МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Педагогическая находка "Волшебные Круги Луллия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.nahodka_luchina_1.pptx | 987.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : развивать навыки устной речи . О своение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы . Задачи: - учить детей элементарной дорожной грамотности - развивать наглядно-образное и логическое мышление, навыки фантастического преобразования объектов, внимание, навыки устной речи, воображение - воспитывать чувство ответственности, самостоятельности - формировать способность увидеть суть проблемы.
Актуальность На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали « Кругами Луллия ». Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным. .
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуальных способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ Раймонд Луллий ( XIII - XIV вв., Италия) - поэт, философ , один из наиболее влиятельных мыслителей европейского высокого Средневековья Наука ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) появилась в 50 гг. XX в. Автором ее является отечественный изобретатель, писатель – фантаст Г.С. Альтшуллер
. Круги Луллия представляют собой несколько подвижных кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов с отверстием по середине картинки с изображением объектов и их свойств, которые крепятся на секторах с тержень для нанизывания кругов по типу пирамидки с трелка в верхней части стержня.
Задания с Кругами Луллия бывают 4 типов: 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Алгоритм проведения упражнений с кругами Л уллия : На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие либо объекты. Например: 1-й круг (большой) – картинки, с изображением деревьев; 2-й круг – картинки, с изображением мест произрастания (сад, лес, болото, дача, город); 3-й круг – картинки, с изображением плодов или семян (апельсин, яблоко, ананас и т.д ) Задачи упражнения: найти соответствие на кругах. Например: найти на нижнем круге изображение яблони, затем поворачивая средний круг, отыскать изображение сада и расположить над яблоней, на маленьком круге найти яблоко и объяснить, что получилось. Задачи упражнения «Необычное сочетание»: раскрутить круги, посмотреть, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, назвать их. Например: Берёза – болото – апельсин. Задание: объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить плоды. На основе фантастического преобразования составить рассказ.
Разнообразие игр с использованием кругов Луллия Игры экологического содержания: «Найди, где живёт» «Назови детёнышей» «С чьей ветки, детки?» «Крылья, ноги, клювы» «Чей дом?» «Кто больше соберёт» (стадии развития зверей, птиц, рыб) Игры на формирование элементарных математических представлений: «Состав числа» «Придумай задачу с этими числами» «Подбери знак, который можно поставить перед этими числами» «Составь двузначное число»
Дидактическая игра: «Дорожные знаки» Цель: Учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации. Задачи: Помочь детям запомнить дорожные знаки. Развивать логику, мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность
Дидактическая игра «Найди нужный знак» (по сюжетным картинкам) Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге. Задачи: Формировать у детей правильное поведение на улицах и дорогах. Помочь детям запомнить дорожные знаки. Развивать логику, мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность .
«Отгадай загадку» Воспитатель загадывает загадку о ПДД. Ребёнок должен показать отгадку с помощью знаков дорожного движения и сюжетных картинок .
Игры на ознакомление с художественной литературой «Новые сказки» «Необычное место» «Придумай, как закончится эта сказка» Игры на развитие художественного творчества Смешные профессии» «Перепутанные сказки» «Придумай роспись» «Фантастическая история »
Игры не требуют строгого соблюдения правил игры, на основе «Кругов Луллия » их можно придумать великое множество, заранее усвоив основные их принципы .
На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие , умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Ожидаемые результаты: Познание языка и мира в их взаимосвязях; Развитие творческого мышления и воображения; Обогащение словарного запаса; Свобода в своих высказываниях; Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам; Формулировка и решение проблемы