"Читает малышам с рождения "
Родители, всерьез задумавшись о развитии крохи, наверняка, уже запаслись детскими книжками. Когда же, как и какие книги нужно начать читать с малышом, чтобы они послужили его развитию?
Развивать интерес к книге лучше начинать как можно раньше, когда ребенку еще все интересно, а потом он сможет сделать выбор сам, уже будучи «зрелым» читателем. Лучше всего знакомить с книгами ребенка в 2-4 месяца, когда он еще не начал ползать, переворачиваться и ходить. Когда он начнет ползать и исследовать мир, ему уже трудно будет сосредоточиться на книге. А вот в 2-3 месяца чтение и разглядывание картинок может по-настоящему увлечь крошку.
Зачем нам нужны книги? Дело в том, что, читая книги, мы развиваем «эйдетическое чтение», при котором печатное слово вызывает внутренний видеоряд, постепенно ребенок учится видеть внутренним взором картины, нарисованные писателем, у него появляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия. Происходит это не сразу, а постепенно, поэтому идти нужно «от простого к сложному», сначала подбирать книги с простым ритмичным текстом, с хорошими иллюстрациями, которые будут давать толчок «видеоряду», не заполняя его целиком, оставляя место и для фантазии. Потом все сложнее и сложнее текст, все меньше и все сложнее картинки к тексту.
Запаситесь несколькими книгами еще до рождения малыша. Когда он родится, некогда будет бегать по книжным магазинам, а первые занятия можно начать уже в первые месяцы. Да-да. Не удивляйтесь. Многие считают, что уж лет до двух-то еще точно «рано». Но если вы с рождения разговариваете, рассказываете стихи малышу, он более подготовлен для восприятия, чем его сверстники, быстрее развивается в речевом плане.
Кроме того, вы вполне можете рассказывать новорожденному малышу свои любимые взрослые стихи, читать А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, если вы сами получаете от этого удовольствие. Дело в том, что на первых порах ребенок занят «набором» речевого материала. Главная задача, которую он решает – познакомиться с языком, уловить ритм, интонационное разнообразие и т.д. Главное, что от вас требуется, – это выразительность чтения и стихи с хорошим ритмом, звукописью, повторами.
Для визуального знакомства с книгами двух-трехмесячному малышу лучше всего подойдут книги формата А4, воспринимать маленькие картинки такому крохе сложнее. Иллюстрации должны быть простыми и реалистичными (слон, нарисованный рядом с мухой не может быть больше нее по размеру). Изображения должны быть крупными и похожими на реальные предметы (ведь малышу труднее понять схематичные изображения). Одной строчке текста должна соответствовать одна картинка.
Будет неплохо, если вы начнете со стихотворений А. Барто или К. Чуковского. Прежде чем начать непосредственное чтение, нужно подготовить к этому ребенка, сначала рассказывайте наизусть «Телефон», «Муху-Цокотуху», «Мишку косолапого» и т.д. Вы непременно заметите, какое стихотворение нравится ребенку особенно, он будет более внимателен и оживлен, когда вы его рассказываете. Отлично подходят потешки, например:
Они неизменно нравятся детям и изданы теперь в большом количестве. «Разучив» стихотворение, рассказав его ребенку выразительно, глядя в глаза, несколько раз, можно подключить и видеоряд – перейти к его чтению этого произведения в книге. Вы ведь уже подготовились. Положите ребенка полусидя, на своих коленях (тактильный контакт очень важен), книгу держите перед его лицом на расстоянии 30 см. Рассказывайте-читайте знакомое стихотворение, показывая при этом в книге: «вот мишка, вот муха и т.д.». Первые «сеансы» должны быть короткими – 2-3 минуты, ведь малышу еще трудно концентрироваться.
Есть дети, которым стихотворные тексты нравятся меньше, чем прозаические. Не бойтесь предлагать разные сказки. Для раннего возраста подойдут «Курочка-ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», когда эти останутся позади можно прочитать «Маша и медведь», «Три медведя», «Семеро козлят».
Можно познакомить ребенка и с книгами другого формата. Когда малыш научится хорошо держать головку, лежа на животе, например, пора дать ему «попробовать» парочку книг (сейчас продают немало красочных, с твердыми страницами книжечек). Пусть тянется к ним руками, хватает, пробует на зуб, рассматривает.
Обязательно сочетайте чтение или рассказывание какого-нибудь стихотворения или сказки с прикосновениями. Проявите фантазию, например, при словах «катится колобок…» покатать что-нибудь по спинке ребенка, или тянуть малыша вверх, когда «репку тянем-потянем…», постучать чем-то легонько по ладошке, когда произносите слова «Дед бил-бил, не разбил…» и т.д.
Со временем чтение станет своеобразным ритуалом: малыш тащит какую-то книгу и усаживается к вам на колени (моя дочь, кстати, научилась это делать еще до того, как научилась ходить и разговаривать).
Научить малыша не рвать книги не так уж сложно (только обязательно разрешите ему рвать что-то другое: журналы, бумагу и т. д.), выделите место (полочку), где будут лежать его книги, «неси книжечку, будем читать» – станет вашим паролем, так уважение к книге впитается с молоком матери в прямом смысле.
