Консультации для родителей.
Прошу ознакомиться с материалами консультаций!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensomot.razvitie.docx | 138.34 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_podgotovka_rebyonka_k_shkole.docx | 45.47 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 17.34 КБ |
pamyatka_po_razresheniyu_konflikta.docx | 49.49 КБ |
vozniknovenie_strahov_u_detey.docx | 100.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии.
Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете вы сами.
Пуговицы, бусины, колесики…Как много таких важных мелочей собирают дети! «Это моя колецкая, мои билианты», - говорила в 3 года мне с важным видом дочь, с трудом удерживая в ладонях горсть разноцветных пластмассовых камешков.
Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, которые и игрушками-то не назовешь можно найти в каждом доме, где есть дети. Взрослые лишь вздыхают, потихоньку втягивая пылесосом весь этот «мусор», с которым нашим детям так нелегко расстаться. Не стоит выяснять зачем ребенку нужны все эти «богатства», разумнее использовать их в развивающих целях.
Такого рода материал принято называть «бросовым»: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества.
Каковы же цели?
Во-первых, мелкие детали, перебираемые детским пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Цитирую популярный информационный ресурс: «учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики».
Во-вторых, вы сможете обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:
- знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;
- развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
- Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.
Рекомендую начать с ознакомлением ребенка с различным свойствами предметов. Группировка (по цвету, размеру, величине, материалу) – это отличное, интересное занятие. Варианты заданий:
1. «Большой – средний - маленький». Попросите ребенка разложить его любимые мелочи по 3-м стаканчикам или тарелочкам.
2. «Мягкий - твердый». Расскажите ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте насколько хорошо эти знания усвоены им.
Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать)
1. «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его сред остальных или в миске с крупой (песком)
2. «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.
А еще можно заняться творчеством: сделать аппликацию, панно, поделку с использованием пластилина, теста, глины и других материалов. Аппликация может быть как из одноименных материалов (например, из пуговиц), так и из разноименных. Удивительно, но можно наклеивать яичную скорлупу и макароны различных видов, крупы и семена, дополняя работу «бросовым» материалом.
Клей лучше использовать нетоксичный и прозрачный (любой синтетический клей будет удерживать мелкие детали). Клей ПВА - идеальное решение!
Помните и о безопасности вашего ребенка: при работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, быть на чеку, чтобы предотвратить случайные или намеренные проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!
Организуйте дома уголок (полку), где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Кроме всего вышеперечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровка, вкладыши разных цветов и размеров в соответствии возрасту вашего ребенка.
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Что включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная (мотивационная) готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
• наличие у ребенка желания учиться.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « +», «- «, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,
овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.
Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.
Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.
Тренируем руку ребенка
Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.
Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.
В первый класс: с шести или семи лет?
В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Однозначно ответить, с семи или с шести лет отдавать ребенка в школу, нельзя. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Но можно сказать точно: подготовленность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов к обучению в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если какой-то один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная подготовленность, то у ребенка будут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это отрицательно скажется и на его здоровье. Поэтому если вы решили отдать ребенка в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к обучению в школе или нет. Если ваш ребенок идет в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября желательно также посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе. Кстати, с подобной просьбой можно обратиться к воспитателям или психологу детского сада.
Литература
- Журнал «Обруч» №2, 2000.
- Интернет ресурсы http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod37.htm
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей будущих первоклассников
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей?
- Где они работают и кем?
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Какая река протекает в нашем городе?
- Назови свой домашний адрес.
- Есть ли у тебя сестра, брат?
- Сколько ей (ему) лет?
- На сколько она (он) младше (старше) тебя?
- Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
- В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
- Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
- Сколько времён года ты знаешь?
- Сколько месяцев в году и как они называются?
- Где правая (левая) рука?
- Прочти стихотворение.
- Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
- Хочешь ли ты пойти в школу?
- Зачем нужно ходить в школу?
- Чем ты будешь заниматься в школе?
- Что такое уроки? Чем на них занимаются?
- Как нужно вести себя на уроках в школе?
- Что такое домашнее задание?
- Зачем нужно выполнять домашнее задание?
- Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы
Предварительный просмотр:
Памятка
о разрешении конфликта между детьми
Рекомендации, которых должен придерживаться педагог, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.
Стратегия поведения в конфликте:
Шаг №1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).
Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Шаг №3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.
Шаг №4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).
Шаг №5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).
Техника активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;
- после утвердительного высказывания - держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
Шаг №6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
Техника позитивных сообщений:
1) Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).
2) Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).
3) Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).
4) Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).
Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.
Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.
Предварительный просмотр:
.
Консультация для родителей
Скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу, чего ты боишься
Представьте, что было бы, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто не смог бы дожить до глубокой старости, да и вся жизнь на Земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкт самосохранения и страхи помогают нам предвидеть опасные ситуации и избегать их. Не такие уж плохи эти страхи, если, конечно, они не надуманные.
