Самообразование 2023-2024
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 с. Иглино» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
План по самообразованию
«Ранняя профориентация
детей старшего дошкольного возраста»
на 2023-2024 учебный год
Воспитатель:
Заннятова Резида Вакилевна
высшая квалификационная категория
Иглино 2023
Актуальность темы: Тема самообразования выбрана мной потому, что профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Цель: повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы.
- Подготовить методический материал, картотеку «Профессии»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования.
- Создать предметно-развивающую среду.
- Повысить заинтересованность воспитанников к профессиям и профессиональной ориентации.
- Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.
Ожидаемые результаты:
- Повышение своих профессионально значимых компетенций, необходимых для решения задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и орудиях труда.
- Разработка учебно-методического комплекта: презентаций; игровых пособий, картотек дидактических игр по профессиям; консультации для родителей, памятки, рекомендации и т.д.
- Дополнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме самообразования.
- Возросший уровень знаний и представлений воспитанников о профессиях и профессиональной ориентации.
- Организация взаимодействия с родителями по теме самообразования.
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Содержание | Сроки |
I этап. Организационно-ознакомительный (диагностический) | ||
1 | Определение целей и задач работы над темой | Сентябрь – Октябрь 2023 г. |
2 | Изучение и анализ методической литературы по теме самообразования | |
II этап. Основной (практический) | ||
Октябрь 2023 г. – Июнь 2024 г. | ||
1 | Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. | |
III этап. Обобщающий | ||
1 | Определить эффективность проведённой работы, подведение итогов; провести анализ полученных результатов | Апрель 2024 г. – Май 2024 г. |
2 | Оформление результатов работы по теме самообразования; представление материалов; использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы; распространение. |
Перспективный план по теме самообразования
на 2023-2024 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Цели | Работа с родителями | Предполагаемый результат |
Сентябрь | - Проведение наблюдения и выявления уровня ранней профориентации детей. - Подбор методической и, дидактической, художественной литературы, практического материала. | Выявление уровня профориентации старших дошкольников | Анкетирование родителей: «Ранняя профориентация у детей дошкольного возраста» | Мониторинг Перспективный план работы с детьми и родителями по теме самообразования |
Октябрь | Провести беседы с детьми о профессиях и орудиях труда. | Формирование ранней профориентации старших дошкольников | План беседы по вопросу о профессиях и орудиях труда | |
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какая это профессия?» | Развивать творческое воображение, мелкую моторику; формирование ранней профориентации старших дошкольников. | - Дидактическая игра «Какая это профессия?» | ||
Презентация: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» | Ознакомление детей с профессиями | Презентация: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» | Оформление презентации | |
Ноябрь | Познакомить с профессиями на кухне | Формирование ранней профориентации старших дошкольников; познакомить с профессиями на кухне. | Консультация для родителей «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста» | Экскурсия с детьми на кухню ДОУ. |
Презентация: «Самые необычные профессии» | Формирование ранней профориентации старших дошкольников; ознакомление с профессиями и орудиями труда. | Оформление презентации. | ||
Совместная игровая деятельность: СРИ «Строители» | Закрепить знание детей о профессиях и орудиях труда; развитие логического мышления и памяти. | Конспект СРИ «Строители», атрибуты. | ||
Декабрь | Картотека «Профессии» | Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда. | Оформление картотеки. | |
Совместная творческая деятельность педагога: Рассматривание иллюстраций, фотографий и рисунков на тему «Профессии будущего» Беседа «Какие профессии могут быть в будущем?» | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний о профессиях. | Рассматривание иллюстраций, разработка плана беседы | ||
Совместное мероприятие с родителями «Все профессии нужны, все профессии важны!» | Повышение знаний детей о профессиях родителей | Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны!» | Беседа, рассказы и презентации родителей о своей профессии | |
Январь | Презентация: «Профессия «Повар» | Закреплять знания о профессии и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление. | Оформление презентации | |
Стихи, загадки о профессиях | Мастер – класс «Играем с детьми в профессии» | Картотека «Загадки о профессиях» | ||