Никогда не отказывайте ребенку в чтении, если он принес книгу «не по возрасту», расскажите коротко, в нескольких выражениях, о чем рассказывается в книге. Вообще необязательно читать сразу весь текст, если это не стихотворение (в крайнем случае, из стихотворения можно выбрать отрывочек), вам важно научиться в соответствии с возрастом упрощать сюжет, отбрасывать «ненужные» детали. Для годовалого крохи пусть это будет 3-4 предложения «с показом»: «вот баба, вот колобок, а это кто, зайчик?» Со временем «наращивайте обороты», пусть сам показывает по мере вашего чтения, а вы употребляйте эпитеты, используйте детали. Стихи выбирайте с повторами, например:
После полутора ребенок вполне сможет вставлять простые пропущенные словечки в любимые стихи. Вы с удивлением обнаружите, что он знает наизусть то, что вы постоянно ему читаете. Самые замечательные стихи для младенцев, которые со временем вы сможете читать с «показом», развивая подражательные способности крохи:
Стихи А. Барто, очень хорошо подходят для того, чтобы двигаться, показывать, прикасаться (гладьте лошадку, вздыхайте и раскачивайтесь за бычка, топайте за мишку, кивайте за слоника и т.д.).
Если вы упустили время, малыш подрос, а с книгами не подружился, придется проявить терпение, лучше не форсировать события, предоставить малышу свободу, если он начал листать какую-то книгу, привлеките его внимание к какой-то картинке, называя и показывая то, что изображено «Вот мишка». Потом фиксируйте внимание на деталях: «у него бочонок с медом», потом перескажите текст книги, показывая на героев и предметы, потом читайте подписи под картинками. А уж потом прочитаете полностью, эти упражнения могут растянуться на несколько дней. Лучше не заставлять ребенка слушать книги против его воли.
Внимательно следите за утомляемостью ребенка, заканчивайте немного раньше, чем он устанет (пусть всегда будет чуточку голоден). Как только заметите признаки утомления, переключите внимание малыша на другой вид деятельности. И пусть чтение всегда будет праздником, когда вы оба в хорошем настроении, можете уделить ему внимание, вдоволь повеселиться, лучше не читайте наспех, если куда-то торопитесь. Ведь это немаловажно, КАК именно вы будете читать. Часто взрослые читают слишком быстро или слишком медленно, а, возможно долго, ребенку не усидеть: выбирайте нужный ритм.
Успех детской книги зависит во многом от настроения того, кто ее читает. Ликуйте и радуйтесь вместе с героями, помогите ощутить тот ритм, который заложен в стихотворении, отстукивайте его ладошкой или ногой, попробуйте приблизиться к уровню восприятия ребенка, изображайте то, что можете изобразить: какой круглый колобок, какой зубастый волк и т. д. Со временем вы будете вознаграждены любовью ребенка к чтению, а пока сможете снова ощутить себя ребенком.
Подрастающему ребенку читайте вслух как можно больше (даже когда ребенок уже умеет читать сам). Если систематически читать ребенку вслух, у него развивается логическое мышление: он усваивает структуру произведения, законы развития сюжета, развивается умение слушать, ребенок узнает новые слова, учится чему-то новому. Даже если он просит вас почитать все время одни и те же книги, это не значит, что они не дают ничего нового, хорошо известные герои путешествуют с ним в его фантастическом мире, развивается образное мышление. Специалисты провели исследование, в результате которого выяснили, что ребенок которому ежедневно читают вслух, задает по книгам 10-15 тысяч вопросов в год. А чем больше знаешь, тем больше хочется узнать.
Для моих детей чтение – это ритуал: обычно мы читаем перед сном, при этом очень важен телесный контакт и, вообще, тепло и внимание родителей.
Но бывает, что ребенок отказывается слушать книгу. Что это может значить:
1. Ребенок устал или болен, хочет заняться сейчас чем-то другим, вы отвлекаете его от интересной игры и т. д. Попробуйте выбрать другое время.
2. Он хочет есть или спать.
3. Нужна книга с другими иллюстрациями, другого автора, более простая для восприятия, другого жанра или на другую тему (например, вашему малышу больше нравятся книги о животных, да еще энциклопедического характера, а вы пытаетесь ему подсунуть книгу про Красную Шапочку). Интересуйтесь вкусами ребенка. Пусть выберет книгу в магазине. Да-да, такой малыш (из двух-трех, которые вы ему предложите).
4. Возможно, он еще не дорос до «прозы» или полного прочтения (попробуйте еще раз книги в стихах или частичный пересказ).
5. Вы плохо читаете (как для взрослого, скучно, монотонно, быстро и прочее).
6. Ваш ребенок непоседа (нужно начинать с малого, постепенно увеличивая время).
7. Вам не удается установить с ребенком тесный контакт во время чтения (вы постоянно отвлекаетесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи). Не разрушайте возникающее чувство близости, тогда и ребенок вряд ли откажется от совместного чтения, рассматривания книг.
8. Вашему ребенку просто нужна новая книга, «старые» надоели.
И подводя итог , нужно помнить, что в отличие от сидения у телевизора и всяких гаджитов когда фантазия не требуется: видеоряд (да еще какой красочный) уже сопровождает звуковой ряд, книги – это не пассивное занятие, а достаточно трудоемкое, требует большого напряжения, поэтому важно не переусердствовать, не давить на ребенка, начинать понемногу, не дожидаясь пока малыш переутомится и заскучает.