пословиц о лесе, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу.
Ход викторины:
Дети под музыку заходят в зал, садятся на стулья.
Воспитатель:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас всех на нашем мероприятии. Сегодня состоится викторина между командами «Солнышко» и «Колокольчик»
Наша сегодняшняя викторина – о природе.
«Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Ребята, я надеюсь, что вы сегодня покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы.
Для проведения игры нам потребуется справедливое жюри. (Представление жюри).За каждое правильно выполненное задание жюри будет выставлять баллы, а в конце игры, у чьей команды окажется больше баллов, та и выиграет в нашей викторине.
2. Основная часть
Воспитатель:
Итак, начнем нашу викторину с приветствия команд:
«Солнышко»
Нас солнца луч манит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Зима нам дарит чудный праздник,
И главный гость на нем - игра.
«Колокольчик»
Летом в поле видел ты колокольчики цветы?
Нет не видел, говорят, на ветру они звенят.
Колокольчик голубой, поклонился нам с тобой,
Колокольчики цветы, очень вежливы, а ты?
Воспитатель:
Для разминки предлагаю командам ответить на мои вопросы:
I. Команда Солнышко:
1.Как зимует белка?
2.Что зимой ест медведь?
3. В какое время года собирают землянику?
Команда Колокольчики
1.Как зимует еж.
2. Почему заяц меняет свою шубку.
3. В какое время года бывает капель?
II. Следующее наше задание - игра «Назови одним словом»
Команда Солнышко
1.Волк, лиса, белка, еж – это… (звери или животные)
2.Ель, сосна, береза, ива – это…(деревья)
3. Осень, зима, весна, лето это … (времена года)
Команада «Колокольчики»
1.Земляника, черника, малина, брусника – это… (ягоды)
2.Воробей, соловей, грач, синица это… (птицы)
3. Колокольчик, ромашка, одуванчик – это (полевые цветы)
III. Следующее задание «Быстро думай, соображай, на вопросы отвечай! »
(Презентация)
IV.Воспитатель:
Посмотрите, у каждой команды есть картинка с изображением деревьев и листьев. Определите, с какого дерева прилетел листок.
(2 мольберта с изображением деревьев и листьев – береза, дуб, клен, рябина, ель, ива)
Задание: нужно соединить дерево и его лист.
Воспитатель:
А сейчас мы послушаем стихотворение: (читает ребенок)
«Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется земля!
V.Воспитатель:
Конкурс загадок. Каждой команде будет загадана своя загадка. Отгадывать будем по очереди.
Команда Солнышко
- В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой?
До краев налит водой. (Аквариум)
- В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
- Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
- Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего себе не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
Команда «Колокольчики»
- Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и растает. (Сосулька)
2. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
3 . Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком,
Глаза –пятачком,
Ушастая голова. Как зовут ее? (Сова)
4. Хвост пушистый.
Мех золотистый,
В лесу живет.
В деревне кур крадет. (Лиса)
Физкультминутка «У жирафа ….»
Воспитатель:
VI.Ребята, а вы много знаете птиц? Вот сейчас это и проверим. Вы видите изображения птиц в гнездах. Угадайте этих птиц. (Презентация)
VII. Конкурс капитанов.
Воспитатель:
А сейчас нашим капитанам снова предстоит защищать честь своих команд.
–Перед вами картинки, на которых изображены животные. Капитан команды «Солнышко» картинки с дикими животными выкладывает в красный конверт, капитан «Колокольчик» - с домашними животными в синий конверт.
VIII. Вспомните, какие пословицы о лесе вы знаете. (команды называют по очереди)
Много леса – не губи, мало леса – береги.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растения – земли украшение.
Лес не школа, а всех учит.
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
Воспитатель.
Пока наше жюри подводит итог, ребята прочитают стихи.
«Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не обижайте зря!
Ведь море без рыб – не море,
А небо без птиц – не небо,
А земля без зверей – не земля».
Песня « Эко - экология». Муз. и слова Куликовой Н. В.
3.Итог
Воспитатель:
Вот и настало время подвести итоги. Сейчас наше уважаемое жюри объявит, какя же из команд стала победителем нашей викторины.
Жюри подводит итог.
-Всех вас мы посвящаем в юные экологи, теперь вы настоящие друзья природы. (награждение)
Воспитатель:
Ребята, я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками. Спасибо всем участникам, жюри и зрителям!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 70 «Золотая рыбка»
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Выполнила: Курс Е.В.
Мытищи, 2020 г.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных». Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).
С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и «хороших», «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.
Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 70 «Золотая рыбка»
Развлечение по экологии в старшей группе
«Правила поведения в лесу от старичка - Лесовичка»
Выполнила: Курс Е.В.
