Программы

Ольга Александровна Захарова

Программа по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по самообразованию45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

 «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушением

опорно-двигательного аппарата №20 г. Иркутска»

Программа по самообразованию

Тема:

Использование инструкционных и технологических карт на                            уроках швейного дела как средства практической и                      исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ

Составитель: Захарова О.А.

Должность: учитель технологии

Категория: высшая

2021 г.

Пояснительная записка

Совершенствование качества обучения ~ воспитания в образовательной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций   невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике   и  др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом   педагогического ВУЗа. Эта способность определяется    психологическими  и  интеллектуальными  показателями  каждого  отдельного  учителя, но  не  в  меньшей  степени  эта  способность  вырабатывается  в  процессе  работы  с  источниками  информации, анализа  и  самоанализа, мониторинга  своей  деятельности.

Актуальность темы.

Для решения задач подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая оснащенность мастерских.

По цели использования наглядные средства можно разделить на несколько групп:

  • Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические рисунки).
  • Наглядные средства, применяемые для обучения планированию (предметные карты, предметно-технологические, инструкционные карты, планы в таблицах, предметно-операционные, графические планы).

В своей педагогической практике я в системе использую предметные, предметно-технологические карты, инструкционные карты.

Так, предметная карта отражает основные операции изготовления изделия, предусмотренного программой по швейному делу. На ней располагаются в определенной последовательности прикрепленные образцы одного изделия, а также могут располагаться инструменты и приспособления, необходимые для изготовления данного объекта.

Предметные технологические карты отражают стандартные планы работы, выполнения трудовых операций, т.е. изменение формы и размеров объекта. Используются для объяснения последовательности выполнения технологического узла и при проверке знаний, учащихся о порядке выполнении предстоящей работы.

Разборные предметно-технологические карты, содержащие кроме предметных образцов, набор табличек с названием технологических операций более полно отражают план работы. Такие карты позволяют учащимся точнее представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия, они дают возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы.

Инструкционные карты представляют собой план изготовления изделия, который отражает те предметные образцы, которые расположены между кроем и законченным изделием и каждый образец соответствует технологической операции. Все элементы инструкционных карт используются в различных вариантах в индивидуальной и фронтальной работе с учащимися. Данные виды карт, в основном, используются в старших классах.

Предметные, предметно-технологические и инструкционные карты разработаны на все изделия, предусмотренные программой по швейному делу в 4-10 классах, и используются на различных этапах урока. Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение предметных, предметно-технологических, инструкционных карт. 

Многолетний опыт работы с разнообразными видами карт показал, что у школьниц вырабатываются устойчивые умения и навыки. А именно предметные, предметно-технологические и инструкционные карты:

- способствуют формированию оперативного образа объекта труда у детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести (Например, обработка срезов обтачкой; обработка манжеты на рукаве и т.д.);

- развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут перенести на другие несложные изделия (умение составить последовательность своих практических действий);

- у учащихся вырабатываются контролирующие действия;

- карты облегчают понимание информации, которую учитель представляет на уроке;

- способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний и развитию профессиональных двигательных навыков;

- позволяют активизировать и направлять практическое мышление учащихся;

- повышают работоспособность;

- формируют основные компоненты любого трудового приема: результат, орудие труда, двигательная программа

Анализ контрольных работ, выпускные экзамены по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) свидетельствует о том, что учащиеся выпускных классов разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они умеют читать чертежи, понимают рисунок готового изделия, у них сформированы навыки и умения самостоятельной работы.

Тема ГОКУ школы-интерната №20 г. Иркутска: Управление профессионально-личностным ростом педагога, как одно из основных условий   обеспечения   качества образования».                                                        

          Цель: Профессиональное развитие педагога, как условие обеспечения качества образования.

Тема самообразования: Использование инструкционных и технологических карт на уроках швейного дела как средства практической и исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ.

Целью исследования является:

- выявление потенциала инструкционных и технологических карт на уроках швейного дела как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении Технологии.

- повышение продуктивности работы с инструкционными и технологическими картами учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы, создание алгоритма работы с видео-инструкционным материалом.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по теме исследования, учебно-методическую литературу;
  • повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • изучить инновационные методы в работе с инструкционной картой с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • изучить опыт педагогов школы, города, страны для профессионального развития;
  • овладеть новыми методами и технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс, для обеспечения качества образования;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • транслирование личного опыта.

 Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по преподаваемым  предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
  • формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и городского МО учителей;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах. 

Форма самообразования: (индивидуальная - через индивидуальный план; групповая - через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей, а также через участие в жизни школы, коллективная)

Этапы и сроки реализации программы самообразования: с 01.09.2021г. по 31.05.2026г.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

ФИО: Захарова Ольга Александровна

Должность: учитель технологии

Тема по самообразованию: Использование инструкционных и технологических карт на уроках швейного дела как средства практической и исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ.

Актуальность темы.

Применение видео инструкционного материала на уроках технологии (швейное дело).

В связи с возрастными особенностями восприятия школьников к инструкционным  и технологическим картам предъявляются особые требования, в отличие от других учебных пособий. Главное требование — соответствие видео инструкционного материала содержанию школьной программы (или учебника). На видео инструкции должны иметь место все элементы действительности, которые описываются в изучаемом разделе учебника. Однако видео инструкции - это не только средство обучение, но и самостоятельный источник знаний, поэтому, помимо материала учебника, карта должна содержать дополнительную информацию, чтобы правильно отобразить взаимосвязи явлений, удовлетворить любознательность школьников при самостоятельной работе.

