Главные вкладки
Кушнарева Галина Геннадьевна
Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалистов в техникуме строительства
Галина Геннадьевна Кушнарева
Светлана Александровна Пузакина
Сегодня качество образования выпускника техникума как цель обучения не может определяться лишь знаниями, умениями и навыками. Знания – потенциал, который надо уметь реализовывать в практической деятельности. Для выпускников педагогическая деятельность – один из сложных видов труда; для преподавателей – вечный вопрос: как измерить ее результаты, установить связь между процессом и результатом.
В техникуме накоплен достаточно богатый опыт учебно- методической работы преподавателей. Принципиальной способностью является открытость инновационной деятельности, многообразие и гибкость применяемых технологий обучения и контроля. И тем не менее, анализ современных методов оценки качества образования будущих специалистов не отражает в полной мере характер и уровень образования в целом, культуру, профессионализм, способность принимать самостоятельное решение.
Выпускник, отлично и хорошо успевающие в техникуме, порою не могут использовать знания в практической деятельности. И не потому, что их знания не соответствуют задачам практической деятельности, а потому, что студенты не всегда способны и умеют использовать знания в определенном сочетании. Вместе с тем мы знаем, что в профессиональной деятельности педагога, как правило, типовых задач не существует. Есть проблемы, которые необходимо увидеть, изучить и разрешить. Это уже другой уровень образования, тип мышления, ориентированный на поиск проблем и исследования их содержания.
Качество образования – это и фактор времени, продолжительность формирования профессионального сознания (объем, структура знаний в профессиональной деятельности живут и меняются во времени).
Научно - педагогическая информация в наши дни становится главным звеном, связывающим науку и практику, научно- исследовательскую и учебно- воспитательную деятельность. Поэтому обновление содержания образования по преподаваемым дисциплинам в техникуме происходит каждые три года и подчиняется трем законам: 1-й закон информационного взрыва и его быстрого старения; 2- закон генерализации; 3- закон комулирования. Поясняя 2-й закон, отмечу, что мы учим студентов выделять главное, перспективное. На разных этапах педагогического образования знания будущего специалиста усваиваются на уровне практического, творческого использования.
С этой целью по каждому блоку дисциплин учебного плана выделены знания по видам формам их использования в профессиональной деятельности. Каждым преподавателем в рабочих программах по предмету выделены знания по 3 уровням: знания на уровне здравого смысла как общеобразовательные; знания как фундамент общей культуры будущего специалиста; знания как основа творческой деятельности.
Исходя из разно уровневого подхода к знаниям студентов, в техникуме существует альтернативный вариант организации учебного процесса – таблица 1.
Таблица 1
Обучаемый из слушателя превращается в собеседника, отходит от пассивного созерцания готовых истин к совместному думанию. В процессе коллективной мыследеятельности обучаемые берут на себя часть преподавательских функций: сами решают, что и зачем им надо изучать, составляя индивидуальные планы и выбирая по своему усмотрению спецкурсы. Обучаемые, обогащая свой творческий потенциал, интеллектуальные и духовные потребности, приходят к выводу о самообразовании и самоконтроле. | Преподаватель становиться педагогическим технологом, организатором инновационной деятельности обучаемых. Преподаватель в роли консультанта: указывает основные направления обучения студентов и их деятельности; стимулирует творчество обучаемых, развивает самостоятельность, креативность мышления. Преподаватель переходит от информационно- репродуктивного изложения готовых знаний к поисково – исследовательскому, методологическому уровню преподавания и диалоговому общению. Разрабатывает методические рекомендации для студентов по самообразованию и самоуправлению. |
Говоря о законе комулирования, поясню, что это умение структурировать информацию вокруг основного категориального аппарата. Понятия составляют основу речи, сознания и мышления будущего педагога.
Важнейшим профессиональным качеством преподавателя - педагогическое мышление, под которым понимается способность глубоко, всесторонне отражать педагогические явления, оперировать педагогическими категориями, творчески подходить к решению учебно - воспитательных задач. В этом направлении одним из путей формирования творческого мышления, творческих способностей будущих учителей является их участие в научно - исследовательской работе, которая вооружает методологией и методикой научного поиска, формирует творческий подход к решению практических задач.
Участие в научно - исследовательской работе способствует развитию научной интуиции, педагогического мышления; формирует социально - психологическую готовность студентов к исследовательской деятельности в будущем.
