Главные вкладки
минина лариса вячеславовна
Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения, остаётся самой болезненной проблемой. Дети в силу своих возрастных особенностей не могут осознано действовать в окружающей их обстановке, не владеют навыками безопасного поведения на улице, в транспорте, у дошкольника не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, следовательно очень важно, как можно раньше, знакомить детей с Правилами дорожного движения. Главная задача взрослых (воспитателей и родителей) – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. То, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Для решения проблемы связанных с дорожно-транспортной аварийностью было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится важным использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности, организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность – это уникальная совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на достижение заранее определенного результата. Работая с детьми в пределах проекта, мы формируем умение самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни.
Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Для детей:
- Формировать представления детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах;
- Развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, ее оценки, предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения;
- Способствовать освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, различных видов игр и игровых упражнений;
- Вызвать эмоциональный отклик педагогов, родителей и детей в ходе совместной деятельности.
Для родителей:
- Актуализировать проблему воспитания у детей и родителей культуры безопасного поведения на дороге.
- Воспитывать интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
Этапы проектной деятельности
- Подготовительный
- работа с литературой
- педагогическая диагностика детей
- анкетирование родителей
- разработка перспективных планов
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Педагог:
- Подбор и классификация игр и игровых упражнений по изучению правил дорожного движения
- Проведение педагогической диагностики
- Разработка перспективных планов
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в области «Социально-коммуникативного развития»
- Выявление уровня мотивационного отношения родителей к работе с детьми по данной проблеме
- Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте
Дети:
- Наблюдение за транспортом и автомобилями на улицах города
- Посещение музея ГАЗ совместно с родителями
- Решение проблемных ситуаций
- Чтение стихов, песен, скороговорок о ПДД
- Целевые прогулки на остановку общественного транспорта, в районную библиотеку
Родители:
- Участие в анкетировании
- Участие в проблемном круглом столе «Что такое хорошо и что такое плохо?
- Основной
- реализация плана работы с детьми и родителями
Педагог:
- Размещение информации об акциях, конкурсах на экране ТV
- Наглядная информация для родителей на сайте педагога
- Участие в совместных разработках пособий, дидактических игр, игровых полей, ширм, игровых кубов, электронной игры
- Проведение занятий, игровых упражнений, создает условия для моделирования ситуаций
- Привлечение родителей к созданию «автогородк на детской площадке»
Дети;
- Играют в развивающие интерактивные игры
- Участвуют в продуктивной деятельности (выставки детского творчества, индивидуальные выставки)
- Создают картотеку книжек – малышек для группы
- Принимают активное участие в игровой деятельности
Родители;
- Создание семейной медиатеки
- Участие в Днях взаимодействия с семьей
- Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей и родителей
- Участие в тематических развлечениях, викторинах, ток-шоу
- Участие в семейных мастерских, мастер классах
- Участие в тематических фотовыставках
- Работа в клубе «Университет старшего поколения»
- Участвуют в создании автогородка
Методы и приемы:
- Словесные: художественное слово, вопросы поискового характера, беседы
- Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, наблюдения
- Практические: упражнения, моделирование, оформление макетов, тематических альбомов, лэтбуков
- Игровые: обыгрывание предметов, макетов; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых
Формы организации:
- совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми
- использование культурных практик (проектная деятельность, игра)
- самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей
- Заключительный
- рефлексия,
- итоговая педагогическая диагностика
Педагог:
- Подготовка детей к участию в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»
- Проведение итоговой диагностики
- Подведение итогов работы над проектом
Дети:
- Принимают активное участие в театрализованных играх
- Участвуют в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»
Родители:
- Участие в Дне взаимодействия с семьей
- Презентация авторских разработок
- Делятся опытом семейного воспитания в рамках присвоения культуры поведения на дороге
- Подготовка атрибутов к выступлению команды на районном конкурсе «Юные знатоки дорожного движения»
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
- У детей сформировано представление детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах.
- Развит навык и умение наблюдать за дорожной обстановкой, ее оценкой, дети могут предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Совершенствована дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культура поведения.
- Дети освоили практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
- Дети и родители стали активными участниками совместной познавательно-исследовательской деятельности.
- Дети активно проявляли самостоятельность и инициативность, индивидуальность и творческую активность.
- Вырос интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
- Повысилась педагогическая культура родителей.
Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений в конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Конечным результатом нашей проектной деятельности стало изготовление макета «Автогородок на детской площадке», где дети могут применять полученные знания по вопросу безопасного поведения на дороге.
Методическое обеспечение
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
- Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
- Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
- Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
Опубликовано 25.11. 2021
Минина Лариса Вячеславовна