Объем дополнительной информации зависит от возраста учащихся: для школьников младших классов он не может превышать 20— 30% , для старших — 30—40% от базового уровня программы.

Способы отображения информации на тематических видео-инструкциях усложняются с увеличением возраста учащихся. В младших классах знаки более простые, часто используются художественные значки, способ качественного фона. На видео-инструкциях для старших школьников появляются структурные значки, условные изображения.

В учебном процессе инструкционная и технологическая карта выполняет разнообразные образовательные функции:

1. Карта служит главным средством наглядности в технологии. На ней можно увидеть сразу весь технологический процесс изготовления изделия, его пооперационную обработку.

2. Карта отражает все сведения об изделии. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картинка - не дают ясных и точных представлений о технологическом процессе изготовления изделия.

3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их.

 4. Видео инструкционная карта в процессе обучения технологии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Роль инструкционной карты в практических работах по технологии

Роль инструкционной и технологической карты при изучении технологии швейного дела очень велика. Карта, прежде всего, необходима для усвоения порядка изготовления изделия. С ее помощью учащиеся могут устанавливать пространственные связи между операциями, сначала простые, а затем все более сложные. Инструкционная видеокарта является самым доступным средством активизации обучения школьников, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету технологии, карта является средством обучения. По инструкционной карте в школе могут решаться различные практические задачи. В процессе обучения инструкционная карта способствует упорядочению операций по изготовлению чертежей, порядку изготовления выкроек, облегчает их усвоение и запоминание. При изучении инструкционной карты и работы с ней перед учителем стоят три основные цели: научить обучающихся понимать и читать карту, а также добиться знания карты. Особое место в работе с инструкционными картами в школе занимают также практические умения — выполнение по ним расчётов, решение различных практических задач.

ТЕМА. Использование инструкционных и технологических карт на уроках швейного дела как средства практической и исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ.

Цель: выявление состояния навыков работы с инструкционными картами у учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы, создание алгоритма работы обучающихся с видео технологическими картами.

Задачи: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии через использование новейших методов и технологий в процессе обучения школьников в умении использовать Видео инструкции и графический материал на уроках швейного дела.

А также:

  1. изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  2. изучить опыт педагогов;
  3. овладеть новыми технологиями и методами в использовании инструкционного и технологического материала на уроках технологии;
  4. разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности обучающихся;
  5. нарабатывать опыт педагогической работы по теме самообразования.

 Предполагаемый результат.

Основой предполагаемого результата самообразования учителя  и применение наработанного опыта на уроках технологии будет являться знание учащимися:

  • номенклатуры,
  • условные знаки инструкционных и технологических карт;
  • особенности изображения машинных и ручных швов;

В процессе проведения занятий учащиеся приобретут следующие конкретные умения:

  • расчёт расхода материала на изготовление изделия;
  • знание условных знаков;
  • составление планов изготовления и пошива изделия;
  • чтение инструкционных карт;

Результатом самообразования достигается:

1. Повышение качества преподаваемого предмета.

2. Проведенные открытые уроки перед учителями школы.

4. Доклады и выступления.

5. Разработка и проведение уроков по работе учащихся с картографическим материалом.

6. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям в работе с компьюторным материалом.

   

Оценка эффективности темы

Эффективность будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий и учеников образовательного процесса;

- уровень обученности школьников;

- степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

- качество учебно-методического и технологического обеспечения.

Этапы работы над темой самообразования:

Направление, содержание деятельности

Сроки

Отметка
о выполнении

1

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы.

Август

 

2

Составление плана работы над темой

Август

 

3

Составление списка литературы по теме

В течение года

 

4

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме.                 Внедрять новые формы непрерывного повышения профессиональной компетентности в образовательный процесс обучающихся.

Постоянно

 

5

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

Постоянно

6

Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности

Постоянно

7

Провести открытый урок

апрель

8

Участие в  неделе естественных наук и математики, физики, ОБЖ

Март-апрель

9

Мониторинг педагогической деятельности

Постоянно

10

Подготовка и выступление на МО и педсовете

Апрель-май

11

Участие в Олимпиадах по технологии (различного уровня), различных проектах и конкурсах.

Постоянно

12

Систематизация материалов по теме: технологический и инструкционный материал на уроках технологии (швейное дело).

Постоянно

 

13

Накапливать и обобщать опыт по подготовке учащихся к работе с картами на уроках.

Постоянно

14

Формирование банка по разработкам и проведению уроков с применением инструкционного материала

Постоянно

15

 Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Май

 

Годовой план работы по теме самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Способ демонстрации

результата проделанной

работы

1. Диагностический  

Создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.  

Сентябрь - октябрь

Примерное планирование этапов работы над темой самообразования. 

2. Прогностический  

Планирование и прогнозирование результатов 

Ноябрь-декабрь 

Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой 

3. Практический  

Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ.    Накапливать и обобщать опыт по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Подбор и изучение методической литературы, новых педагогических технологий.

Январь - март 

Проверка новых методов работы, постановка экспериментов. 

4. Обобщающий  

Подведение итогов, оформление результатов по теме. 

Формулирование выводов и предложений 

Апрель- 

май 

Презентация материалов на заседаниях МО.

5. Внедренческий  

Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. 

Следующий

учебный 

 год 

В процессе дальнейшей работы использовать собственный опыт, а также заниматься его распространением.