Мытищи, 2019 г.
Цель: продолжить экологическое образование детей.
Задачи: -Повторить правила поведения в лесу;
-Развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь.
- Воспитывать экологическую культуру детей.
Ход развлечения.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на праздник леса. Но сначала давайте повторим правила поведения в лесу. Я буду говорить вам, как дети ведут себя в лесу. Если правильно, то вы будете кричать «да», если неправильно, то вы кричите «нет».
• На полянке посидели
Все попили и поели,
А потом пошли домой
Мусор унесли с собой! Правильно?
• Можно по лесу гулять
Ветки с дерева срывать?
• Можно, уходя домой
Уносить ежа с собой
• Дети по лесу гуляли
Не шумели, не кричали
Ягоды собрали, кустик не сломали! Правильно?
Воспитатель: Молодцы, а что это там за шум?
Лесовичок: Помогите! Помогите!
Воспитатель: Что случилось, Лесовичок?
Лесовичок: В лесу беда случилась,
Вокруг все изменилось,
Птицы не поют,
Цветы не цветут,
Ветер не шумит,
Речка не журчит.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лесовичку спасти лес. Согласны? Тогда в путь! А на чем же нам отправиться в путешествие? Ребята, подскажите, на чем можно путешествовать? Я предлагаю поехать в лес на автобусе или на поезде. Ребята занимайте скорее места, садитесь поудобнее, мы отправляемся!
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна. Что же здесь произошло?
Лесовичок: Люди мусор раскидали,
За собою не убрали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали.
Ребята, давайте поможем навести порядок в лесу.
Проводится игра – соревнование «Кто быстрее соберет мусор»
Лесовичок: Спасибо вам, ребята, от всех жителей нашего леса.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие животные живут в лесу?
Лесовичок загадывает загадки о животных:
1)Недотрога весь в иголках
Я живу в норе под елкой,
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (еж)
2) Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек. (белка)
3) За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник – ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами – щелк
Кто это? (волк)
4)Вперевалку зверь идет
По малину и по мед,
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (лиса)
Вбегает муравей: мы трудились целый день
И работать нам не лень
Дом построили большой,
Поместились всей семьей!
Но пришли ребята в лес-
Муравейник наш исчез!
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь муравьишкам? Давайте им найдем новый дом.
Ребята, а вы знаете, что у диких животных тоже есть свои домики? Но наши животные заблудились и не могут их найти. Давайте поиграем и поможем найти животным свои домики. Проводится игра «Найди домик.
Появляется сорока:
Любопытная сорока
Прилетела издалека,
Разношу по лесу вести,
Не сидится мне на месте!
Ой, беда, беда, беда!
Собирайтесь все сюда!
Ой, ой, ой, какой кошмар!
Начинается пожар!
Костер не потушили,
Все правила забыли!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем потушить пожар в лесу. Чем можно потушить огонь? Правильно – водой.
Проводится игра – соревнование «Принеси воду»
Лесовичок: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Давайте послушаем, как запели птицы в нашем лесу.
Дети садятся на стульчики, включается аудиозапись «голоса птиц».
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям. А сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.
Презентация.
1 реб.: В лесу порядок такой:
Посидел – убери за собой!
2 реб.: Муравейники не трогай
Проходи своей дорогой
3 реб.: Ты деревья не ломай
И цветы зря не срывай.
4 реб.: Нельзя в лесу шуметь, кричать,
Зверей из леса забирать.
5 реб.: Костер надумал разводить,
Ты не забудь все потушить,
Тут до беды не далеко,
Тушить пожары нелегко.
Лесовичок: Молодцы, знаете правила поведения в лесу! Только не забывайте их выполнять.
И тогда для вас награда –
Птицы, звери, все вам рады!
Бабочки порхают,
Цветочки расцветают,
Спеют ягоды для вас,
Приходите в добрый час!
Вот, и пришла нам пора прощаться с Лесовичком и возвращаться в детский сад.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 70 «Золотая рыбка»
Сценарий экологического праздника
«Мы – защитники природы»
для детей старшей и подготовительной к школе групп
Выполнила воспитатель:
Курс Е.В.
2021г.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о правилах поведения в природе, умения применять их в конкретных жизненных ситуациях.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства любви к природе, желание беречь и защищать природу.
Развивающие: развивать у детей потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды.
Ход праздника.
Дети сидят на стульчиках.
В зал входит Незнайка. (Он пришёл в лес на пикник)
Незнайка: Эх, как хорошо в лесу. (Достаёт еду и бутылку лимонада. Ест, пьёт и разбрасывает мусор на полянке. Включает плеер. Громко слушает музыку. Его кусает комар. Машет руками и топчет всё вокруг.)
