Коллегам
Правила жизни и деятельности педагога
Правило 1. Всегда делайте то, что считаете лучшим для своих учеников. Они всегда должны быть приоритетом номер один в вашей работе. Прежде чем принимать, какое-либо решение, связанное с работой, подумайте, какую пользу это принесёт ученикам? Если вам сложно ответить на этот вопрос, то лучше пересмотрите свои текущие планы.
Правило 2. Сосредоточьтесь на установлении чётких, прочных и долгосрочных взаимоотношений со всеми, кто окружает вас в работе: учениками, коллегами, администрацией, и, конечно же, с родителями учеников. Такие прочные, устойчивые и прогнозируемые отношения в конечном итоге облегчат вашу работу.
Правило 3. Никогда не приносите свои личные проблемы в класс. Оставьте их дома. Ваши ученики никогда не должны знать,что дома вас что-то беспокоит. К сожалению, для нашего российского менталитета зачастую характерны такие откровения. Поверьте, они нам только испортят взаимоотношения с учениками.
Правило 4. Будьте открыты и проявляйте готовность к обучению в любое время. Содержание предмета, новые методические и технологические находки, психология взаимоотношений и многое другое. Постоянное самообучение — это путешествие длиною в жизнь. Ни в коем случае не останавливаться, даже когда вы работаете в школе уже много лет.
Правило 5. Всегда будьте честными и последовательными. Ученики быстро увидят «халтуру» в отношениях с ними. Вы подорвёте свой авторитет, если будете менять свои правила поведения, взаимоотношения с учениками, находить «любимчиков».
Правило 6. Краеугольным камнем вашей успешной и комфортной работы являются родители. Поэтому вы должны приложить максимум усилий, чтобы вовлечь в процесс обучения даже самых неотзывчивых родителей, считающих, что только школа должна отвечать за качество обучения и воспитания их чада. Предоставьте различные условия для участия родителей в процессе обучения и побудите их к действиям: родительские собрания, блог или сайт класса, социальные сети, SMS-оповещения, электронные журналы, дневники и многое другое.
Правило 7. Учитель никогда не должен ставить себя в безвыходную ситуацию. Он должен всегда осознавать своё особенное положение и ответственность и никогда не позволять себе быть уязвимым. Учитель должен постоянно сохранять самообладание, защищая себя и свою репутацию. Порой это очень трудно, особенно если нет поддержки школьной или даже вышестоящей администрации.
Правило 8. Выполняйте распоряжения и соблюдайте правила, установленные администраторами школы. Необходимо понимать, что у них много обязанностей. Не уходите в себя в случае какого-то конфликта с завучем или директором школы. Выстраивайте с ними хорошие рабочие отношения.
Правило 9. Если вы пришли в новую школу, потратьте время, чтобы оперативно познакомиться с учениками. Узнайте об их пристрастиях, включите их интересы в свои уроки. И тогда вы обнаружите, что гораздо проще будет организовать процесс обучения.
Правило 10. Установите чёткие правила и процедуры с первого дня обучения. Приучите учеников отвечать за свои действия. Вам не обязательно быть диктатором, но вам нужно быть твёрдым, справедливым и последовательным. И в то же время, доверительные отношения с учениками не должны приводить к «панибратству».