Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста

Тополь Маргарита Сергеевна

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Тополь Маргарита Сергеевна

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

О важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:

1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,

2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,

3. с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,

4. пальчиковый театр,

5. народные игры с ладошками.

Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.

Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д.

Игра с крупой.

Насыпьте в тарелочку горох, с какой - либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку

Игра с грецкими орехами.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.

Игра с массажными мячиками.

Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:

Тише мяч не торопись,

Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись,

И обратно возвратись.

Игра с карандашами.

Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.

Чудо–прищепки.

При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).

Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Вот несколько примеров пальчиковых игр.

«Дерево»

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

«Дружат наши пальчики»

Дружат наши детки,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка как ладошка.

Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.

«Рыбки»

Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.

Рыбки весело плескались,

В чистой светленькой реке

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.

Все эти игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

 

Список использованных источников:

1. В. А. Сухомлинский Родительская педагогика / составили О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. — М.: Педагогика, 1981 — Т3–640с.

2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

4. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребёнка– М.: МГПИИЯ, 1971. С.36-40

5. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977г.