Каждому возрасту свойственны свои страхи. Малыш растет, и вместе с ним растет его знание об окружающем мире, и постоянно раздвигаются его границы. Соответственно, чем старше становится ребенок, тем с большим количеством опасностей он может столкнуться, и тем лучше он понимает, что опасностей надо избегать. В результате, может появиться страх, основанный на инстинкте самосохранения и носящий защитный характер. Зная периодизацию возрастных страхов, вы будете заранее готовы к их появлению:
2-3 года
Многие страхи второго года жизни плавно переходят на третий год: боязнь врачей, уколов и резких звуков.
С возрастом привязанность к родителям растет. В связи с этим возникает страх одиночества и потери эмоционального контакта с мамой. Именно поэтому в этот период не советуют отдавать детей в детский сад.
Обычно в этом возрасте на ребенка обрушивается много запретов, причем некоторые родители начинают применять запугивания («Сейчас отдам тебя милиционеру!») и наказания с целью добиться послушания. Это не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. Поэтому постарайтесь не прибегать к такой тактике воздействия на детей, она дает временные и мнимые результаты.
В этот же период дети могут начать бояться животных, так как начинают понимать, что они не такие уж и безобидные. Учите малыша правильному поведению по отношению к животным («Чужую собаку нельзя гладить без спроса»), объясняйте ему, каких животных и при каких обстоятельствах нужно остерегаться, а в каких случаях можно не беспокоиться («Червяк безобидный, он не кусается»).
3-5 лет
В этом возрасте активно развивается воображение, поэтому у ребенка могут появиться воображаемые страхи (Баба Яга, Дракон, т.д.). В результате ребенок боится темноты или не хочет оставаться один.
Если родители ладят между собой, поддерживают ребенка, участвуют в его играх, особенно отец, символ спокойствия и надежности, воображаемые страхи улетучиваются.
Самая большая ошибка родителей – это высмеивание и пренебрежительное отношение к страхам ребенка («Такой большой, а боится бабок Ёжек»). В итоге страх закрепляется, ребенок замыкается в себе, а по отношению к родителям появляется отчуждениие.
Часто в этом возрасте детям сняться страшные сны (отражение их переживаний). Дети боятся засыпать, боятся спать одни. Вы, наверно, понимаете, что нужно делать в таком случае: поговорить с ребенком о его страхах, постараться их развеять, посидеть с ним, пока он не уснет, оставить включенный ночник.
От прошлых лет могут остаться и реальные страхи уколов, боли и неожиданных звуков, появляется боязнь крови, воды, замкнутого пространства.
5-7 лет
В этом возрасте страхи наиболее выражены, так как ребенок уже очень хорошо осознает возможные последствия в случае опасности. Также появляется главный страх этого возраста – страх смерти, как своей собственной, так и близких родственников. На основе страха смерти возникают различные «сопутствующие» страхи – страх перед животными («Покусает, и я умру»), боязнь огня («Обожгусь, сгорю»), страх перед водой («Утону»), боязнь привидений, НЛО, сказочных персонажей, страшных снов, войн («Все погибнут»), нападений («Меня побьют, будет больно»), болезней («Заболею и умру»). Все эти страхи имеют более обостренную форму у впечатлительных, физически ослабленных и нервных детей. Вы не сможете защитить ребенка от всех страхов, но сможете помочь ему их осознать, уменьшить и преодолеть.
По мере взросления ребенка «взрослеют» и страхи. Если страхи появляются в своё время и не слишком бурно проявляются, то эти страхи - естественные спутники развития вашего малыша. Если же страхи не соответствуют возрасту ребенка, становятся навязчивыми, причиняют ему страдания, не дают спокойно спать, общаться и развиваться, а ваши усилия по их устранению безуспешны, то попробуйте обратиться по этому поводу к детскому психологу.
Помните, самое главное для ребенка – доверительные, дружеские отношения с родителями и их любовь. Если уж случилось так, что у малыша возник страх, ни в коем случае не игнорируйте его!
Как преодолеть страх?
Многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх. Но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. Но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, нарушение сна, заторможенность, неврозы). Только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.
Итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?
- Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
- Ребенку очень важен телесный контакт: обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.
- Расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. Спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. Постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. Постарайтесь развеять сомнения малыша. Вместе подумайте, как справиться с этими страхами. Если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
- Подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. Или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. Пусть плюшевая игрушка станет верным другом и преданным защитником.
- Избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач, поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
- Прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). Но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
- Постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает. Мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. Познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. Обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечную собаку, прочитайте книжки, где главным героем будет собака. Потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
- Проигрывайте ситуации, пугающие малыша. В игре с мягкими игрушками пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
- Вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации, чтобы озвучить их. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
- Рассказывайте ребенку истории, в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. Представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).
Всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. Если у вашего ребенка имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. Понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.
Литература
Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. – Ротстов н/Д.: Феникс, 2006.