Изучив мотивы участия студентов в научно- исследовательской работе и их влияние на формирование исследовательских умений, можно сделать вывод, что большинство студентов связывают свое участие в научно- исследовательской работе с будущей профессиональной деятельностью. Это отражает стремление стать квалифицированным специалистом (профессионально- ценностные мотивы). Студенты техникума считают, что важным звеном в деятельности педагога является активное изучение личности ребенка. Поэтому участие в научно- исследовательской работе дает возможность получить ответ на вопрос о способах получения нужной информации, о методологических обоснованиях объективности тех или иных диагностических методов.
Анализ работы студентов идет по таким направлениям, как участие студентов в исследовательской работе в период педагогической практики; непосредственно через учебный процесс (ежегодно в техникуме проводятся смотр готовности специалиста, уроки творчества, конкурсы, конференции республиканского и межрегионального уровня, предметные недели, где студенты представляют свои работы по исследуемым проблемам); организация научно-исследовательской работы студентов через научные студенческие сообщества).
Анализ результатов по формированию исследовательских умений у студентов экспериментальной и контрольной групп (в первой группе он составил 4,8; во второй – 3,2 по пятибальной шкале) подтвердил, что студенты имеют разный уровень сформированности исследовательских умений. «5» баллов соответствовало научно- продуктивному уровню (сформулирована система научных знаний, исследовательских умений по изучаемой проблеме); «4» - творческо- продуктивному (достаточно сформирована система предметных знаний, исследовательских умений); «3» - творческо- репродуктивному (в практической деятельности студенты не проявляют новизны); «2» - репродуктивному (студенты работают с учащими в период практики по готовым методикам); «1» - интуитивному (студенты не умеют прогнозировать результаты своей деятельности).
Результаты анализа проводимой работы с2021г. по 2022г. Позволяют сделать вывод, что к выпускному курсу у студентов развитие исследовательских умений достигает научно- продуктивного и творческо- продуктивного уровня: студенты к преддипломной педагогической практике подходят творчески; учебно- воспитательный процесс планируют на основе глубокого анализа психолого- педагогических особенностей каждого ученика класса.
Педагогическая практика – один из важнейших этапов профессиональной деятельности. По каждому виду практики детально анализируются следующие компоненты педагогической деятельности студента:
1. Педагогический анализ условный деятельности (формирование умения научно обосновывать свои действия; стремление проникнуть в причинно- следственные связи внутри педагогического процесса).
2. Планирование (исходя из анализа конкретной ситуации, уровня обученности учащихся, студент намечает общую цель и конкретные задачи педагогического взаимодействия; проектирует способы и варианты педагогического взаимодействия).
3. Реализация (осуществление намеченных целей педагогического взаимодействия с детьми; умение управлять деятельностью детей и собственной).
4. Педагогический самоанализ (в основе лежит сопоставление запланированных и реально осуществимых действий).
Деятельность студентов в профессионально - деятельностном аспекте эффективна, если kср 4>,7 по пятибальной шкале.
Результаты преддипломной практики (2021 – 22 уч. год) студентов по специальности: «Строительство, эксплуатация зданий и сооружений» позволяют сделать вывод, в какой степени у будущих специалистов сформированы компоненты педагогической деятельности (см. таблицу 2).
Таблица 2
№№ Пп/п | группа | Анализ условий педагогического взаимодействия (диагностика) | Планирование (конструктивно- проектировочная деятельность) | Реализация педаго- гического взаимо- действия | Педагогический самоанализ | Итоговый показатель |
1 | 410 В | 4,8 | 4,9 | 4,6 | 4,8 | 4,7 |
2 | 410 Б | 4,5 | 4,5 | 4,4 | 4,5 | 4,5 |
3 | 408 В | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,8 | 4,7 |
ср |
| 4,6 | 4,7 | 4,6 | 4,7 | 4,6 |
Обобщая опыт работы преподавателей техникума по контролю и отслеживанию качества подготовки специалистов на разных этапах педагогического образования, надо отметить, насколько удовлетворены студенты образовательным процессом.
Социологический опрос, проведенный среди студентов и учащихся лицея, показал, что среди всех предложенных качеств преподавания и качеств личности преподавателя студенты выделяют следующие: излагает материал ясно и доступно 98,7%; разъясняет сложные места, выделяет главные моменты 97.9%; следит за реакцией аудитории 97%; демонстрирует высокую эрудицию 98,1%; ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности 97%; умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету 97%.
На вопрос, в какой степени в обращении с вами (группой) проявились нижеперечисленные качества личности работающих с Вами (группой) преподавателей, студенты отметили творческий подход и интерес к своему делу, требовательность объективность в оценки качества знаний студентов, терпение.
Диагностично поставленные цели обучения на всех этапах педагогического образования, методика объективного контроля по их достижению и удовлетворенность студентов образовательным процессом создают систему управления качеством образования специалистов.