Дидактический фартук «Приготовь обед» для ознакомления с трудом повара | Дидактический фартук «Приготовь обед» | |||
Февраль | Игровая деятельность: Дидактическая игра «Разрезные картинки» (профессии) | Закреплять знания о профессии и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление. | Картотека дидактических игр, направленной на раннюю профориентацию детей | Дидактическая игра «Разрезные картинки» (профессии) |
Познакомить с мужскими профессиями: военный, полицейский и т.д. | Закреплять знания о мужских профессиях и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление. | Карточки из картотеки «Профессии» | ||
Совместная творческая деятельность педагога и детей: Коллективная работа: Оформление стенгазеты «Профессии наших пап» | Закреплять умение работать в коллективе, развивать творческое воображение, закреплять знания о мужских и женских профессиях. | Презентация стенгазеты «Профессии наших пап» | ||
Март | Совместная творческая деятельность педагога и детей: Коллективная работа: Оформление стенгазеты «Профессии наших мам» | Рекомендация для родителей «Организация самостоятельной деятельности детей, направленной на раннюю профориентацию детей» | Презентация стенгазеты «Профессии наших мам» | |
Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Кем я буду работать?» | Закреплять знания о профессии и предметах труда; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление; формировать раннюю профориентацию. | Дидактическая игра «Кем я буду работать?» Карточки из картотеки «Профессии» | ||
Апрель | Беседа «Для чего человеку нужно работать?» | Формировать знания о финансовой грамотности; повышать познавательную активность, внимание, память, мышление. | Муляжи банкнот денег и монет. Конспект беседы | |
Май | Проведение наблюдения и выявления уровня овладения детьми знаний о профессиях и орудиях труда в той или иной профессии | Выявить уровень овладения детьми знаний о профессиях и орудиях труда в той или иной профессии. | Оформление совместно с детьми фотоальбома «Профессии родителей» | Мониторинг |
Самообразование | ||||
Сентябрь | Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно-методической литературы, подготовка практического материала. | Повышение педагогической компетенции. Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов. | Собран дополнительный материал по теме самообразования из интернет источников. | |
Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. -М.: ТЦ Сфера, 2005г. Степанова В.А. Профессии. Когда я вырасту. -М.: «Омега», 1998 г. | Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое содержание | ||
Октябрь | Составление конспектов ОД, консультаций, рекомендаций, памяток | Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы | Конспекы ОД, консультации, рекомендации, памятки | |
Создание и использование презентаций для компетентности родителей и знаний воспитанников о профессиях и орудиях труда | Повышение знаний родителей о формировании профориентации детей дошкольного возраста. Повышение знаний воспитанников о профессиях и орудиях труда | Презентации по данной теме | ||
Ноябрь | Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» - Самара: Издательство ЦПО, 2013 г. | Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое содержание | |
КПК по теме самообразования | Повышение педагогической компетенции | |||
Декабрь | Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013 г. | Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое содержание | |
Оформление картотеки «Профессии» | Повышение знаний воспитанников о профессиях и орудиях труда | Картотека | ||
Январь | Консультация для педагогов: «Формирование профориентации в ДОУ» | Диссеминация педагогического опыта | Консультация | |
Мастер-класс для педагогов: «Применение дидактического фартука «Приготовь обед» для ознакомления с трудом повара | Диссеминация педагогического опыта | Мастер-класс | ||
Энциклопедия «Мир профессий». М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». М.: Изд. Дрофа, 2007. | Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое содержание | ||
Мастер-класс «Играем с детьми в профессии» | Формирование интереса родителей к ранней профориентации детей дошкольного возраста | Конспект мастер-класса, презентация к мастер-классу | ||
Февраль | Открытое занятие для детей старшей группы по профориентации «В мире профессий» | Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда | Конспект открытого занятия | |
Март | Климова Е.А. Путь в профессионализм. М.: Флинта, 2003 | Повышение педагогической компетенции; изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое содержание | |
Май | Обобщение педагогического опыта работы по формированию профориентации детей дошкольного возраста. | Повышение педагогической компетенции | Выступление на педсовете, отчет, документация | |
В течении года | Участие в конкурсах в Интернет-ресурсах | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества | Свидетельство об участии и распространении педагогического опыта |