- Вот тебе, вот тебе. (приговаривает)
Звучит музыка. (Голоса разных насекомых)
Незнайка: Какой шум. Это мне совсем не нравится. Прекратите!
Входит Лесная фея. (Музыка замолкает)
Фея: Здравствуйте ребята! Слышите, как стало тихо в лесу. Из –за тебя Незнайка из леса ушли его самые маленькие обитатели – насекомые.
Незнайка: Вот и хорошо, вот и отлично. Никто не будет жужжать над ухом и кусать меня. Можно будет спокойненько отдыхать.
Фея: Я заметила, как ты отдыхал. (Показывает на мусор вокруг). Разве так можно себя вести?
Незнайка: А кому я мешаю? Никого ведь нет. (оглядывается)
Фея: Ребята вы тоже так думаете? ( Ответы детей).
Давайте поможет Незнайке собрать мусор.
Игра «Собери мусор»
Фея: Молодцы, ребята. А вы знаете, кого можно встретить в лесу? (Ответы детей). Давайте с вами поиграем в игру.
Д/и «Кого и что можно встретить в лесу?» Презентация.
Правильно, звери, птицы, насекомые, деревья, грибы, ягоды, цветы. И лес - это их дом. Его надо беречь. Незнайка, чего нельзя делать в лесу, чтобы не навредить его обитателям?
Незнайка : Не знаю. (разводит руками)
Фея: Ты что совсем не знаешь правил поведения в лесу?
Незнайка: Нет.
Фея: Ребята, а вы знаете?
Дети: Знаем.
Фея: Тогда предлагаю вам поиграть и заодно научить Незнайку.
Игра «Можно - нельзя».
( Правила игры: «можно» - дети хлопают, «нельзя» - дети топают)
- Разжигать костры в лесу (нельзя)
- Сажать больше деревьев (можно)
- Ломать деревья и ветки (нельзя)
- Ходить только по тропинкам (можно)
- Рвать большие букеты цветов (нельзя)
- Любоваться ими (можно)
- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
- Оставлять мусор в лесу (нельзя)
- Собрать мусор в яму и закопать (можно)
- Беречь лес от пожара (можно)
- В лесу шуметь (нельзя)
- Муравейник разорять (нельзя)
- Птенцов брать домой (нельзя)
Фея: Молодцы! Вы отлично справились, знаете все правила поведения в лесу. Но, что же делать? Как вернуть насекомых в лес?
Чтобы насекомые вернулись обратно в лес, Незнайке придётся выполнить разные задания.
Незнайка: Ой, я не справлюсь один. Ребята, помогите мне.
Фея: Поможем Незнайке?
Тогда на некоторое время нам придётся превратиться в разных насекомых. Хотите?
Дети: Хотим!
Слушайте внимательно о ком я читаю загадку.
1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох.
На растении они обитают и вредных тлей уничтожают.
Ребёнок: это я - Божья коровка (ребенок в костюме божьей коровки выходит в центр).
2. Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает.
Ребёнок: Это я – Пчела. (ребенок в костюме пчелы выходит в центр)
3. Над цветком порхает, пляшет.
Веерком узорным машет.
Ребёнок: Это я - бабочка. (ребенок в костюме бабочки выходит в центр)
4. Чёрный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Ребёнок: Это я - Жук. (ребенок в костюме жука выходит в центр)
5. С цветочка - на травинку,
С листочка - на былинку.
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками.
Ребёнок: Это я - Кузнечик. (ребенок в костюме кузнечика выходит в центр)
Фея: Молодцы. Все загадки разгадали.
Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей — кузнечик — бабочка». По команде воспитателя «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» — «летают».
Появляются бабочка и божья коровка: Незнайка растоптал цветы. Помогите нам найти новый дом.
Проводится игра «Собери цветок».
На мольберте приклеена сердцевина цветка, дети приклеивают лепестки.
Затем каждый ребёнок сажает свою бабочку или божью коровку на цветок.
Фея: Незнайка, ты всё понял? Лесных жителей обижать нельзя.
Незнайка: Да! Я больше не буду никого обижать.
Фея: Ну и у меня много дел. Спасибо ребята. Теперь лесу ничего не угрожает.
Насекомые:
Мы - природы санитары
Служим ей и день и ночь
Всем цветам, деревьям, травам
Рады мы всегда помочь.
Берегите, не давите,
Если встретите в лесу!
Насекомые природе
Много пользы принесут.
До свидания. (Прощаются)
Незнайка: И мне тоже пора. До свидания.