Материал для методических объединений.

Сивова Наталья Ипполитовна

 

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции педагога происходит повышение качества образования учащихся.

Во все годы профессиональный рост педагога был и остается одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся творческой среде.

Основная цель в работе инструктора по труду – соответствие актуальным и перспективным потребностям ребенка, развитие творческой направленности, обучение навыкам и умениям ручного труда, привитие трудолюбия и аккуратности, а также коммуникативности и формирование потребности к саморазвитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Доклад на тему:

«Повышение профессиональной компетентности инструктора по труду  через самообразование».

 Составила инструктор по труду: Сивова Н. И.

г.о. Егорьевск, 2022г

«Мастерство учителя — это специальность,

которой надо учиться»

А.С. Макаренко

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции педагога происходит повышение качества образования учащихся.

Во все годы профессиональный рост педагога был и остается одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся творческой среде.

Основная цель в работе инструктора по труду – соответствие актуальным и перспективным потребностям ребенка, развитие творческой направленности, обучение навыкам и умениям ручного труда, привитие трудолюбия и аккуратности, а также коммуникативности и формирование потребности к саморазвитию.

Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий обучающий процесс,  педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную раскрывать творческие навык ребенка в современном, динамично меняющемся мире.

Деятельность  инструктора по труду неразрывно связана  с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем. Это выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации инструктора по труду современных технологий, стимулирующих творческую активность ребенка. Достижение данных требований невозможно без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства.

 Самообразование (профессиональное самообразование инструктора по труду) – это процесс самостоятельного освоения новых способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей деятельности.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих профессиональных знаний, но также -  почерпнуть новые идеи и тенденции в творчестве, узнать современные материалы и технологии, новые направления в прикладном творчестве, а также   найти эффективные приемы развивающей и коррекционной работы с детьми, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью, чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал через занятия народно-прикладным творчеством.

Благодаря самообразованию, шагая в ногу со временем,  у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность инструктора по труду к собственному развитию и саморазвитию.

• Инструктор по труду владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт инструктора по труду является фактором изменения образовательной ситуации. Инструктор понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Инструктор по труду обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе  деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой ребенка, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Появление Интернет обеспечило  множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, повышению квалификации с помощью интернет - ресурсов и технологий.

 Научно-техническое развитие современного общества требует от инструктора по труду освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в свою деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью.

На просторах интернета есть огромное количество разнонаправленных творческих коллективов, где имеются многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Доступ к новостям, возможность представить на суд коллег свои творческие работы, обсудить идеи и способы их реализации сайта — все это позволяет инструктора по труду почувствовать себя частью большого творческого сообщества.

Это позволяет разнообразить свою  деятельность, овладеть новыми технологическими  приёмами. И за размещение материалов, можно получить свидетельства и сертификаты.

Интернет даёт возможность участвовать в различных дистанционных конкурсах и выставках, разнообразие которых просто поражает.

Таким образом, можно сделать вывод, что всегда существуют условия, в которых каждый инструктор по труду может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования инструктора по труду является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем. Только самообразование может позволить каждому  оставаться актуальным в современных условиях.

Выражение «Не идти вперед - значит идти назад» должно быть ключевым для каждого современного инструктора по труду.

 И следует помнить - "Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их. А посколько эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего взрослых. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить." В. Зубков.

 Инструктор по труду обеспечивает ребенку интересную, живую, необыкновенную, индивидуальную, свободную и творческую атмосферу на занятиях, наполняет его идеями, тем самым, дает возможность ребенку найти и выразить себя. Через созданные своими руками поделки, познается радость творчества и достижение результата,  создается  позитивная   опора маленькому внутренннму Я.